Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проектная деятельность библиотек

  • 👀 525 просмотров
  • 📌 457 загрузок
  • 🏢️ СПбГИК
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проектная деятельность библиотек» pptx
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ Грузова Анна Андреевна , Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационного менеджмента Понят ие библиотечного проект а ■ Проект - временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата Характерист ики библиотечного проект а ■ Временные рамки – начала и окончания проекта ■ Последовательная разработка ■ Уникальный результат ■ Изменения ■ Социальная значимость Ограничения проекта соотношением качества конечного продукта, цены проекта и времени его реализации SMART-цель Цель проекта долж на бы ть: ■ конкретной (Specific); ■ измеримой (Measurable); ■ достижимой (Attainable); ■ значимой (Relevant); ■ соотносимой с конкретным сроком (Time-bounded) Программа ■ряд проектов по приоритетным направлениям развития библиотечноинформационной деятельности, увязанных по срокам реализации, ресурсам, исполнителям Аспект ы классиф икации проектов библиотечно-инф ормационной деятельност и 1. Инновационность проекта 2. Масштаб проекта 3. Сфера влияния проекта 4. Длительность проекта 5. Целевое назначение проекта 6. Источники финансирования 1. Виды проектов библиотечноинф ормационной деятельност и с точки зрения их инновационност и ■ Проры вны е проект ы – использование принципиально новых подходов, не использовавшихся ранее в библиотечноинформационной деятельности. ■ Модиф ицирующие проект ы – улучшающие существующие объекты, модернизирующие продукцию, технологии, методы управления. 2. Виды проектов библиотечноинф ормационной деятельности по масштабу ■ Мегапроект ы представляют собой комплексные программы развития библиотечно-информационной деятельности в рамках программ развития культуры и образования. Мегапроекты включают в себя мультипроекты и монопроекты, которые объединены в мегапроекте общей целью, ресурсами и сроками реализации. ■ Мультипроекты - комплексные программы стратегического развития библиотек, как правило, на региональном уровне. При реализации мультипроектов библиотечно-информационные учреждения взаимодействуют друг с другом, а также с другими учреждениями культуры и образования, т. е. участвуют в процессе формирования культурно-образовательной среды региона. ■ Монопроект ы осуществляются на уровне одной библиотеки, в них реализуются цели и задачи развития конкретной библиотеки. 3. Виды проектов библиотечноинф ормационной деятельност и по сф ере влияния ■ Международный проект ■ Федеральный проект ■ Региональный проект ■ Муниципальный проект ■ Корпоративный проект (нескольких библиотек) ■ Проект одной библиотеки 4. Виды проектов библиотечноинф ормационной деятельност и по длительност и ■ Долгосрочные (более 3 лет) ■ Среднесрочные (1-3 года) ■ Краткосрочные (до 1 года) 5. Виды проектов библиотечноинф ормационной деятельност и по целевому назначению ■ Продуктовые проекты – совершенствование библиотечно-информационной продукции ■ Технологические проекты ■ Организационные проекты ■ Маркетинговые проекты ■ Социокультурные проекты ■ Смешанные проекты 6. Виды проектов библиотечноинф ормационной деятельност и по источникам ф инансирования ■ Проекты, финансируемые из федерального бюджета ■ Проекты, финансируемые из регионального бюджета ■ Проекты, финансируемые из внебюджетных источников ■ Проекты, финансируемые из собственных средств ■ Проекты, финансируемые с помощью краудфандинга и краудсорсинга ■ Проекты, финансируемые из смешанных источников Жизненны й цикл библиотечного проект а ж изненного цикла библиотечного проект а Стадии 1. 2. 3. 4. Инициация Организация и подготовка (планирование) Реализация Завершение Предпроект ное обследование на эт апе инициации проект а ■ Предпроектное обследование направлено на получение информации о том, какие именно проекты в данный момент могут быть реализованы, на основе полученной информации разрабатывается концепция программ и отдельных проектов Этапы предпроектного обследования ■ Анализ направлений развития социально-культурной, научной и образовательной политики страны и региона в контексте выбора приоритетов при планировании проектной деятельности ■ Выявление действующих конкурсов проектов и возможностей получения грантов ■ Анализ положительного опыта других библиотек ■ Выявление информационных потребностей пользователей Для анализа информации, полученной в ходе предпроектного обследования, используются методы сравнительного анализа и анкетирования Метод сравнительного анализа при предпроект ном 1.обследовании Постановка цели исследования, выбор объектов сравнения. 2. Выбор показателей сравнения, которые становятся основой для схемы анализа; разработка схемы анализа (досье). 3. Поиск объектов, заполнение досье на каждый объект по заданным показателям. Схема досье в ходе поиска может изменяться и дорабатываться. 4. Составление сводных таблиц (если необходимо). 5. Аналитический этап: обобщение сведений, формулировка выводов. Сравнительны й анализ приоритет ны х направлений социально-культ урной полит ики ст раны и региона в контексте планирования проект ной деятельност и библиотеки ■ Выявление правительственных программ федерального, регионального и муниципального уровня в области культуры, науки и образования, в рамках которых могут быть реализованы библиотечноинформационные проекты, ■ Выявление правительственных и неправительственных грантов и конкурсов проектов, куда могут быть поданы заявки и т.д. Схема досье для сравнительного анализа правительст венны х программ в области культ уры , науки и образования Название программы / конкурса Автор-разработ чик Цель программы / конкурса Эт апы , календарны е сроки Содерж ание программы / конкурса Возмож ност и участ ия Дополнительная инф ормация Сравнительны й анализ проект ной деятельност и библиотечноинф ормационны х учреж дений-аналогов ■ Сравнительный анализ применяется для анализа проектной деятельности сходных библиотек (например, библиотек одного типа или библиотек одного региона). ■ Проектная деятельность анализируется для выявления тенденций развития библиотечноинформационной деятельности и выявлении положительного опыта, который может быть использован в собственной деятельности. ■ Важно анализировать не только опыт проектной Схема досье для сравнительного анализа проект ной деятельност и аналогичны х библиотек ■ Название библиотеки Содерж ание проектной деятельности (заполняется для каж дого анализируемого проект а конкретной библиотеки) ■ Тип, правовая форма ■ Название проекта Адресны й блок ■ Адрес сайта ■ Фактический адрес ■ Внешний или внутренний проект ■ Партнеры ■ Цель и задачи проекта ■ Сроки реализации ■ Содержание проекта ■ Планируемые результаты ■ Проводимые мероприятия ■ Дополнительная информация ■ Источник получения информации Вы явление инф ормационны х пот ребностей пользователей в ходе предпроект ного обследования При помощи опроса выявляются: ■ удовлетворенность пользователей качеством обслуживания, ■ характер информационных потребностей пользователей, ■ приоритетные направления обслуживания и проектной деятельности, ■ пожелания и т. д. Для разработ ки концепции проекта используются методы поиска проектны х решений — методы и техники, способст вующие творческому процессу генерации оригинальны х идей или нахож дения новы х подходов к решению известны х проблем и задач Этапы мозговой атаки: 1. Постановка проблемы . На этом этапе формулируется проблема обсуждения, осуществляется отбор участников, определяется модератор. 2. Генерация идей — основной этап, от которого зависит успех всего мозгового штурма. На этом этапе необходимо соблюдать следующие правила: ■ Высказывание как можно большего количества идей без всяких ограничений. Все идеи фиксируются модератором. ■ Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. ■ Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. ■ Комбинирование и улучшение высказываемых идей в процессе мозговой атаки. ■ Длительность этапа генерации идей не более 40 минут, т. к. после 40 минут обсуждения люди «выдыхаются», качество их креативных способностей падает. 3. Группировка, от бор и оценка идей — этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозговой атаки Контакты Грузова Анна Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационного менеджмента ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» E-mail: gruzova@mail.ru
«Проектная деятельность библиотек» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 58 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot