Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Происхождение государства и права. Назначение и функции государства
1.1. Происхождение государства. Теории происхождения государства.
1.2. Сущность государства, его признаки и функции.
1.3. Механизм государства, его органы и их характеристика;
1.4. Форма государства.
1.1. Происхождение государства.
Теории происхождения государства
Современные археологические исследования подтвердили, что первой формой существования человеческого общества являлся род. Возможность выжить для человека, как биологического вида, обеспечивалась строгой системой запретов и дозволений, разделением труда по половому признаку, архаичными способами добычи пищи и уравнительным ее распределением. Присваивающая экономика лежала в основе функционирования взаимоотношений между членами рода, и в ее границах формировались ранние властные институты: вожди, старейшины, жрецы, военачальники. Около 10-12 тыс. лет назад в результате негативного изменения климата исчезла возможность добывать питание прежним способом. Возникла прямая необходимость переходить к оседлым формам жизни, одомашниванию животных, земледелию. Переход к производящей экономике требовал изменений всей системы социальных отношений. Человек отделялся от рода, происходило разделение труда и видов управленческой деятельности. Скотоводство отделялось от земледелия, ремесленный труд от обмена и торговли. Родовая община начала делиться на семьи по патриархальному признаку: главой семьи выступал мужчина, так как возросла роль мужского труда, более производительного, чем женский. Матриархат ушел в прошлое. Благодаря этим изменениям возник избыточный продукт, который мог свободно отчуждаться. Товарообмен, присвоение результатов чужого труда обусловливало возникновение частной собственности, социального неравенства, т. е. социального расслоения. Оно, в свою очередь, нарушало необходимую стабильность совместного проживания, что объективно требовало управления и контроля. Одним из первых осознанных социальных требований при переходе от кочевого образа жизни к оседлому явился запрет на инцест (кровосмешение). За это в роду отвечали специальные лица. Демографические, антропологические, геополитические, географические факторы усложняли существование человеческих сообществ. Переход первобытного общества к социальному расслоению с неизбежностью требовал возникновения нового института власти, который стоял бы над обществом и обеспечивал его стабильность с помощью специально подготовленных людей, органов принуждения и единых правовых норм.
Отсюда в истории государства и права выделяют три пути возникновения государства: восточный, западный и синтезный.
Зоны поливного земледелия в долинах рек Нила, Тигра, Ефрата, Ганга, Инда, Янцзы требовали привлечения к сооружению, эксплуатации и защите огромных ирригационных систем массы общинников. В свою очередь, из родоплеменной знати в этих районах формировался мощный аппарат управления, который мог объединять усилия общинников и распределять полученный продукт, большая часть которого переходила в руки родоплеменной знати. Она постепенно превращалась в обособленную касту управленцев. Следовательно, в основе социальной дифференциации населения в странах Востока лежало политическое неравенство, позволявшее распоряжаться собственностью и приобретать привилегии, что приводило к срастанию политической и экономической власти и появлению разветвленного бюрократического аппарата. Таким образом, восточный путь характеризуется устойчивостью сельской общины, трансформацией родоплеменной знати в государственный чиновничий аппарат и переходом общественной собственности в государственную. Государство управляло сельскими общинами и эксплуатировало их. Восточный путь оказался типичным и исторически наиболее распространенным.
Западный путь возникновения и развития государства в большей степени связан с имущественным неравенством. Доминирующим фактором в образовании государств на территориях древней западной Европы выступило деление общества на классы, так как на стадии «протогосударств», т. е. «военной демократии», активно формировалась частная собственность на землю, скот, орудия производства, в том числе и рабов. Разделение общинников на богатых и бедных позволяло независимым в имущественном отношении общинникам занимать ответственные государственные должности, а в дальнейшем и передавать их по наследству. Классическим примером является территория Древней Греции, где хорошо сформированное государство Крит в ХVI начале ХV в до н. э. соседствовало с протогреческими народами и племенами (ахейцы, пеласги, данайцы, лелеги), которые в эпоху бронзы стояли на ранних ступенях общественного развития. Завоевание Греции дорийскими племенами, которые уже имели опыт изготовления железных орудий, привело к исчезновению микенских государств, причем правовые документы памятников критского периода до сих пор не поддаются полной расшифровке. Приход дорийских племен повысил значение и авторитет общины, однако одновременно начался бурный процесс классообразования. Формирование общественно-политического строя Эллады занял более полутысячи лет с середины ХIIв по VI в до н. э. Развитие государств-полисов Древней Греции, а затем длительное формирование римского государства, которое происходило более тысячи лет (от VI в н. э. до V в. н. э.), от родового строя до республики, а в дальнейшем – империи, дают представление о роли классов в формировании государства и права.
Третий, синтезный, путь характерен для тех народов, которые от родоплеменных отношений сразу перешли к раннефеодальным государствам. Государствообразующим фактором выступает в данном случае и политическое, и имущественное неравенство. Таким способом формировалось государство у германских племен – франков, в Скандинавии, у славянских народов (Болгария, Польша, Моравия, Древняя Русь). Географическое положение, обширные территории, полукочевое земледелие, военные потребности создали возможности для более длительного сохранения общины и органов племенной демократии. Управленческие функции закреплялись за военным вождем и его дружиной. Накопление в руках вождя и дружины завоеванных богатств, постепенное разорение и закабаление ими своих сородичей обеспечивало им единство власти и собственности. В конечном счете, богатые общинники становились правящим классом феодалов, а эксплуатируемые соплеменники превращались в зависимых от них крестьян. Синтезный путь формирования государства был тесно связан с прочностью сельской общины, завоевательными войнами и объединением перед внешней опасностью.
Теории происхождения государства зависят от взглядов и суждений различных групп, слоев, классов, наций и иных социальных общностей. Исторически первой была божественная (теологическая) теория. Появление любого отдельного государства объяснялось волей богов. Так обосновывались причины появления ранних государств: Шумера, Вавилона, Иудеи, Древнего Египта и других. Например, в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон) так говорилось о происхождении царя: «Боги поставили Хаммурапи править черноголовыми». Впоследствии эти идеи были обоснованы и развиты в период развития средневекового христианства, чем обеспечивались претензии церковных иерархов на светскую власть. Авторами теологической теории явились средневековые философы-богословы А. Августин, Ф. Аквинский. Процесс возникновения государства в теории средних веков был аналогичен процессу сотворения Богом мира. Божественный разум управляет всем миром, устанавливает на земле порядок и гармонию. Поникнуть в тайну божественного замысла невозможно, поэтому народ должен верить и повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению божественной воли. Не менее древней считается патриархальная теория происхождения государства. Она получила обоснование еще в трудах Аристотеля. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой – отец – становится главой государства. Эта теория вновь нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английского мыслителя Р. Фильмера. В России ее сторонником был Н. К. Михайловский. Наиболее теоретически обоснованной и популярной является договорная теория происхождения государства, иначе – теория общественного договора. Она появилась в ХVII – ХIX вв. Сторонниками этой теории были Дж. Локк и Т. Гоббс в Англии, Ж.-Ж. Руссо во Франции, Б. Спиноза в Голландии, А.Н. Радищев в России. По теории общественного договора, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Договорная теория явилась значительным шагом вперед в познании и сущности государства. Она порывала с религиозными представлениями о происхождении государства, раскрывая социальное назначение государства, которое должно было гарантировать человеку его права и свободы. Кроме того, именно договорная теория положила начало понятию народного суверенитета, который заключался в подконтрольности государственно-властных структур народу. Обосновывалась возможность изменять, совершенствовать государство и даже свергнуть его, если это отвечало требованиям народа.В XIX в. наибольшее число сторонников получает теория насилия, согласно которой все государства возникли в результате завоевания и порабощения одного народа другим. Основателями этой теории были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверждали, что причиной возникновения государства стало внутреннее и внешнее насилие. Е. Дюринг развивал идею о том, что внутреннее насилие одной части первобытного общества над другой приводит к возникновению государства, собственности и классов. Государство становится органом управления побежденными. Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешнего насилия, согласно которой государство формируется как аппарат принуждения победившего племени. Из победившего формируется господствующий класс, а из побежденного – класс эксплуатируемых. Придание насилию универсальности позволяло раскрыть его значение для формирования государства.Появление в XIX в. теории Ч. Дарвина привело к тому, что биологические закономерности эволюции живых организмов пытались распространять и на социальные процессы. Так была сформулирована органическая теория происхождения государства, видными представителями которой явились английский философ Г. Спенсер и французский социолог Р. Вормс.
В XIX в. появляется психологическая теория происхождения государства, в которой доказывалось, что в людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества. Основатели этой теории – французский социолог и криминалист Г. Тард, а также русский правовед и социолог Л. И. Петражицкий.
Современные политологи и социологи отдельно выделяют демографический фактор, согласно которому процесс возникновения государства рассматривается в зависимости от численности и плотности проживания населения на конкретной территории.
Социологическая теория права возникла во второй половине ХIХ века и, с одной стороны, продолжала развитие идей либерализма, а с другой – обосновывала новые требования к экономике и политике, опираясь на целеполагание в общественном развитии. Социологическое направление в теории права связано с такими именами как Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин. С точки зрения социологического подхода, право – это объединение судебной и административной практики, которая обеспечивает необходимый социальный контроль и упорядоченные отношения между людьми. Закону отводится более скромная роль, так как он зависит от реальной деятельности субъектов права и, соответственно, может быть реализован только с их помощью.
Историко-материалистическая теория происхождения государства связана с именами Ф. Энгельса и К. Маркса. В этой теории возникновение государства связано исключительно с исторической необходимостью регулировать усложняющиеся общественные связи, которые, в свою очередь, зависят от борьбы классов с противоположными экономическими интересами. Для реализации господства одного класса над другим требовалось создание государства и права. Поскольку государство присуще лишь классовому обществу, с уничтожением классов государство с неизбежностью отмирает. Абсолютизация роли классов и экономического фактора также является неполной, так как в ряде регионов мира государства возникали еще до возникновения классов под влиянием других факторов.
Ни одна из перечисленных теорий происхождения государства не может претендовать на истину в последней инстанции. Множественность теорий происхождения государства является естественным следствием различных подходов к пониманию сущности государства, но это не мешает выделять его отличительные черты, которые признаются всеми исследователями. На современном этапе перед Российской Федерацией стоит задача построения правового государства, которое основано на верховенстве закона, равенстве всех перед законом, контроле гражданского общества перед государством.