Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профессиональная этика и имидж органов государственной власти

  • 👀 1024 просмотра
  • 📌 956 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Профессиональная этика и имидж органов государственной власти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профессиональная этика и имидж органов государственной власти» docx
Лекция. Профессиональная этика и имидж органов государственной власти 1. Понятие и сущность имиджа органов государственной власти 2. Механизмы формирования положительного имиджа органов государственной власти Современный этап развития российского общества характеризуется высокими требованиями к системе государственной гражданской службы, от степени эффективности функционирования которой во многом зависит успешность осуществляемых в стране преобразований. Результативность деятельности органов государственной власти и управления, в свою очередь, зависит от уровня доверия к ней, степени ее поддержки со стороны населения конкретного общества, что во многом определяется сформировавшимся в массовом сознании имиджем государственной службы. Имидж государственной гражданской службы выступает в роли своеобразного фиксатора того, в какой степени действия государственных органов власти соответствуют интересам и ожиданиям определенных социальных групп и слоев. Применительно к государственному аппарату и госслужащим положительный имидж рассматривается в качестве необходимого условия их эффективного функционирования и развития. Изучение имиджа государственной гражданской службы обусловлено в первую очередь тем, что последняя по характеру своей деятельности публична. Публичность госслужбы проявляется в том, что она перманентно находится в центре внимания общественности, подвергается постоянным оценкам и сравнениям. Деятельность современных государственных служащих рассматривается в качестве выражения особого доверия со стороны общества и государства, с чем связаны и высокие требования к имиджу, а также к моральному облику государственных служащих. Рассматривая специфику имиджа государственной службы, следует обращать внимание на то обстоятельство, что он тесно связан с восприятием государственного служащего как со стороны населения конкретного общества, которое взаимо-действуют с государственными служащими, являясь получателем тех или иных государственных услуг, так и со стороны коллег по госслужбе и вышестоящих чиновников и руководителей. Именно имидж государственной гражданской службы в конечном счете формирует у граждан ориентацию на сотрудничество с ее представителями, либо, напротив, может сформировать в их сознании установку на ее отторжение, что может иметь следствием и абсолютное нежелание вступать в какое-либо взаимодействие с государством со стороны конкретного гражданина. Данное обстоятельство и обусловливает интерес к анализу феномена имиджа и факторов его формирования применительно к государственной гражданской службе На формирование имиджа государственной гражданской службы в России оказывают влияние различные факторы, связанные как с традиционным восприятием государства и чиновников, характерным для различных периодов отечественной истории, так и с современным состоянием системы органов государственной власти и управления в нашей стране, раз-личными аспектами ее функционирования, в том числе и особенностями взаимодействия госслужащих с населением, качеством предоставляемых гражданам государственных услуг. В массовом сознании населения российского общества, к сожалению, сложился преимущественно негативный имидж государственного служащего. На формирование имиджа государственной гражданской службы, наряду с другими факторами, оказывают воздействие личный опыт общения граждан с чиновниками, степень удовлетворенности граждан качеством предоставляемых им государственных услуг, ощущения, испытываемые гражданами при взаимодействии с госслужащими различного уровня. В отношении к государственным органам власти у граждан, имеющих опыт общения с чиновниками, преобладают отрицательные эмоции: население в целом оценивает отношение госслужащих к посетителям в основном негативно, акцентируя внимание на присущих им безразличии, желании поскорее закончить беседу при взаимодействии с гражданами. К причинам, которые порождают недоверие граждан к органам власти, можно отнести: - «технические» причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистов в сфере связей с общественностью не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы; - культурно-исторические. Суть этих причин заключается в традиционно невысокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к патернализму; - «организационные» причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом к новой модели организации общества и изменением характера работы с общественностью; - «ресурсные» причины обусловлены не достаточным финансированием государственной службы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов. Важное значение в данном контексте имеет то обстоятельство, что современные российские чиновники не воспринимают свою работу как деятельность, направленную на удовлетворение интересов населения: большая их часть воспринимает работу в органах государственной власти и управления как деятельность, связанную с защитой интересов государства, своих министерств и ведомств, руководства, а также собственных интересов. Характер взаимодействия госслужащих с посетителями государственных учреждений и ведомств во многом зависит от морально-нравственных качеств чиновников, определяющих эффективность такого взаимодействия, степень удовлетворенности граждан от общения с конкретными государственными служащими и в конечном счете складывающийся имидж государственной гражданской службы в целом. В современных условиях к государственной службе, с учетом сложности выполняемых ею управленческих задач, включенности в реальное пространство жизнедеятельности людей и взаимодействия с гражданским обществом, предъявляются повышенные требования, связанные в первую очередь с деятельностью состоящих на государственной гражданской службе людей, их профессионально-квалификационными качествами, а также с культурно-нравственными, этическими установками. В настоящее время залогом эффективного функционирования государственных учреждений и ведомств является наличие в них людей, мыслящих по государственному, способных за счет своей активной деятельности переломить негативный об-раз чиновника-бюрократа, характерный для массового сознания населения российского общества, содействовать формированию позитивного имиджа государственной гражданской службы. В то же время улучшение кадрового состава государственной гражданской службы, повышение уровня профессионализма чиновников не выступают в качестве единственных мер, способных улучшить имидж государственных служащих, отношение к ним со стороны различных групп населения страны. Так, к числу важнейших проблем функционирования отечественной государственной гражданской службы, которые негативно влияют на ее имидж, относится недостаточное информирование населения о работе тех или иных госструктур, оказываемых ими услугах, а также существующие преграды для получения гражданами официальной информации о деятельности соответствующих учреждений. Позитивный имидж государственных служащих может сформироваться только при условии достижения открытости и публичности в деятельности государственных структур, что в свою очередь предполагает наличие хорошо отлаженной и эффективной системы связей с общественностью. Таким образом, имидж государственной гражданской службы как публичный феномен представляет собой один из каналов связи власти и общества и является по сути тем, при помощи чего власть воспринимается массовым сознанием населения конкретного общества, включая представителей всех социальных слоев и групп. Значение имиджа заключается в том, что он определяет степень поддержки власти со стороны населения конкретного общества, а также отражает уровень доверия и эффективность деятельности государственного аппарата, выступая в качестве своеобразного фиксатора того, в какой степени действия государственных органов власти соответствуют интересам и ожиданиям общества. Современная трактовка понятия «имидж» используется в научной литературе лишь немногим более пяти десятилетий. Имидж (от англ. image –образ) – сложившейся в массовом сознании и имеющим характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Подчеркнем, что, во-первых, это образ, сложившийся в массовом сознании, в формировании которого в условиях построения информационного общества решающую роль играют средства массовой информации (СМИ) и массовой коммуникации. Во-вторых, этот образ эмоционально, то есть психологически окрашен и имеет характер стереотипа, но стереотипа социального. Стереотип (нем. Stereotyp) – «прочно сложившийся, постоянный образец чего-либо». Это предполагает включение в себя применения эффективных коммуникативно-информационных технологий. Но существует и другой вариант – от избытка психологически и политически невыверенной информации и плохо преподносимой (например, чрезмерно навязчивой) эффект получается минимальным, даже отрицательным. Люди, так же как и средства массовой информации, подходят к оценке общества с точки зрения имиджа. С помощью имиджа человек показывает, какое место в обществе он отводит сам себе и какую роль играет. Например, женщина-предприниматель может в различных ситуациях представить себя и как предпринимателя, и как работающую мать и использовать эти ярлыки для того, чтобы лучше почувствовать, в какой ячейке общества она находится. Следует понимать, что в любой конкретный отрезок времени общество имеет конкретную систему ценностей. Образ, который человек демонстрирует в обществе, показывает, насколько эти ценности созвучны его убеждениям. Кроме того, исследователи имиджа определяют его как совокупность определенных качеств, которые ассоциируют с определенной индивидуальностью, и различают следующие его составляющие: - символические, - социальные, - персональные характеристики. К персональным характеристикам относятся физические, психологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и так далее. Иными словами, к данным характеристикам можно отнести существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять определенное влияние. Социальные характеристики связаны с текущей ситуацией, которой, например, деловой человек должен соответствовать. Это достаточно подвижная часть имиджа, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз эти характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. К ним относятся статус, модели ролевого поведения и прочее. Символические характеристики, напротив, являются устойчивыми и неизменными. Они связаны с идеологией и культурой. Иначе говоря, существует определенный набор качеств, характеризующий идеальный тип. 8 Итак, имидж имеет две неразрывные сущностные черты: 1) коммуникативную, информационную и 2) социально-психологическую. Несмотря на отсутствие единства в многочисленной литературе по данной проблематике, категория «имидж» употребляется исключительно в контексте формирования, целенаправленного создания и планируемого психологического воздействия на людей и их поведение. Появление феномена «конструирование имиджа» связывают со становлением информационного общества, когда важнейшее значение приобретают технологии, основанные на знании особенностей мотивации конкретных людей, психологии личности и масс и направленные на оптимизацию отношений между различными субъектами общественной жизни. Более того, формирование имиджа органов государственной власти связано с развитием государственности, данный феномен присутствует в социальной парадигме человеческого общества на всех этапах его развития, а элементы имиджа без труда обнаруживаются, например, в именах властителей. В подтверждение того, что политики всегда стремились облагообразить свой облик, обычно приводят в пример Юлия Цезаря, который «чтобы замаскировать недостаток волос, обычно зачесывал их с темени на лысину, а из всех почестей, декретированных ему сенатом и народом, ничего не принял и не использовал с таким удовольствием, как право постоянно носить лавровый венок». Действительно, таким – с зачесанными на лоб волосами или в лавровом венке – запечатленный в скульптурных портретах образ Цезаря дошел до наших дней. Следует отметить, что классификации имиджа разрабатывались на базе общих и специальных оснований по критериям сходства и различия. При классификации по свойствам, выражающим индивидуальные качества субъекта – прообраза имиджа, принято выделять три большие группы: - индивидуальный имидж, которому соответствует индивидуальный – субъект имиджа (человек); - коллективный имидж, которому соответствует коллективный субъект – имиджа. Коллективный имидж может иметь одну из трех возможных форм: 1) групповой имидж, носителем которого является групповой субъект имиджа (объединенный по функциональным или иным основаниям: социальная группа, этнос и др.), или имидж социальной группы – это обобщенный образ социальной группы, этноса, разделяемый представителями другой социальной группы; 2) корпоративный имидж – это такой символический образ организации, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия, в основе которого лежат элементы, обеспечивающие восприятие данной организации как субъекта; 3) системно-корпоративный имидж (имидж территориального образования: поселка, города, региона, страны); предметный имидж (образ неодушевленного предмета). Имидж государственной службы – это коллективный имидж, который одновременно можно отнести и к групповому, и к корпоративному. Это – «оценочный образ государственной власти в целом, который складывается из следующих параметров: – результативность и эффективность работы государственных органов (качество предоставления государственных услуг населению), - профессионализм и добросовестность чиновников, их должностное поведение, - культурный уровень, коммуникативные качества , -субъективные оценки деятельности чиновников со стороны населения и институтов гражданского общества». Особенность формирования данного имиджа состоит в нивелировании восприятия общественностью индивидуальных характеристик отдельных чиновников в общем образе государственной власти. Это обусловлено спецификой социально-правового статуса государственной службы, которая выступает мостом между государством и обществом. Однако когда граждане встречают непонимание, нежелание или невозможность со стороны государственных служащих решить их проблемы, они напрямую связывают это с позицией государства в целом. Если лица, замещающие государственные должности должны и могут акцентировать свои лидерские качества, независимость и индивидуальность, то карьерным чиновникам (гражданским служащим), которые берут на себя ответственность только в рамках должностных обязанностей, демонстрация независимости явно противопоказана. Чиновник – олицетворение исполняемой им функции, его образ – составная часть «лица» всей организации (государственного органа). По способам формирования имиджа органов государственной власти выделяют: – естественный имидж, складывающийся стихийно, без специальных акций и рекламы, только в результате практической деятельности субъекта; - искусственный имидж, специально создаваемый и не в полной мере соответствующий характеру и результативности деятельности субъекта – прообраза имиджа. Так, например, имидж политиков (парламентариев) и чиновников содержит в себе оба этих компонента, правда, в разной степени. У политиков доминирует искусственный имидж, у чиновников – естественный. Хотя, учитывая связь позитивного имиджа гражданской службы и престижности работы в государственных органах, следует обратить особое внимание на его формирование, в том числе через специальные PR-акции. Высокий престиж государственной службы выступает необходимым условием эффективности всего государственного управления, потому что показывает прочность государственной власти и уровень ее соответствия ожиданиям членов общества. С другой стороны, повышение престижа государственной службы и формирование ее позитивного имиджа в глазах населения будет увеличивать число граждан, стремящихся поступить на службу государству, что позволит усилить конкурсный отбор и привлекать на работу в государственные органы наиболее способных и подготовленных специалистов. В условиях «информационной цивилизации», «информационной эпохи» особое значение приобретает проблема имиджа органов государственной власти как определенного коммуникативно-психологического кода власти, его целенаправленного формирования. Резюмируя, можно отметить, что формирование имиджа органов государственной власти предполагает решение следующих задач: • изучение места и роли государственного органа в развитии социума в контексте действия объективных законов; • оценка отношения населения к данному государственному органу на основе замеров общественного мнения, анализа СМИ и массовой коммуникации; • изучение, диагностика реальных характеристик (качеств), которыми обладает государственный орган, его работники на основе системного анализа, то есть оценка реального имиджа по результатам исследований и публикаций в прессе; • проектирование желаемого, запрашиваемого населением имиджа данного государственного органа; • сравнительный анализ реального и запрашиваемого имиджа и проектирование возможного на основе изучения базисных интересов; • анализ действующих в обществе основных коммуникативных каналов, технологий и средств воздействия на сознание и психику людей, оценка их эффективности в плане формирования имиджа; • выявление эффективных коррекционных механизмов и технологий формирования имиджа; • выработка системы коммуникативно-информационных технологий формирования положительного имиджа государственного органа и его работников. Соответственно формирование эффективного имиджа органа государственной власти следует начинать с приведения его в соответствие общим требованиям: 1. в политическом имидже должны обязательно присутствовать «черты победителя», «черты лидера»; 2. открытость, «видимая доступность». Люди склонны доверять тому, кто, по их мнению, способен решить их проблемы, а для этого он должен быть доступен, то есть к нему можно обратиться, написать, рассказать о своих проблемах; 3. эффективные коммуникации. Имидж транслирует в процессе многочисленных коммуникаций, в ситуациях различного делового и межличностного общения. Опытные лидеры-управленцы в большинстве случаев придерживаются этого правила и выигрывают. Пренебрежение им формирует негативное отношение, злобность и агрессивность что в процессе общения не прощается; 4. окружение. Если рядом с руководителем или лидером находятся достойные, хорошо известные и узнаваемые личности положительное отношение к ним переносится и на самого лидера. Срабатывает психологический феномен межличностных отношений, который сводится к крылатому выражению: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»; 5. личное обаяние. Необходимо развивать психологические составляющие обаяния: чувство юмора; внимательное и доброжелательное отношение к окружающим; эмоциональную заразительность; психологическую защищенность; коммуникативные способности; совершенствование «внешнего имиджа» (неординарность внешности, запоминаемость). 2 Коммуникативные стратегии и тактики формирования положительного имиджа органов государственной власти Без всякого сомнения, одной из главных задач органа государственной власти является потребность осветить с положительной стороны свою деятельность для общественности. Наилучшим способом достижения результата является использование стратегии самопрезентации, сопровождающейся акцентированием положительных моментов и фактов профессиональной деятельности организации.  Стратегия самопрезентации предназначена для того, чтобы показать общественности, что данная государственная структура является сильной, значимой для общества организацией. Данная стратегия включает в себя различные тактики, направленные на то, чтобы повлиять на восприятие окружающими адресанта: информирования, оппозиционирования, акцентирования положительной информации, признания существующих проблем и указания на путь их решения. Рассмотрим их более подробно.  Все обозначенные тактики реализуются в зависимости от существующего положения, наличия необходимых фактов. Это связанно с тем, что представитель общественности не имеет с пресс-службой органа исполнительной власти личных контактов, фактически он воспринимает имидж данной структуры через сообщения в СМИ. Таким образом, имидж органа государственной власти является частью профессионального успеха пресс-службы. Отсюда следует, что чем точнее будет выстроен имидж, тем эффективней будет коммуникация с общественностью и, следовательно, будет достигаться основная задача -завоевание и удержание доверия населения.  Прием тактики информирования с использованием наименования организации является самым распространенным приемом. Использование имён, фамилий, должностей руководства, начальников подразделений придает информации авторитетность. Также достоинством данного приема является возможность улучшения имиджа, органа государственной власти. По мнению специалистов, постоянное использование названия органа государственной власти способствует его большей узнаваемости, появлению ассоциаций у аудитории, формированию положительного имиджа.  Тактика акцентирования положительной информации выражается через использование слов положительной оценки. Данная тактика должна показать аудитории основные положительные качества органа государственной власти и его сотрудников, их успехи и, самое главное, достижения, принесшие пользу общественности.  Имидж органа государственной власти должен соответствовать ожиданиям социальной среды. Стремясь привлечь общественность на свою сторону, пресс-служба органа государственной власти обращается к близким и ясным ей ценностям и понятиям (честь, достоинство, закон, порядок, профессионализм, бдительность, контроль, служба, качество и т.п.).  Информирование об участии в социально-значимых и общественных мероприятиях позволяет пресс-службе органа государственной власти донести до общественности дополнительную информацию об организации и её деятельности, которая не касается профессиональной сферы. Таким образом, органы власти показывает свою заинтересованность в жизни общественности, неравнодушие к социальным мероприятиям. Информирование общественности о наградах, заслугах сотрудников органа государственной власти встречается не часто, поскольку поводом для написания материала такого характера служат значимые события и праздничные даты. В таком случае, пресс-служба в полном объёме использует имеющиеся сведения и факты, чтобы подать информацию с нужной стороны и тем самым способствовать формированию положительного имиджа.  Тактика оппозиционирования призвана показать неприятие органом власти преступной коррупционной деятельности, тем самым обозначить непримиримость и борьбу с фактами проявления таковой. Выбирая тактику оппозиционирования, орган исполнительной власти старается противопоставить себя тем, кто преступает закон, и акцентировать внимание общественности на борьбе с какими-либо противоправными действиями, тем самым создать себе необходимый имидж. Реализация тактики признания существующих проблем и выделение пути их решения, в итоге дает органу власти возможность нейтрализовать негативное мнение граждан к сложившейся ситуации, способствует формированию чувства доверия к региональной власти и, как следствие, созданию положительного имиджа. Использование в тексте слов начальника или руководителя, который признает существующую проблему усиливает эффект воздействия на аудиторию. Надо отметить, что выявление существующих проблем, поиск и указание путей их решения является неотъемлемой частью профессиональной работы пресс-службы органа государственной власти. На наш взгляд, указание проблемы без предложения или намерения решить ее не принесет государственной структуре положительного мнения о ней со стороны общественности.  Процесс формирования положительного имиджа органов государственной власти напрямую связан с проблемой изменения сложившихся стереотипов у населения в вопросах функционирования органов исполнительной власти в регионе и работы государственных служащих. Многочисленные исследования подтверждают распространенные и устойчивые представления и стереотипы населения о деятельности органов государственной власти, показывают, что массовый образ чиновничества в конкретных исторических условиях может видоизменяться, наполняться новыми социальными и психологическими чертами.  Формированию имиджа государственной власти с помощью информационно-коммуникационных технологий должно отводится большое внимание в современных общественно-политических условиях. Фактически в любом государстве внутренними источниками угроз его национальной безопасности в информационной сфере являются недостаточное развитие государственной системы регулирования процесса внедрения и использования ин-формационных технологий; недостаточная эффективность информационного обеспечения государственной политики и т. д. Низкий уровень доверия населения к органам власти может также лежать в основе внутренней угрозы национальной безопасности государства. Повышение и под-держание высокого уровня доверия граждан является следствием качественной работы по управлению позитивным имиджем органов государственной власти. Именно по этим причинам государственная информационная политика, отвечающая интересам обеспечения национальной информационной безопасности, с од-ной стороны, и информационно-идеологического обеспечения внутренней и внешней политики государства, с другой стороны, должна быть способной при необходимости воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность в интересах государства и гражданского общества. Такая возможность может достигаться в современных условиях лишь при условии использования информационно-коммуникационных технологий в качестве полноценного инструмента реализации информационной политики государства. Следует понимать, что создание позитивного имиджа в условиях современной политической интернет-коммуникации, в первую очередь, следует рассматривать как достижение наиболее органичного присутствия власти в интернет-пространстве. Такое присутствие может быть достигнуто посредством эффективного использования информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии, используемые государственной властью в работе над своим имиджем, можно условно разделить на «традиционные» и «новые». К «традиционным» стоит отнести интернет-СМИ (в том числе интернет-сайты), а к «новым» — социальные сети и блоги. Каждый из этих видов обладает большими возможностями по формированию имиджа при их использовании в будущем (условно будем это называть «имиджевым потенциалом»). Представляется, что качественно имиджевый потенциал «традиционных» и «новых» информационно-коммуникационных технологий можно оценить на основании следующих критериев: - влияние на «внешний» имидж государственной власти; - влияние на «внутренний» имидж государственной власти; - организация компетентной и содержательной обратной связи; - организация оперативной обратной связи. Итак, пристальное внимание со стороны государственных органов к качеству ведения сайтов способствует переходу на новую ступень развития электронного правительства. Очевидно, что успехи в построении системы «электронного правительства» влияют на международный («внешний») имидж государства. С другой стороны, ответственное, грамотное техническое сопровождение сайтов государственных органов во многом предопределяет успех в восприятии населением образа государственного аппарата. А это, несомненно, отражается на «внутреннем» имидже государства — имидже государственной власти. Следовательно, данный вид информационно-коммуникационных технологий влияет и на «внешний», и на «внутренний» имидж государства. Оценивая качество обратной связи посредством сайтов государственных органов, следует отметить, что они играют значимую роль в обеспечении компетентной (содержательной) обратной связи с населением. Однако с учетом того, что для сайтов обратная связь изначально дополнительная функция, по оперативности «действий» сайты будут уступать, к примеру, социальным сетям. Оценка каждого из критериев имиджевого потенциала сайтов подчеркивает весомость и значимость этого интернет-ресурса государственных органов. И задача по совершенствованию работы сайтов государственных органов является весьма актуальной. Так как обеспечение позитивного общественного мнения населения о государственном аппарате в целом — это задача, во многом обеспечиваемая «качественностью» сайтов органов государственной власти. Что же касается социальных медиа, то их широкое использование населением заставляет правительство также тщательно задуматься о том, каким образом можно извлечь выгоду от их применения в выстраивании взаимоотношений с гражданами, повышая при этом уровень их вовлеченности и участия. Западные исследователи отмечают важность присутствия власти в социальных медиа для повышения уровня доверия граждан. Это становится возможным, если правительства используют социальные медиа в качестве активного информационного канала, демонстрируя тем самым, что власть не только мониторит действительность, но и реагируют на нее. Социальные медиа дают возможность государству получить преимущества от их использования за счет креативного и инновационного коммуницирования с гражданами. Данные интернет-ресурсы позволяют государственным органам доносить любые необходимые месседжи или новости быстрее и эффективнее. Оценивая имиджевый потенциал «новых» информационно-коммуникационных технологий согласно представленным качественным критериям, стоит отметить следующее. Эти технологии оказывают незначительное влияние на «внешний» имидж государственной власти, нежели на «внутренний». Деятельность отдельных государственных структур или должностных лиц может быть представлена на их страницах в социальных сетях или в блогах. И в таком случае они будут способствовать формированию имиджа либо конкретного политика, чиновника, либо возглавляемого им государственного органа. Что же касается организации обратной связи, то по оперативности эти каналы будут явно опережать «традиционные», однако, обеспечить качественную и содержательную обратную связь данные каналы смогут едва. Анализ данных характеристик дает основание полагать, что социальные сети и блоги начинают играть все более заметную роль в общественно-политической жизни. Причем, социальные сети обладают более высоким имиджевым потенциалом по сравнению с блогами для государственной власти. Такая оценка имиджевого потенциала ставит перед органами государственной власти задачу активизировать работу по использованию «новых» информационно-коммуникационных технологий для организации диалога с населением, для его сближения с ним, а также охраны его законных интересов, мобилизации активных целевых аудиторий на общественно полезные дела, для формирования важных национальных ценностей, объединяющих общество. Одновременно их потенциал можно задействовать и для защиты общества от масштабных противоправных, экстремистских действий и радикальных националистических выступлений, от раз-личного рода внешних воздействий, направленных на подрыв политической стабильности в государстве. Таким образом, среди «традиционных» информационно-коммуникационных технологий официальные сайты государственных органов, ввиду своих функций, могут оказывать самое существенное влияние на формирование имиджа государственной власти. Среди «новых», обладающих наибольшим «имиджевым» потенциалом, следует особо выделить социальные сети. Представляется, что, как минимум, все органы государственного управления должны обеспечить в них свое присутствие. Именно интернет-сайты и социальные сети обладают наибольшим имиджевым потенциалом для государственных органов и становятся важными инструментами в реализации медийной и социальной коммуникации в интернет-пространстве. Однако, несмотря на это, до настоящего времени представители государственных властей на постсоветском пространстве слабо показывают заинтересованность в обеспечении обратной связи с широкой общественностью и не стремятся актив-но использовать возможности интерактивных средств политической интернет-коммуникации, а удачные примеры такого использования являются скорее исключением из правил, нежели общепринятой практикой [13, с 21].При этом реализация имиджевого потенциала информационно-коммуникационных технологий в результате могла бы стать эффективным средством управления имиджем государственных органов. Выделяют два возможных способа улучшения имиджа любой государственной организации, в том числе и органов государственной власти. Первый - улучшение ее отличительного облика (привлечение более квалифицированных кадров, дополнительное обучение штатных работников и др.) и второй - улучшение работы «службы донесения действительного отличительного облика города (района) до общественности, т. е. службы коммуникации». Фактически это два направления в работе по созданию позитивного имиджа органов государственной власти: - организационное; - инструментальное. Представляется, что каждое из этих направлений является весьма важным и неотъемлемым в части совершенствования информационной политики государственных органов с целью их позитивного восприятия населением. Организационно необходимые действия властей по эффективному управлению имиджем органов государственной власти в процессе политической интернет-коммуникации можно представить следующим образом: 1. Разработка информационной политики государственного органа в соответствии с общей концепцией государственной имиджевой политики. Необходимо разработать и законодательно утвердить единую концепцию (стратегию) имиджевой политики государственных органов и организаций. В ней может быть закреплена необходимость совершенствования работы государственных органов по имиджевому сопровождению. Так, к примеру, может быть утвержден перечень государственных органов, присутствие которых в социальных сетях обязательно, а также критерии оценки работы государственных органов с интернет-ресурсами. В соответствии с данной концепцией в государственных органах должны быть разработаны и утверждены программные документы на ближайшие годы, включающие основные направления деятельности по формированию устойчивого положительного имиджа. 2. Введение в государственные образовательные стандарты подготовки государственных служащих компетенций по имиджевому сопровождению работы государственных органов, в том числе и в интернет-пространстве. Обучение ключевым принципам качественного имиджевого сопровождения государственных органов в интернет-пространстве может быть достигнуто введением спецкурса «Информационно-коммуникационные технологии как инструмент информационной и имиджевой политики государственных органов» в программы подготовки государственных служащих. Дисциплина должна давать понимание основных принципов формирования имиджа государственного органа и разработки имиджевой стратегии для него в интернет-пространстве, знание технологий и тактик в процессе имиджмейкинга. В рамках спецкурса лейтмотивом должно быть активное использование информационно-коммуникационных технологий в рамках работы с целью информационного противоборства деструктивным действиям, а также обучение тому, как необходимо работать с интернет-сайтами и страницами в социальных сетях государственного органа. Созданию позитивного имиджа государственного органа будет способствовать усвоение обучаемыми навыков мониторинга общественного мнения и анализа активности властей и граждан в интернете в сфере деятельности государственного органа. 3. Создание дополнительных государственных интернет-СМИ. Их создание будет способствовать балансу в информационном пространстве между достоверной и искаженной или деструктивной информацией, предоставляемой оппозиционными или коммерческими СМИ, а также усилит присутствие государственных органов в интернете. 4. Разработка и внедрение специального программного обеспечения на основе информационно-коммуникационных технологий, позволяющего проводить качественную оценку интернет-ресурсов государственных органов. В условиях оптимизации государственных структур работа по мониторингу и оценке интернет-ресурсов государственных органов является весьма трудоемкой. В связи с этим может быть разработано, например, программное обеспечение по мониторингу и оценке интернет-ресурсов государственных органов. Оно может представлять собой автоматизированный аналитический модуль, который позволяет проводить самостоятельный поиск и анализ по количественным и качественным характеристикам интернет-ресурсов за любой заданный период. Технологии такого аналитического модуля могут быть основаны на принципах математической лингвистики, то есть предварительно все содержимое того или иного интернет-ресурса будет «прочитываться» программой. Критерии и параметры оценки для такого модуля могут быть взяты из конкретной методики оценки ин-тернет-ресурсов. Таким образом, система сможет автоматически оценивать контент интернет-ресурсов по заданным параметрам и экономить колоссальное количество времени. Обеспечение качественного присутствия государственных органов в интернет-среде, эффективное использование ими информационно-коммуникационных кана-лов в своих интересах фактически раскрывает инструментальную функцию информационно-коммуникационных технологий. На данном этапе эта функция реализуется государственными властями не в полной мере. Доступные государственным органам информационно-коммуникационные технологии используются недостаточно эффективно. Инструментальная функция информационно-коммуникационных технологий по управлению имиджем органов государственной власти в интернет-пространстве – это прежде всего наращивание присутствие в интернете, чтобы, с одной стороны, соответствовать ожиданиям и уровню восприятия граждан, а с другой — выполнять важную для себя миссию по легитимации власти, то есть формировать благоприятный образ в восприятии населения.
«Профессиональная этика и имидж органов государственной власти» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot