Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате rtf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 4
Тема 4. Профилактически-оздоровительное сопровождение
Очень хорошо, что последнее время всё чаще поднимается вопрос об инклюзивном образовании. Это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Выготский Л.С. писал: «Необходимо создать такую систему обучения, которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребёнка – в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении.
Нельзя не оценить и тот момент, что инклюзивное воспитание и образование даёт семье ребёнка с ОВЗ возможность жить полноценной жизнью, даёт возможность стремиться вместе с ребёнком к успешности, к дальнейшему развитию личности, к достижению поставленных целей.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Успешное протекание образовательного процесса в вузе возможно только при устойчивом состоянии остаточного здоровья студентов-инвалидов, поэтому образовательный процесс должен проходить на фоне диагностики и коррекции физического состояния студентов-инвалидов, развития их адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Профилактически- оздоровительное сопровождение учебы инвалидов участвует в решении комплекса задач, направленных на реабилитацию инвалидов в процессе обучения их в вузе и предусматривает решение задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей инвалидов, гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию фонового состояния, включая нормализацию иммунного статуса, что непосредственно снижает риск обострения основного заболевания. Проведение постоянного мониторинга состояния здоровья инвалидов в процессе обучения их в вузе позволит успешнее решать задачи повышения психических ресурсов и адаптационных возможностей инвалидов в условиях повышения стрессовых информационных нагрузок, а также решать вопросы охраны здоровья и преодоления обострений хронических соматических заболеваний у данного контингента студентов. С этой целью для всех инвалидов должно проводиться клиническое исследование и систематическое психологическое тестирование. Данные задачи могут реализовываться силами вузовского профилактория, к услугам которого относятся консультационно- диагностическая и лечебнопрофилактическая помощь, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры (электро-, водо-, грязелечение), массаж, кислородные коктейли, фитотерапия и т.д. Данные задачи реализуются лечебным процессом и проведением санитарно- профилактической работой медицинских работников в виде бесед, лекций, наглядной агитацией. Лечебная база должна быть оснащена современной медицинской, лечебной и диагностической аппаратурой. В структуре профилактория либо в виде самостоятельного отделения вуза может осуществлять свою деятельность здравпункт, к основным задачам которого относятся: - оказание первой медицинской помощи; - оказание врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях;- участие в проведении мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, травматизма, профессиональных заболеваний, улучшению санитарно-гигиенических условий обучения; - осуществление лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе, организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); - организация по медицинским показателям направлений на консультации специалистов и госпитализацию; - организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в вузе. - пропаганда гигиенических знаний и здоровый образ жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации по факультетам. На все виды медицинской деятельности у вуза должны быть соответствующие лицензии. Профилактически-оздоровительное сопровождение студентов-инвалидов может включать в себя: – занятия адаптивной физической культурой в специальных медицинских группах с целью укрепления остаточного здоровья, развития и закрепления физических (в частности, двигательных), психических качеств, навыков самообслуживания.
Данные задачи могут реализовываться силами специалистов студенческой поликлиники, к услугам которого относятся консультационно- диагностическая и лечебно-профилактическая помощь. Данные задачи реализуются лечебным процессом и проведением санитарно- профилактической работой медицинских работников в виде бесед, лекций, наглядной агитацией. Лечебная база должна быть оснащена современной медицинской, лечебной и диагностической аппаратурой. Профилактически-оздоровитедьное сопровождение студентов-инвалидов может включать в себя: - занятия адаптивной физической культурой в специальных медицинских группах с целью укрепления остаточного здоровья, развития и. закрепления физических (в частности, двигательных), психических качеств, навыков самообслуживания. Адаптивная физическая культура сегодня рассматривается как важное условие повышения адаптационных возможностей студентов-инвалидов. Студенты, активно участвующие в оздоровительных мероприятиях, более успешно учатся и лучше адаптированы к разного рода социальным ситуациям; - профилактически-воспитательную работу по укреплению здорового образа жизни: двигательного режима, режима труда и отдыха, сбалансированного питания, психологической устойчивости к стрессам (в том Числе связанным с физическими нарушениями), профилактики и борьбы с вредными привычками; - оздоровление по путевкам, выделяемым в течение учебного года в санаториипрофилактории вуза, где студенты-инвалидьг получают консультации врачейспециалистов, обеспечиваются высококалорийным питанием, оздоровительными медицинскими процедурами и, при необходимости, медикаментами; - оздоровление в летний период по санаторно-курортным путевкам, выделяемым органами социальной защиты населения и власти. Профилактически-оздоровительное сопровождение включает в себя медицинскую реабилитацию студентов-инвалидов Во время их учебы в вузе в соответствии с индивидуальными программами реабилитаций. Оно складывается: - из ежегодного медицинского осмотра; - разработки и проведения медицинских реабилитационных мероприятий с коррекцией иммунитета, сосудистой патологии, психосоматических фоновых состояний и т.п.; - контроля за результатами стационарного лечения и протезирования. Таким образом, профилактически-оздоровительное сопровождение учебы инвалидов включает в себя комплексное воздействие на состояние здоровья и психологическое состояние инвалидов, обучающихся в вузе, что позволяет не только довести процесс обучения до получения ими диплома о высшем образовании, но и социально их адаптировать в обществе после окончания высшего учебного заведения.
Успешное протекание образовательного процесса в вузе возможно только при устойчивом состоянии остаточного здоровья студентов-инвалидов, поэтому образовательный процесс должен проходить на фоне диагностики и коррекции физического состояния студентов-инвалидов, развития их адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Профилактически-оздоровительное сопровождение учебы инвалидов участвует в решении комплекса задач, направленных на реабилитацию инвалидов в процессе обучения их в вузе и предусматривает решение задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей инвалидов, гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию фонового состояния, включая нормализацию иммунного статуса, что непосредственно снижает риск обострения основного заболевания.