Произведения литературы Древней Руси
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задания к лекции № 4.
I. Познавательное значение.
Многие произведения литературы Древней Руси рассказывают о реальных событиях из истории государства, и поэтому имеют познавательное значение. Так в «Слове о полку Игореве» рассказывается о походе русских князей во главе с Игорем Святославовичем против кочевников-половцев, который завершился неудачей. Из «Слова о полку Игореве» читатель мог подчерпнуть знания о географии русского государства. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается об эпизоде периода феодальной раздробленности, а именно о первом походе Батыя на Русь, начавшемся в 1237 году. «Сказание о Мамаевом побоище» повествует о Куликовской битве 1380 года.
Воспитательное значение.
«Повесть о Горе-Злосчастии» демонстрируют читателю, что за все неправедные поступки следует наказание. Не случайно «Повесть…» начинается с библейского рассказа о грехопадении Адама и Евы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» учит читателя правильному, христианскому отношению к браку, в котором любовь обязательно стоит на первом месте. Любовь должна быть важнее власти или материальных ценностей.
Эстетическое значение.
«Слово о полку Игореве» стало источником некоторых крылатых выражений: «Тогда великий Святослав обронил золотое слово» или «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по дереву».
Источник мотивов, сюжетов, тем, образов литературы Нового времени.
Сюжет о смерть князя Олега из Повести временных лет затем был использован А.С. Пушкиным в «Песне о вещем Олеге».
II. Литература периода Киевской Руси.
1. Историческая справка.
Киевская Русь – это начальный период из истории Древнерусского государства, во время которого формируется единое государство с центром в городе Киев. Историю Киевской Руси отсчитывают с 862 года – даты призвания Рюрика на новгородский престол.
В это время в Киеве правили следующие князья – Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Владимир Святославович (Красно Солнышко), Ярослав Владимирович (Мудрый), Владимир Мономах, Мстислав Великий. Обычно именно правление Мстислава Великого считается концом периода Киевской Руси и началом удельного периода. Митрополичья кафедра в Киеве была учреждена в 988 году после крещения Руси. Среди известных митрополитов можно назвать Илариона Русина, Климента Смолятича, Константина II.
К основным событиям периода Киевской Руси можно отнести походы князя Игоря на Константинополь, крещение Руси (988 год), междоусобицу за великокняжеский престол сыновей Владимира I, княжение Ярослава Мудрого и составление первого сборника законов – Русской правды, съезд князей в Любече (1097 год), походы русских князей на половцев, укрепление княжеской власти при правлении Владимира Мономаха.
2. Литература Киевской Руси возникает с принятием христианства, поэтому одной из главных функций была функция распространения христианской религии. Культурная жизнь страны в этот момент концентрируется в Киеве – столице государства, именно там закладываются основы летописания. Происходит становление литературного языка и всей литературы в принципе, поэтому авторы часто обращаются к произведениям византийской литературы. Основные жанры этого периода – летописи, агиографии, памятники красноречия. Центральные темы этого периода – Родины (патриотические мотивы и призыв к объединению), христианской религии, любви, героизма. Ведущими стилями в это время можно назвать эпический и монументального историзма.
Главной летописью этого периода является Повесть временных лет, существующая в двух редакциях – Нестора и Сильвестра. Повесть временных лет состоит преимущественно из погодных записей, но встречаются и подробные летописные рассказы. В Повести временных лет можно выделить две главных идеи – распространение христианских ценностей и призыв к объединению князей. Текст Повести поэтичен, автор явно обращался к устным народным источникам. Повествование ведется от лица летописца, но встречается и косвенная речь.
К ведущему произведению из жанра слова можно отнести «Слово о полку Игореве». Слово также носит поучительный характер и имеет большое религиозное значение. Произведение рифмованное, поэтому часто его называют эпической поэмой. Помимо религиозной тематики это произведение содержит следующие темы – патриотизма, природы, героизма и т.д.
III. Для анализа я взяла учебник по литературе для 5 класса под редакцией Г.С. Меркина.
В данном учебнике в разделе древнерусской литературы приводятся выдержки из «Слова о полку Игореве». Помимо самого текста «Слова» в учебнике содержится небольшая статья по литературе Древней Руси. В данной статье доступно для ученика пятого класса изложен процесс появления письменности на Руси и первых произведений русской литературы.
Автор не просто рассказывает о литературе Древней Руси, но и связывает её с событиями из русской истории (здесь мы можем увидеть междисциплинарный подход). Так в данной статье упоминается о князе Владимире Святославовиче и других Рюриковичах. Автор статьи говорит о тематике Повести временных лет – «мысль о необходимости мира между князьями».
В учебнике приводится 3 «отрывка» из Повести временных лет – о расселении славян, легенда о братьях Кие, Щеке и Хориве, и эпизод, рассказывающий о дани хазарам. Так как учебник предназначен для обучающихся пятого класса, то фрагменты из Повести временных лет приводятся в пересказе, адаптированном для понимания одиннадцатилетних детей. На мой взгляд, фрагменты из Повести авторами учебника также подобраны удачно и дополняют знания из курса русской истории. Авторами была выбрана не самая известная легенда из истории Киевской Руси – о Кие, Щеке и Хориве – о которой дети могут не знать. Фрагмент о расселении славян поможет детям разобраться в славянских племенах Древней Руси. Фрагмент рассказывающий о дани хазарам передает одну из основных тем Повести – патриотическую.
В учебнике практически ничего не говорится про художественные особенности древнерусской литературы, и так как сама Повесть временных лет представлена в пересказе, то ученики не могут самостоятельно ознакомиться с художественными особенностями. Некоторые особенности стиля Повести временных лет сохранены во фрагменте о расселении славян, в других фрагментах они уже не так заметны. В целом же сохранено построение предложений как в произведения древней русской литературы. На мой взгляд, художественным особенностям древнерусской литературы авторы учебника могли уделить немного больше внимания.
В разделе с «Вопросами и заданиями» в учебнике содержится 6 пунктов. Первый вопрос – Какие события отражались в летописях? Ответ на этот вопрос содержится приводимой перед текстом Повести статье – принятие христианства, основание Киева, убийство князя Игоря древлянами и т.д.. На мой взгляд, было бы полезнее, если бы ученики составили свое мнение о событиях летописей исходя из самих летописных текстов. Кроме того, в учебнике не рассказывается о каких-либо других летописях Древней Руси, например, о новгородских или псковских летописях.
Второй вопрос предполагает пересказ текста статьи. Плюсом данного учебника я могу назвать то, что авторы стараются подбирать разные по типу задания и задействовать все умения школьников.
Третий и четвертый вопросы довольно похожи и предполагают использование одного и того же материала – О каких исторических событиях рассказали отрывки из «Повести временных лет»? Как объяснить названия входящих в неё текстов? Здесь уже авторы предлагают школьникам поработать непосредственно с текстом летописи, что также очень важно в курсе литературы. Однако, сами вопросы довольно просты и практически повторяют друг друга. Важно и то, что авторы предлагают ученикам воспользоваться их знаниями из курса истории (назовите исторические события), то есть опять же видно междисциплинарный подход.
Более интересным мне показался пятый вопрос – Прочитайте ещё один отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам» и ответьте на ряд вопросов. Авторы снова выбрали фрагмент из Повести временных лет, но уже сильно отличающийся от предыдущих и представляющий собой особый жанр литературы Древней Руси. Детям также предлагается объяснить смысл некоторых выражений – «наслаждаются», «неоскудевающую», «засеял книжными словами», «пожинаем ученье книжное». Так слово «неоскудевающую» можно заменить словами неистощимый или неисчерпаемый.
Последнее задание в данном разделе также предполагает собой пересказ, но уже отрывка из Повести временных лет. Интересным мне показалось то, что авторы учебника предлагают детям в пересказе использовать старинные слова, например, «дали от дыма по мечу», то есть некоторое внимание художественным особенностям Повести уделяется.
Я считаю, что список данных вопросов можно было бы расширить и сделать их немного более интересными. Для этого необходимо дать ученикам и больше материала. Например, можно было бы привести выдержки из «Поучения Владимира Мономаха» и задать вопрос – какие можно выделить черты образа идеального князя в Киевской Руси?
V. Авторская позиция в «Слове о полку Игореве».
До сих пор ведутся споры о том, кто автор «Слово о полку Игореве», было ли оно составлено во времена Древней Руси или же это более поздняя подделка. Однако, повествование ведется от лица рассказчика, который и выражает авторскую позицию в произведении.
В различных фрагментах «Слова о полку Игореве» мы можем увидеть отражение именно позиции автора. Выражается это и в самом начале «Слова». Там говорится:
«Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым».
Мы видим, что автор провозглашает основные требования к изложению исторических событий; для него изложение в первую очередь должно быть правдивым, достоверным. Автор «Слова» отвергает прежний подход к описанию событий – «вымыслы Бояновы».
Наиболее ярко, на мой взгляд, авторская позиция проявляется в тех строчках, где повествователь призывает князей объединиться. Например:
«Борьба князей с погаными прервалась,
ибо сказал брат брату:
"Это моё, и то моё же".
И стали князья про малое
"это великое" молвить
и сами на себя крамолу ковать»
В данных строчках видно, что автор осуждает русских князей и их стремление думать только о себе. Именно разъединенность русских князей по мнению автора «Слова» и служит причиной поражений русских воинов. Автор довольно ярко и эмоционально описывает состояние русского государства. Русская земля представляется автором практически как живой организм:
«И застонал, братья, Киев от горя,
а Чернигов от напастей.
Тоска разлилась по Русской земле,
печаль обильная потекла среди земли Русской».
Авторская позиция проявляется и в описании различных князей. Например, князь Всеволод Святославович описывается так:
«Ярый тур Всеволод!
Стоишь на обороне,
Прыщешь на ратных стрелами,
Гремишь по шеломам мечом харалужным!»
Можно встретить и множество характеристик князя Игоря Святославовича. Вот одна из них:
«Игорь-князь и Всеволод отважный –
Святослава храбрые сыны».
Мы видим, что автор «Слова» прославляет храбрость и силу русских князей. Он дает свою собственную характеристику князьям, преимущественно, положительную. Хотя князья могут совершать и плохие поступки, автор акцентирует на этом меньше внимания.
Авторская позиция выражается и в противопоставлении половцев русским воинам. В этом случае автор прибегает к различным эпитетам. Например:
«Бесовы дети кликом поля прегородили,
А храбрые русичи щитами червлеными».
Половцы характеризуются как «бесовы дети», тогда как русские именуются «храбрыми». Авторскую позицию можно обнаружить и в различных средствах художественной выразительности – эпитетах, сравнениях и т.д. Иногда авторская позиция в произведении выступает и через описание природы, которая может даже сопереживать персонажам:
«Но уже беду его предостерегают птицы по дубравам;
Волки грозу навывают по оврагам;
Орлы клекотом на кости зверей зовут;
Лисицы лают на алые щиты».