Профессия CIO
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ
ПРОФЕССИЯ CIO
О
СПЕЦИАЛЬНОСТИ.
ПОЛНОМОЧИЯ
CIO.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ. СВЯЗЬ С БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИЕЙ.
ТРЕБОВАНИЯ
К
НЕОБХОДИМЫЕ
ПРОФЕССИИ.
ЗНАНИЯ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ТРЕБОВАНИЯ
К
CIO.
ОФОРМЛЕНИЮ
ПРЕЗЕНТАЦИЙ, К НАПИСАНИЮ ДОКЛАДОВ И СТАТЕЙ. СОВЕТЫ ПО
ВЫСТУПЛЕНИЯМ.
1
О СПЕЦИАЛЬНОСТИ
CIO (Chief Informational Officer) — главный руководитель компании в
области информационных технологий.
Информационные технологии — мощный инструмент бизнеса, —
являются средством интеграции, обеспечения эффективного взаимодействия
различных бизнес-процессов и бизнес-подразделений, — поэтому для
эффективного применения информационных технологий CIO должен хорошо
понимать бизнес компании, разбираться во всех её бизнес-процессах, – таким
образом, профессия CIO – одна из самых сложных и интересных.
И, конечно, профессия CIO чрезвычайно тяжела, так как CIO отвечает
за бесперебойную работу всех ИТ-сервисов, и если где-то происходит сбой
— виноват CIO и его команда. Кроме того, важнейшей составляющей
деятельности
CIO
является
реализация
новых
проектов
по
совершенствованию действующих и автоматизации новых бизнес-процессов,
и любые возникающие здесь проблемы — также «бьют» по CIO, хотя
зачастую вызваны слабой мотивацией бизнес- подразделений и пр.
Таким образом, профессия CIO — тяжелая и ответственная, но при
этом она же — одна из самых интересных и многогранных!
2
2 ПОЛНОМОЧИЯ CIO
Чем шире спектр полномочий CIO — тем больше вопросов он может
решать самостоятельно, — тем быстрее и эффективнее сможет он решать
поставленные задачи. Определим «максимальный» перечень полномочий,
необходимый для быстрого и эффективного решения CIO своих задач:
1)
Возможность упрощенного доступа (на прием и пр.) к
генеральному директору (либо его «ключевому» заместителю) с изложением
своих проблем и предложений. Так как без существенной поддержки первых
лиц невозможно эффективно заниматься развитием компании.
2)
Возможность принятия кадровых решений по подчиненным
сотрудникам (в «идеале» — в том числе в части возможности увеличения
либо изменения подчиненной организационной структуры). С учетом того,
что к назначению и отставке сотрудников нужно относиться с крайней
осторожностью, — возможность набирать в штат, назначать, увольнять и
перемещать сотрудников внутри подразделения с минимальным объемом
согласований, — сильно поможет CIO в решении его задач, в формировании
требуемой ему команды менеджеров и специалистов).
3)
Быть бюджетодержателем по «своим» статьям бюджета, — то
есть иметь полномочия самостоятельного формирования и защиты ИТбюджета. Очень важно обеспечить ИТ необходимым финансированием —
как деятельность по поддержке ИТ-инфраструктуры и информационных
систем, – так и по реализации новых проектов, и чем выше полномочия и
«независимость» CIO в данном вопросе — тем лучше будет финансовое
обеспечение ИТ-деятельности. При этом не надо забывать, что объем
финансирования ИТ должен быть не маленьким и не большим, — а
адекватным задачам компании. То есть если Вы «выбили» большой ИТбюджет и не смогли его эффективно (то есть с максимальной отдачей для
компании) потратить – это также проблема для CIO.
3
Доверенность на подписание ИТ-договоров, что позволяет более
4)
оперативно принимать решения – организовывать работу с подрядчиками,
инициировать новые проекты и пр. Если CIO не имеет полномочий
подписывать ИТ-договоры, то он не просто вынужден тратить больше
времени и усилий на представление договоров вышестоящему руководителю.
Полномочия по инициации и управлению разработкой ИТ-
5)
стратегии, а также проведения различных аудитов в области ИТ и
регламентации бизнес-процессов.
Полномочия по утверждению регламентирующих документов,
6)
касающихся ИТ. Наличие данных полномочий, позволит оперативно менять
различные параметры ИТ- сервисов, а также решать «внутрицеховые» задачи
ИТ.
Назначение CIO руководителем Комитета (Совета) по ИТ
7)
компании. Это позволяет самостоятельно управлять деятельностью Комитета
(Совета) по ИТ и проводить необходимые CIO решения. Однако зачастую
«политически» для CIO правильно быть заместителем руководителя
Комитета (Совета), в то время как руководителем будет являться
генеральный директор либо его первый заместитель.
Наличие «Права на ошибку». Полномочия CIO по сферам
8)
деятельности Функционально и организационно ИТ появились уже после
«связи
и
телекоммуникаций»
и
«производственных»
систем
(либо
автоматизированных систем технологического управления, АСТ У). На
практике сегодня эти «зоны» ответственности очень сильно пересекаются.
«Служба связи» исторически отвечала за телефонию и в ряде случаев – за
технологическую производственную связь. Это позволяет оптимизировать
расходы и комплексно решать все телекоммуникационные вопросы. АСТУ
— информационные технологии, зародившиеся в недрах и под управлением
производственных подразделений – как правило, под руководством
технического директора или главного инженера. Основная задача АСТУ —
автоматизация производственных процессов «нижнего уровня», в основном
4
управляющие работой производственного оборудования на промышленных
предприятиях. Как правило, системы АСТУ.
Перспективы CIO Кто такой CIO? С учетом вышеизложенного, и
принимая во внимание важную и все растущую роль информационных
технологий и руководителя в компании, отвечающего за информационные
технологии, - термин CIO (Chief Informational Officer) все чаще трактуется
как «главный руководитель компании по управлению информацией»... В
современном мире идет постоянный и все возрастающий рост объемов
обрабатываемой информации, растет сложность информационных систем и
их значение для бизнеса, — поэтому роль CIO в компании неизменно будет
возрастать как минимум – в 5–10 летней перспективе.
А что будет дальше – пока вопрос открытый, так как существует
мнение, что с развитием комплексных ИТ-решений типа ERP, систем класса
BPM (Business Process Management, системы управления процессами),
развитием аутсорсинга и наметившейся тенденцией «ухода» в «облака», —
ИТ-компетенция
будет
все
сильнее
концентрироваться
в
специализированных внешних ИТ-компаниях и поэтому функция ИТ в самой
компании будет менее значима; ИТ будет более сопоставимы с utilities
(потребляемыми ресурсами – электричество, вода и пр.). При этом роль CIO
будет
трансформироваться,
—
он
будет
все
меньше
заниматься
инфраструктурными вопросами и управлением собственного персонала, но
все больше – организацией информационных потоков и контролем внешних
сервисных компаний.
5
3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
3.1 Принципы работы CIO
В данном разделе приводятся несколько базовых принципов работы
CIO, без которых сложно достичь успеха в долгосрочной перспективе.
Принцип «Бизнес-ориентированности». ИТ – это прежде всего
инструмент бизнеса компании, поэтому важнейший принцип работы CIO –
делать максимально все возможное, чтобы помочь бизнес-подразделениям
решить их проблемы и задачи, в соответствии со стратегией развития и
требованиями руководства компании.
Принцип «Архитектурной целостности». Данный принцип гласит,
что одной из важнейших задач CIO является «защита» и контроль
целостности ИТ-архитектуры. Так, зачастую, идя навстречу различным
запросам и «хотелкам» руководителей бизнес-подразделений, которые
предлагают внедрить решения от различных производителей ERP-систем,
либо ориентирующихся на различные «классы» и типы оборудования и т.п. –
CIO тем самым закладывает «бомбу» в дальнейшее развитие компании,
увеличивая
сложность,
стоимость
и
сроки
внесения
изменений
в
создаваемую ИТ- архитектуру.
Принцип «Системности». CIO необходимо решать огромное
количество проблем и задач, но нужно не только «затыкать дыры»
возникающих проблем, но построить и «запустить» такие механизмы
преобразований ИТ в компании, которые позволят системно улучшить
ситуацию в перспективе.
Принцип «Измеримости». Системные улучшения реализуются через
изменения, которые инициирует и проводит CIO. При планировании
изменений, необходимым становится привлечение различных ресурсов
(финансовых, кадровых и пр.). Измеримые метрики качества результатов
изменений позволяют обосновывать привлечение необходимых ресурсов.
6
Кроме того, применение «принципа измеримости» помогает доказывать, что
изменения действительно приводят к улучшениям.
Принцип «Экспертизы». Принцип говорит о том, что для принятия
правильных решений необходимо обладать корректной информацией. Очень
важно иметь точную объективную оценку применяемой технологии,
параметрам автоматизируемых бизнес-процессов и т.д. Поэтому очень важно
прислушиваться к мнению экспертов требуемой области, и необходимо либо
самому досконально разбираться в каждой предметной области, либо иметь
собственных экспертов, работающих в организации.
Принцип «Инновационности». Принцип говорит о том, что CIO,
обладая знаниями о современных тенденциях в ИТ, появлении новых
технологических решений и прочего может выступить в роли «локомотива»
внедрения различных инноваций и современных методов обработки
информации в компании. И именно активной позиции в вопросах развития
очень часто ожидают от CIO генеральные директоры компаний.
Принцип
«Публичности».
Публичность
необходима
для
визуализации результатов работы проектов, процессов и персонала, на
основе чего можно построить механизм их объективной оценки, выявления и
последующего поощрения/продвижения наилучших сотрудников, а также
наказания наихудших. То есть должна заработать СИСТЕМА, работающая на
рост эффективности процессов и персонала.
Принцип «Одного Ответственного». Данный принцип гласит, что
каждая задача (процесс, либо проект, программа) должна иметь своего
«владельца»,
который
несет
персональную
ответственность
за
её
решение/выполнение. Иначе: a) не с кого будет спросить за результат; b) мы
не сможем собрать статистику результатов и понять: кто является хорошим
менеджером (работником), а кто наоборот, и соответственно не сможем
поощрять лучших и наказывать худших. Кроме того, необходимо включить в
данный принцип подход, при котором не происходит частой смены
7
руководителей проектов, направлений и пр., без четких и публичных
обоснований.
Принцип «Справедливости». Когда в результате применения всех
вышеуказанных принципов создается система, при которой наиболее
эффективные
и
успешные
менеджеры
поощряются
(сотрудники)
и
продвигаются (в том числе только успешным поручаются новые сложные и
ответственные
задачи/проекты),
а
наименее
успешные
—
отстраняются/увольняются.
К профессиональным задачам относятся:
−
проектирование и внедрение корпоративных ИС;
−
разработка и внедрение организационных концепций;
−
разработка,
адаптация
и
внедрение
прикладных
и
коммуникационных систем (в особенности для задач корпоративного
управления);
−
проведение теоретических и прикладных исследований в области
практического применения ИТ;
−
разработка новых методов и процедур разработки ИС;
−
поддержка
пользователей
при
внедрении
программно-
аппаратных решений;
−
внедрение ИТ-решений;
−
поддержка управленческих задач ИТ-департаментов, различных
проектных групп, консалтинговых компаний и др. организаций.
Кто
такой
CIO?
«Тот,
кто
обладает
соответствующими
компетенциями. На мой взгляд, основные компетенции CIO - следующие (в
порядке важности):
−
глубокое понимание бизнеса компании и глубинных причин
принятия тех или иных решений в компании;
−
умение
коммуницировать,
прежде
всего
с
вышестоящим
руководством, а также с коллегами - функциональными руководителями;
8
−
лидерство и умение повести за собой, причем лидерство не
только как руководителя своей ИТ-команды, но и как топ-менеджера,
способного отстаивать свою позицию перед руководством компании;
−
понимание технологий, причем не столько самих технологий;
−
сколько того, как и когда их принести в компанию;
−
обучаемость и способность к изменениям.» Павел Пестряков,
почетный член Клуба 4CIO.
3.2 Связь с будущей профессией
Профессионал в сфере бизнес-информатики занимается разработкой и
использованием информационных технологий в бизнесе и обладает знаниями
в области информатики, экономики и управления.
Задачи, которые будем решать:
−
анализ и проектирование архитектуры предприятия;
−
исследование и анализ рынка информационных систем и
информационно-коммуникационных
технологий
Анализ
и
совершенствование бизнес-процессов и IT-инфраструктуры предприятия;
−
управление корпоративными информационными системами и
цифровой инфраструктурой;
−
и
стратегическое планирование развития информационных систем
информационно
-
коммуникационных
технологий
управления
предприятием;
−
организация процессов жизненного цикла информационных
систем и информационно- коммуникационных технологий;
−
управление IT-сервисами и контентом информационных ресурсов
предприятия;
−
анализ и оценка применения ИС и ИКТ для управления бизнесом;
−
создание и ведение электронного бизнеса;
−
управление инновациями в сфере ИКТ;
9
−
консультирование по рациональному выбору и использованию
ИС и ИКТ управления бизнесом.
Это востребованный сегмент специалистов IT-сферы:
−
системный аналитик — специалист по решению сложных
организационно-технических
проблем,
имеющих
междисциплинарную
природу, использующий принципы общей теории систем и методы
системного анализа.
−
ведущий специалист ИТАТ;
−
специалист по ИС. Специалист, который занимается созданием,
изменением
и
сопровождением
информационных
систем
(ИС),
автоматизирующих разные задачи предприятий (например, учет, анализ,
контроль, планирование, реализацию товаров и т.д.).
−
IT – консультант. Прежде всего, он занимается изучением
потребностей клиента и, на основе взятых данных, разрабатывает требования
к информационной системе, подготавливает информационно-технические
решения, а также разрабатывает наиболее оптимальную структуру системы.
IT консультант занимается тестированием установленного программного
обеспечения с целью выявления вероятных сбоев в информационной
системе, проводит при необходимости модификации решений и систем;
−
ведущий специалист по качеству ИТ;
−
ведущий специалист функциональной группы CRM;
−
бизнес – аналитик. Специалист, использующий методы бизнес-
анализа для исследования потребностей деятельности организаций с целью
определения проблем бизнеса и предложения их решения;
−
ведущий специалист внедрения MES-систем.
10
4 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИИ
4.1 Отличие CIO от ИТ - директора
CIO — один из ключевых топ-менеджеров компании, занимающийся
не столько операционным, сколько стратегическим управлением ИТ, при
этом ИТ в компании рассматриваются как мощный инструмент бизнеса. В
странах с развитой экономикой CIO является членом коллегиального
исполнительного органа компании. Таким образом, он участвует в принятии
важнейших решений компании и в целом в ее управлении (см. раздел
«Корпоративное управление ИТ»). В России ИТ-директора исторически
отвечали в основном только за поддержку ИТ- инфраструктуры и почти
никогда не занимались стратегией – в результате очень редко входили в
состав руководства компаний. Однако, с ростом роли ИТ в бизнесе, с
активным внедрением мощных ИТ-платформ (ERP, информационными
хранилищами данных и пр.), – роль ИТ- директора в компаниях существенно
выросла, и сегодня многие крупные компании имеют в составе своих
руководящих органов CIO. Существует практика, когда CIO является
непосредственным руководителем ИТ-директора, при этом ИТ-директор
отвечает прежде всего за эксплуатацию, в то время как CIO — за общее
руководство и стратегию.
Кроме ИТ-директора, в подчинении CIO могут находиться:
−
компании
подразделение, отвечающее за формирование стратегии развития
(о
связи
бизнес-стратегии
и
ИТ-стратегии
(см.
раздел
«Стратегическое планирование ИТ»);
−
единый проектный офис — в случае, если проектный офис
контролирует все проекты компании, а не только в области ИТ;
−
бизнес-аналитики (методологи, технологи и пр.). Как правило,
такое подразделение создается для упорядочивания бизнес- процессов,
разработки
стандартов
и
инструкций,
формирования
нормативно
-
методологической базы и пр. Если данное подразделение находится не в
11
подчинении CIO, срок его эффективной работы недолог – не более года с
момента создания, так как это подразделение, по сути, «прослойка» между
ИТ и бизнес-подразделениями, и через какое- то время оно перестает
понимать и тех и других, и превращается в бюрократическую структуру.
Если данное подразделение подчиняется CIO – есть возможность его
правильного применения при реализации новых проектов и пр.
−
другие подразделения (в том числе функциональные) по
решению руководства компании.
4.2 Ответственность CIO
Как нас учили «классики» — нет полномочий без ответственности,
поэтому каждый CIO должен осознанно брать на себя только те полномочия,
за которые он может и хочет нести ответственность, и делать это
эффективно. Определим перечень вопросов, ответственность за решение
которых должен брать на себя эффективный CIO:
1) обеспечивать надежную эксплуатацию информационных систем и
сервисов компании. Как отдельную задачу, следует указать обеспечение
высокого
качества
информационного
обслуживания
топ-менеджмента
компании;
2) быть надежным партнером топ-менеджмента компании и вопросах
её развития. Вести эффективную проектную деятельность по внедрению
новых информационных систем и бизнес-процессов;
3) четко обосновывать расходы на ИТ. Постоянно работать над
сокращением расходов на ИТ там, где это возможно и рационально;
4) формировать надежную и эффективную ИТ-инфраструктуру;
5) выстраивать
эффективную
ИТ-архитектуру
информационных
систем, не допускать «перекосов» в её формировании и развитии;
6) быть «локомотивом» развития компании, постоянно предлагать
инновации, информировать руководство и функциональных заказчиков о
новейших трендах в ИТ и пр.;
12
7) осуществлять контроль за информацией и информационными
потоками, решение вопросов информационной безопасности;
8) иметь
«прозрачную»
систему
отчетности
для
руководства
компании – по расходам, выполнению проектов и поручений и пр.;
9) четко выполнять поручения руководства компании. В «идеале» —
максимально
зафиксировать
документально
те
требования,
которые
предъявляет Вам руководство (в том числе с использованием измеряемых
показателей
эффективности,
KPI).
Однако
на
практике
это
трудноосуществимо.
С чего начать новому CIO? Вновь назначенный CIO как правило
имеет «карт-бланш» на вхождение в компанию, с наделением «иммунитета»
на срок, как правило – от полугода до года (далее будем указывать среднюю
величину – 9 месяцев). Вместе с тем, очень важно то, как Вы себя проявите
сразу, с самого начала. В течение первых двух недель очень важно дать
понять, что с Вашим приходом в компании произошли изменения. Вы
должны быть на положительном «контрасте» с предыдущим CIO, в том
числе во внешних проявлениях, — вплоть до формы одежды, перестановки
мебели, изменения расписания совещаний и т.д., и т.п. В течение первых трех
месяцев необходимо максимально ознакомиться с коллективом, бизнеспроцессами и деловой атмосферой в компании, установить правильные
отношения с коллективом и топ-менеджерами, дать «быстрый эффект» там,
где это возможно, и инициировать ряд стратегических проектов и инициатив.
Так что нужно для этого делать?
1)
выстроить
хорошие
рабочие
отношения
с
Вашим
непосредственным руководителем. Принять стиль его руководства и
постараться оказаться максимально ему полезным. Необходимо регулярно
заходить к руководителю за указаниями и с вопросами о его видении тех или
иных аспектов деятельности ИТ и компании в целом;
13
2)
незамедлительно приступить к решению тех задач, которые
поставило перед Вами руководство компании при назначении на должность,
и информировать руководство о ходе их решения;
3)
отношения
лично
со
познакомиться
всеми
и
ключевыми
попытаться
установить
бизнес-руководителями.
хорошие
Ключевые
руководители бизнес - подразделений – Ваши заказчики, и от Ваших
отношений с ними будет зависеть, например: доверят ли они Вам решение
своих проблем, либо будут искать «обходные» пути. Очень важно лично
встретиться с ними, понять их основные проблемы – как в бизнесе, так и с
ИТ, - с тем чтобы в дальнейшем предложить им их решение;
4)
создать или реорганизовать, а при необходимости и возглавить
Комитет (Совет) по ИТ. Это даст Вам больший «политический» вес в глазах
всей компании, позволит проводить через Комитет (Совет) необходимые
вопросы, в том числе обсуждение результатов ИТ-аудита и согласование ИТстратегии. Однако, зачастую «политически» для CIO является правильным —
быть заместителем руководителя Комитета (Совета), в то время как
руководителем будет являться генеральный директор либо его первый
заместитель. Особенно это актуально, если у CIO нет значительного опыта
и/или авторитета в компании;
5)
сформировать в ИТ профессионально сильную и лояльную Вам
команду. Для этого надо прежде всего познакомиться с действующей
командой и определить: кто сильный менеджер (специалист), а кто нет; кто
лоялен Вам, а кто нет и т.д. Следует учесть, что раз Вы – CIO, Вы будете
работать прежде всего с подчиненными ИТ- менеджерами, и поэтому Вам
прежде всего нужно определиться по ним, и затем уже, при помощи
менеджеров, со специалистами. При этом лояльность к Вам Ваших
заместителей имеет приоритет над их уровнем профессионализма. Однако в
целом следует учитывать, что если перед Вами приоритетной поставлена
задача развития, то Вам важнее найти сильных профессионалов —
специалистов и менеджеров, а если задача – приоритетно сохранить и
14
удержать существующее положение – предпочтение следует отдавать
лояльным Вам подчиненным. Но во всем нужен разумный компромисс. CIO
не становятся в одночасье. Это определённая вершина карьерного роста,
предполагающая некий, для каждого свой путь. К определенному моменту у
CIO появляется «своя» команда, «скамейка запасных», с которой новые ИТруководители зачастую приходят в новую компанию. Однако важно не
«перегнуть палку», с тем, чтобы у базового коллектива это не вызвало
сильного отторжения. И важно, чтобы новые, взятые Вами менеджеры
сохранили ключевых специалистов в компании и не заменили бы их «своими
» сотрудниками принцип у лояльности, но в ущерб интересам дела. При
реорганизации ИТ-подразделения следует избегать понижения сотрудников в
окладах и позициях, если, конечно, Вы не хотите от них избавиться – в таких
случаях они будут, не лояльны и с большой вероятностью будут искать
новое место. Очень негативно на человека также влияет лишение удобного
рабочего места, кабинета (если это не общий переезд и пр. в компании).
Таким образом, лучше уволить человека, нежели понизить ему зарплату и
ухудшить условия труда (при условии их сохранения у других сотрудников),
— иначе вы получите обиженного и незаинтересованного в результатах
труда сотрудника. Следует учесть, что сохранение и даже продвижение
наиболее достойных представителей старой команды – будет позитивно
встречено коллективом. Однако новые менеджеры в Вашей управленческой
команде все же необходимы – как минимум для повышения уровня
лояльности коллектива к Вам (так как Вы назначали их, а не прежний
руководитель).
Провести ИТ-аудит и разработать новую ИТ-стратегию. Аудит
необходим Вам для более быстрого «вхождения» в дела, для понимания всех
имеющихся проблем, «узких мест» и пр. Кроме того, Вы сразу выявляете и
фиксируете ошибки и проблемы, имевшие место ещё до Вашего прихода, что
позволит избежать обвинений в дальнейшем. Выработка ИТ- стратегии
должна являться результатом ИТ-аудита. В крайнем случае, результатом
15
должен стать перечень задач и инициатив, которые Вы вынесите на
рассмотрение и утверждение руководством компании. Утвержденная ИТстратегия позволит Вам в дальнейшем приступить к реализации намеченных
планов и проектов, получить для этого необходимое финансирование,
полномочия и пр. Для проведения ИТ-аудита и разработки ИТ-стратегии Вам
необходима
сильная
команда
специалистов
(экспертов).
Силами
собственного ИТ-подразделения кую работу провести сложно – как правило,
не хватает собственной экспертизы, к тому же старый персонал может
стремиться «сгладить» имеющиеся проблемы и оправдать принятые ранее
решения. Кроме того, всегда полезно иметь «свежий» взгляд на вещи.
Поэтому наилучший выход для проведения аудита и разработки стратегии —
привлечь внешнюю экспертную компанию на договорной основе. Для
проведения аудита и разработки ИТ-стратегии всегда очень важно получить
авторитетное заключение, не «боящееся» критики со стороны Ваших
противников. Лучше всего для этого к аудиту привлекать компании с
мировым именем в области ИТ – такие как IBM, Accenture и пр. Наличие
указанного «бренда» на Вашем заключении или предлагаемой ИТ-стратегии
– не только свидетельство качества документов, но и возможность избегания
критики в некомпетентности. При этом желательно выбрать компанию,
которая ещё не имела договорных отношений с Вашей компанией (по
крайней мере в течение значительного времени) — тогда на компаниюаудитора в меньшей степени возможно давление со стороны кого-нибудь
«внутри» Вашей компании, к тому же, заключая такой контракт, Вы даете
новый бизнес компании- аудитору и таким образом можете рассчитывать на
их лояльность. Как проводить ИТ-аудит? Кроме проведения тесной работы с
сотрудниками ИТ-подразделений компании, изучения имеющейся ИТинфраструктуры, приложений, договорной базы и пр., очень важно
организовать
встречи-обсуждения
с
ключевыми
руководителями
и
специалистами бизнес- подразделений, с тем, чтобы их пожелания были
максимально учтены, и, кроме того, чтобы они поддержали Ваши
16
предложения в рамках ИТ-стратегии, так как она формировалась при их
непосредственном участии. Тесная работа с бизнес-подразделениями в
рамках ИТ- аудита и разработки ИТ-стратегии – также позволяет принять
ИТ-стратегию в условиях отсутствия общей бизнес-стратегии компании
(хотя по-хорошему она должна идти за общей бизнес-стратегией, либо быть
составной её частью). После утверждения ИТ-стратегии незамедлительно
приступить к её реализации – инициировать новые проекты, реорганизацию
инфраструктуры и пр. Это позволит вам продемонстрировать свою
активность и целеустремленность, взять на себя реальную ответственность и
проявить себя.
17
НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ
Знание 1С 7.7 (ЗиК), 1С 8.2 (УПП)
Знание архитектуры сетей на базе технологий Microsoft
Знание принципов построения сетевой и серверной инфраструктуры
Знание принципов построения ИТ-сервисов на продуктах Microsoft
Знание основ информационной безопасности
Знание
аппаратного
и
программного
обеспечения
на
уровне
администратора
Знание OC семейства Windows Server
Знание основ построения локальных сетей (протоколы, сетевое
оборудование, принципы построения сетей)
ОС семейства Windows, топология сетей, MS office
Знания и навыки - основы локальных сетей (сетевое оборудование,
принципы построения локальных сетей), опыт администрирования сетей с
количеством серверов от 3 и рабочих станций от 25 (платформа MS Windows),
опыт технического обслуживания и ремонта персональных компьютеров и
оргтехники
Знание специализированного программного обеспечения (Wenco,
GemCom, MainPac, InTouch, ArcInfo, DigiMine)
Знание ITIL/ITSM
Знание системам защиты VPN, Firewall, корпоративные антивирусные
системы, системы шифрования данных
18
ОПЫТ И УМЕНИЯ
Опыт настройки оборудования Cisco, виртуализация (в т.ч. блейды)
Опыт в администрировании ОС семейства Windows‚ Unix
Опыт в решении различных проблем ОС и прикладного ПО
Способность формулировать задачи в области автоматизации бизнеспроцессов предприятия
Понимание
принципов
администрирования
серверов
Microsoft
Windows 2003/2008/2012, домена Active Directory, применения групповых
политик, работы с сайтами и т.д.
Опыт работы с телефонией, VolP шлюзами и видеонаблюдением
Опыт
организации
службы
Service
Desk
основанный
на
использовании ITIL
Опыт установки и наладки кабельных сетей типа ETHERNET и FIBER
OPTIC
Опыт установки наладки систем радиосвязи (включая РРЛ)
Опыт установки и конфигурирования IP-телефонии (Cisco System)
Уровень знания английского – Pre-Intermediate
19
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ
1)
http://edunews.ru/entrants/okso/nauki-ob-obshhestve/ekonomika-i-
upravlenie/business-informatika.html
2)
http://sziu.ranepa.ru/publication/1097/standart-napravleniya-
bakalavriata-biznes-informatika/
20