Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Производственный и финансовый рычаги (леверидж) в управлении финансами. Анализ зависимости «объем продаж – цена – прибыль» (CVP – анализ)

  • 👀 524 просмотра
  • 📌 479 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Производственный и финансовый рычаги (леверидж) в управлении финансами. Анализ зависимости «объем продаж – цена – прибыль» (CVP – анализ)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Производственный и финансовый рычаги (леверидж) в управлении финансами. Анализ зависимости «объем продаж – цена – прибыль» (CVP – анализ)» docx
Конспект лекций по дисциплине «Финансовый менеджмент» Модуль 3: Финансирование развития компании. Лекция 9. Производственный и финансовый рычаги (леверидж) в управлении финансами. Рассматриваемы вопросы: 9.1. Анализ зависимости «объем продаж – цена – прибыль» (CVP – анализ). Тезисы Понятие, основные достоинства и возможности маржинального анализа. Определение безубыточного объема продаж в натуральном и стоимостном выражении, зоны безопасности предприятия. Определение критических величин: постоянных затрат, переменных затрат и цены реализации. Понятие маржинального анализа Маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя важнейшими экономическими показателями: затраты, объем производства и прибыль, играет большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе. Данный метод называют еще анализом безубыточности. Разработан он был в 1930 г. году американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования. Методика маржинального анализа позволяет изучить зависимость прибыли от наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования величины прибыли. Основные достоинства и возможности маржинального анализа состоят в определении: • безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат; • зоны безопасности (безубыточности) предприятия; • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли; • критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода; • критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат. С помощью маржинального анализа обосновываются управленческие решения в части: • выбора вариантов изменения производственной мощности; • ассортимента продукции; • цены на новое изделие; • вариантов оборудования; • технологии производства; • приобретения комплектующих деталей; • оценки эффективности принятия дополнительного заказа и т.д. Безубыточность — это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж — это зона безопасности (зона прибыли), чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности — основные показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия. Расчет данных показателей основывается на взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Определение безубыточного объема продаж проводят в натуральном и стоимостном выражении зоны безопасности предприятия. Согласно системе «директ-костинг» затраты делятся на постоянные и переменные, и в себестоимость включаются только переменные затраты (часть себестоимости). Современный директ-костинг основан на вычитании из выручки переменных расходов и определении предельной (маржинальной) прибыли, которая отличается от реальной прибыли на сумму постоянных расходов, что позволяет уточнить порог рентабельности. Маржинальный доход предприятия (МД) — это выручка минус переменные затраты или прибыль в сумме с постоянными затратами: РП - ПрЗ = МД = ПЗ + ПЗ. Тогда прибыль от реализации можно представить как разность между маржинальным доходом и постоянными затратами: П = МД – ПЗ. Маржинальный доход на единицу продукции, ставка маржинального дохода (Дс), в свою очередь, — это разность между ценой единицы продукции и переменными затратами на нее (ПрЗед ) Дс = Цед - ПрЗед . Сумму маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде произведения количества проданной продукции (Х) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс): МД = Х ∙  Дс . Тогда формула прибыли от реализации будет иметь следующий вид: П = Х (Ц - ПрЗ) - ПЗ или П = Х ∙  Дс - ПЗ. Исходя из уравнения общей прибыли П = (Цi - ПрЗi ) ∙ Х - ПЗ, можно рассчитать точку безубыточности при выпуске одного вида продукции. Если нет прибыли, формула имеет следующий вид: РП = Ц ∙ Х = ПрЗед  ∙ Х + ПЗ. Из уравнения нетрудно найти значение Х, т.е. точки безопасности, безубыточности в натуральных единицах (порога рентабельности): или , где Тv  — точка безопасности, выраженная в натуральных единицах. Точка безубыточного объема продаж в денежном измерении (критический оборот) вычисляется по формуле: или , где Ду  — норма маржинального дохода, или удельный вес маржинального дохода в выручке. Точка критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть рассчитана по формуле: . Зона безопасности — это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж, рассчитывается по стоимостным показателям в процентах: . Если ставится задача определить объем реализации продукции в натуральном измерении (РПv) для получения планируемой суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид: или . Для стоимостного выражения требуемого объема реализации при прогнозируемой прибыли применяется формула: . В таблице представлен пример расчета показателей, характеризующих безубыточность. Расчет показателей, характеризующих безубыточность, тыс. руб. Показатели Значение Количество проданных изделий, шт. 60 Цена реализации 10 Выручка от реализации 600 Переменные затраты всего 360 Удельные переменные расходы 6 Постоянные затраты 140 Расчетные показатели Маржинальный доход: РП - ПрЗ (600 - 360) 240 Прибыль: РП - ПрЗ - ПЗ (600 - 360 - 140) 100 Ставка МД на ед. руб.: Цi - ПрЗi (10 - 360 / 60) 4 Норма маржинального дохода: МД / РП (240 / 600) 0,4 Точка безопасности, шт.: Тv = ПЗ / Дс (140 / 4) 35 Точка безопасности в денежном выражении: ПЗ / Ду (140 / 0,4) 350,0 Точка критического объема реализации в процентах к максимальному объему: ПЗ / МД × 100 (140 / 240 × 100) 58,3 Зона безопасности, %: (РП - Тv) / РП (60 - 35) / 60 × 100 41,7 Прогнозная величина прибыли 150 Объем реализации продукции для получения прогнозной прибыли, шт.: (ПЗ + Ппрогноз) / Дс (140 + 150) / 4 72,5 Объем реализации продукции для получения прогнозной прибыли, руб. (ПЗ + Ппрогноз) / Ду (140 + 150) / 0,4 725 Если организация реализует несколько видов групп однотипных товаров, тогда уровень безубыточности необходимо рассчитывать для общей суммы реализации и для каждой номенклатурной группы. Общий объем продаж в точке безубыточности принимается за Х. В развернутом виде и по группам товаров общая сумма реализация будет иметь следующий вид: УдА  ∙ Х + УдБ  ∙ Х, где УдА и УдБ  — удельные веса групп реализованных товаров А и Б, соответственно, в общей сумме реализации. Состояние равновесия (безубыточности) наступает, когда выручка от реализации равна понесенным суммарным затратам: РП = ПрЗед  ∙ Х + ПЗ. Представим выручку от реализации следующим уравнением: РП - ПрЗед  ∙ Х = ПЗ или ЦА  ∙  УдА + ЦБ  ∙  УдБ - ПрЗА  ∙  УдА - ПрЗБ  ∙  УдБ = ПЗ. В таблице 2 показан пример расчета точки безубыточности при реализации групп однотипных товаров. Таблица 2 Расчет точки безубыточности при реализации групп однотипных товаров Показатели А Б С Итого Количество проданных изделий, шт. 50 30 20 100 Удельный вес выпуска изделий в общем объеме 0,50 0,30 0,20 1,00 Продажная цена, тыс. руб. 70 90 120 х Выручка от реализации, тыс. руб. 3500 2700 2400 8600 Удельные переменные расходы, руб. 65 82 110 х Общая сумма переменных затрат, руб. 3250 2460 2200 7910 Маржинальный доход, руб. 250 240 200 690 Постоянные расходы, руб. х х 573 Финансовый результат руб. х х 100 Точка безубыточности, шт. 573 / (0,5 × 70 + 0,3 × 90 + 0,2 × 120 - 0,5 × 65 + 0,3 × 82 + 0,2 × 110) 83 По изделию А, шт. (83 × 0,5) 41,5 По изделию Б, шт. (83 × 0,3) 24,9 По изделию С, шт. (83 × 0,2) 16,6 Итак, организации необходимо реализовать 83 изделия для того, чтобы полученными доходами минимально покрыть свои расходы. При этом изделий марки А должно быть реализовано 42 шт., марки Б — 25 шт., марки С — 17 шт. В условиях многономенклатурного производства и реализации, например, при торговле широким спектром товаров, необходимо говорить об объеме безубыточной выручки, т.е. находить ее в стоимостном выражении по формуле: или . В таблице 3 приведен пример расчета безубыточного объема реализации в стоимостном выражении по многономенклатурным группам. Таблица 3 Расчет безубыточного объема реализации в стоимостном выражении по многономенклатурным группам Показатели Номенклатурные группы товаров Итого, тыс. руб. Конфеты развесные Чай развесной Кофе, банки Выручка кафе тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 1. Объем продаж 30 20,7 26 17,9 34 23,4 55 37,9 145 2. Переменные расходы 24 18,8 21 16 31 24,2 52 40,6 128 3. Маржинальный доход 6 х 5 х 3 х 3 х 17 4. Постоянные расходы 10 5. Финансовый результат 7 6. Точка безубыточности 10 / (1 - 128 / 145) или 10 / (17 / 145) 85,3 7. Точка безубыточности (конфеты развесные) 17,6 8. Точка безубыточности (чай развесной) 15,3 9. Точка безубыточности (кофе в банках) 20,0 10. Точка безубыточности (выручка кафе) 32,4 По данным расчета видно, что общий товарооборот в размере 85,3 тыс. руб. обеспечит безубыточную работу. При этом каждая группа товаров также имеет свой минимально допустимый объем реализации: конфеты развесные должны приносить минимальную выручку в 17,6 тыс. руб., чай развесной — 15,3 тыс. руб., кофе — 20,0 тыс. руб. и выручка от кафе — не менее 32 тыс. руб. Определение критических величин: постоянных расходов, удельных переменных затрат и цены реализации С помощью маржинального анализа можно установить не только критический уровень объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов. Критический уровень постоянных затрат рассчитывается следующим образом: ПЗ = Х ∙ (Цед - ПрЗед ) или ПЗ = Х ∙  Дс . Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены, уровне переменных затрат на единицу продукции. Критический уровень постоянных затрат, следовательно, равен маржинальному доходу. Если постоянные затраты превысят эту величину, то предприятие понесет убыток. Пример расчета критической суммы постоянных затрат (максимально возможной) показан в таблице 4. Таблица 4 Расчет максимально возможной критической суммы постоянных затрат Показатели Значение Цена изделия, руб. 50 Объем производства, ед. 5000 Переменные затраты, руб. 30 Критический уровень постоянных затрат, руб. Х × (Ц - ПрЗед) = 5000 × (50 - 30) 100000 При такой сумме постоянных затрат предприятие не будет иметь прибыли, но не будет и убытка. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они окажутся непосильными для предприятия. Критический уровень переменных затрат на единицу продукции: ПрЗед = Ц – ПЗ / Х. Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат. Цкр = ПЗ / Х + ПрЗед . Пример расчета критической цены реализации (минимально возможной) показан в таблице 5. Таблица 5 Расчет минимально возможной критической цены реализации Показатели Значение Объем производства, ед. 4000 Удельные переменные затраты, руб. 35 Постоянные затраты, руб. 120000 Критическая (минимальная) цена реализации (ПЗ / Х + ПрЗед) = 120000 / 4000 + 35 65 При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность — нулю. Установление цены ниже этого уровня принесет предприятию убыток. Литература: • Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х т. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. • Бланк И.А. Энциклопедия финансового менеджера. Вып. 1: Концептуальные основы финансового менеджмента. — Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. • Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000. • Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ.; Под ред. В.В. Ковалева. — СПб.: Экономическая школа, 1997. • Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. • Финансовый менеджмент: учебное пособие / Л.А. Молчанова, А.В. Касьянова, Э.И. Рау; под ред. Л.А. Молчановой. – М.: КНОРУС, 2012. Вопросы для самопроверки • Какие возможности маржинального анализа используются при бизнес-планировании? • Что такое безубыточный объем продаж (порог рентабельности, точка равновесия, критическая точка)? • Какие варианты управленческих решений можно обосновать на основе маржинального анализа? • Как рассчитывается точка безубыточности? • Что такое маржинальная прибыль? • Можно ли рассчитать безубыточный объем продаж при многономенклатурном производстве и реализации? • Как определяется критический уровень постоянных затрат, удельных переменных расходов и критический уровень цены реализации?
«Производственный и финансовый рычаги (леверидж) в управлении финансами. Анализ зависимости «объем продаж – цена – прибыль» (CVP – анализ)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot