Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема. Профессиональные права и обязанности в интересах граждан
(Лекция - 2 час.)
Люди, которые делают нечто, чего не умеют другие, сразу же
оказываются перед лицом определенных обязанностей по отношению к тем,
кто пользуются их услугами.
Все виды человеческой деятельности регулируются определенными
нравственными нормативами, но профессии регулируются еще и присущей им
профессиональной нравственной миссией. Профессиональная этика
различных профессий имеет как сходства, так и различия, но во всех
профессиях существует забота о личных и межличностных отношениях. По
этой причине этические вопросы, возникающие в личных или межличностных
ситуациях, не будут слишком сильно отличаться в разных профессиях, но во
многих случаях эти вопросы будут сходными. Общность этических проблем
является более фундаментальной и решающей, чем различия, обусловленные
особенностями профессий и уникальностью этических проблем.
Бум профессиональной этики в последние годы можно объяснить
стремлением найти общие нормы и принципы предотвращения неэтичных
отношений и поведения у специалистов в интересах граждан, которые
пользуются их услугами.
Эти нормы и принципы должны декларировать не только правила,
которые должны соблюдаться профессионалами при выполнении их
профессиональных действий, но и ответственность этих профессий перед
человечеством.
Как утверждает исследователь профессиональной этики Ларсон, многие
из современных документов по профессиональной этике включают в себя
только личные обязанности сегмента профессионалов. Современные кодексы
профессиональной этики фокусируются на личной ответственности
специалистов, а не охватывают все механизмы, участвующие в возникновении
профессии, и этические проблемы в этих механизмах. Таким образом, они
игнорируют риски, которые возникают в более широком масштабе, вызванном
накоплением власти и авторитета. Однако профессиональная этика может
развить интерес к теме власти и может принять меры по продвижению таких
ценностей, как равенство и демократия.
В профессии архитектора, например, происходит накопление власти и
способности строить, посредством сотрудничества с капиталом и властью.
Моральная миссия архитектуры была поставлена под сомнение в 1970-х годах
Джейн Джейкобс и Робертом Вентури в их критике против движения
модернизма. «Главная задача зодчих – отражать сложность и
противоречивость современного общества в архитектуре», писал Р. Вентури.
В документах, отражающих этику в архитектуре, игнорируется коллективная
ответственность профессии, основная цель этих документов состоит в
улучшении имиджа профессии и защите ее рыночной доли.
Архитектурная этика, построенная на общечеловеческих достижениях и
ценностях, которые развивались и формировались на протяжении всей
истории, должна подходить к архитектуре целостно, как к культурному и
социальному явлению, а не ограничивать и сводить ее к профессии,
монополизированной архитекторами. Сегодняшняя этика архитектуры,
которую представляют различные кодексах поведения архитекторв,
созданные в разных странах, концентрируется на личной ответственности
архитекторов и игнорирует более широкую картину, которая состоит из
социальной структуры, власти, неэтичных отношений и поведения профессии
и профессиональных организаций. Так, например, в разделах «Обязательства
перед клиентом» излагаются некоторые правила для улучшения имиджа
профессии. Согласно этим правилам, архитекторы должны обслуживать своих
клиентов компетентно и профессионально, а также проявлять непредвзятость
при выполнении всех профессиональных услуг. Отказаться от участия в
деятельности, ориентированной исключительно на получение прибыли.
Архитекторы должны информировать своих клиентов обо всех возможностях,
ценах и других вопросах, связанных с проектом, и заключать с ними
письменное соглашение, информировать своих клиентов о ходе реализации
проекта и ключевых решениях, принятых от имени клиента, а также прилагать
все усилия для выполнения согласованных клиентом требований к срокам,
стоимости и качеству проекта. Эти статьи напрямую связаны с обязанностями
архитекторов как отдельных лиц, но не поднимают вопроса об их
коллективной ответственности.
Однако профессиональные практики архитекторов означают
коллективную этическую ответственность и чуткость. Архитекторы должны
руководить определением потребностей города, нести ответственность за
использование и производство городских пространств и чувствовать
ответственность за чужие работы, а не только за свои (такие вопросы, как
строительная промышленность, строительные технологии и материалы,
которые непосредственно связаны с областью архитектуры, но не включены в
должностные инструкции архитекторов). Сосредоточив внимание на
общечеловеческих ценностях и общечеловеческих нормах, профессионал,
таким образом, исполнит права и обязанности в интересах граждан,
предотвратив возможные потери.
Миссия профессиональной этики предполагает самокритику профессии,
ее постоянное соотнесение с ценностями общества. Поэтому и общество, в
свою очередь, держит профессиональную этику под пристальным
критическим вниманием. «Время от времени общество должно спрашивать
себя, хорошо ли работают те подразумеваемые соглашения, которые оно
заключило с профессиональными группами. Если это не так, если баланс
нарушен не в пользу лучших общественных интересов в данной области, то,
может быть, стоит пересмотреть соглашение». Один из существенных мотивов
активизации рефлексии о миссии профессиональной этики определяется тем,
что все многообразие профессиональных этик нацелено на выявление границ,
пределов власти над людьми, которая возникает в процессе реализации
специализированной деятельности.
Профессиональная этика призвана, с одной стороны, оправдать власть
профессионала в сфере его деятельности – без этого он не сможет выполнять
свои задачи, с другой – ограничивать полноту власти, которой располагает
воспитатель над воспитанником, ученый – над человечеством, политик – над
гражданами, врач – над больным, журналист – над получателем информации,
менеджер – над подчиненным, предприниматель – над наемным работником,
клиентом, потребителем предоставляемых им товаров и услуг. Тем самым
профессиональная этика вносит существенные изменения в конфигурацию
властных отношений современного общества и предназначена для
уменьшения зависимости одного лица от другого, возникающей ввиду
различий их общественных функций и профессиональных статусов, для
преодоления влияния патерналистских моделей в отношениях между людьми.
Поэтому профессиональная этика открывает своеобразное пространство для
власти тех, кто лишен властных функций, создавая феномен «власти
безвластных», как отмечает Ханна Арендт.
Профессиональные нормы морали - не особые нормы, они являются
уточнением, конкретизацией общих моральных принципов и норм с учетом
особенностей той или иной профессиональной деятельности людей.
Каждый вид профессиональной деятельности определяется ее
своеобразием, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и
принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс
морали. Профессиональные моральные нормы – это руководящие начала,
правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе
этико-гуманистических идеалов.
Для профессиональной этики интерес представляют общие
обязательства профессионалов, которые могут потребовать различного
поведения в зависимости от ситуации. Обязательства сдерживать обещания и
возмещать ущерб за прошлую несправедливость остаются неизменными, хотя
требуемое поведение меняется в зависимости от ситуации. Нет никаких
априорных причин, по которым общие обязательства профессионалов перед
клиентами не могут быть установлены, даже если их применение в
конкретных случаях требует различного поведения в разных ситуациях.
В профессиональных этиках возможно отступление от общих
моральных норм, которые диктуются своеобразием профессии. При этом речь
идет о таких отступлениях, «которые претендуют на моральный статус. Их
можно охарактеризовать как исключения из правил, подтверждающие
правило. Предполагается, что речь идет о таких исключительных ситуациях,
когда лучшим способом следования норме является отступление от нее». По
мнению авторов, «существует два типа открытых проблем. Первый –
охватывает ситуации, допускающие нравственно аргументированные
отступления от добра. Второй – касается ситуаций, нравственно
санкционирующих использование зла». Н. Лумана такие затруднения назвал
«парадоксами морального кода».
П. Бурдье обратил внимание на различное понимание добродетелей в
«народной системе ценностей» и в политической деятельности. Если в первой
значительное место отводится таким добродетелям, как целостность
(«отдаться полностью», «отдать всего себя целиком» и т.п.), верность данному
слову, лояльность по отношению к своим, верность самому себе («я такой,
каков есть», «ничто меня не изменит» и т.п.) и другим диспозициям, то во
второй эти добродетели могут выглядеть как негибкость и даже глупость. «С
учетом этого можно понять, что приверженность первоначальному выбору,
которая превращает политическую принадлежность в почти наследуемое
свойство, способное выстоять даже несмотря на меж- и внутрипоколенческие
изменения в социальном положении, с особой силой проявляется в народных
массах, чем и пользуются левые партии».
Идея «исключения из правила», согласно которой мораль в
экстраординарных случаях допускает совершение неморальных, а то и просто
аморальных поступков, возникла не случайно. Скажем, в политике подчас
разрешается, допускается, а в ряде случаев даже предписывается скрытность,
лукавство, уклонение от выполнения обещаний, подобно тому, как
используется «ложь во спасение» во врачебной или воспитательной практике.
Без скрытности, обманных движений, маскирующей пышной риторики,
ловкого маневрирования и т.п. нет политического соперничества, да и бизнеса.
Будь все иначе, существенным образом снизилась бы эффективность
специализированной деятельности. То есть, соображения целесообразности
берут верх над соображениями нравственными.
Однако, максимально широкая этическая модель не может основываться
на экстраординарных ситуациях. Профессиональная этика должна опираться
на типичные примеры взаимодействия между среднестатистическими
клиентами и профессионалами. Граждане чаще всего обращаются к юристам
в связи со сделками с недвижимостью, разводом, составлением завещаний и
делами о травмах, вызванных халатностью. Юристы также уделяют много
времени составлению коммерческих договоров и консультированию по
вопросам бизнеса. Среднестатистический пациент чаще всего обращается к
врачу в связи с бактериальной инфекцией или сломанной костью. Только
полное игнорирование предписаний со стороны пациента или врача например, отказ пациента вообще принять какое-либо лекарство или отказ
врача спросить, есть ли у пациента аллергия на пенициллин, прежде чем его
прописать, - может превратить эти вопросы в болезни или травмы, серьезно
угрожающие жизни. К инженерам часто обращаются за консультацией
компании или правительства, собирающиеся разработать проект.
Аналогичным образом, сертифицированные государственные бухгалтеры
чаще всего нанимаются для аудита бухгалтерских книг корпорации.
Бухгалтеры и архитекторы также заключают контракты с физическими
лицами на подготовку налоговой декларации и проектирование домов.
Центральным вопросом в отношениях профессионал-клиент является
распределение ответственности и полномочий при принятии решений - кто
какие решения принимает. По сути, нормативные модели представляют собой
модели различного распределения полномочий и ответственности при
принятии решений. Можно рассматривать отношения профессионала и
клиента как отношения, в которых клиент имеет наибольшие полномочия и
ответственность при принятии решений; отношения, в котором профессионал
и клиент равны, либо ведя дела на расстоянии «вытянутой руки», либо на
более персональном уровне; или отношения, в которых профессионал играет
главную роль. Каждую из этих концепций можно рассматривать как
подходящую нормативную модель отношений. У каждой есть собственное
обоснование.
Рассмотрим эти модели.
Модель «Посредничество»
Согласно этой точке зрения, клиент имеет большую часть полномочий и
несет ответственность за принятие решений; профессионал - это эксперт,
действующий по указанию клиента. Клиент нанимает профессионала для
защиты или действий в определенных интересах; Профессионал оказывает
услуги по достижению цели клиента - покупка дома, удаление желчного
пузыря, проектирование здания. Согласно этой концепции, профессионал не
только действует в интересах или от имени клиента, но также действует под
его руководством, как в бюрократических отношениях между работодателем
и наемным рабочим. Эта концепция особенно правдоподобна для юристов.
Подавая жалобу или отстаивая интересы клиента, адвокат действует от имени
клиента. Широко распространено представление об адвокате как всего лишь
«рупоре» или «наемном оружии». Уже в случае бухгалтеров, проводящих
публичный аудит, такое восприятие ошибочно, поскольку они должны
предоставлять независимый обзор и вынести суждение о финансовом
положении клиентов.
В некоторых контекстах профессионалы склонны принимать такой
подход к отношениям между профессионалом и клиентом. Иногда
профессионалов «отождествляют» со своими клиентами и обвиняют в
предполагаемых моральных недостатках клиента. Адвокаты защищают
интересы клиентов в том смысле, что они не приписывают и не поддерживают
цели и задачи клиентов. Они просто рабочие, нанятые для выполнения
определенной задачи. Если проекты плохие или аморальные, вина лежит на
клиентах или, возможно, на правовой системе, разрешающей их.
Агентская модель наиболее ярко иллюстрирует то, что получило
название «идеологии защиты интересов». Эта идеология включает в себя два
принципа поведения: (1) юрист нейтрален или дистанцирован от целей
клиента и (2) юрист является сторонником клиента, работающим над
достижением целей клиента. Эта идеология легко применима к врачам,
архитекторам и инженерам. Врач, например, не должен оценивать моральную
ценность пациентов, а должен работать только для улучшения их здоровья.
Второй элемент идеологии не распространяется на бухгалтеров, проводящих
аудит, поскольку они должны представлять независимые отчеты о
финансовом состоянии клиентов. Однако она применима к другой
бухгалтерской деятельности. Например, в случае подготовки налоговой
декларации.
Некоторые аспекты этой идеологии кажутся неизбежными в
профессиональной этике. Если профессионалы принимают только клиентов,
цели которых они одобряют, и не учитывают интересы клиентов больше, чем
интересы других, то многие люди с необычными целями (например,
желающие архитектурный стиль здания, полностью несовместимый с теми,
которые находятся поблизости), могут оказаться неспособными получить
профессиональные услуги. Основная проблема идеологии адвокатуры,
заключается в том, что иногда преданность интересам клиента оправдывают
любые законные действия, направленные на достижение целей клиента,
независимо от того, насколько пагубно это сказывается на других.
Агентская модель отношений профессионал-клиент чрезмерна узка. Ряд
соображений указывает на пределы должной приверженности профессионала
интересам клиента и, следовательно, полномочий клиента при принятии
решений.
1. Специалисты имеют обязательства перед третьими лицами, которые
ограничивают их возможности действовать в интересах клиентов.
2. К агентской модели чаще всего прибегают в случае защиты
профессионалов, особенно юристов, от ответственности за грехи клиентов.
Это слишком узкий подход. Лучше всего он относится к состязательному
контексту, в котором две противостоящие стороны противостоят друг другу.
При консультировании совет юриста «не должен ограничиваться чисто
юридическими соображениями ... Часто бывает желательно, чтобы юрист
указывал на те факторы, которые могут привести к решению, которое является
столь же неуместным с моральной и юридической точек зрения».
3. Профессионалы подчеркивают независимость своих суждений. В
отличие от солдат, профессионалы должны применять полученные в
результате обучения навыки для вынесения объективных суждений.
Агентская модель игнорирует этом момент.
4. За исключением случаев крайней необходимости профессионалы
могут принять или отклонить запросы определенных клиентов. С некоторыми
ограничениями они также могут прекратить отношения. Следовательно,
агентский подход слишком сильный. Профессионалы также должны быть
этически свободными и ответственными людьми. Ради собственной свободы
и защиты других им не следует отказываться от полномочий и
ответственности при принятии решений.
Было выдвинуто утверждение о верховенстве профессионала. Он
обладает специальными знаниями, которыми клиент не располагает. Вовторых, клиента беспокоят некоторые основные ценности - личное здоровье,
правовой статус или финансовое положение, тогда как профессионала не так
волнует предмет их отношений. Обычно на карту поставлено большее. Втретьих, профессионал часто имеет свободу вступать в отношения, которой
нет у клиента. Профессионалу зачастую легче найти других клиентов, чем
клиенту другого профессионала. Особенно, если потенциальный клиент
страдает острым заболеванием или ему только что было предъявлено
обвинение в совершении преступления, он или она не вправе искать другого
профессионала. С этой точки зрения переговорная ситуация больше похожа на
ситуацию между индивидом и организациями, оказывающими жилищнокоммунальные услуги.
Эти соображения не имеет такого же значения при обсуждении
отношений с архитекторами, бухгалтерами и инженерами. Клиенты этих
профессионалов часто лучше осведомлены о предмете сделки, чем клиенты
юристов и врачей. Например, на предприятиях и корпорациях работают
бухгалтеры, которые могут дать совет относительно аудиторах. Часто фирмы,
нанимающие инженеров-консультантов, имели предыдущий опыт работы с
инженерами в этой области. Правительства, даже местные, часто имеют
одного или двух инженеров, которые могут дать совет и помочь. Более того,
они могут свободно заключить договор с другой фирмой.
Таким образом, в этих ситуациях фактическая основа для контрактной
модели присутствует. Однако инженер-консультант или архитектор обладает
некоторыми специальными знаниями и способностями, которых не хватает
клиенту, в противном случае профессионал, вероятно, не был бы нанят,
поэтому говорить о полноценной контрактной модели в данной ситуации
нельзя.
Модель «Дружба»
Вместо того чтобы рассматривать отношения как отношения между
двумя свободными и равными людьми, действующими на расстоянии
вытянутой руки, некоторые авторы предполагают, что отношения
профессионал-клиент носят более личный характер. Человек не относится к
профессионалу, как к бакалейщику или организациям, оказывающим
жилищно-коммунальные услуги. Личный элемент лучше всего проявляется
при рассмотрении отношений между друзьями. Согласно этой точке зрения,
профессионал и клиент находятся в тесных отношениях взаимного доверия и
сотрудничества; они участвуют в совместном предприятии, в партнерстве.
Утонченная версия этой концепции была предложена Чарльзом Фридом.
Он в первую очередь обращается к профессиям юриста и медика. Фрид
защищает представление о профессионале, который уделяют клиентам особое
внимание и искренне заботятся о реализации целей клиента. Предполагается,
что друзья серьезно относятся к интересам друг друга и придают им больший
вес, чем интересам других людей. Фрид предполагает, что отношения между
адвокатом и клиентом аналогичны односторонней ограниченной дружбе, в
которой адвокат помогает клиенту обеспечить законные права. Юрист
помогает клиенту отстаивать свою автономию или свободу в пределах,
разрешенных обществом. Другие предполагали, что отношения врача и
пациента также следует рассматривать как совместные усилия друзей или
приятелей, направленные на то, чтобы справиться с болезнью или травмой
пациента.
Однако множество различий между дружбой и отношениями между
профессионалом и клиентом разрушают аналогию.
Во-первых, как признает Фрид, отношения между профессионалом и
клиентом в основном имеют одно направление; профессионал заботится об
интересах клиента, но не наоборот.
Во-вторых, дружба обычно бывает между равными. Как показывает
вышеприведенное обсуждение контрактной модели, профессионалы и
клиенты не равны.
В-третьих, обычно отсутствует эмоциональная привязанность дружбы.
Профессионалы принимают клиентов за определенную плату, а не из-за
заботы о людях. Один из комментаторов дает следующую оценку модели:
«Фрид описал классическое понятие проституции». Поскольку фактические
предположения этой модели неверны, а поддерживающая ее аналогия слаба,
ее этические последствия необоснованны.
Аналогия с дружбой не требуется для объяснения особого внимания
профессионала к интересам клиента. Роль профессионала заключается в
предоставлении услуг клиентам, и принятия клиента достаточно, чтобы
оправдать особое внимание. Парикмахер, который принимает клиента,
обращает особое внимание на волосы клиента, а не на волосы тех, кому
больше нужна стрижка. Необязательно считать парикмахера другом, чтобы
оправдать это внимание. Это предполагает любая система платных услуг.
Модель «Патернализм!
Как только человек отказывается от моделей, которые предполагают,
что профессионал и клиент равны, и признает, что профессионал в некоторой
степени занимает более высокое положение по отношению к клиенту, он
сталкивается с проблемой определения степени профессионального
авторитета и ответственности при принятии решений. Родители обладают
знаниями и опытом, которых не хватает детям, и часто с этической точки
зрения им целесообразно высказывать свое мнение от имени своих детей.
Точно так же, поскольку профессионал обладает знаниями и опытом, которых
не хватает клиенту, и нанят для продвижения интересов клиента, возможно,
эти отношения следует рассматривать как отношения патернализма.
Поведение человека является патерналистским в той мере, в какой он
хочет сделать что-то для другого человека или от его имени для его
благополучия. Речь может идет о спектре действий, который простирается от
удаления аппендикса до предотвращения приема наркотиков. У человека
также может быть патерналистская причина действовать от имени человека,
например, подать встречный иск или отстаивать юридическую защиту.
В случае патернализма мы всегда имеем ситуацию, когда агент X
действует независимо от полностью добровольного и осознанного согласия
человека (Y). Причина X в том, что он или она считает, что действие
направлено на благополучие Y независимо от согласия Y на это. Y может быть
неспособен дать согласие, например, когда врач лечит бессознательного
пациента в экстренной ситуации, или Y, возможно, никогда не спрашивали,
или, возможно, отказался дать согласие на действие. Поведение может быть
патерналистским, даже если Y на самом деле дает согласие. Например, если X
готов сделать что-то с Y независимо от согласия Y, то причина X является
патерналистской, даже если Y дает согласие.
Родители часто манипулируют ребенком, чтобы он согласился на
действия, хотя они были готовы делать это без согласия ребенка. В данном
случае ключевым элементом является то, что X выполнил бы действие, если
бы мог, даже если бы Y не дал согласия. Такие утверждения трудно
установить, но эта трудность является практической проблемой и не влияет на
концептуальный вопрос.
Согласие может быть получено благодаря сокрытию определенной
информации, предоставлению ложной информации или правильно
расставленным акцентам в освещении фактов.
Иногда профессионалы вытягивают согласие, когда действие не может
быть предпринято по закону без согласия клиента, например принятие
соглашения или выполнение операции. Выражение «делать что-то для кого-то
или от имени» включает в себя также смысл осознанного бездействия.
Предположим, Y просит X сделать что-то для него, но X отказывается,
потому что думает, что это может нанести ущерб благополучию Y; например,
врач отказывается прописать пациенту транквилизатор. Это также считается
совершением каких-либо действий по отношению к человеку или от его имени
без его согласия; Y не соглашается на отказ в приеме транквилизаторов.
Теме патернализма во взаимоотношениях уделяют много внимания.
Пройдемся по основным моментам. Патернализм требует оправдания, потому
что он предполагает совершение каких-либо действий по отношению к
другому человеку или от его имени независимо от согласия этого человека.
Таким образом, он лишает людей свободы делать выбор, влияющий на их
жизнь. Им не хватает свободы самоопределения. ... Утрата контроля над
собственной жизнью является одной из причин беспокойства людей по поводу
профессиональной этики. Таким образом, патернализм занимает центральное
место в профессиональной этике.
В оправдание патернализма часто приводятся три аргумента.
1. Агент лучше знает, какие действия отвечают интересам человека. В
силу этого агент имеет право действовать, чтобы избежать значительного
вреда для человека или принести ему значительную выгоду. Этот аргумент,
пожалуй, главный в пользу патернализма профессионалов. Как отмечалось
ранее, профессионал обладает необходимыми знаниями, которых не хватает
клиенту, поэтому он или она лучше понимают преимущества и недостатки
альтернативных действий. Следовательно, профессионал, а не клиент,
уполномочен принимать решения и нести за них ответственность.
2. Клиент не может дать полностью свободное и осознанное согласие.
Под «полностью свободным» понимается отсутствие принуждения,
психологического принуждения или других эмоциональных или
психологических расстройств. Под «информированным» понимается
понимание последствий определенного образа поведения и его альтернатив.
Если люди не могут дать такое согласие, их решения не будут адекватно
отражать их разумные желания и не будут выражением их «истинного я». Этот
аргумент часто воспроизводится внутри профессиональных сообществ,
особенно медиков. Часто утверждается, что больные люди испытывают
сильное чувство зависимости, обеспокоены своей болезнью, находятся в
ослабленном состоянии и поэтому не могут трезво оценить ситуацию. В чемто похожий аргумент можно привести и в отношении клиентов адвокатов.
Обвиняемый человек напуган и обеспокоен. Даже в гражданском иске у
клиента могут возникать эмоции, мешающие объективному взгляду на
ситуацию.
3. Впоследствии человек согласится с решением профессионала. Хотя
сейчас человек не дает согласия, он даст согласие позже. Например, человек с
вывихнутым плечом, пребывающий в бессознательном состоянии, придя в
сознание, согласится с решением врача вправить вывих. Родители часто
требуют, чтобы их дети что-то делали, например ходили в музыкальную
школу, апеллируя к грядущему удовлетворению: «Ты/вы меня потом
поблагодарите!» Инженер может захотеть улучшить согласованный черновой
проект для того, чтобы в большей степени удовлетворить потребности клиента
несмотря на то, что улучшение предполагает значительный отход от
первоначального дизайна. Он может внести изменения в проект, будучи
убежден, что клиент одобрит окончательный вариант.
Чтобы проверить тезис о патерналистском характере отношений
профессионал-клиент, рассмотрим ситуации, в которых разумные люди
позволят другим принимать решения за них.
Во-первых, человек может не захотеть утруждать себя принятием
решений, не имеющих большого значения. Например, руководитель
уполномочивает
секретаря
заказать
необходимые
канцелярские
принадлежности, поскольку различия между марками скрепок и пр. не имеют
большого значения.
Во-вторых, для принятия решений могут потребоваться знания или
опыт, которыми человек не обладает. Например, автомеханик знает, нужно ли
менять масляный фильтр автомобиля. Возникает потребность обратиться к
механику, способному оценить ситуацию и предпринять определённые
действия.
В-третьих, человек может позволить другим выносить суждения, когда
он считает себя психически нездоровым. Некоторые люди добровольно
попадают в психиатрические больницы.
Первая из этих причин не имеет прямого отношения к аргументам в
пользу патернализма, но вторая и третья имеют отношение к первым двум
аргументам в пользу патернализма. Разумные люди позволят другим
принимать решения за них, когда у них нет способности выносить разумные
суждения. Тем не менее, большинство клиентов находятся в трезвом уме и не
разрешают другим принимать важные решения за них. Этот аргумент о
недееспособности не правдоподобен в случае среднестатистических клиентов
архитекторов, инженеров и бухгалтеров. Разум деловых и корпоративных
клиентов юристов вряд ли будут помутнен, даже если они предвзяты. Более
того, даже если взять частных лиц такая точка зрения не правдоподобна в
юридическом и медицинском контекстах. Человек, который хочет купить дом
или составить завещание, болеет гриппом или инфекцией, редко бывает
настолько дезориентирован, что не может принимать разумные решения.
Следовательно, аргумент о недееспособности не поддерживает
принятие
патерналистской
концепции
взаимоотношений
между
профессионалом и клиентом в большинстве случаев, хотя и поддерживает
использование этой концепции в особых случаях.
Первый аргумент в пользу патернализма, основанный на большем
объеме знаний, убедителен для разумных людей, позволяющих другим
принимать решения, когда им не хватает знаний.
Более того, клиенты обращаются к профессионалам за их знаниями и
навыками; такие знания и навыки являются отличительной чертой профессии.
Тем не менее, многие решения требуют согласования юридических
соображений или проблем со здоровьем с интересами других клиентов.
Как отмечали многие авторы, важные профессиональные решения
связаны с выбором ценностей. Это не простой выбор технических средств
достижения целей, и даже выбор средств имеет ценностный компонент.
Профессионалы не обучались выбору ценностей. Но даже если обучались, то
могли не знать шкалу ценностей клиента в достаточной мере, чтобы
определить, что для него лучше всего при учете всех факторов.
Адвокат может посоветовать клиенту, что ему или ей не нужно
соглашаться на такие крупные алименты или выплаты алиментов, но клиент
может решить, что для благополучия детей лучше всего подходят более
крупные выплаты. Точно так же врач может посоветовать постельный режим,
но из-за своих деловых интересов клиент может решить, что продолжение
работы важнее здоровья.
Клиент может особенно нуждаться в доходе или находится на грани
завершения коммерческой сделки, которая принесет повышение по службе.
Иногда врачи не понимают, что другие заботы пациента, даже поездка в
отпуск с семьей, могут быть более значимы, чем здоровье. Они пишут и
говорят о проблеме несоблюдения пациентом предписаний, так же как
родители говорят о несоблюдении правил детьми. Клиент может захотеть,
чтобы в инженерном или архитектурном проекте использовался один тип
конструкции, а не другой, потому что его дочерняя компания поставляет такие
материалы.
Хотя профессионал и клиент не равны, существует достаточная
клиентская компетентность, чтобы подорвать патерналистскую модель,
соответствующую их обычным отношениям. Клиенты могут судить о многих
аспектах профессиональных услуг. Если им не хватает информации для
принятия решений, ее могут предоставить профессионалы. Иногда
профессионалы утверждают, что клиенты никогда не смогут получить ту
информацию, которая у них есть. Это правда, но не относится к существу
вопроса. Большая часть информации, которой обладают профессионалы, не
имеет отношения к решениям, которые существенно влияют на ценности
клиентов. Точное название заболевания и способ его излечения не имеет
отношения к выбору между двумя альтернативными лекарственными
препаратами, но тот факт, что одно лекарство снижает концентрацию
вниманания, имеет значение. Точно так же клиентам инженеров не нужно
знать предельный вес, который выдержит конструкция, только то, что ее более
чем достаточно для всех ожидаемых нагрузок.
Отказать клиентам во власти и ответственности, приняв
патерналистскую модель, значит лишить их свободы управлять собственной
жизнью. Клиенты не способны определить точный характер своей проблемы,
или знать альтернативные варианты действий и предсказать их последствия,
или выполнить их самостоятельно. Для этого им нужен технический опыт
профессионала. Однако они способны сделать разумный выбор среди
вариантов на основе их общей ценности. Им нужна информация
профессионалов, чтобы сделать разумный выбор для достижения своих целей.
Фидуциарная модель/Модель доверительных отношений
Модель отношений профессионал-клиент должна включать в себе
следующие моменты: профессионал располагает большим объемом знаний,
клиент сохраняет значительную власть принимать решений и нести за них
ответственность. Такие отношения можно назвать фидуциарными или
доверительными. В таких отношениях обе стороны несут ответственность, и
их решения принимаются во внимание. Поскольку одна сторона находится в
более выгодном положении, у нее есть особые обязательства перед другой.
Более слабая сторона зависит от более сильной и должна доверять более
сильной стороне.
В фидуциарной модели клиент имеет больше полномочий и
ответственности при принятии решений, чем в патерналистской модели.
Требуется согласие клиента, и он участвует в процессе принятия решений.
Однако клиент зависит от профессионала как располагающего большей
частью информации, на основании которой он дает/отказывается давать свое
согласие. Термин «соглашается» (клиент соглашается), а не «решает» (клиент
решает) указывает на то, что именно профессионал должен предлагать
варианты действий.
Представленная модель не является моделью, в которой два человека в
равной мере участвуют в разработке планов, независимо от того, действуют
они «на расстоянии вытянутой руки» или нет. Скорее, профессионал
предоставляет идеи и информацию, а клиент соглашается или нет.
Эффективная и слаженная работа профессионала и клиента
предполагает наличие доверия второго к первому, который точно
проанализирует проблему, изучит возможные альтернативы, хорошо знает их
вероятные последствия, полностью донесет эту информацию до клиента,
предложит рекомендации и будет работать честно и проявлять лояльность по
отношению к клиенту при осуществлении выбранных альтернатив. Короче
говоря, клиент должен полагаться на профессионала, который использует свои
знания и способности в интересах клиента. Поскольку клиент не может
проверить большую часть работы специалиста или предоставленную
информацию, у специалиста есть особые обязательства перед клиентом. Он
должен доказать, что доверие оправдано.
Это не означает, что профессионал просто дает общие рекомендацию,
которые клиент может принять или отклонить. Скорее, интересы клиента
могут быть затронуты различными аспектами работы профессионала, поэтому
с клиентом следует консультироваться в разное время.
Профессионалы не разбираются в ценностях клиента или в выборе
ценностей. Их превосходящий объем знаний и опыт не дают им права делать
ценностный выбор, существенно влияющий на жизненные планы или стиль
жизни клиента. Однако они разбираются в технических вопросах. Пациент
обязательно позволит врачу определить дозировку лекарств. Заказчик может
разумно позволить инженеру определить материалы для работы. Юрист
может решить, оговаривать ли факты, возражать против дачи показаний или
соглашаться на отсрочку. Клиенты позволяют профессионалам выносить
такие суждения, потому что влияние на их ценности невелико, и они не хотят,
чтобы их беспокоили.
Короче говоря, согласие и участие клиента не требуются, когда (1)
вопрос носит в основном технический характер или (2) влияние на ценности
не является значительным.
Адекватная
нормативная
модель
взаимоотношений
между
профессионалом и клиентом – это такая модель, которая дает клиентам
свободу в определении того, как решение профессионала повлияет на их
жизнь. В большинстве сделок деловых и корпоративных клиентов с
бухгалтерами, архитекторами, инженерами и юристами отношения близки к
отношению между равными. Поскольку клиенты меньше осведомлены о
предмете, которым занимается профессионал, особые обязательства
профессионала в фидуциарной модели становятся более значительными.
Профессионал должен взять на себя больше ответственности за
формулирование планов, представление их преимуществ и недостатков и
выработку рекомендаций. Из-за растущей зависимости от профессионала
клиент должен проявлять особую осторожность, чтобы заслужить доверие
клиентов. Таким образом, хотя фидуциарная модель подходит для всего
диапазона компетентных клиентов и услуг, чем меньше у клиента знаний и
способностей к пониманию, тем больше профессиональных обязанностей
перед клиентом.
Наконец, некоторые клиенты не способны принимать решения. В этом
случае уместна патерналистская модель. Эти случаи некомпетентного клиента
почти всегда будут ограничиваться юридическим и медицинским контекстом.
Но даже тогда из этого не следует, что решения должны принимать
профессионалы. Если клиент некомпетентен, для принятия решений должен
быть назначен законный опекун. Когда это будет сделано, у специалиста будут
фидуциарные отношения с опекуном. Следовательно, подходящие случаи для
профессионалов взять на себя патерналистскую роль ограничиваются теми
случаями, когда клиент некомпетентен и опекун еще не назначен.
Итак, в современном обществе достоинство всякой профессии в
конечном счете утверждается тем, насколько ее представители
последовательно воплощают в своей деятельности общие принципы и нормы
социальной нравственности в интересах граждан.
Рассмотренные
здесь
модели,
демонстрируют
насколько
профессионалы привержены этическим нормам профессиональной этики
осознают свои профессиональные обязанности, способности действовать
ответственно в повседневной практике по отношению к тем, кто от них
зависит.