Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проектирование учебно-воспитательного мероприятия в концепции системно-деятельностного подхода

  • ⌛ 2014 год
  • 👀 882 просмотра
  • 📌 814 загрузок
  • 🏢️ Педкампус
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проектирование учебно-воспитательного мероприятия в концепции системно-деятельностного подхода» pdf
Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС Хрестоматия Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС УДК 37.01+37.02 Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». – Москва, 2014. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – системно-деятельностный подход, который является методологической основой ФГОС и нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Настоящий курс раскрывает особенности системно-деятельностного подхода, который позволяет на каждом уровне образования: представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. Авторская пунктуация и орфография сохранены. Ответственность за соблюдение авторских прав третьих лиц принадлежит авторам материалов. УДК 37.01+37.02 © Коллектив авторов, 2014 © Консалтинговая группа «Финиум», 2014 Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС Часть 3 Проектирование учебновоспитательного мероприятия в концепции системно-деятельностного подхода Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена во ФГОС. В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность. Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной знаниевой парадигмы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить формирование универсальных учебных действий и, как правило, не пробуждает потребность в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностный подхода. Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения. Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит 4 www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей: 1. Уроки «открытия» нового знания 2. Уроки рефлексии 3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности) 4. Уроки развивающего контроля Цели уроков выделенных типов: 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы математических понятий. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности. Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов. Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. 5 www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС Этапы урока «открытия» нового знания на основе системно-деятельностного подхода Название и цели каждого этапа в структуре урока I Организационный момент 1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. II Актуализация знаний 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. 2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. 3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании. III Проблемное объяснение нового знания 1)Зафиксировать причину затруднения. 2)Сформулировать и согласовать цели урока. 3)Организовать уточнение и согласование темы урока. 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр. 6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 7) Организовать фиксацию преодоления затруднения. IV Первичное закрепление во внешней речи 1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. V Самостоятельная работа с самопроверкой 6 www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. VI Включение нового знания в систему знаний и повторение 1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. VII Итог урока 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. 3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Этапы Организация начала занятия Проверка выполнения домашнего задания 7 Структурные элементы учебного занятия Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи Подготовка учащихся к Полная готовность класса и работе на занятии оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Установление Оптимальность сочетания правильности и контроля, самоконтроля и объемности выполнения взаимоконтроля для установления домашнего задания всеми правильности выполнения учащимися задания и коррекции пробелов. www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС Подготовка к Обеспечение мотивации и Готовность учащихся к активной основному этапу принятия учащимися цели учебно-познавательной занятия учебно-познавательной деятельности на основе опорных деятельности, актуализация знаний. опорных знаний и умений Усвоение новых Обеспечение восприятия, Активные действия учащихся с знаний и осмысления и первичного объектом изучения; способов запоминания знаний и максимальное использование действий способов действий, связей самостоятельности в добывании и отношений в объекте знаний и овладении способами изучения действий. Первичная Установление Усвоение сущности усваиваемых проверка правильности и знаний и способов действий на понимания осознанности усвоения репродуктивном уровне. нового учебного материала, Ликвидация типичных ошибок и выявление пробелов и неверных представлений у неверных представлений и учащихся. их коррекция Закрепление Обеспечение усвоения Самостоятельное выполнение знаний и новых знаний и способов заданий, требующих применения способов действий на уровне знаний в знакомой и измененной действий применения в измененной ситуации. ситуации Обобщение и Формирование целостной Активная продуктивная систематизация системы ведущих знаний деятельность учащихся по знаний по теме, курсу, выделение включению части в целое, мировоззренческих идей классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. Контроль и Выявление качества и Получение достоверной самопроверка уровня овладения знаниями информации о достижении знаний и способами действий, всеми учащимися планируемых обеспечение их коррекции результатов обучения. Подведение Дать анализ и оценку Адекватность самооценки итогов занятия успешности достижения учащегося оценки учителя. цели и наметить Получение учащимися перспективу последующей информации о реальных работы результатах учения. Информация о Обеспечение понимания Реализация необходимых и 8 www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС домашнем цели, содержания и достаточных условий для задании, способов выполнения успешного выполнения инструктаж по его домашнего задания. домашнего задания всеми выполнению Проверка соответствующих учащимися в соответствии с записей актуальным уровнем их развития. Формы и методы обучения В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы: 1. фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. 2. индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности. 3. групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач. В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы: 1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемнопоисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения. 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др. 3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения. 9 www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.) Основные Основные подгруппы Отдельные методы обучения группы методов обучения методов обучения Методы 1.1. Методы Познавательные игры, учебные стимулирования формирования дискуссии, методы эмоционального и мотивации интереса к обучению стимулирования и др. учения 1.2. Методы Методы учебного поощрения, формирования долга и порицания, предъявления учебных ответственности в требований и др. обучении Методы 2.1. Перцептивные Лекция, рассказ, беседа и др. организации и методы (передачи и осуществления восприятия учебной Методы иллюстраций, демонстраций, учебных информации кинопоказа и др. действий и посредством чувств): операций  словесные Сочетание словесных и наглядных методы методов  наглядные методы методы упражнений, выполнение  аудиовизуальные заданий и др. методы Индуктивные, дедуктивные, метод  практические аналогий и др. методы 2.2. Логические методы Проблемно-поисковые методы (организация и (проблемное изложение, осуществление эвристический метод, логических операций) исследовательский метод и др.) 2.3. Гностические методы (организация и репродуктивные методы (инструктаж, осуществление иллюстрирование, объяснение, мыслительных практическая тренировка и др.) операций) 2.4. Методы Самостоятельная работа с книгой, самоуправления объектами труда и др. учебными действиями Методы 3.1. Методы контроля Методы устного контроля, контроля и письменного контроля и др. самоконтроля Методы самоконтроля. 10 www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода 1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась? 2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:  использование известных знаний, способов работы детей;  формы организации учебной работы учащихся;  создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;  позиция учителя и его роль на данном этапе;  использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности). 3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной). 4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов. 5. Соответствовали ли формы организации коллективнораспределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах? Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП Критерии и показатели оценки Оценка Уровень деятельности учителя на уроке в баллах работы учителя 1.Целеполагание Учитель формирует содержательную цель 1-2 низкий урока (формирование системы ценностей по данному предмету) Формулирует содержательную и развивающую 3-4 средний цели урока Четко формулирует, что должен научиться 5-6 Выше делать ученик на данном уроке и как он это среднего делает сам Формулирует как содержательную, 7-8 Хороший 11 www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий ) Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата 2.Мотивация Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. 3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО) Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока Отбирает СУМ адекватно теме , содержательной и развивающей целям урока . СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. 12 9-10 Высокий 1-2 Низкий 3-4 Средний 5-6 Выше среднего 7-8 Хороший 9-10 Высокий 1-2 Низкий 3-4 Средний www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС Материал подобран с учетом работы с мотивацией Различает понятия СУМ и СО Единица 5-6 Выше содержания образования (способ, алгоритм, среднего схема. различение )представлена обучающимся наглядно Выстроенная структура урока и логика подачи 7-8 Хороший учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО Единица содержания образования (способ, 9-10 Высокий схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата 4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся Работает с классом фронтально на всех этапах 1-2 Низкий урока Использует парную или групповую работу уч3-4 Средний ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи Организует учебное сотрудничество детей 5-6 Выше совместно – распределенную деятельность при среднего решении учебных задач, учит детей работе в группе Создает условия для выстраивания ребенком 7-8 Хороший индивидуальной траектории изучения предмета Исходит из того, что каждый уч-ся 9-10 Высокий индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний 5.Методы обучения На уроке преобладают вербальные (монолог 1-2 Низкий 13 www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС учителя) и наглядные методы обучения Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму) Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урокпроект, урок в формате технологии формирования критического мышления 6.Рефлексия Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно ,чему они научились на уроке , а над чем еще предстоит работать Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям) Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. 14 3-4 Средний 5-6 7-8 Выше среднего Хороший 9-10 Высокий 1-3 Низкий 3-4 Средний 5-6 Выше среднего 7-8 Хороший 9-10 Высокий www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС Домашнее задание носит дифференцированный хар-р в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке 15 www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС Использованная литература: 1. Волкова М.Н. Курс лекций по дисциплине «Деятельностный подход в психологии» 2. Храпченкова И.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие / И.В.Храпченкова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. 3. Цедринский А.Д. Курс лекций курса «Инновационная деятельность в школе» 4. Цыркун И.И. Педагогическая инноватика. – Минск, 1996. 5. Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы / МПГУ им. В. И. Ленина, ОГУ. — Москва — Орел, 1997. 16 www.pedcampus.ru Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС 17 www.pedcampus.ru
«Проектирование учебно-воспитательного мероприятия в концепции системно-деятельностного подхода» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot