Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК
ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БИБЛИОТЕК. ПРЕДПРОЕКТНОЕ
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Грузова Анна Андреевна ,
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры
информационного менеджмента
Понят ие библиотечного проект а
■ Проект - временное предприятие, направленное на
создание уникального продукта, услуги или результата
Характерист ики библиотечного проект а
■ Временные рамки – начала и окончания проекта
■ Последовательная разработка
■ Уникальный результат
■ Изменения
■ Социальная значимость
Ограничения проекта соотношением качества
конечного продукта, цены проекта и времени его
реализации
SMART-цель
Цель проекта долж на бы ть:
■ конкретной (Specific);
■ измеримой (Measurable);
■ достижимой (Attainable);
■ значимой (Relevant);
■ соотносимой с конкретным сроком (Time-bounded)
Программа
■ряд проектов по приоритетным
направлениям развития библиотечноинформационной деятельности,
увязанных по срокам реализации,
ресурсам, исполнителям
Аспект ы классиф икации проектов
библиотечно-инф ормационной
деятельност и
1. Инновационность проекта
2. Масштаб проекта
3. Сфера влияния проекта
4. Длительность проекта
5. Целевое назначение проекта
6. Источники финансирования
1. Виды проектов библиотечноинф ормационной деятельност и с точки
зрения их инновационност и
■ Проры вны е проект ы – использование
принципиально новых подходов, не
использовавшихся ранее в библиотечноинформационной деятельности.
■ Модиф ицирующие проект ы – улучшающие
существующие объекты, модернизирующие
продукцию, технологии, методы управления.
2. Виды проектов библиотечноинф ормационной деятельности по масштабу
■ Мегапроект ы представляют собой комплексные программы
развития библиотечно-информационной деятельности в рамках
программ развития культуры и образования. Мегапроекты включают
в себя мультипроекты и монопроекты, которые объединены в
мегапроекте общей целью, ресурсами и сроками реализации.
■ Мультипроекты - комплексные программы стратегического развития
библиотек, как правило, на региональном уровне. При реализации
мультипроектов библиотечно-информационные учреждения
взаимодействуют друг с другом, а также с другими учреждениями
культуры и образования, т. е. участвуют в процессе формирования
культурно-образовательной среды региона.
■ Монопроект ы осуществляются на уровне одной библиотеки, в них
реализуются цели и задачи развития конкретной библиотеки.
3. Виды проектов библиотечноинф ормационной деятельност и по
сф ере влияния
■ Международный проект
■ Федеральный проект
■ Региональный проект
■ Муниципальный проект
■ Корпоративный проект (нескольких библиотек)
■ Проект одной библиотеки
4. Виды проектов библиотечноинф ормационной деятельност и по
длительност и
■ Долгосрочные (более 3 лет)
■ Среднесрочные (1-3 года)
■ Краткосрочные (до 1 года)
5. Виды проектов библиотечноинф ормационной деятельност и по
целевому назначению
■ Продуктовые проекты – совершенствование
библиотечно-информационной продукции
■ Технологические проекты
■ Организационные проекты
■ Маркетинговые проекты
■ Социокультурные проекты
■ Смешанные проекты
6. Виды проектов библиотечноинф ормационной деятельност и по
источникам ф инансирования
■ Проекты, финансируемые из федерального бюджета
■ Проекты, финансируемые из регионального бюджета
■ Проекты, финансируемые из внебюджетных
источников
■ Проекты, финансируемые из собственных средств
■ Проекты, финансируемые с помощью краудфандинга
и краудсорсинга
■ Проекты, финансируемые из смешанных источников
Жизненны й цикл библиотечного
проект
а ж изненного цикла библиотечного проект а
Стадии
1.
2.
3.
4.
Инициация
Организация и подготовка (планирование)
Реализация
Завершение
Предпроект ное обследование
на эт апе инициации проект а
■ Предпроектное обследование направлено на
получение информации о том, какие именно проекты
в данный момент могут быть реализованы, на основе
полученной информации разрабатывается концепция
программ и отдельных проектов
Этапы предпроектного
обследования
■ Анализ направлений развития социально-культурной,
научной и образовательной политики страны и
региона в контексте выбора приоритетов при
планировании проектной деятельности
■ Выявление действующих конкурсов проектов и
возможностей получения грантов
■ Анализ положительного опыта других библиотек
■ Выявление информационных потребностей
пользователей
Для анализа информации, полученной в ходе
предпроектного обследования, используются методы
сравнительного анализа и анкетирования
Метод сравнительного
анализа при предпроект ном
1.обследовании
Постановка цели исследования, выбор объектов сравнения.
2. Выбор показателей сравнения, которые становятся основой
для схемы анализа; разработка схемы анализа (досье).
3. Поиск объектов, заполнение досье на каждый объект по
заданным показателям. Схема досье в ходе поиска может
изменяться и дорабатываться.
4. Составление сводных таблиц (если необходимо).
5. Аналитический этап: обобщение сведений, формулировка
выводов.
Сравнительны й анализ приоритет ны х направлений
социально-культ урной полит ики ст раны и региона в
контексте планирования проект ной деятельност и
библиотеки
■ Выявление правительственных программ
федерального, регионального и муниципального
уровня в области культуры, науки и образования, в
рамках которых могут быть реализованы библиотечноинформационные проекты,
■ Выявление правительственных и неправительственных
грантов и конкурсов проектов, куда могут быть поданы
заявки и т.д.
Схема досье для сравнительного
анализа правительст венны х программ в
области культ уры , науки и образования
Название программы /
конкурса
Автор-разработ чик
Цель программы / конкурса
Эт апы , календарны е сроки
Содерж ание программы /
конкурса
Возмож ност и участ ия
Дополнительная
инф ормация
Сравнительны й анализ проект ной
деятельност и библиотечноинф ормационны х учреж дений-аналогов
■ Сравнительный анализ применяется для анализа
проектной деятельности сходных библиотек
(например, библиотек одного типа или библиотек
одного региона).
■ Проектная деятельность анализируется для
выявления тенденций развития библиотечноинформационной деятельности и выявлении
положительного опыта, который может быть
использован в собственной деятельности.
■ Важно анализировать не только опыт проектной
Схема досье для сравнительного
анализа проект ной деятельност и
аналогичны х библиотек
■ Название библиотеки
Содерж ание проектной деятельности
(заполняется для каж дого анализируемого
проект а конкретной библиотеки)
■ Тип, правовая форма
■ Название проекта
Адресны й блок
■ Адрес сайта
■ Фактический адрес
■ Внешний или внутренний проект
■ Партнеры
■ Цель и задачи проекта
■ Сроки реализации
■ Содержание проекта
■ Планируемые результаты
■ Проводимые мероприятия
■ Дополнительная информация
■ Источник получения информации
Вы явление инф ормационны х
пот ребностей пользователей в ходе
предпроект ного обследования
При помощи опроса выявляются:
■ удовлетворенность пользователей качеством
обслуживания,
■ характер информационных потребностей пользователей,
■ приоритетные направления обслуживания и проектной
деятельности,
■ пожелания и т. д.
Для разработ ки концепции проекта используются методы
поиска проектны х решений — методы и техники,
способст вующие творческому процессу генерации
оригинальны х идей или нахож дения новы х подходов к
решению известны х проблем и задач
Этапы мозговой атаки:
1. Постановка проблемы . На этом этапе формулируется проблема обсуждения, осуществляется
отбор участников, определяется модератор.
2. Генерация идей — основной этап, от которого зависит успех всего мозгового штурма. На этом
этапе необходимо соблюдать следующие правила:
■ Высказывание как можно большего количества идей без всяких ограничений. Все идеи
фиксируются модератором.
■ Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей,
так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
■ Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
■ Комбинирование и улучшение высказываемых идей в процессе мозговой атаки.
■ Длительность этапа генерации идей не более 40 минут, т. к. после 40 минут обсуждения люди
«выдыхаются», качество их креативных способностей падает.
3. Группировка, от бор и оценка идей — этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и
дать окончательный результат мозговой атаки
Контакты
Грузова Анна Андреевна, кандидат педагогических
наук, доцент кафедры информационного менеджмента
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный
институт культуры»
E-mail: [email protected]