Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Профессиональные стандарты и профессиональная компетентность педагога.
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профдеятельности. Вводится в действие с 1 января 2017 года.
Нормативно-правовое обеспечение введения профессионального стандарта педагога
Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утв. постановлением Правительства РФ от 22 января 2013г. N23) с изменениями и дополнениями от: 23 сентября 2014 г.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. №544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
Приказ Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н "О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2015 N 36091)
Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32408) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163666/
Профессиональный стандарт разработан соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности. Выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы
Термины и определения стандарта
1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.
2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту:
документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.
5 Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.
6 Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.
7. Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.
9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.
10 Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Область применения стандарта: сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Цель применения
- Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Содержание стандарта предполагает:
Обучение
Что должен педагог?
Воспитание
Что должен педагог?
Развитие
Что должен педагог?
Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе
Что должен педагог начальной школы
Профессиональные требования к учителю математики и информатики, профессиональные требования к учителю русского языка.
Каково содержание требований?
Психолого-педагогические требования к квалификации учителя.
Каково содержание требований?
Трудовая функция определяет трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения, другие характеристики.
Таким образом, профессиональный стандарт педагога – это пакет документов, которые включают список личностных и квалификационных требований к нему. Это описание, каким должен быть учитель, что обязан знать и уметь. Характеризуются его навыки и личные качества. Этот документ обязан повысить интерес преподавателя к своему труду, привить любовь детей к предмету. Учитель обязан понимать, что необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием, повышением опыта. Необходимо неуклонно пополнять свой багаж знаний, и не только профильными предметами. Чем больше знает педагог, тем легче ему ориентироваться, находить общий язык с учениками. Его авторитет в детской среде позитивно отражается на качестве знаний, стремлению детей к наукам.
Профессиональная компетентность педагога
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Требования к компетентности педагога будут определяться функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Базовыми компетентностями педагога (по Шадрикову В.Д.) являются:
- компетентность в мотивации учебной деятельности ученика
- компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока
- компетентность в целеполагании учебной деятельности
- компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении
- компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность)
- компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач
- компетентность в разработке программ деятельности и поведения
- компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
• компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;
• компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности);
• компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Рассмотрим более подробно развитие профессиональной компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивирования учащихся на осуществление деятельности и в области предмета и методики его преподавания:
Параметры компетентности
характеристика
Виды деятельности педагога, направленные на развитие компетентности
Формы, методы, способы методической работы
1
2
3
4
5
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности
1
Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся
-умение обоснованно ставить цели образовательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
- умение корректировать цели и задачи образовательной деятельности в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока.
-умение сочетать уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач образовательной деятельности.
Уровень информирования:
- изучение материалов семинара
- самообразование
- изучение передового опыта
(результат – накопление новых знаний)
Уровень навыков:
- выполнение практических заданий
- выступление на МО
- анализ деятельности на примерах
(результат – формирование умений и навыков)
Творческий уровень:
- разработка собственных продуктов деятельности (конспектов уроков, занятий, мероприятий)
- качественный самоанализ деятельности
(результат – формирование и развитие компетентности)
Уровень информирования:
Теоретический семинар «Целеполагание в педагогической деятельности»
Уровень навыков:
- Практическое занятие «Самоанализ урока в условиях введения ФГОС
- Заседание МО «Зависимоcть результатов деятельности учителя от постановки цели и задач»
Творческий уровень:
Открытый урок, занятие, внеклассное мероприятие
2
Умение перевести тему урока (занятия, внеклассного мероприятия) в педагогическую задачу
-умение сформулировать цели и задачи на основе темы урока.
-умение конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач.
-умение формулировать критерии достижения целей урока.
-умение добиться понимания обучающимися целей и задач урока.
-умение соотнести результаты обучения с поставленными целями
3
Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач
-умение вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока (занятия, внеклассного мероприятия).
-умение предложить обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения.
-умение предлагать обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой.
-умение спрашивать, как обучающиеся поняли цели и задачи урока.
Компетентности в области мотивирования учащихся на осуществление деятельности
1
Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в деятельности
- умение вызвать интерес у обучающихся к своему предмету.
- умение отмечать даже самый маленький успех обучающихся.
- умение демонстрировать успехи обучающихся родителям.
- умение демонстрировать успехи обучающихся одноклассникам.
- умение дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех
Уровень информирования:
- изучение материалов семинара
- самодиагностика
- самообразование, изучение методической литературы
(результат – накопление новых знаний)
Уровень навыков:
- деятельность в составе межпредметной группы
- изучение материалов банка данных
- практическая апробация материалов на уроках, занятиях
(результат – формирование умений и навыков)
Творческий уровень:
- подготовка выступления к Фестивалю
- использование материалов банка данных, разработка и пополнение банка собственными материалами
(результат – формирование и развитие компетентности)
Уровень информирования:
Методический семинар «Методы мотивации и стимулирования деятельности»
Уровень навыков:
- Педсовет «Мотивация учебных достижений учащихся: проблемы и решения»
- Работа в межпредметных группах
по созданию банка метапредметных заданий, направленных на формирование интереса к предмету и развитие любознательности учащихся
Творческий уровень:
Фестиваль педагогических идей и находок
2
Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся
-умение выстраивать деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации.
- умение владеть большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета.
- умение использовать знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности.
- умение создавать доброжелательную атмосферу на уроке.
3
Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
-умение активизировать творческие возможности обучающихся.
-умение демонстрировать практическое применение изучаемого материала.
-умение поощрять любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий.
-умение дать возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности.
Компетентность в области предмета и методики его преподавания
1
Компетентность в предмете преподавания
-умение анализировать образовательные стандарты и примерные программы
-умение создать рабочую программу по предмету с учетом межпредметных связей
-умение при подготовке к урокам использовать дополнительные материалы по предмету
-умение в процессе формирования новых знаний опираться на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов.
-умение добиваться высоких результатов по преподаваемому предмету.
Уровень информирования:
- самодиагностика
- самообразование
- изучение нормативных документов
- изучение печатных и электронных материалов, предлагаемых по теме
- знакомство с передовым педагогическим опытом
(результат – накопление новых знаний)
Уровень навыков:
- деятельность в составе рабочей группы по разработке рабочей программы
- деятельность в составе проектной команды
- подготовка выступления на педсовет
- взаимопосещение уроков
- активная работа на психологическом тренинге
- обучение на курсах повышения квалификации
(результат – формирование умений и навыков)
Творческий уровень:
- подготовка и проведение мастер-классов
- подготовка докладов к научно-практической конференции
- разработка открытых уроков, внеурочных занятий
- участие в профессиональных конкурсах
- подготовка учащихся к предметным конкурсам, викторинам, олимпиадам
(результат – формирование и развитие компетентности)
Уровень информирования:
- Информационные семинары по ознакомлению с нормативными документами
- постоянно действующий семинар «Построение школьной системы оценки в условиях введения ФГОС»
- Оформление информационных стендов, выпуск печатных и электронных материалов: памяток, методических рекомендаций
Уровень навыков:
- Мастер-класс «Активные формы и методы обучения»
- Педсовет «ФГОС: от идеи к практике»
- Педсовет «Подходы
к организации работы с педагогическими затруднениями»
- Работа проектных команд (проекты «Компетентностный подход при реализации профильного обучения», «ФГОС в обучении младших школьников, учащихся основной школы», «Здоровьесбережение при внедрении компетентностного подхода», «Роль компетентностного подхода в развитии одаренности»
- Психологический тренинг: «Педагогические ситуации: анализ и оценка»
Творческий уровень:
- Предметные мастер-классы
- Методический ринг: «Различные виды самостоятельной деятельности ученика как способ развития индивидуальности »
- Деловая игра «Проблемно-ситуационные методы обучения»
- Научно-практическая конференция (тематическая)
- Проектные недели
- Методические декады
- Заседание МО «Разбор заданий повышенной сложности, олимпиадных задач и заданий ЕГЭ»
2
Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты
-умение создавать образовательные программы и характеризовать их
а)по содержанию, по источникам информации
б)по материальной базе, на которой должны реализовываться программы
в)по учету индивидуальных характеристик обучающихся
-умение привлекать учащихся и их родителей для разработки образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута.
-умение характеризовать и анализировать учебники и учебно-методические комплекты, используемые в образовательных учреждениях
-умение обоснованно выбирать учебники и учебно-методические комплекты
3
Компетентность в методах преподавания
-умение своевременно вносить коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации.
-умение применять методы, соответствующие целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы.
-умение применять методы, соответствующие имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы.
-умение владеть современными методами преподавания.
-умение обоснованно использовать на уроках современные информационно-коммуникативные технологии.
4
Компетентность в педагогическом оценивании
-умение применять знания функций педагогической оценки
-умение применять знания видов педагогической оценки
-умение применять знания того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности
-умение продемонстрировать методы педагогического оценивания на конкретных примерах;
-умение перейти от педагогического оценивания к самооценке
-умение выявить уровень развития обучающихся
-умение владеть методами объективного контроля и оценивания
-умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи)
5
Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учеников и учебных коллективов
-умение ориентироваться в социальной ситуации класса, знать и учитывать взаимоотношения обучающихся.
-умение использовать материалы документов о правах ребенка и действовать в соответствии с ними
-умение анализировать уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей.
-умение создавать и использовать «банк» учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями.
-умение характеризовать обучающихся со всех сторон развития личности
6
Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях
-умение анализировать типичные педагогические ситуации, требующие участия педагога для своего решения
-умение владеть набором решающих правил, используемых для различных ситуаций
-умение владеть критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила
-умение применять знания критериев достижения цели
-умение анализировать не типичные конфликтные ситуации
-умение разрешать конкретные педагогические ситуации