Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1 Производственные сельскохозяйственные процессы
и общая характеристика МТА
Вопросы:
1. Общая характеристика производственных процессов и операций в с.х.
2. Общие сведения о ЭМТП
3. Понятие о машинно-тракторных агрегатах, их классификация МТА.
.
1. В. Общая характеристика производственных процессов и операций в с.х.
Выращивание той или иной с.х. культуры представляет собой сложный производственный процесс, который требует выполнение отдельных работ (операций) в строго
установленные агротехнические сроки, соблюдение определенных показателей качества
при выполнении операций, требует использования большого количества разнообразных
МТА, доставки к ним большого количества технологических материалов.
Производственный процесс – это совокупность операций, направленных на получение с.-х. продукции. Операцию еще называют с.х. работой.
Все операции подразделяются на:
1) технологические (основные), 2) вспомогательные, 3) транспортные,
Сельскохозяйственная работа или производственная операция — это воздействие
на обрабатываемый материал или объект (почва, растение, хлебная масса).
Технологические операции – это воздействие, которое направлено на изменение
свойств обрабатываемого материала, продукта. Ее также называют основной. Например,
вспашка связана с оборотом и крошением пласта, (культивация, послеуборочная обработка зерна и др.).
Вспомогательная операция – это воздействие на материал (объект) операции,
направленное на обеспечение качественного выполнения основной операции. Они бывают подготовительно-заключительные (подготовка поля, разбивка ее на загоны, комплектование агрегата трактора, схм) и сопутствующие (регулировка машины, контроль
качества выполнения работы).
Транспортная операция тесно связаны с технологическими и представляют собой
воздействие на материал с целью его перемещения без изменения его качества, свойств.
1
(доставка рабочих, зерна, удобрений, транспортировка соломы и др.), (где-то больше,
где-то меньше), (бетономешалка).
Основные принципы построения производственных процессов
Для разных отраслей производства характерны следующие общие принципы:
1) непрерывность движения обрабатываемого материала (принцип поточности);
(уборка зерновых: скашивание с обмолотом – транспортировка зерна);
2) согласованность операций во времени предусматривает выполнение каждой
операции в строго определенное время, соблюдение времени разрыва между операциями
и согласование работы технологических и транспортных агрегатов. (из-за отсутствия согласованности могут быть простои техники, нарушение качества работы)
3) принцип согласования в пространстве предусматривает согласование:
направления движения по полю на разных операциях (чередование направлений
вспашки, движение поперек направления посева при уборке изреженных хлебов;
рядности машин на пропашных культурах и др.)
4) полная загрузка машин во всех звеньях производственной линии; Принцип
характеризуется равенством производительности во всех звеньях линии (посев и
прикатывание, уборка и транспортировка).
5) минимум грузооборота материала и машин при выполнении процесса (выполнить объем транспортных работ минимумом транспортных средств: перевалочные, перевалочные, комбитрейлерные технологии перевозки); (нет жесткой привязки 1 комбайн 1 транспорт)
6) ритмичность процесса предполагает стабильное выполнение определенного
объема работы за единицу времени (намолот бункера, рассыпание удобрений из кузова),
чтобы обеспечить поточность и согласованность работы агрегатов.
Конечно же в соблюдение принципов построения производственных процессов в
сельском хозяйстве могут вмешиваться много разных факторов, например, метеоусловия, квалификация кадров, состояние почвы, неравномерность созревания, качество выполнения работы, как предыдущей, так и настоящей.
Но, если стремиться организовать работу с соблюдением этих принципов, можно
рассчитывать на хорошие экономические показатели: производительность, сроки работ,
затраты трудовые и финансовые.
2.Общие сведения о ЭМТП.
Машинно-тракторный парк (МТП) предприятия (кооператива, акционерного
общества, объединения и т. п.) представляет собой совокупность мобильных энергетических средств и агрегатируемых с ними рабочих машин и сцепок. (Тракторы + СХМ+
сцепки)
Транспортные средства (автомобили, прицепы) не являются сельскохозяйственными машинами и составляют транспортный парк предприятия. Автопарк в зависимости от решаемых задач можно рассматривать как в составе МТП, так и отдельно.
Все другие машины, в том числе и сельскохозяйственные, например, стационарные кормоприготовительные, водонагревательные и другие, составляют технологическое
оборудование или парк машин соответствующих цехов или ферм и не входят (что, конечно, условно) в машинно-тракторный парк предприятия.
Первое слово в названии дисциплины ЭКСПЛУАТАЦИЯ.
Эксплуатацией называется процесс использования.
Эксплуатация машины – это процесс, включающий в себя
2
1) использование машины по своему назначению, (пахотный агрегат для вспашки)
2) поддержание ее исправности и работоспособности (диагностирование, техническое обслуживание),
3) обеспечение ее функционирования (подготовка к использованию и техническому обслуживанию, технологическое обслуживание, хранение, транспортирование и т. п.).
Поэтому различают производственную и техническую эксплуатации.
Производственная эксплуатация – система мероприятий по выполнению механизированных с.х. работ МТ агрегатом. Включает в себя комплектование агрегатов, организацию их работы, технологию механизированных работ.
Техническая эксплуатация – система мероприятий по поддержанию машин в работоспособном и исправном состоянии. Она включает приемку, обкатку машин, ТО,
хранение, ремонт, а также снабжение материалами и запасными частями.
Технической эксплуатацией в основном занимается инженерная служба, а вот
производственную эксплуатацию должен знать и агроном - технолог.
ЭМТП – совокупность организационных, технических, технологических и др. мероприятий, осуществляемых при использовании парка или агрегатов. ЭМТП изучает и
обосновывает методы и способы рациональной эксплуатации МТА и МТП.
ЭМТП – базируется на знании устройства и принципа работы тракторов, автомобилей и схм. Курс ЭМТП как бы объединяет материал этих дисциплин, поскольку тракторы и схм работают, как правило, не разрозненно, а будучи объединенными в с.х. агрегат.
Курс эксплуатации МТП – сравнительно молодая научная дисциплина. Приоритет
в создании и последующем развитии в основном принадлежат отечественным ученым.
2. Понятие о машинно-тракторных агрегатах, их классификация МТА
В условиях производства для выполнения с.-х. операций используется огромное
количество разнообразных машин, энергетических средств и оборудования, которые
эксплуатируются в разнообразных природных условиях: в засушливых степях, в переувлажненных зонах, при температурах до +50°С в летний период и до -30 °С зимой, на
равнинных просторах и в условиях гористой местности, на низменностях и на значительной высоте над уровнем моря и т. д. Все это предъявляет специфические требования
как к самой технике и механизации сельского хозяйства, так и к методам и способам эксплуатации машин.
Специфика с. х. производства, особенно в растениеводстве, заключается в необходимости перемещения этих машин при возделывании с.х. культур, т.е. требует применения
большого парка мобильных машин, осуществляющих свою работу преимущественно при
своем перемещении.
Машинно-тракторный агрегат (МТА) –
это совокупность (сочетание) энергетического
средства, передаточного (вспомогательного)
механизма (сцепка, ВОМ) и рабочих машин3
орудий.
Понятие МТА происходит не от слова трактор, его в агрегате может и не быть, а от
слова traction, что означает тянуть, перемещать.
В качестве энергетического средства может быть трактор, эл. двигатель.
Например: 1) Т-150К +СПП-11 + 3СЗ-3,6
В данном агрегате источником энергии служит трактор Т-150К, СЗ-3,6 – рабочие
машины (СХМ), а СПП -11 сцепка для соединения трактора и схм.
2) СМ-4
Электродвигатель + целый набор рабочих машин-орудий (триера, решета) + ременные, цепные передачи.
Существует огромное разнообразие применяемых агрегатов, из которых формируется МТП хозяйств.
Мы назовем основные признаки, по которым МТА отличаются друг от друга.
КЛАССИФИКАЦИЯ МТА.
Применяемые в сельском хозяйстве МТА различают: (СЛАЙД)
1. По виду выполняемой технологической операции (по назначению)
пахотные
бороновальные
посевные
уборочные
2. По способу производства работ
мобильные
стационарные
ограниченно-мобильные
Мобильные агрегаты выполняют технологические операции в процессе движения
(пахотные, посевные).
Стационарные агрегаты выполняют сельскохозяйственные работы, находясь неподвижно (приготовление травяной муки), очистка зерна.
Ограниченно-мобильные характеризуются тем, что в промежутках между выполнением технологических операций их можно перемещать с одного участка на другой
(СМ-4). К этой же группе относятся агрегаты, выполняющие операции на стационаре и в
процессе перемещения (поливальные установки).
3. По виду источника энергии (двигателя)
с тепловым двигателем (механические)
4. По составу рабочих машин
однородный
комбинированный
с электрическим двигателем (электрические)
комбайновый
универсальный
Однородный агрегат используют для выполнения одной технологической операции. Он может быть одно- и многомашинным, т. е. состоять из нескольких однотипных машин.
Комбинированный агрегат состоит из нескольких машин и предназначен для одновременного выполнения нескольких технологических операций машинами различного
4
вида (комбинированный: почвообрабатывающие и посевные комплексы; предпосевная
обработка и посев).
Комбинированные агрегаты составляют путем соединения в агрегате нескольких
рядов разнотипных машин – культиваторы и бороны, культиваторы и сеялки и т. д.; закрепления нескольких разнотипных рабочих органов на одной раме в технологической
последовательности, например, культиваторные лапы и катки и т.д.; создания отдельных
комбинированных рабочих органов для выполнения нескольких операций типа лапысошника, который одновременно рыхлит почву и высевает семена на заданную глубину.
Основные преимущества комбинированных машин:
•
Сокращение промежутка времени между отдельными операциями, что в
дальнейшем способствует повышению урожайности, что особенно важно для операций
предпосевной обработки почвы и посева в засушливых районах;
•
Снижение уплотняющего воздействия трактора на почву за счет уменьшения
числа проходов по полю;
•
Повышение производительности труда и уменьшение эксплуатационных затрат, включая и расход топлива
•
Более полная загрузка двигателя, особенно при комбинировании энергоемких операций.
•Основные недостатки комбинированных машин:
•
Усложнение конструкции агрегата и соответственно процесса его укомплектования;
•
Снижение общей надежности агрегата из-за увеличения вероятности отказа
при большом числе машин;
•
Уменьшение маневренности, особенно агрегатов, составляемых из обычных
одно-операционных машин.
•
Общее условие целесообразности совмещения операций по отдельным показателям следующее: показатель комбинированного агрегата должен быть лучше суммы
показателей отдельных агрегатов на совмещаемых операциях.
Комбайновый агрегат – в состав, которого входит одна машина, выполняющая несколько технологических операций (ЗУК).
Универсальные агрегаты (или машины) оборудованы сменными рабочими органами для выполнения различных операций (адаптеры) – КУФ-1,8: жатка, подборщик,
способными выполнять в различное время разные операции, культиваторы со сменными
рабочими органами (КУБМ, ВарнаАгромаш).
5. По числу рабочих машин в агрегате
одномашинные (МТЗ-82+ КРН-4,2) многомашинные (ВТ-100 +СПП-11 + 3СЗ-3,6)
6. По расположению рабочих машин относительно продольной оси трактора
симметричные (МТЗ-82+ КРН-4,2)
ассиметричные (МТЗ-80 + КС-2,1)
7. По расположению рабочих машин относительно трактора и водителя
с передним
с задним
с боковым
со смешанным
8.
По способу соединения их с источником энергии (навесные, прицепные и
5
полунавесные).
При классификации машин исходят в первую очередь из характера распределения
веса машины между трактором и ее собственными колесами при транспортировании. В
первом случае вес машины в транспортном положении воспринимается полностью ходовой системой трактором, во втором – собственными колесами, в третьем – и тем, и другим.
9. По способу привода рабочих органов машин
с приводом от двигателя
от опорно-ходовых колес
Требования, предъявляемые к МТА
Правильно составленный МТА должен удовлетворять следующим основным требованиям:
1.
Обеспечивать высокое качество работы в соответствии с агротехническими
требованиями и создавать предпосылки для нормальной работы последующих агрегатов
(вспашка – предпосевная обработка, посев, соблюдение междурядий);
2.
Соответствовать производственным условиям работы (противоэрозионные,
Размеру обрабатываемых участков, объему работ. Недостаток техники, как и переизбыток негативно сказываются на показателях работы предприятия). ДИПЛОМ (КУБМ-14,7,
КПШ-9, Челенджер – 12,5)
3.
Обеспечивать наименьшие затраты труда, средств и энергии на единицу обрабатываемой площади или собранной продукции (правильное комплектование, полнота
загрузки двигателя – коэф. использования тягового усилия на выбранной передаче);
4.
Быть достаточно маневренным и удобным в обслуживании;
5.
Обеспечивать нормальные условия для работы механизаторов и подсобных
рабочих;
6.
Машины, входящие в агрегат, должны иметь высокую эксплуатационную
надежность.
6