Проектная и исследовательская деятельность на уроке математики и естествознания.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1
Тема: Проектная и исследовательская деятельность на уроке математики и естествознания
Основные понятия
1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста –руководителя исследовательской работы.
Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Основные ха-рактеристики: 1) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Учебное исследование включает научно-исследовательскую, учеб-но-исследовательскую и проектную деятельность учащихся.
Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д., с тем чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, по-скольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом.
Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с обозначенными ранее этапами.
2. Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной
Проектная деятельность:
1. Ориентирована на получение конкретного результата –продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.
2. Проект содержит предварительное описание и детализацию конечного продукта.
3. Результат должен быть точно соотнесен со всеми сформулированными в замысле проекта характеристикам
Исследовательская деятельность:
1. На начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работы.
2. Логика исследования: формулировка проблемы исследования —выдвижение гипотезы — последующая экспериментальная или модельная проверка выдвинутых предположений
Исследовательская деятельность, развивающая познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика, ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания.
Проектная деятельность развивает иные аспекты личности ученика: потребность непосредственно влиять на ситуацию, активную позицию по отношению к достижению результата, организуется как процесс создания замысла и его воплощения.
Главная цель проектной деятельности –изменить действительность (ситуацию) с помощью специально созданного продукта (макета, книги, мультфильма, видеофильма и т. д.), «получение та-кого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел», а целью исследовательской деятельности является проведение некоего исследования для уяснения какой-либо закономерности, «установление истины, „того, что есть“, „наблюдение“ за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь».
Признаки деятельности, которую можно квалифицировать как проектную:
–ориентация на получение конкретного результата;
–предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
–относительно жесткая фиксация срока достижения результата;
–программирование –планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
–выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
–получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализа новой ситуации.
3. Специфика исследовательских задач в школе
Исследовательские задачи разделяют на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.
В исследовательских задачах исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.
В научных задачах присутствует много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменим в образовательном процессе.
Примеры
Тема: Числовые выражения.
Задание. Каким образом можно принести из реки ровно шесть литров воды, если для ее измерения имеется только два ведра – одно емкостью в 4 л, другое в 9 л?
Тема: Сложение и вычитание натуральных чисел.
Задание: Придумайте способ, с помощью которого можно быстро и просто вычислить значение выражения: 39–37+35–33+31–29+27–25+…+11–9+7–5+3–1