Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Произведения литературы Древней Руси

  • 👀 335 просмотров
  • 📌 321 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Произведения литературы Древней Руси» docx
Задания к лекции № 4. I. Познавательное значение. Многие произведения литературы Древней Руси рассказывают о реальных событиях из истории государства, и поэтому имеют познавательное значение. Так в «Слове о полку Игореве» рассказывается о походе русских князей во главе с Игорем Святославовичем против кочевников-половцев, который завершился неудачей. Из «Слова о полку Игореве» читатель мог подчерпнуть знания о географии русского государства. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается об эпизоде периода феодальной раздробленности, а именно о первом походе Батыя на Русь, начавшемся в 1237 году. «Сказание о Мамаевом побоище» повествует о Куликовской битве 1380 года. Воспитательное значение. «Повесть о Горе-Злосчастии» демонстрируют читателю, что за все неправедные поступки следует наказание. Не случайно «Повесть…» начинается с библейского рассказа о грехопадении Адама и Евы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» учит читателя правильному, христианскому отношению к браку, в котором любовь обязательно стоит на первом месте. Любовь должна быть важнее власти или материальных ценностей. Эстетическое значение. «Слово о полку Игореве» стало источником некоторых крылатых выражений: «Тогда великий Святослав обронил золотое слово» или «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по дереву». Источник мотивов, сюжетов, тем, образов литературы Нового времени. Сюжет о смерть князя Олега из Повести временных лет затем был использован А.С. Пушкиным в «Песне о вещем Олеге». II. Литература периода Киевской Руси. 1. Историческая справка. Киевская Русь – это начальный период из истории Древнерусского государства, во время которого формируется единое государство с центром в городе Киев. Историю Киевской Руси отсчитывают с 862 года – даты призвания Рюрика на новгородский престол. В это время в Киеве правили следующие князья – Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Владимир Святославович (Красно Солнышко), Ярослав Владимирович (Мудрый), Владимир Мономах, Мстислав Великий. Обычно именно правление Мстислава Великого считается концом периода Киевской Руси и началом удельного периода. Митрополичья кафедра в Киеве была учреждена в 988 году после крещения Руси. Среди известных митрополитов можно назвать Илариона Русина, Климента Смолятича, Константина II. К основным событиям периода Киевской Руси можно отнести походы князя Игоря на Константинополь, крещение Руси (988 год), междоусобицу за великокняжеский престол сыновей Владимира I, княжение Ярослава Мудрого и составление первого сборника законов – Русской правды, съезд князей в Любече (1097 год), походы русских князей на половцев, укрепление княжеской власти при правлении Владимира Мономаха. 2. Литература Киевской Руси возникает с принятием христианства, поэтому одной из главных функций была функция распространения христианской религии. Культурная жизнь страны в этот момент концентрируется в Киеве – столице государства, именно там закладываются основы летописания. Происходит становление литературного языка и всей литературы в принципе, поэтому авторы часто обращаются к произведениям византийской литературы. Основные жанры этого периода – летописи, агиографии, памятники красноречия. Центральные темы этого периода – Родины (патриотические мотивы и призыв к объединению), христианской религии, любви, героизма. Ведущими стилями в это время можно назвать эпический и монументального историзма. Главной летописью этого периода является Повесть временных лет, существующая в двух редакциях – Нестора и Сильвестра. Повесть временных лет состоит преимущественно из погодных записей, но встречаются и подробные летописные рассказы. В Повести временных лет можно выделить две главных идеи – распространение христианских ценностей и призыв к объединению князей. Текст Повести поэтичен, автор явно обращался к устным народным источникам. Повествование ведется от лица летописца, но встречается и косвенная речь. К ведущему произведению из жанра слова можно отнести «Слово о полку Игореве». Слово также носит поучительный характер и имеет большое религиозное значение. Произведение рифмованное, поэтому часто его называют эпической поэмой. Помимо религиозной тематики это произведение содержит следующие темы – патриотизма, природы, героизма и т.д. III. Для анализа я взяла учебник по литературе для 5 класса под редакцией Г.С. Меркина. В данном учебнике в разделе древнерусской литературы приводятся выдержки из «Слова о полку Игореве». Помимо самого текста «Слова» в учебнике содержится небольшая статья по литературе Древней Руси. В данной статье доступно для ученика пятого класса изложен процесс появления письменности на Руси и первых произведений русской литературы. Автор не просто рассказывает о литературе Древней Руси, но и связывает её с событиями из русской истории (здесь мы можем увидеть междисциплинарный подход). Так в данной статье упоминается о князе Владимире Святославовиче и других Рюриковичах. Автор статьи говорит о тематике Повести временных лет – «мысль о необходимости мира между князьями». В учебнике приводится 3 «отрывка» из Повести временных лет – о расселении славян, легенда о братьях Кие, Щеке и Хориве, и эпизод, рассказывающий о дани хазарам. Так как учебник предназначен для обучающихся пятого класса, то фрагменты из Повести временных лет приводятся в пересказе, адаптированном для понимания одиннадцатилетних детей. На мой взгляд, фрагменты из Повести авторами учебника также подобраны удачно и дополняют знания из курса русской истории. Авторами была выбрана не самая известная легенда из истории Киевской Руси – о Кие, Щеке и Хориве – о которой дети могут не знать. Фрагмент о расселении славян поможет детям разобраться в славянских племенах Древней Руси. Фрагмент рассказывающий о дани хазарам передает одну из основных тем Повести – патриотическую. В учебнике практически ничего не говорится про художественные особенности древнерусской литературы, и так как сама Повесть временных лет представлена в пересказе, то ученики не могут самостоятельно ознакомиться с художественными особенностями. Некоторые особенности стиля Повести временных лет сохранены во фрагменте о расселении славян, в других фрагментах они уже не так заметны. В целом же сохранено построение предложений как в произведения древней русской литературы. На мой взгляд, художественным особенностям древнерусской литературы авторы учебника могли уделить немного больше внимания. В разделе с «Вопросами и заданиями» в учебнике содержится 6 пунктов. Первый вопрос – Какие события отражались в летописях? Ответ на этот вопрос содержится приводимой перед текстом Повести статье – принятие христианства, основание Киева, убийство князя Игоря древлянами и т.д.. На мой взгляд, было бы полезнее, если бы ученики составили свое мнение о событиях летописей исходя из самих летописных текстов. Кроме того, в учебнике не рассказывается о каких-либо других летописях Древней Руси, например, о новгородских или псковских летописях. Второй вопрос предполагает пересказ текста статьи. Плюсом данного учебника я могу назвать то, что авторы стараются подбирать разные по типу задания и задействовать все умения школьников. Третий и четвертый вопросы довольно похожи и предполагают использование одного и того же материала – О каких исторических событиях рассказали отрывки из «Повести временных лет»? Как объяснить названия входящих в неё текстов? Здесь уже авторы предлагают школьникам поработать непосредственно с текстом летописи, что также очень важно в курсе литературы. Однако, сами вопросы довольно просты и практически повторяют друг друга. Важно и то, что авторы предлагают ученикам воспользоваться их знаниями из курса истории (назовите исторические события), то есть опять же видно междисциплинарный подход. Более интересным мне показался пятый вопрос – Прочитайте ещё один отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам» и ответьте на ряд вопросов. Авторы снова выбрали фрагмент из Повести временных лет, но уже сильно отличающийся от предыдущих и представляющий собой особый жанр литературы Древней Руси. Детям также предлагается объяснить смысл некоторых выражений – «наслаждаются», «неоскудевающую», «засеял книжными словами», «пожинаем ученье книжное». Так слово «неоскудевающую» можно заменить словами неистощимый или неисчерпаемый. Последнее задание в данном разделе также предполагает собой пересказ, но уже отрывка из Повести временных лет. Интересным мне показалось то, что авторы учебника предлагают детям в пересказе использовать старинные слова, например, «дали от дыма по мечу», то есть некоторое внимание художественным особенностям Повести уделяется. Я считаю, что список данных вопросов можно было бы расширить и сделать их немного более интересными. Для этого необходимо дать ученикам и больше материала. Например, можно было бы привести выдержки из «Поучения Владимира Мономаха» и задать вопрос – какие можно выделить черты образа идеального князя в Киевской Руси? V. Авторская позиция в «Слове о полку Игореве». До сих пор ведутся споры о том, кто автор «Слово о полку Игореве», было ли оно составлено во времена Древней Руси или же это более поздняя подделка. Однако, повествование ведется от лица рассказчика, который и выражает авторскую позицию в произведении. В различных фрагментах «Слова о полку Игореве» мы можем увидеть отражение именно позиции автора. Выражается это и в самом начале «Слова». Там говорится: «Начаться же сей песни По былинам сего времени, А не по вымыслам Бояновым». Мы видим, что автор провозглашает основные требования к изложению исторических событий; для него изложение в первую очередь должно быть правдивым, достоверным. Автор «Слова» отвергает прежний подход к описанию событий – «вымыслы Бояновы». Наиболее ярко, на мой взгляд, авторская позиция проявляется в тех строчках, где повествователь призывает князей объединиться. Например: «Борьба князей с погаными прервалась, ибо сказал брат брату: "Это моё, и то моё же". И стали князья про малое "это великое" молвить и сами на себя крамолу ковать» В данных строчках видно, что автор осуждает русских князей и их стремление думать только о себе. Именно разъединенность русских князей по мнению автора «Слова» и служит причиной поражений русских воинов. Автор довольно ярко и эмоционально описывает состояние русского государства. Русская земля представляется автором практически как живой организм: «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли Русской». Авторская позиция проявляется и в описании различных князей. Например, князь Всеволод Святославович описывается так: «Ярый тур Всеволод! Стоишь на обороне, Прыщешь на ратных стрелами, Гремишь по шеломам мечом харалужным!» Можно встретить и множество характеристик князя Игоря Святославовича. Вот одна из них: «Игорь-князь и Всеволод отважный – Святослава храбрые сыны». Мы видим, что автор «Слова» прославляет храбрость и силу русских князей. Он дает свою собственную характеристику князьям, преимущественно, положительную. Хотя князья могут совершать и плохие поступки, автор акцентирует на этом меньше внимания. Авторская позиция выражается и в противопоставлении половцев русским воинам. В этом случае автор прибегает к различным эпитетам. Например: «Бесовы дети кликом поля прегородили, А храбрые русичи щитами червлеными». Половцы характеризуются как «бесовы дети», тогда как русские именуются «храбрыми». Авторскую позицию можно обнаружить и в различных средствах художественной выразительности – эпитетах, сравнениях и т.д. Иногда авторская позиция в произведении выступает и через описание природы, которая может даже сопереживать персонажам: «Но уже беду его предостерегают птицы по дубравам; Волки грозу навывают по оврагам; Орлы клекотом на кости зверей зовут; Лисицы лают на алые щиты».
«Произведения литературы Древней Руси» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot