Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профессионально-этические принципы проведения педагогической диагностики

  • 👀 2046 просмотров
  • 📌 2018 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профессионально-этические принципы проведения педагогической диагностики» docx
Уважаемые студенты, ознакомьтесь с лекцией. В качестве закрепления теоретического материала, необходимо привести по 1 примеру на каждый этический принцип педагогической диагностики. Файл с примерами прикрепить к заданию лекции. лекция №2 Профессионально-этические принципы проведения педагогической диагностики При проведении педагогической диагностики, важно своевременно выявить проблему, определить причины ее возникновения, что позволит своевременно принять меры оказания педагогической поддержки. Основные трудности, состоят, как правило, в том, что работа ведется с детьми, семьями, которые попали в трудную жизненную ситуацию, или находятся в группе риска. Педагог, осуществляющий педагогическую диагностику, обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В диагностике недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических процедур. Если специалист в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством. При проведении педагогической диагностики, педагог обязан предоставить, как уже упоминалось, исчерпывающую информацию об условиях проведения диагностики. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио- и видеозаписи диагностических бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Итак, рассмотрим основные понятия темы лекции. Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие особые категории добра, такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу. Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права, и, следовательно, человек нарушающий этот кодекс не подлежит суду в соответствии с законом. Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса человека, специалиста, ведущего деятельность в области психологического, психолого-педагогического, педагогической диагностики. Это философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология, политика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. Профессионально-этические нормы – это общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми. Этические нормы педагогической диагностики – система норм и принципов по защите интересов обследуемых лиц. Морально-этические принципы педагога-диагноста так же и часть общечеловеческих норм, которые регламентируют поведение диагноста в соответствии с требованиями долга, профессиональной честности, принципами гуманизма. Основными этическими принципами при проведении педагогической диагностики, являются: Принцип конфиденциальности. Принцип компетентности. Принцип ответственности. Принцип этической и юридической правомочности. Принцип квалифицированной пропаганды диагностической работы. Принцип благополучия клиента. Принцип профессиональной кооперации. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога, педагога, социального педагога. Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми по всему миру.   1. Принцип конфиденциальности. Суть этого принципа состоит в том, что человек, ведущий деятельность в области педагогической диагностики, не имеет права разглашать личную информацию, которая касается его клиента. Специалист не имеет права намеренно ее разглашать, и не должен случайным образом ее преподносить кому-либо (бессознательно). При необходимости предоставить кому-либо сведения о своей профессиональной деятельности, а также в случае проверки, педагог должен предоставить все сведения в таком виде, в котором они не затронут прав и интересов клиента, а также исключат возможность его идентификации, распознавания другими лицами. В том случае, если лица участвуют в педагогическом исследовании, и информация будет в дальнейшем обрабатываться и использоваться, с клиентами сразу же должен быть оговорен объем тех данных, которые могут применяться и разглашаться. Должно быть подписано письменное соглашение. Участие лиц, а также организаций в проведении любых педагогических исследований, вне зависимости от формы его проведения должно быть добровольным. Это распространяется на диагностические, коррекционные, развивающие мероприятия. Клиент должен понимать и осознавать цель вмешательства, его объем, а также знать, какие именно данные и где будут использоваться в дальнейшем. Специалист, проводящий педагогическую диагностику, имеет право на сбор и обработку только тех данных, которые касаются непосредственно проводимого исследования и требуются ему для решения поставленных задач. Такая информация может определяться не только самим педагогом, но и диагностическим центром, от имени которого работает специалист. Если возникает необходимость предоставить информацию экспертам, ее нужно обработать и предоставить в таком виде, в котором она не позволит вычислить и распознать человека, и не затрагивает его интересов и прав. Отчетная документация, результаты диагностики, публикации должны преподносить информацию в таком виде, в котором личность клиента идентифицировать невозможно. Если диагностика заказывается детским садом, школой, или какой-либо организацией, нужно предоставить только заключение и результаты в таком виде, в каком они не будут затрагивать интересов и прав клиента. При проведении диагностики третьи лица могут присутствовать только в том случае, если клиент заранее об этом проинформирован, и получено его согласие. В случае, если клиент несовершеннолетний, нужно получить согласие его родителей, опекунов, или представляющих лиц. Если диагностика проводится для какой-либо организации, необходимо заранее предупредить руководителей этой организации о принципе конфиденциальности и необходимости сохранения профессиональной тайны. При сообщении результатов, сведения, которые могут нанести человеку вред, не сообщаются. Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого педагога — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Педагог не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Сведения о клиентах (записи, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах. Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе диагностики информация.   2. Принцип компетентности. В ходе своей профессиональной деятельности, специалист, проводящий педагогическую диагностику должен стремиться повысить свою квалификацию, должен следовать передовым технологиям, применять новейшие методики. При этом нужно учитывать, что на практике можно применять только проведенные, апробированные методики, которые хорошо зарекомендовали себя как надежные и валидные методы исследования, позволяющие получить достоверные данные и качественно их обработать. Границы собственной компетенции специалист должен определять сам. Он может работать с человеком в том случае, если опыт и уровень компетенции позволяет ему это делать. Вместе с тем, если педагог ощущает, что не может справиться с решением какой-либо проблемы, лучше посоветовать обратиться к тому специалисту, который компетентен в этом вопросе. Кроме того, можно постараться привлечь экспертов, или третьих лиц, но только в том случае, если клиент дает свое согласие. Процедуру исследования и наиболее рациональные методы, специалист, проводящий диагностику, выбирает самостоятельно. Он должен заранее подготовиться к исследованию, выработать его план, подобрать оптимальные методики. Вместе с тем, ход диагностики может принимать и непредвиденный оборот, если того требует ситуация. Педагог должен уметь быстро и адекватно реагировать на меняющуюся обстановку и ситуацию и предпринимать меры в соответствии с новыми условиями. По поручению иных организаций, педагог имеет право проводить исследование или оценивать компетентность других участников диагностики и делать свои заключения.   3. Принцип ответственности Специалист в области педагогической диагностики, должен в полной мере понимать свою ответственность за ту информацию и рекомендации, которые он дает клиентам. Также он должен понимать всю полноту ответственности, которую он несет перед обществом. Педагог должен понимать свою ответственность и за необходимость тщательного анализа ситуации, подбора различных вариантов решения проблемы, за влияние на клиента. Ответственность за выбранные методы диагностики и достоверность их результатов также всецело лежит на педагоге, который проводит диагностику. Для того чтобы иметь возможность оценить и проанализировать существующие проблемы и пути их преодоления, используют различные качественные методы диагностики. К таким методам относят интервью, анкетирование, наблюдение. Затем проводят анализ полученных результатов, сопоставляют и сравнивают данные. Проводят статистическую обработку данных, в ходе которой данные подразделяют на важные и малозначимые. Проводят ранжирование проблемы, выделяют ключевую проблему, на основании которой производят дальнейший анализ и поиск путей преодоления проблемы. Завершающим этапом является формулировка конкретных рекомендаций и вариантов решения проблемы. Вместе с тем, педагог должен осознавать, что окончательное решение остается за человеком. Его действие или бездействие также несет определенные результаты и последствия, за которые уже не может нести ответственность сам специалист, проводящий педагогическую диагностику. Она возлагается на самого человека. Диагност должен осознавать свою ответственность за бережное отношение к психике человека. Воздействие должно быть мягким и не должно травмировать человека, вызывать новые переживания. Специалист отвечает и за конфиденциальность той информации, которую он получил в ходе диагностики, а также за всестороннее соблюдение принципов Этического Кодекса.   4. Принцип этической и юридической правомочности. Все исследования должны проводиться исключительно в рамках действующего законодательства, не должны нарушать прав и свобод человека. Также должны соблюдаться профессиональные требования и условия к проведению диагностики. В случае, если от специалиста требуют реализовать меры, которые противоречат Этическому Кодексу, он должен отказаться. Если руководство предъявляется требования, которые расходятся с Этическим Кодексом, должны все равно соблюдаться принципы этики. Также необходимо учитывать, что эти требования распространяются не только на профессиональные отношения педагога с общественностью и клиентами. Педагог обязан выполнять свои профессиональные обязанности в полной мере и в соответствии с законом. В противном случае он несет ответственность за свои действия. Если необходимо профессиональное заключение, педагог выступает в роли должностного лица.   5. Принцип квалифицированной пропаганды педагогической диагностики. Делая сообщения и доклады на педагогическую тематику для широкого круга общественности, нужно избегать употребления терминов и конкретных названий методик. Также не допускается раскрытия информации о том, каким образом проводится диагностика, и как обрабатываются полученные данные. Такая информация может быть доступна только для специалистов. Нельзя искажать результаты исследований или преподносить заведомо ложную информацию, дезинформировать население. Вся информация должна соответствовать реальному положению вещей. Также необходимо воздерживаться от высказываний, которые могут привести к завышенным ожиданиям от педагогов. Вместе с тем, занижать достоинств также не следует.   6. Принцип благополучия клиента. В своих профессиональных действиях диагност ориентируется на благополучие и учитывает права своих клиентов, учащихся, супервизоров и других участников диагностики. В случаях, когда обязанности специалиста, проводящего педагогическую диагностику, вступают в противоречие с этическими нормами, он разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом “не навреди”. Педагог-диагност должен отдавать предпочтение интересам клиента при определении целей и планировании процедуры, характере проведения диагностического обследования. Необходимо оберегать клиента от психологических травм, уважать личность человека, с которым ведется работа. Педагог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.   7. Принцип профессиональной кооперации. Работа педагога, который осуществляет диагностику, основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений. Педагог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если он имеет претензии к стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованной критикой в кругу специалистов. В тех случаях, когда педагог узнает об этических нарушениях другого специалиста, он обращает на это его внимание, если это может способствовать приемлемому разрешению ситуации и при этом не будет нарушено право на конфиденциальность. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, педагог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию областного научно-методического совета службы практической психологии образования. При рецензировании материалов, представленных к публикации на грант или в других целях, необходимо уважать конфиденциальность и авторские права. После опубликования результатов диагностики, педагог не имеет права скрывать данные, на которых построены его заключения, от других специалистов, занимающихся близкими проблемами или желающих перепроверить выводы, повторив анализ. Авторские права на диагностические данные принадлежат собравшей их стороне.   8. Принцип информирования клиента о целях и результатах диагностики. 1. Педагог информирует клиента о целях и содержании диагностической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда диагностическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие. 2. В процессе диагностики педагог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию педагогической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента. Клиент в любой момент (или вообще) может отказаться от работы, так же клиент может отказаться от работы с данным педагогом и обратиться к другому специалисту. 3. Педагог должен информировать участников диагностической работы о важных аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.   9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий. 1. При проведении педагогической диагностики, специалист должен делать все возможное для определения ситуаций, в которых педагогические техники или инструментарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Это касается случаев, когда диагностическим инструментом пользуются непрофессионалы или, когда диагностика болезненно затрагивает такие индивидуальные особенности, как возраст, пол, расовая и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык, социальный и экономический статус. 2. В отчетах о своей работе, сделанных для специалистов, не имеющих педагогического образования, педагог должен исходить из того, что сообщения должны быть ясными и применимыми к практическим нуждам человека. Таким образом, делая вывод по теме лекции, мы можем резюмировать, что педагогическая диагностика - это система своего рода рабочих принципов, профессиональных установок, которые определяют не только стратегию и тактику деятельности специалиста, но и этику практической диагностической работы. Специалист, проводящие педагогическую работу, обладая знаниями и умениями, призваны также вносить свой посильный вклад в дело улучшения жизни людей, ее качества. Круг тем, которые составляют этику профессиональной социально-педагогической и психологической работы, в целом можно свести к трем разделам: - деловой этикет как важная сторона морально-нравственного поведения специалиста в процессе оказания помощи клиенту; - этика взаимоотношений с клиентом, в процессе которых реализуются определенные правила в отношении клиента при предоставлении ему педагогической помощи; - деонтология (долженствование) выполнения отдельных видов педагогической помощи в работе профессионала. В системе регуляции деятельности профессионала существенную роль играют этические принципы. Они закрепляют права и ответственность, тип отношений участников диагностического процесса. Профессиональные сообщества санкционируют систему норм, которые обязан знать и на которые ориентируется в своей работе специалист при проведении педагогической диагностики. Из анализа основных принципов педагогической диагностики становится очевидным, что соблюдение отмеченных этических принципов находится в прямой зависимости от индивидуальности самого специалиста. Профессиональный педагог должен сочетать узкоспециальные аспекты работы с этическими и, наоборот, неэтичность педагога сочетается с его непрофессионализмом. Во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность при проведении диагностической работы. Среди основных принципов работы, практикующих в сфере диагностической работы, указываются: профессиональная компетентность; соблюдение конфиденциальности; запрет на двойные отношения, т.е. исключение злоупотреблений и принцип «Не оценивать». Педагогу, проводящему педагогическую диагностику, не так просто безусловно следовать правилам этики по достаточно объективным причинам: трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций диагностики, ведь каждый диагностический контакт уникален. Ценностные ориентации организаций, в которых работают педагоги, могут не совпадать с этическими требованиями к нему. В таких случаях педагог оказывается перед сложным выбором. При проведении педагогической диагностики, специалист нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую.   Литература   1.    Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 c. 2.    Беличева, С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 380 с. 3.    Битинас Б. П., Катаева Л. Н. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 1993. № 2. С. 10. 3. Большая Российская энциклопедия. М., 2002. 190 c. 4.    Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. С. 6. 5.    Гончарова, Ю.А. Социально-педагогическая диагностика: учеб. метод. пособие /Ю.А.Гончарова. – Воронеж: ВГУ, 2011. – 79 с. 6.    Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с. 7.    Лесун, Л.И. Социально-педагогическая диагностика : прогр.-метод. комплекс / Л.И. Лесун . – Минск: БГПУ, 2010 – 92 с. 8.    Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с. 9.    Основы этических знаний, под ред. профессора Росенко, М.Н.. Изд. "Лань", 1998. 10.Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. - Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544 с. 219.
«Профессионально-этические принципы проведения педагогической диагностики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot