Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
Электронная информационно-образовательная среда ДГТУ СКИФ
А.И. Никашин
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОНТЕНТА
Учебное пособие
Ростов-на-Дону, 2019
УДК 378.147.025.13(075.8)
ББК 74.200.51
Н 62
Н 62 Никашин, А.И. Проектирование мультимедийного контента: учебное пособие / А.И. Никашин [электронный ресурс] – Ростов н/Д.: СКИФ ДГТУ.
2019. 47 с.
Учебное пособие предназначено для ознакомления с технологиями, методами и приемами создания мультимедийного контента, обеспечивающего возможность использовать полученные компетенции при разработке электронных
учебных продуктов.
Содержание пособия составлено по темам учебных дисциплин «Мультимедийный контент учебного процесса», «Компьютеризация учебного процесса»,
«Информационные технологии обучения» и содержит авторские приемы разработки мультимедийного контента и методические рекомендации по самостоятельному выполнению заданий и упражнений.
Предназначено для бакалавров направления 44.03.01, профиль «Начальное образование».
2
Оглавление
Упражнение Стилизация
Упражнение Операционные карты
Упражнение Дефрагментация изображения («Рыбки»)
Упражнение Имитация объема и движения («Аквариум»)
Упражнение Имитация объема (послойное цветоделение)
Упражнение Имитация объема («Пейзаж») – градиентная заливка объектов изображения
Упражнение Имитация объема («Пейзаж») – перспектива и движение
объектов изображения
Упражнение Построение сложных многослойных изображений
Упражнение Форматирование текста и таблиц
Упражнение Реконструкция графика (ломаные линии функций, столбики)
Упражнение Сценарий мультимедийной презентации
Упражнение Композиция объектов слайда
Упражнение Внедрение эффектов и публикация презентации
3
4
4
5
10
18
19
21
24
25
29
33
36
41
РАЗДЕЛ 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Упражнение СТИЛИЗАЦИЯ
Цель – овладение интерфейсом программы и первыми графическими
навыками работы с векторными рисунками.
Задание. Откройте PowerPoint. На панели Слайды в группе Макет выберите Пустой слайд (без заголовка и других разметок). На поле слайда вставьте изображение вашего варианта задания. Установите требуемый масштаб
изображения задания. Далее необходимо построить фигуру по образцу, выделенной толстой контурной линией, используя набор стандартных автофигур.
Примерный набор фигур представлен рядом с изображением варианта задания.
Фоновые изображения отображать не надо.
Сохраните презентацию, вставив в имя файла шифр группы, фамилию и
имя.
Операции: копирование-вставка (Ctrl+мышь перетаскиванием или
Ctrl+Insert – Shift+Insert или Ctrl+C – Ctrl+V); копирование-вставка с параллельным перемещением при нажатых клавишах Ctrl+Shift; масштабирование
пропорциональное при нажатой клавише Shift; перемещение параллельное при
нажатой клавише Shift; группирование объектов; заливка (при необходимости).
Техника работы (изобразительные приемы) – для создания идентичного
в пропорциях изображения используйте прием «НАЛОЖЕНИЕ». Для этого
графические объекты стройте непосредственно на изображении задания и только затем объекты смещайте в сторону нового изображения, например при нажатой клавише Shift.
Упражнение ОПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ
Цель – разработка операционной карты для создания коллажа.
Задание. Откройте созданную ранее презентацию, создайте новый слайд.
На поле слайда вставьте изображение вашего варианта задания. Необходимо
выделить и отразить на слайде операции по изготовлению отдельных фигур или
их элементов для построения аппликации. На слайде поэтапно (пошагово) отражаются типовые подготовительные операции с видом заготовок, разметок,
операции сборки (приклейки) и изображение аппликации из подготовленных
объектов.
Операции: копирование-вставка (Ctrl+мышь перетаскиванием); обрезка;
сжать рисунки; вращение; надпись (размер шрифта – 10…12 пт).
4
Примеры выполнения задания представлены на следующих ниже рисунках.
Техника работы. Операции по вырезанию фрагментов изображения (элементов объектов аппликации) идентична упражнению 2. При изображении заготовок объектов используйте стандартные автофигуры (упражнение 1). В операциях по отображению на готовой аппликации тонких линий усов, лапок, бровей, глаз в виде точек и т.п. указывайте возможность их изображения с помощью маркеров, фломастеров, гуашью. Текст операций должен быть простым,
лаконичным и понятным детям 5-8 лет. Последовательность размещения операций и изображений к ним на поле слайда не должна быть хаотичной. Не забывайте во время работы периодически сохранять презентацию.
Упражнение ДЕФРАГМЕНТАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ («Рыбки»).
Цель – овладение операциями работы со стандартными автофигурами для
создания рисунков идентичных растровым изображениям, используя прием деления изображения на фрагменты с послойным их расположением. При этом
5
заливка графических объектов временно выполняется полупрозрачной для придания контурам фигур точного совпадения с контуром исходного фрагмента.
Задание. Откройте созданную ранее презентацию, создайте новый слайд.
На поле слайда вставьте изображение вашего варианта задания. Необходимо,
используя прием «наложение» (упражнение 1), выделить однотипные элементы
изображения и послойно обвести их с помощью стандартных автофигур (в основном полилинией, линией). Рекомендуется начинать выполнять обводку с
фрагментов, расположенных на дальнем плане. Затем устранив полупрозрачность,
выполнить операции окончательного цветового решения объектов.
Операции: копирование-вставка (Ctrl+мышь перетаскиванием); обрезка;
построение узловых точек полилинии, кривой линии; изменение узлов; заливка
и контур фигуры.
Техника работы (изобразительные приемы):
1. Определите порядок построения фигур изображения. Это снижает трудоемкость за счет возможность часть контура фигур тщательно не прорисовывать и перекрыть их другой фигурой сверху. Ниже приведен примерный порядок построения изображения.
Например, как видно на изображении, вначале строятся фигуры хвоста 1
и плавников 2,3,4. При построении туловища 5 часть контура предыдущих фигур будет перекрыта и может тщательно не выстраиваться узловыми точками.
Туловище 5 в свою очередь будет перекрыто плавником 6, головой 7. Фигуры
глаз строятся поверх головы стандартной фигурой Овал в последовательности 8
(белое глазное яблоко), 9 (черный зрачок), 10 (белый блик). Рот и брови строятся с помощью кривой линии.
2. Выберите инструмент Полилиния и поставьте узловые точки, щелкая
левой клавишей мыши в характерных местах первой фигуры (точки перегиба,
между вогнутой и выпуклой частью линии и пр.). Прервать изображение можно
двойным щелчком левой клавиши над первой точкой.
Как видно из примера для изображения фигуры хвоста понадобилось всего 5 точек.
6
Сомнительна попытка обеспечить точность построения по контуру фигуры увеличением количества узловых точек. Большое количество точек при
внешней «похожести» увеличивает трудоемкость, требует повышенной тщательности в простановки точек и не гарантирует повторения плавности в
изображения линий.
3. Построенное изображение имеет сплошную заливку по умолчанию.
Необходимо изменить ее до некоторой полупрозрачности, чтобы видеть контуры исходной части фигуры. Для этого на панели Формат в группе Стили фигур раскрыть инструмент Заливка фигуры и выбрать опцию Другие цвета заливки. В раскрывшемся окне Цвета сдвинуть движок Прозрачности вправо
до величины более 50 %.
4. Щелкните правой кнопкой мыши по построенному объекту и в контекстном меню. выбрать операцию Начать изменение узлов. Появятся узловые точки линий в виде черных квадратиков с белым контуром как на следующем рисунке.
При щелчке правой кнопкой мыши по узловой точке появится контекстное меню, в котором отражаются возможные операции с точками (добавить, удалить, разомкнуть) и их типы (гладкий, прямой, угловой).
7
Инструмент Начать изменение узлов позволяет щелчком мыши добавить или удалить узел, разомкнуть или замкнуть линию, определить и назначить узловой точке ее тип: гладкий, прямой, узловой.
Узловые маркеры имеют по два рычага управления с белыми маркерами
на конце. Через гладкий узел линия проходит по прямой, рычаги управления
имеют одинаковую длину и расположены вдоль условной ровной линии. В
прямом узле рычаги управления расположены вдоль одной условной прямой,
но их длина может меняться независимо. У угловой точке рычаги управления
могут иметь разную длину и их можно устанавливать под любыми углами.
Курсор, наведенный на узловую точку, может принимать следующие виды:
– курсор попадает точно в центр узловой точки;
– курсор расположен рядом с центром узловой точки.
Если при появлении этих изображений сместить мышь, удерживая левую
кнопку, то можно сместить положение самой узловой точки. Таким образом,
появляется возможность более точного размещения узловых точек.
Опция Начать изменение улов может «работать» для стандартных замкнутых контуров автофигур и для сгруппированных объектов.
5. Выполните операции по искривлению с помощью изменения положения и длины рычажков управления узловыми точками прямых отрезков на полилинии до их совпадения с контуром фигуры исходного изображения. Как
видно на изображении последний слева прямой участок еще не скруглен, а
справа остался без изменения – он после будет перекрыт туловищем.
8
6. Выполните операции по построению и коррекции контурных линий с
полупрозрачной заливкой остальных фигур изображения – плавников, туловища, головы.
Примечание. В случае, когда фигуры с изображением глаза частично перекрывается линией головы (глаз не видно полностью), то допускается при незначительном перекрытии игнорировать это перекрытие и глаз размещать поверх фигуры головы.
В случае, если глаз заметно перекрывается веком, то рекомендуется использовать прием «ПРОСЕЧКА»: фигуры глаз разместите под фигурой головы
– те есть меняется последовательность прорисовки фигур. Прорисовывая контур головы в некотором месте периметра от установленной узловой точки перейдите к простановке точек по периметру глаза. Вернувшись к первой точке
периметра глаза, еще раз проставьте на ней точку и вернитесь к точке на периметре головы, проставив и там точку (эти пары точек на рисунке справа указаны красными стрелками). Далее продолжите простановку точек по периметру
головы, замыкая ее контур. Если убрать непрозрачность заливки фигуры головы, то вы увидите изображение, в котором видны контурные линии и совмещенные линии до глаз (рисунок справа).
Этот недостаток можно устранить, если для фигуры головы выбрать опцию Нет контура (рисунок ниже слева). Или поверх спаренных линий провести более широкую линию (рисунок в центре) и придать ей цвет заливки головы (рисунок справа).
9
7. Проведите линии бровей, полос на плавниках и т.п.
8. Уберите полупрозрачность заливки и выполните требуемые одноцветные заливки фигур.
9. Попробуйте для отдельных элементов выполнить градиентные заливки
по усмотрению.
10. Сгруппируйте фигуры векторного изображения в один объект и разместите рядом с исходным растровым изображением. Сохраните презентацию.
Упражнение ИМИТАЦИЯ ОБЪЕМА И ДВИЖЕНИЯ
(«Аквариум»)
Цель – овладение комплексом операций по приданию графическим объектам эффекта объема с помощью линейной одноточечной перспективы, градиентной заливки, эффектов «Тень», «Отражение», «Рельеф», а также и имитации
движения средствами анимации.
10
Задание. Откройте созданную ранее презентацию и создайте новый
слайд. Упражнение выполняется в пределах нескольких заданий и содержит
комплексы операций по выполнению следующих приемов:
А. Имитация объема приемами перспективы.
Б. Имитация объема приемами «тень» или «отражение» (в зависимости
от расположения объекта относительно фона).
В. Имитация объема приемом «рельеф».
Г. Имитация объема приемом градиентной заливки.
Д. Имитация движения эффектами анимации.
Операции: копирование-вставка (Ctrl+C и Ctrl+V или с помощью меню);
изменение масштаба, обрезка; повернуть, отразить; градиентная заливка. Эффекты фигур: тень, отражение, рельеф). Анимация: вход, выход, пути перемещения.
Техника работы (изобразительные приемы) – по заданиям.
Задание 1. Определение точки схода и угла зрения в одноточечной
перспективе
Одноточечная (прямая) перспектива – пропорциональное уменьшение
предметов по мере удаления от переднего плана в сторону фиксированной точки схода на линии горизонта, куда сходятся все параллельные линии на рисунке. В этом случае точка зрения совпадает с точкой схода
1.1. Выберите файл своего варианта изображения аквариума и вставьте
его на поле созданного слайда в качестве фона.
1.2. Определите точку схода перспективы (на рисунке слева точка схода
указана желтой стрелкой). Для этого проведите до пересечения линии вдоль
фрагментов, образующих контуры аквариума или поверхности воды (красные
стрелки). Если таких образующих не видно как на рисунке справа, то точка
схода определяется примерно, «на глазок» – обычно она находится посередине
изображения.
1.3. Сгруппируйте проведенные линии направляющих перспективы и
изображение аквариума.
1.4. Используя операции изменения линейных размеров (по высоте, ширине или площади при нажатой клавише Shift), а также операции Обрезка и
11
Сжать рисунки, добейтесь правдоподобного изображения фона на поверхности слайда так, чтобы осталось немного свободного места для заголовка.
Примечание: точка схода перспективы не должна сместиться относительно изображения фона.
Сохраните презентацию.
Задание 2. Изменение размеров объекта в одноточечной перспективе
А. Имитация объема приемами перспективы
2.1. Скопируйте и вставьте объект «Рыбка» из упражнения 4.
Примечания:
СГРУППИРУЙТЕ элементы объекта «Рыбка» до копирования.
Для копирования НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОНТЕКСТНОЕ МЕНЮ.
2.2. Переместите рыбку в какой-либо нижний угол. При необходимости
уменьшите ее габариты при нажатой клавише Shift.
2.3. Проведите две касательных линии (синие) от точки схода к габаритным точкам рыбки (на рисунке ниже – А1, от хвоста до плавника).
2.4. Скопируйте рыбку А1, уменьшите ее масштаб (нажата клавиша
Shift), и разместите между касательными линиями так, чтобы голова полученной уменьшенной рыбки касалась направляющих в идентичных точках (на рисунке ниже – А2, касание синих линий в тех же точках плавников).
12
При необходимости выделите рыбку и уменьшите толщину ее линий.
2.5. Скопируйте уменьшенную рыбку (А2) и повторите операции 2.3 для
еще более уменьшенного размера (размеры как у мальков – А3). Сохраните
презентацию.
Задание 3. Имитация объема объекта тенью снаружи.
Скопируйте первую уменьшенную копию рыбки (А2) и разместите ее на
фоне аквариума так, чтобы она оказалась возле какого-либо фонового объекта
(Б1). Войдите в группу Стили фигур, откройте опцию Эффекты фигур и в
контекстном меню выберите операцию Тень – Снаружи и настройте ее, изменив параметры в Вариантах тени. Сохраните презентацию.
Задание 4. Имитация объема объекта тенью с перспективой вниз.
13
Скопируйте первую уменьшенную копию рыбки (А2) и разместите ее на
фоне аквариума так, чтобы она оказалась возле дна (Б2). Войдите в группу
Стили фигур, откройте опцию Эффекты фигур, в контекстном меню выберите операцию Тень – Перспектива и настройте ее, изменив параметр прозрачности. Сохраните презентацию.
Задание 5. Имитация объема объекта отражением.
В случае, если дно аквариума стеклянное и не содержит грунт с растительностью, скопируйте первую уменьшенную копию рыбки (А2), в группе
Стили фигур, откройте опцию Эффекты фигур, в контекстном меню выберите операцию Отражение. Далее в контекстном меню выберите вариант Полуотражение, смещение 4 пт. Сохраните презентацию.
Задание 6. Имитация объема приданием объекту рельефа.
Скопируйте первую уменьшенную копию рыбки (А2). Откройте опцию
Эффекты фигур, в контекстном меню выберите операцию Рельеф с вариантом
Круг – на рисунке ниже – Б3. Сохраните презентацию.
14
Сравните полученные варианты имитации объема и оцените их эффективность.
Задание 7. Имитация объема градиентной заливкой
Скопируйте первую уменьшенную копию рыбки (А1). Внутри сгруппированного объекта выделите элемент, требующей заливки. Откройте опцию Заливка фигуры, выберите Градиентная и на всплывающем контекстном меню
выберите требуемый вариант с учетом того, что обычно у рыб спина имеет
темную окраску, а живот светлую (на рисунке – В).
15
Если требуется изменить (настроить) цвет, оттенок или направление
окраски градиента, нажмите на кнопку Другие градиентные заливки и в открывшемся меню Формат фигуры выберите Тип (линейный, радиальный,
прямоугольный), Угол, Точки градиента.
16
Задание 8. Анимация объектов
Скопируйте несколько раз копию рыбки А3 (размер мальков). Придайте
копиям разное положение с помощью операции Повернуть и Отразить. На
панели Анимация в контекстном меню для каждого малька выберите варианты
входа, выхода и другого пути перемещения. Просмотрев анимации (кнопка
Просмотр), выполните необходимые коррекции. Сохраните презентацию.
В целом по упражнению 5 должны быть выполнены следующие объекты
(рисунок ниже без фона).
17
Упражнение ИМИТАЦИЯ ОБЪЕМА (Послойное цветоделение)
Цель – овладение операциями работы со стандартными автофигурами для
создания послойных векторных рисунков с эффектом цветоделения для имитации объема.
Задание. На поле слайда вставьте изображение вашего варианта задания.
Необходимо, используя прием «наложение» (упражнения 1 и 4), выделить однотипные элементы изображения и послойно обвести их с помощью стандартных автофигур (в основном полилинией). Затем выполнить операции окончательного цветового решения фигур и их контурных линий.
Операции: копирование-вставка (Ctrl+мышь перетаскиванием); обрезка;
построение фигур узловыми точками полилинии, кривой линии; изменение узлов; заливка и контур фигуры.
Техника работы (изобразительные приемы):
1. Определите порядок построения фигур изображения.
Внимание! – построение фигур сопровождается полупрозрачной заливкой.
Для представленного изображения в начале упражнения 6, необходимо
выделить и построить фигуры в последовательности, указанной следующим
рисунке. Как видно, в порядке построения выделены четыре группы фигур:
1… 5 – задний план – фигуры с четко прорисованным контуром и темной
заливкой.
6…16 – второй план – фигуры головы, смешанная прорисовка фигур с контуром и без, с темной и более светлой тональной заливкой.
17…26 – третий план – преобладание светлых по тону заливок верхних фигур без контура, а также периферийные фигуры в несколько слоев (23-26).
27…30 – четвертый план – отдельные мелкие фигуры из замкнутых областей и линий, расположенные поверх остальных поверхностей.
2. Выделите исходное изображение и расположите его рядом с построенным.
3. Уберите полупрозрачность заливки и выполните требуемые по цвету и
оттенку заливки фигур в построенном изображении.
4. Проверьте порядок плоскостей, сравнивая с исходным изображением.
18
5. Сгруппируйте фигуры векторного изображения в один объект и сохраните презентацию.
Упражнение ИМИТАЦИЯ ОБЪЕМА («Пейзаж»)
(послойная градиентная заливка объектов изображения)
Цель – овладение комплексом операций по приданию графическим объектам эффекта объема в сюжете с помощью послойного их расположения с последующей градиентной заливкой, использованием эффекта «Тень» и анимации
в линейной одноточечной перспективе.
19
Задание. Откройте созданную ранее презентацию и создайте новый
слайд. Упражнение выполняется в пределах нескольких заданий и содержит
комплексы операций по выполнению следующих приемов:
А. Имитация объема приемами перспективы (послойное масштабирование).
Б. Имитация объема приемом «тень» (в зависимости от расположения
объектов относительно друг друга).
В. Имитация объема приемом градиентной заливки.
Г. Имитация движения средствами анимации (окно поезд или самолета).
Операции: копирование-вставка (Ctrl+C и Ctrl+V или с помощью меню);
изменение масштаба, повернуть, отразить; градиентная заливка. Эффекты фигур – тень. Анимация – вход, выход.
Техника работы (изобразительные приемы) – по заданиям.
Задание 1. Подготовка объектов пейзажа
Выполните построение объектов местности, неба, деревьев, травы, цветов
по заданному варианту в файле Варианты заданий.
Варианты объектов представлены на следующем рисунке.
При построении объектов используйте приемы градиентной заливки:
Для объектов местности типа равнина, холмы, вода, заливка выполняется по
принципу: то, что дальше, светлее, а ближе – темнее. Для гор, наоборот.
Для деревьев, кустов, травы – периферия темная, середина светлая, или,
наоборот. Другой вариант – то, что дальше – темнее, ближе – светлее. Или,
то, что выше светлее, ниже – темнее.
Допускается использовать другой дополнительный нарисованный стилизованный вариант деревьев, травы, цветов.
20
Задание 2. Размещение объектов пейзажа в заданной по варианту
композиции
Выполните построении композиции пейзажа в заданном сочетании объектов с учетом линейной одноточечной перспективы (удаленные одинаковые
объекты в перспективе имеют меньшие угловые размеры). Для близко расположенных объектов выполните эффект тени.
Первый объект в сочетании с другими для Местности и Деревьев считается в задании доминирующим (преобладающим по количеству или по размерам).
Ниже приведены некоторые (неполные) варианты выполнения задания.
Упражнение ИМИТАЦИЯ ОБЪЕМА («Пейзаж»)
(имитация движения объектов пейзажа)
1. Выделите и скопируйте все объекты созданного пейзажа на вновь созданный слайд.
2. Проверьте, чтобы объекты типа
Местность, Небо – были разгруппированы.
Деревья, трава, цветы – были сгруппированы кроны и соответствующие
стволы с ветками, а также некоторые группы деревьев и другой растительности в зависимости от их локального расположения на каком-то отдельном
участке ландшафта.
3. Определите, какие объекты как будут перемещаться:
медленно (задний план), обычно это некоторые облака, расположенные
дальше остальных облаков или далекие горы. Но при движении некоторые
облака могут перекрывать вершины гор. Солнце и Луну считаются неподвижными и их могут перекрывать при движении все объекты перемещающиеся на их высоте;
21
чуть быстрее (средний план), это облака, расположенные поверх остальных объектов на небе (облака, горы), это горы, расположенные перед холмами и равниной. Вместе с этими объектами перемещаются с той же скоростью и расположенные на них объекты.
заметно быстрее или быстро (передний план) – перемещение близко расположенных объектов – деревьев, кустов, цветов. Причем, чем ближе объект, тем скорость его перемещения больше.
4. Выделите объект заднего плана, например, облако. На панели Анимация откройте меню Добавить анимацию и выберите опцию Другие пути перемещения.
5. Включите панель Область анимации. В первой строке появится
надпись операции «выноска облака».
6. В правой части строки нажмите на маячок и в открывшемся контекстном меню выберите Запускать вместе с предыдущим и щелкните по
строке Время.
7. В открывшемся окне Вправо установите значения:
Начало – С предыдущим. Это означает, что все анимированные объекты
пейзажа начнут движение одновременно, если не установлена задержка.
Задержка, например 0,8 с. Если для разных объектов установить разные
значения задержки, то движения объектов будут разными, неповторимыми.
Продолжительность, например – 11 с. Чем дальше объект в перспективе,
тем больше его время прохода по окну слайда. Обычно, для дальних объектов
22
это может быть 20 - 30 с и более. Для объектов среднего плана – 10 – 20 с. Для
переднего плана – до 10 с.
Повторение – Нет. Это означает, что объект, выйдя за пределы слайда
там и останется.
Так настраивается анимация всех объектов, попадающих в поле зрения
при появлении слайда.
8. Остается обеспечить уход всех этих объектов право за границу окна слайда.
Для этого необходимо красный маркер границы перемещения объекта передвинуть с учетом ширины объекта за пределы поля слайда право, а зеленый – влево.
Чтобы увидеть свободное поле за пределами слайда, может быть, придется уменьшить масштаб документа.
9. Для создания эффекта непрерывности движения необходимо:
Скопировать объекты, уже настроенные на уход вправо.
Вставить их и, не снимая выделения, сместить влево за пределы окна документа.
Далее, во-первых, скорректировать продолжительность их перемещения.
Во-вторых, в Повторении установить значение До окончания слайда.
10. Установите и настройте рамку по границе окна документа, выбрав соответствующие инструменты на панели Вставить Фигуры, выбрав Рамку
для имитации окна поезда. Или Рамку, Кольцо и Прямоугольный треугольник для имитации иллюминатора самолета. В конце операции выберите для
этих фигур Нет контура.
23
Упражнение
ИЗОБРАЖЕНИЙ
ПОСТРОЕНИЕ
СЛОЖНЫХ
МНОГОСЛОЙНЫХ
Цель – овладение комплексом операций по изображению сложных графических объектов в сюжете с помощью стандартных векторных фигур и линий.
Задание. Откройте созданную ранее презентацию и создайте новый
слайд.
Выберите и вставите любой вариант из указанных в разделе Упражнение
9 в файле «Варианты заданий», например, из указанных ниже:
Прорисуйте векторное изображение.
Техника работы (изобразительные приемы) – для создания идентичного
изображения используйте прием «наложение» с полупрозрачной заливкой и
другие освоенные приемы, включая полупрозрачную заливку, многослойное
цветоделение, эффекты тени, отражения и прочее…
Операции: копирование-вставка с параллельным перемещением при
нажатых клавишах Ctrl+Shift; масштабирование пропорциональное при нажатой клавише Shift; перемещение параллельное при нажатой клавише Shift;
группирование объектов; градиентная заливка.
24
Упражнение ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА И ТАБЛИЦ
Форматирование многостраничного документа «вручную» занимает много времени, внимание постоянно переключаются, пропускаются ошибки. Такой
подход может пропустить смешивание стилей в оформлении документа.
Приведенные ниже приемы форматирования строятся на условии, что количество абзацев основного текста превышает количество строк с заголовками
и прочими объектами документа. Система приемов форматирования содержит
м и н и м а л ь н о д о с т а т о ч н о е количество операций обработки многостраничного текста в целом с последующим поэтапной обработкой таблиц и заголовков.
Операционные блоки в зависимости от конкретной задачи форматирования можно использовать полностью или выборочно.
1. Устранение разрывов между колонками и страницами документа
Зачастую разрывы страниц и разделов позволяют изменить разметку или
формат части документа. Это мешает форматированию текста всего документа.
Разрывы страниц, вставляемые Word автоматически удалить нельзя, но можно
удалить разрывы колонок и страниц, вставленные вручную.
Для этих целей при устранении разрыва страниц предлагается:
1. На вкладке Главная в группе Абзац щелкнуть кнопку
(Отобразить все
знаки).
2. Найдите и выберите в тексте Разрыв страницы (или Разрыв колонки),
щелкнув на границе рядом с пунктирной линией.
3. Нажмите клавишу DELETE.
И т.д., по всему документу.
2. Установка параметров страницы документа
На вкладке Файл выбрать Параметры. На всплывающем окне
Параметры Word выбрать Дополнительно. Передвигая движок линейки
справа найти группу Показывать содержимое документа и установить
флажок в строке Показывать границы текста.
В меню Разметка страницы щелкните кнопку Поля и выберите требуемые
параметры.
В предложенном списке полей для слайда в режиме экранной и мониторной
демонстрации наиболее подходят параметры строки Узкие.
Выберите опцию Настраиваемые поля и введите требуемые значения в
окне Параметры страницы на закладке Поля.
Для альбомного размещения:
3. Изменение параметров интервала между строками и абзацами
Дальнейшее форматирование предусматривает операции очистки формата, выделения и выбора стиля текстового документа в автоматическом режиме
или ручной настройкой интервала между строками и абзацами.
25
1. Удалите в документе все разнообразие стилей, текстовых эффектов и
форматирования шрифтов, выполнив операции:
Нажмите клавиши CTRL+A, чтобы выделить весь документ.
На вкладке Главная в группе Шрифт щелкните кнопку Очистить
формат.
Примечание. На вкладке Главная можно использовать другой вариант
выделения и очистки формата:
o
Группа Редактирование → команда Выделить → Выделить Все.
o
Группа Стили → кнопка (Дополнительные параметры) → команда Очистить формат.
2. Изменить стиль, междустрочный интервал и интервал между абзацами во всем документе по выбранному варианту.
Вариант 1. Экспресс-стиль. На вкладке Главная в группе Стили:
Выберите команду Изменить стили.
В группе Набор стилей наведите и переместите курсор от одного
набора стилей к другому. Режим динамического просмотра позволяет увидеть
изменения интервала между строками при переходе курсора.
Выберите нужный стиль.
Вариант 2. Быстрый. На вкладке Разметка страницы в группе Абзац:
Щелкнуть кнопку
(Интервал) и выбрать межстрочный интервал
и/или интервал между абзацами.
Установить требуемые значения отступов и интервалов.
Вариант 3. Ручной. На вкладке Главная в разделе Абзац:
Щелкнуть стрелку в правом нижнем углу раздела.
В окне Абзац установить на закладках следующие значения.
Отступы и интервалы
Выравнивание – по ширине;
Отступы слева и справа – 0;
Интервал перед и после – 0;
Первая строка – отступ 1,25;
Положение на странице
Проверить наличие флажка в строке Запрет висячих строк (результат выполнения операции Очистить формат).
На остальных строках флажки убрать или
установить по требованию.
Примечание. Выполненные настройки текстовых объектов при неоднократном повторении можно сохранить как новые экспресс-стили каждый раз
под новыми именами (для заголовков, основного текста, комментариев и пр.),
выбрав в группе Стили один из режимов доступа «Только в этом документе»
или «В новых документах, использующих этот шаблон».
26
4. Прочие настройки параметров текста и удаление лишних пробелов
Если просмотреть документ после выполнения операции Очистить формат,
то окажется, что шрифт и его размер устанавливается по умолчанию, а некоторые
настройки остались без изменения, например, регистры, языки. Не устранились
лишние пробелы в начале первой строки абзаца, между слов, перед знаками пунктуации.
Настройка регистра:
1. Нажать клавиши CTRL+A, чтобы выделить весь документ.
2. На вкладке Главная в группе Шрифт щелкнуть по значку
(Регистр).
На всплывающем окне сначала выделить все строчные. Затем повторить
операцию, выбрав Как в предложениях.
Удаление лишних пробелов:
1. Нажать клавиши CTRL+Н, в окне Найти и заменить в строке Найти
ввести два пробела, а в строке Заменить на – один пробел. Щелкая поэтапно по
кнопке Заменить все, повторять операцию до полного устранения лишних
пробелов между слов.
Примечание. Окно Найти и заменить можно открыть на вкладке Главная в группе Редактирование, щелкнув по значку Заменить.
2. Не выходя из окна Найти и заменить в строке Найти ввести пробел и
точку, В строке Заменить на ввести только точку. Щелкая поэтапно по кнопке Заменить все, повторять операцию до полного устранения лишних пробелов перед
точками.
3. Повторить операцию 2 для других знаков препинания.
Автоматическая расстановка переносов
1. устанавливают на вкладке Разметка страницы в группе Параметры
страницы. Щелкните по кнопке Расстановка переносов и выберите значение
Авто.
2. Установить язык выделенного фрагмента текста можно, щелкнув по
нему правой кнопкой мыши. На всплывающем окне щелкнуть кнопку Язык и
далее выбрать язык.
Устранение пробелов в начале первой строки абзаца
1. На вкладке Главная включите кнопку (Отобразить все знаки).
2. В меню Редактирование щелкнуть Заменить и в окне Найти и заменить щелкните по значку Больше >>.
3. Установите курсор в строке Найти:
Щелкните по значку Специальный.
На всплывшем окне выберите опцию Знак абзаца и введите пробел
с клавиатуры.
4. Установите курсор в строке Заменить на:
Щелкните по значку Специальный.
На всплывшем окне выберите опцию Знак абзаца (без пробела).
5. Щелкнуть по кнопке Заменить все.
27
5. Приемы форматирования и размещения таблиц
Выбор режима форматирования таблицы с текстом или только текста в
таблице зависит от техники выделения. На следующем рисунке слева в табличной строке выделен только текст, на правом рисунке – строка с текстом. Признаком выделения строк таблицы является темный маркер, появляющийся
справа за пределами крайней правой ячейки. Форматирование таблицы проводится в три этапа.
Этап 1. Форматирование всего документа с текстом и таблицами – проводится по приведенным выше методическим указаниям.
Этап 2. Форматирование ТЕКСТА в таблице
1. Выделить текст в таблице:
Вариант 1. Весь текст – провести курсором по диагонали через ячейки, не
выходя за пределы таблицы.
Вариант 2. От одной ячейки до всего текста.
Установить курсор в требуемой ячейке таблицы.
На вкладке Работа с таблицами, на закладке Макет в группе Таблица щелкнуть по кнопке Выделить.
Выбрать в контекстном меню требуемый параметр, например, Выделить строку.
Выбор последовательно двух параметров – строки и столбца – выделяет текст во всей таблице.
Примечание. В варианте 2 для режима Выделить таблицу будут недоступны режимы выравнивания текста (по центру и пр.).
2. В окне Абзац для значения отступа первой строки установить значение
Нет.
Примечание. Остальные настройки и эффекты рекомендуется выполнить
после форматирования таблицы.
Этап 3. Форматирование ТАБЛИЦЫ.
1. Выделить таблицу, щелкнув по верхнему левому маркеру таблицы.
2. На вкладке Главная в группе Абзац щелкнуть по кнопке Выровнять
текст по левому краю.
3. В группе Таблица щелкнуть по кнопке Свойства таблицы. На закладке
Строка в строке Размер ввести значение высоты (рекомендуется выбрать 0 для
начального форматирования) и выставить режим Минимум.
4. Перевести документ в альбомную ориентацию. Это также позволит
увидеть скрытые ячейки таблицы.
28
5. В случае неправильно установленных границ ячеек в столбцах таблицы
после сканирования (рисунок справа) форматирование необходимо выполнить
вручную. Выделить отдельные ячейки, сдвигая их границы и ориентируясь на
линии сетки таблицы, выставить границы столбцов.
6. Выстроить границы и распределить ширину столбцов.
Вариант 1. Ручной, с привязкой столбцов к сетке документа.
Вариант 2. Автоподбор ширины столбцов в группе Размер ячейки.
Вариант 3. Экспресс – двойной клик по верхнему правому углу таблицы
(или столбца).
Вариант 4. Автоматический с выравниванием ширины столбцов – щелкнуть кнопку (Выровнять ширину столбцов).
Вариант 5. Пропорциональный – потянуть курсором квадратный маркер,
расположенный в правом нижнем углу таблицы.
6. Требования к элементам слайда для демонстрации на экран
Регистр
Шрифт
Размер Начертание
22…26 полужирный
ЗАГОЛОВОК слайда ПРОПИСНЫЕ Arial
ПРОПИСНЫЕ Arial/Times 20…22 полужирный
Подзаголовки
или С заглавной
Основной текст
С заглавной
Times
18…20 обычный
Цифры позиций
1, … 11, … N
Times
20…24 по композиции
Обозначения
С заглавной
Times
18…22 по композиции
Выноски, сноски
строчные
Times
16…18 обычный
Шапка таблиц – см. подзаголовки.
Левая колонка – см. подзаголовки или по требованиям композиции.
Остальные ячейки – см. основной текст или на один пункт меньше.
Упражнение РЕКОНСТРУКЦИЯ ГРАФИКА
(ломанные линии функций, столбики)
Прием «наложение» можно использовать при реконструкции графических изображений, имеющих искажения в начертании линий, серый фон, а также неточности в построении отрезков шкалы на осях графиков и пр.
Сущность приема заключается в том, что поверх растрового изображения, расположенного на поле текстового документа наносятся векторные объекты. Затем исходное растровое изображение удаляется, а векторное изображение группируется и располагается на поле документа с тем или иным видом обтекания.
Удобен вариант исполнения приема, когда поверх черных растровых элементов наносятся векторные объекты другого цвета различимого в контрасте с
черным и белым – синего, красного. Это усиливает эффект наглядности, не
позволяет дублировать линии объектов.
1. Реконструкция осей и шкал
Реконструкцию графика удобнее начать с построения его осей.
29
Внимание! Прежде чем приступить к работе с векторными объектами, после вставки растрового изображения на поле текстового документа, выделите
изображение и, потянув за угловой маркер, увеличьте его площадь (пропорционально – при нажатой клавише Shift).
Во-первых, это позволит выбрать сразу требуемые толщины линий и согласовать формат цифр и надписей с основным текстом документа.
Во-вторых, избавит от необходимости всякий раз масштабировать изображение при рассмотрении документа пользователем.
1. На вкладке Вставка в группе Иллюстрации нажмите кнопку Фигуры.
На всплывшем окне в группе Линии выберите Полилиния. Курсор изменит
свое очертание со стрелки на плюс.
2. Постройте вертикальную и горизонтальную ось поверх исходного рисунка, щелкая последовательно в характерных точках (края и перегиб) при
нажатой клавише Shift.
3. Если цвет линии осей плохо выделяется на фоне исходного ч/б изображения или сливается с ним, выделите проведенную линию, щелкните по кнопке
Формат дополнительной вкладки Средства рисования и в группе Стили фигур нажмите на кнопку расширения меню. В открывшемся диалоговом окне
Формат фигуры в опции Цвет линии, щелкните по кнопке Цвет. Выберите
цвет контрастный по отношению к черному и белому, например, красный.
4. В этом же окне Формат фигуры, выбрав опцию Тип линии, можно
установить толщину линий, например, 1,5 пт, рекомендованную для осей графика.
Примечания:
В этом же окне Формат фигуры можно при необходимости установить и настроить стрелки на осях, выбрав опцию Параметры стрелки.
Толщину линии можно установить, нажав кнопку Контур фигуры на
панели Средства рисования и выбрав в контекстном меню опцию Толщина.
30
5. Закрепить полученные настройки, щелкнув кнопку Формат по образцу
на панели Главная. Теперь графические объекты при прикосновении к ним
курсора приобретают выбранные накануне настройки – красный цвет и толщину 1,5 пт.
6. Для изображения штрихов шкалы на осевой линии вначале достаточно
изобразить один штрих. Затем скопировать его и выполнить операции вставить
столько раз, сколько требуется по исходному изображению:
Вставка → Фигуры → Линии → провести линию штриха.
Выделить линию штриха → Копировать → Вставить (х N).
7. Установить два штриха точно поверх крайних штрихов оси исходного
изображения. Проследить, чтобы все остальные вставленные штрихи были расположены в пространстве между ними.
8. Можно выделить маленькую группу объектов при нажатой клавише
Shift. Но если объектов много, это удобнее сделать инструментами панели
Средства рисования. На вкладке Формат в группе Упорядочить, выберите
Область выделения. На открывшейся справа панели Выделение и видимость
будут представлены все имеющиеся на данной странице графические объекты.
Щелкая на этой панели по именам требуемых штрихов при нажатой клавише
Ctrl, вы выделяете эти объекты группой.
9. Выполнить операции выравнивания и равномерного распределения
штрихов между собой:
Дополнительная панель Средства рисования → вкладка Формат
→ группа Упорядочить → Выровнять.
В контекстном меню выбрать Выровнять по верхнему краю,
Там же выбрать Распределить по горизонтали.
10. Сгруппировать штрихи: панель Средства рисования →
→ вкладка Формат → группа Упорядочить → Сгруппировать.
Аналогично строятся штрихи вертикальной оси.
Чтобы уменьшить трудоемкость реконструкции шкал, рекомендуется
вначале построить шкалу, содержащую больше количество штрихов. Сгруппированные штрихи следует скопировать, вставить и повернуть на 90. Полученную вертикальную группу штрихов следует разгруппировать, удалить лишние
штрихи и вновь сгруппировать. За этим следуют операции выравнивания относительно исходных штрихов.
2. Реконструкция ступенчатых (ломанных) линий функции
Линии функций выполняются инструментом Полилиния. Горизонтальные, вертикальные участки или участки под углом 45 рекомендуется проводить при нажатой клавише Shift. Также на время построения рекомендуется
менять цвет линий на контрастный. Толщина линий функций должна быть
больше толщины осей – от 2,25 и выше, в зависимости от композиционных и
стилистических решений.
Для выделения отличий двух и более пересекающихся линий используются различные типы сплошных и прерывистых линий. Это опции Тип штриха
и Составной тип. Их можно найти на знакомом уже окне Формат фигуры.
31
Для облегчения привязки характерных точек функции к соответствующим значениям на шкалах, можно временно до построения линий функций растянуть шкалы, выстраивая из них координатную сетку, как это показано на следующем рисунке. Затем шкалы вернуть в исходные размеры.
Маркерные точки на линии графика функции выполняются инструментами Овал (или другими) при нажатой клавише Shift для обеспечения их симметрии.
3. Введение надписей и символов
Текст, формулы, отдельные цифры и другие символы могут быть размещены на поле векторного рисунка как графические объекты посредством опции
Надпись, имеющей различные формы.
На вкладке Вставка щелкните по кнопке Надпись, выберите кнопку
Нарисовать надпись и постройте рамку поверх рисунка. Или выберите требуемую форму из предложенных в автоматическом режиме.
Для ввода символов на вкладке Вставка щелкните по кнопке Символ.
Открывшееся диалоговое окно показывает колонки недавно используемых
символов. Если требуемого символа в этом списке нет, щелкните по опции
Другие символы.
32
Откроется диалоговое окно Символ, здесь также внизу можно встретить
линейный список недавно используемых символов. Если требуемого символа в
списке нет, в строке Шрифт выберите, например Symbol, подвигайте движок
вертикальной линейки прокрутки, выделите найденный символ и щелкните
Вставить. После ввода всех символов, щелкните Закрыть.
По умолчанию рамка надписи может иметь не прозрачный белый фон,
видимую черную границу, мелкий шрифт. Для изменения этого формата:
1. Выделите текст в рамке и на вкладке Главная в группе Шрифт выберите требуемый шрифт и его размер.
2. Установите требуемые высоту и ширину рамки (введенные символы
должны полностью просматриваться на дополнительной панели Средства рисования → вкладка Формат → группа Размер (щелкая по маркерам стрелок).
3. Там же в группе Стили фигур установите:
в строке Заливка фигуры выбрать Нет заливки.
В строке Контур фигуры выбрать Нет контура.
4. Скопируйте и вставьте рамку надписи. Замените символ новым значением и разместить далее на рисунке. Повторите операцию для других надписей.
Выделите полученные рамки Надпись для одной линейки шкалы и применить
операции выравнивания. Повторите операцию для другой группы надписей.
4. Рекомендуемые размеры элементов графика для документа формата А4
R,L,U
Оси – шрифт Times New Roman, полужирный
размер шрифта – 14 или 16
Обозначения Надписи – шрифт Times New Roman, полужирный
размер шрифта – 14
Линии осевые: Толщина – 1,5 пт, стрелки – средние
Линии функций – 2,25 и более пт
сплошные, пунктирные,
штрихпунктирные и т.п.
Линии разметки, сетки – 0,75…1,0 пт
Линии выносные, размерные – 0,75 пт;
стрелки – утонченные
Штрихи шкал:
Штрихи – 0,5…0,75 пт;
Упражнение СЦЕНАРИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Создайте презентацию и разместите на ее слайдах объекты, выполненные на практических занятиях и лабораторных работах.
Презентация должна содержать следующие слайды:
Стилизация (упражнение 1).
Связанные картинки (упражнения 2).
Операционные карты (упражнения 3).
Дефрагментация изображения (упражнения 4 – «РЫБКИ»).
33
Имитация объема и движения (упражнение 5 - комплекс приемов на
тему «АКВАРИУМ»).
Имитация объема послойным цветоделением (упражнение 6).
Имитация объема («Пейзаж») – градиентная заливка объектов изображения (упражнение 7).
Имитация объема («Пейзаж») – перспектива и движение объектов
изображения (упражнение 8).
Построение сложных многослойных изображений (упражнение 9).
Форматирование текста.
Форматирование таблиц.
Реконструкция графика (ломаные линии функций, столбики).
Реконструкция графика (криволинейные линии функций).
2. Создайте сценарную основу презентации.
Основой любой мультимедийной презентации являются сценарий и сюжетная линия, раскрывающие заданную тему. Все возможные способы представления информации в мультимедийной презентации будут максимально эффективны, если грамотно разработать ее сценарную структуру.
Современная мультимедийная презентация позволяет одновременно задействовать разнообразные средства представления информации. Иначе говоря,
мультимедийная презентация представляет собой сочетание графической, текстовой и аудиовизуальной информации объединенной в единую структуру, отвечающей принципам целостности и полноты. Проводя аналогию, – этим же
принципам отвечают объекты архитектуры.
Добавьте к созданной презентации недостающие и наиболее уместные
слайды из приведенных ниже типовых слайдов.
1. Титул – содержит информацию о теме учебного продукта, кому предназначен продукт и год создания. Желательно на поле титульного слайда указывать краткую информацию об авторах и докладчике (должность, звание,
место работы…) название головного предприятия.
2. Реквизиты – содержит развернутую информацию о
головном предприятии, авторах, их реквизитах, контактных телефонах, факсах, почтовых и e-mail адресах и т.п.
Эти слайды особенно актуальны для публичных выступлений на научно-практических конференциях, выставках
по презентации продукта.
3. Аннотация – краткая информацию,
описывающая цели учебного продукта,
некоторые характеристики темы или
предмета рассмотрения, или аспекты,
предшествующие возникновению некоторой проблемы.
34
4. Основные разделы – перечисление основных учебных
блоков, имеющих для крупных учебных продуктов свою
разветвленную структуру подразделов, приводимых на
отдельных слайдах. Вместо названий основных учебных
блоков эти слайды могут содержать их иносказания в виде ключевых вопросов.
5. Содержание – содержит иерархические списки учебных разделов, которые по причине большого объема могут выполняться на нескольких слайдах или разнесены по
слайдам типа «Основные разделы» (п.4, п.7). Рекомендуется для учебных презентаций использовать не более двух
уровней структурных разветвлений.
6. Заголовок раздела – аналогично титулу выполняет
функцию по называнию темы одного из разделов, настраивает на восприятие информации определенного типа, задает композиционные принципы и стиль слайдов раздела.
7. Основные подразделы – аналогично слайду «Основные разделы» перечисляет основные вопросы подраздела,
что, вместе с цветовым оттенком и фоновым решением,
настраивает на определенную тональность в изложении и
восприятии слайдов раздела.
8. Заголовок подраздела – аналогично слайдам п.1 п.6
выполняет функцию называния темы подраздела, но композиционно выполняется «скромнее». Содержит в себе
список основных вопросов, описание конкретной проблемы, постановку задачи с последующим их раскрытием
на слайдах по теме (п.9).
9. Слайды по теме – выполняют основную функцию по
раскрытию содержания темы учебного продукта и имеют
каждый собственный заголовок. При большом количестве
слайды могут быть структурированы и распределены по
разделам или подразделам и сопровождаться слайдами с
соответствующими заголовками и списками разделов
(пп.6,7,8).
10. Заключение – слайд-резюме, подводящий итоги подраздела с констатацией полученных решений, достижения
подцелей и, возможно, ставящий новые проблемы, решаемые в последующих подразделах.
11. Выводы – слайд-резюме подводящий итоги, констатирующий достижение поставленной цели по теме учебного продукта в целом.
35
12. Литература – содержит список основной использованной литературы и/или рекомендованной литературы
по рассматриваемой теме.
13. Последний слайд – содержит слова благодарности за
внимание и понимание, а также за предоставленные материалы и оказанную помощь в создании учебного продукта, но последнее может быть размещено и на отдельном
слайде или слайде «Реквизиты».
Упражнение КОМПОЗИЦИЯ ОБЪЕКТОВ СЛАЙДА
1. Выполните композицию текстов титульного слайда
Выберите шрифты, их размеры и выберите положение текстов согласно
их роли на титульном слайде:
– тексты приведены в последовательности сверху вниз согласно размещению на слайде;
– в скобках указаны их относительные роли, начиная с 1 – самой важной:
Объекты титульного слай- Регистр
Шриф РазНачертание
да
т
мер
(3) логотип и наименование
Arial,
18…2 обычный
ПРОорганизации
Calibri 2
ПИСНЫЕ
(1) Название темы (заголовок) презентации
(2) Автор (презентации) –
студент группы (код), фамилия, инициалы
(2) Преподаватель – должность, фамилия, инициалы
Arial,
24…3
ПРОполужирный
ПИСНЫЕ Calibri 6
Как в
Arial,
предложе20
обычный
Calibri
ниях
Как в
Arial,
предложе20
обычный
Calibri
ниях
(4) Год создания презента- Как в
Arial,
ции
предложе18
обычный
Calibri
ниях
Примечание: размер шрифта темы должен быть на позицию или больше
размера заголовков основных слайдов.
2. Выполните позиционную привязку заголовков основных слайдов
Вначале определите, как будут выравниваться заголовки – по центру или
с привязкой к левому верхнему углу.
В первом случае достаточно на всех основных слайдах для позиционирования выдержать только один размер – по высоте. Это удобно для небольших
презентаций к выступлениям, докладам, сообщениям и т.п.
36
Во втором случае к фиксированной привязке по высоте добавляется привязка к краю слайда по горизонту. Выравнивание текста заголовка по левому
краю позволяет быстро устремлять взгляд на начало заголовка при смене слайдов в больших учебных презентациях для лекций и практических занятий.
Привязка заголовков к определенному месту на слайде может быть выполнена несколькими способами.
Первый способ. Поместите заголовок на первом основном слайде, скопируйте его и разместите на следующем, затем замените текст по сценарию. И так
далее.
Второй способ. На вкладке Формат (Средства рисования) в группе
Размер щелкните по кнопке со стрелкой расширения меню. В окне Формат
фигуры в строке Положение выберите значения по горизонту и вертикали.
Эти операции повторите на всех последующих основных слайдах.
Для всех способов:
1. На вкладке Главная в группе Абзац выполните операции:
Щелкните по кнопке
– Выровнять текст.
На всплывающем окне выберите Дополнительные параметры.
В окне Формат текстовых эффектов выберите:
в строке Вертикальное выравнивание выбрать – Сверху;
в группе Автоподбор выберите позицию – Подгонять размер фигуры под текст;
в группе Внутренние поля для основных текстовых объектов и
размещенных поверх рисунков все размеры перевести в значение 0.
2. Выберите одинаковый шрифт для всех заголовков.
Объекты
основных Регистр
Шрифт
Размер Начертание
слайдов
Заголовки
ПРОПИСНЫЕ Arial,
20…24 полужирный
Calibri
3. Отредактируйте текст заголовков так, чтобы они занимали только одну
строку. Допускаются, как исключение, двухстрочные заголовки. Как ошибка
композиции воспринимаются заголовки более двух строк.
Если сократить текст заголовка не получается – поместите полный вариант текста под заголовком как развернутую цель или анонс, а в заголовке
оставьте только ключевые слова.
4. Сохраните рабочий файл презентации.
3. Выполните композицию основных объектов слайдов
Выберите выразительные средства отображения информации (текст,
графика и соответствующие к ним комментарии) максимально раскрывающие
содержание темы каждого слайда в пределах сюжета презентации.
При необходимости подготовьте и реконструируйте или конвертируйте
графические и иные объекты мультимедийного контента (таблиц, рисунков,
диаграмм и пр.).
37
Выполните предварительное форматирование текстовых объектов (основной текст), выделив ключевые слова и представив их в виде списка или преобразовав в таблицы, схемы, другие графические образы.
Выполните композиционное размещение полученных основных объектов
слайда (текст, графика), руководствуясь слудеющими принципами:
«Книжный принцип» – визуальные объекты размещаются как слова в строке печатного текста в порядке
слева направо и так далее по строкам. Принцип удобен
для последовательностей, но не приспособлен для иллюстрирования системных иерархий и т.п.
«Принцип пирамиды» – главный и основные
(наиболее важные) объекты слайда располагаются в
верхней части поля слайда, второстепенные ниже и по
бокам. По мере снижения этажа количество объектов в
структуре увеличивается, схема начинает напоминать
пирамиду.
«Принцип опрокинутой пирамиды» – используется
для иллюстрирования надсистемных связей.
«Пирамиды» удобны для отображения компонентных связей систем и
обычно приобретают симметричный вид.
Примечание: при иллюстрировании строгих иерархических связей объектов
могут возникнуть несимметричные компоновки с совершенно неожиданным
видом, что может нарушить некоторые принципы композиции. Данное противоречие устраняется размещением на свободных полях слайда объектов с некоторые комментариями к схеме или несущих дополнительную информацию в
рамках темы.
«Принцип мишени» – основные объекты размещаются в центре слайда, остальные (вспомогательные) по
периферии.
Но зачастую, при таком размещении по кругу периферия слайда бывает незаполненной. Приходится по
внешнему кругу размещать наиболее крупные объекты,
иногда нарушая логику связей (чем крупнее, тем важнее).
«Принцип циферблата» – размещение объектов по
кругу или периферии с эффектом линейно-дискретной
последовательности восприятия. Позволяет выстраивать циклически замкнутые временные, компонентные
или функциональные последовательности.
38
Рекомендации по композиции текстовых объектов
Рекомендуемые композиционные решения в оформлении текстовых объектов основных слайдов в случае демонстрации презентации на экран приводятся в следующей таблице.
Объекты
основных Регистр
Шрифт
Размер Начертание
слайдов
Подзаголовки
ПРОПИСArial,
20…22 полужирный
НЫЕ
Calibri
Основной текст
Как в пред- Arial,
20…22 обычный
ложениях
Calibri, Times
New Roman
Комментарии к иллю- Как в пред- Times New 18…20 обычный
страциям
ложениях
Roman
Подрисуночный текст Как комментарии к иллюстрациям
Выноски, сноски
строчные
18…20 обычный
Формулы
Как основной текст или по требованию композиции
Заголовки
колонок Как в пред- Calibri, Times 20…22 полужирный
таблицы
ложениях
New Roman
Ячейки левой колонки Как в заголовках колонок или по требованию компотаблицы
зиции
Остальные
ячейки Как основной текст или размер шрифта на один
таблицы
пункт меньше
Цифры позиций на 1, … 11, … Arial, Times
22…24 Обычный или
иллюстрациях
полужирный
N
Обозначения на схе- С заглавной
20…22 обычный
мах
Примечания:
1) одновременно на слайде не должно быть:
более двух шрифтов;
более 13…14 строк основного теста;
более 6…7 слов в строке;
2) текстовые объекты на поле слайда должны занимать примерно 50%.
3) Одна таблица может быть разделена и размещена на нескольких слайдах.
Выполнения указанных требований возможно после выполнения следующих рекомендаций.
Слайд, состоящий из одного текста – типовая ошибка композиции. Такой
слайд плохо читается и не воспринимается.
Увеличить читаемость текста, занимающего все поле слайда можно несколькими приемами позиционирования:
Первый прием – сокращение текста купированием. Обычно, это приводит
к нарушению логических связей.
Второй прием – разделить один текстовый моноблок на несколько предложений, начинающихся с новой строки и разделенных интервалом;
39
Третий прием – разделить текстовые блоки на несколько слайдов (у каждого слайда – свой неповторяющийся заголовок);
Четвертый прием – предъявлять текстовые блоки по очереди во времени
в режиме замещения (прием анимации см. далее). При этом заголовок не меняется;
Пятый прием – выполнить частичное или полное свертывание текста в
графический образ.
Методологической основой свертывания/развертывания информации
для представления ключевых объектов и связей между ними в пространстве и
во времени является качественный системный анализ с использованием компонентного, структурного, функционального и генетического подходов. Процесс
обнаружения и построения логических связей сводится к двум задачам:
Задача 1. Построение семантической сети объектов с определенным логически связанным порядком представления и перехода по смысловым связям.
Задача 2. Построение иерархической структуры, в которой объекты размещены в строгом порядке на определенном уровне (в пространстве) или объекты представляются во времени в строго определенной последовательности.
Полученные решения этих задач представляются в виде системы взаимодействующих графических объектов.
Свертывание текста приводит к построению образного сюжета слайда.
Компактное размещение на слайде образов больших объемов информации
(блоков) может служить планом для последующего развертывания сюжета на
других слайдах с детальным графическим описанием.
Свертывание информации (текста) может быть полным или частичным.
Цель полного свертывания – замещение текста легко узнаваемыми графическими объектами – символами (символическими изображениями), несущими определенный смысл. Например, символы из правил дорожного движения, указатели на вокзалах, в аэропортах, в метро и пр.
Цель частичного свертывания – извлечение главных понятий, ключевых
слов и отображение существенных между ними связей и зависимостей, отвечающих теме и цели слайда, без замены или с частичной заменой средств отображаемой информации.
В композиции слайда системные признаки отображаются в виде списка,
матрицы, алгоритма, плоских или пространственных схем, графов, рисунков,
имеющих разнообразные формы. В основном, найденные ключевые слова отражают логические системные признаки в следующих сочетаниях:
ВИД представления
Список
Иерархия
ТИП состава элементов системы
Компоненты Структуры Функции
Системный анализ позволяет уточнить имеющиеся признаки системы, а
также обнаружить неявно выраженные (еще не описанные, не обнаруженные
ранее) элементы и связи.
40
Алгоритм частичного свертывания текста
1. Разбить текст на некоторые смысловые фрагменты, подчиненные одной проблеме или задаче.
2. Упростить текст смысловых фрагментов, убрав вводные слова и комментарии в речевое сопровождение (непосредственное или закадровое).
3. Выбрать в смысловых фрагментах основные понятия, ключевые слова
и связанные с ними подчиненные элементы системы.
4. Построить несколько моделей информационной системы в виде логических графов, структур и т.п. и сопровождаемых ассоциативными связями с
контекстом.
5. Проверить построенные модели на наличие неопределенных ранее
терминов и понятий. При необходимости ввести разного рода дополнения:
ссылки, выноски, примеры, цитаты, глоссарий с целью фиксации и усвоения
новых знаний.
Упражнение ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТОВ И ПУБЛИКАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Презентация призвана показать ваши достижения, удивить дизайном, выверенными анимациями, которые точно в срок раскрывают особенности темы
выступления. Плохо, если аудитория видит изнанку проекта презентации. Недопустимо, например, для перехода к нужному слайду выходить из режима демонстрации в режим редактирования. К сожалению, мало кто из преподавателей чувствует, что в публичном представлении презентации нет мелочей.
41
1. Переходы между слайдами
Линейные переходы между слайдами – это эффекты перемещения в показе слайдов при последовательном переходе от одного слайда к другому во
время презентации.
1. В области с вкладками «Слайды» и «Структура» выберите вкладку
Слайды.
2. Выберите эскизы слайдов, к которым необходимо применить переходы.
3. На вкладке Переходы в группе Переход к слайду выберите эффект
смены слайдов.
4. Для изменения переходов для всех слайдов в презентации повторите
описанные выше действия 2 и 3, затем на вкладке Переходы в группе Время
показа слайдов нажмите кнопку Применить ко всем.
Для изменения перехода для слайда в этой же области в группе Переход
к следующему слайду выберите другой эффект смены слайдов.
Для удаления перехода в этой же области на вкладке Переходы в группе
Переход к следующему слайду нажмите кнопку Нет.
Для удаления переходов для всех слайдов в презентации на вкладке Переходы в группе Время показа слайдов нажмите кнопку Применить ко всем.
Для настройки параметров переходов выполните следующие действия.
1. На вкладке Слайды в обычном режиме щелкните эскиз слайда с переходом, который необходимо изменить.
2. На вкладке Переходы в группе Переход к следующему слайду выберите пункт Параметры эффекта, а затем выберите необходимый параметр.
3. В группе Время показов слайда
выберите скорость перехода (в секундах) в строке Длительность;
выберите вид перехода (по щелчку или автоматически) и время задержки в строке Смена слайдов;
выберите звуковое сопровождение в контекстном меню кнопки Звук.
Выборочные переходы по слайдам – если в этом возникнет необходимость (пропустить несколько слайдов, вернуться назад). Щелкните правой
кнопкой, появится экранное контекстное меню. Наведите курсор на команду
Переход, и в появившемся меню - на команду Выбор слайда по имени. Тогда
возникнет список Заголовков слайдов, содержащихся в вашей презентации.
Выбирая Заголовок нужного слайда, вы щелкаете его и переходите на нужный
слайд.
2. Выполните гиперссылки на слайды той же презентации
Выполните гиперссылки от слайда содержания на слайды презентации и
обратно к содержанию.
Гиперссылка осуществляет связь одного слайда с другим в одной и той
же презентации или со слайдом в другой презентации, адресом электронной
почты, веб-страницей или файлом.
42
Для перехода на другой слайд по гиперссылке в пределах той же презентации:
1. В обычном режиме просмотра выделите текст или объект, который
нужно использовать как гиперссылку.
2. На вкладке Вставка в группе Связи нажмите кнопку Гиперссылка.
3. В поле Связать с выберите пункт местом в документе.
4. В поле Выберите место в документе щелкните слайд, который нужно использовать в качестве цели гиперссылки.
Гиперссылку можно настроить и в контекстном меню, щелкнув по объекту правой кнопкой.
Копирование гиперссылки – эта операция существенно упростит процедуру гиперссылки от всех слайдов к титульному или другому ключевому слайду.
Скопируйте объект с гиперссылкой целиком и вставьте её (Правка/Вставить) на все нужные слайды.
3. Выполните публикацию проекта презентации
Выполните три варианта публикации проекта презентации (кроме рабочего выберите и сохраните из описанных ниже). Для каждого варианта вашего
выбора необходимо в аннотации (или во введении) ввести текст обоснования
вашего выбора. Выбор зависит от целевой аудитории, цели и содержания презентации, методического и технического обеспечения, условия демонстрации,
условия восприятия с экрана или с монитора конечного пользователя.
Сохранение в режиме «Демонстрация PowerPoint» (специальный формат .ppsx) позволяет при двойном щелчке по файлу автоматически запускать
показ презентации. Но этот вариант требует приложения PowerPoint, установленного на демонстрационном компьютере.
Сохранение презентации в графических форматах. Если презентацию
сохранить в режиме «Презентация PowerPoint», а потом прочитать этот файл на
компьютере, то вначале откроется окно редактирования Power Point. Для начала
показа потребуются дополнительные манипуляции с кнопками интерфейса или
нажатие клавиши F5.
Кроме того, если попытаться открыть презентацию в предыдущих версиях Microsoft Office (Office 2003), то, скорее всего, ничего не получится.
При сохранении презентаций в виде веб-страницы в формате HTML все
картинки (включая графические объекты и рисунки) сохраняются в отдельных
папках в форматах GIF, JPEG, которые позволяют показывать графику в вебобозревателе и практически на любом телефоне.
Открытие презентации в программt просмотра графики Microsoft Office
или Программе просмотра изображений и факсов позволяет изменять яркость
изображений, цвет, поворот, устранять эффект красных глаз, проводить обрезку
и сжатие.
43
BMP GIF JPEG TIFF
Задача
1. Размещение изображения на веб-странице
X
X
2. Удобный экспорт в другие программы вывода X
X
изображений
3. Сжатие больших изображений в маленький
X
X
файл для отправки по электронной почте
4. Использование прозрачных областей в изобX
ражениях
5. Создание анимированных файлов
X
6. Восстановление сжатых изображений без поX
тери качества
7. Создание изображений полиграфического каX
чества
8. Вывод изображений из миллионов цветов
X
X
X
9. Сохранение качества изображения при его X
X
X
многократном сохранении
Сохранение в формате PDF или XPS. Иногда необходимо сохранять
файлы таким образом, чтобы:
их нельзя было изменять;
презентации имели одинаковый вид на большинстве компьютеров;
имели малый размер файлов и возможность распечатки.
Примерами являются резюме, юридические документы, бюллетени, файлы, предназначенные только для чтения и печати, а также документы, предназначенные для профессиональной печати.
В Microsoft Office 2010 можно преобразовывать файлы в форматы PDF
или XPS, не используя дополнительное программное обеспечение.
Формат PDF (Portable Document Format) сохраняет форматирование документа, заданный внешний вид при просмотре файла в сети или его выводе на
печать.
Данные в файле нельзя изменить простыми средствами, его редактирование может быть запрещено в явном виде. Формат PDF также удобен для воспроизведения документов с использованием коммерческих методов печати.
Формат PDF принимается множеством агентств и организаций, при этом для
него имеется больше средств просмотра, чем для формата XPS.
Формат XPS (Paper Specification) также сохраняет форматирование документа. При просмотре файла XPS в сети или выводе на печать формат файла
останется в точности неизменным, данные в файла нельзя изменить простыми
средствами. Все необходимые шрифты встраиваются в формат XPS, поэтому
они отображаются правильно, независимо от доступности заданного шрифта на
компьютере получателя; кроме того, для этого формата характерно более качественное изображение и передача цветов на компьютере получателя, чем для
формата PDF.
Для сохранения презентации в формате PDF или XPS:
1. Откройте вкладку Файл.
44
2. Нажмите кнопку Сохранить как.
3. В окне Имя файла введите имя файла, если оно еще не присвоено.
4. В списке Тип файла: выберите PDF (*.pdf) или Документ XPS (*.xps).
Если файл требуется открыть в выбранном формате после его сохранения, установите флажок Открыть файл после публикации.
Если необходимо высокое качество печати документа, установите переключатель в положение Стандартная (публикация в Интернете и печать).
Если качество печати не так важно, как размер файла, установите переключатель в положение Минимальный размер (публикация в Интернете).
5. Нажмите кнопку Параметры, чтобы указать параметры публикации и
нажмите кнопку ОК.
6. Нажмите кнопку Сохранить.
Сохранение презентации в формате WMV. Преобразование презентации в видео позволяет получить высококачественную версию презентации как
вложение в сообщение электронной почты, публикацию на веб-сайте, компактили DVD-диске.
Некоторые возможности при записи презентации в формате видео:
контроль качества видео;
запись и синхронизация речевого сопровождение и движения указки;
включение в видео анимации и переходов;
просмотр видео без приложения PowerPoint.
У докладчика должно быть установлено приложение PowerPoint. При
этом докладчик полностью управляет сменой слайдов, а зрители просто просматривают их через браузер или телефон.
Непосредственно в PowerPoint 2010 презентацию можно сохранять в
формате файлов WMV (Windows Media Video):
1. Завершить операции композиции, стилистики, внедрения и настройки
анимации, гиперссылок, переходов, речевого сопровождения и движения указки.
2. В меню Файл выберите команду Сведения и далее команду Оптимизация файлов мультимедиа для совместимости.
3. Сохранить презентацию.
4. В меню Файл выберите команду Сохранить и отправить.
5. В разделе Сохранить и отправить выберите вариант Создать видео.
6. Чтобы отобразить все параметры качества и размера видео, в разделе
Создание видео щелкните стрелку вниз Компьютерные мониторы и мониторы с высоким разрешением.
7. Выберите один из вариантов:
Компьютерные мониторы и мониторы с высоким разрешением – видео с очень высоким качеством, но большим размером файла;
Интернет и DVD – видео со средним размером файла и средним качеством;
Переносные устройства – видео с наименьшим размером файла, но
низким качеством.
45
8. Задайте параметр Не использовать записанные речевое сопровождение
и время показа слайдов если указанные операции не предусмотрены и не выполнены.
При наличии этих операций выбрать параметр Использовать записанные
речевое сопровождение и время показа слайдов.
Для изменения времени демонстрации (по умолчанию для каждого слайда 5 секунд), щелкните на соответствующую стрелку справа от параметра Время показа каждого слайда в секундах (вверх – увеличение параметра, вниз –
уменьшение).
9. Щелкните элемент Создать видео.
10. В поле Имя файла введите имя файла со своей фамилией, выберите
папку ОПО-41 и нажмите кнопку Сохранить.
Ход создания видео будет отображаться в строке состояния внизу экрана.
Этот процесс может занять до нескольких часов в зависимости от длительности
видео и сложности презентации.
Презентацию в видео формате можно сохранить в режиме Сохранить
как, выбрав тип файла Windows Media Video.
В программах сторонних компаний файл презентации можно преобразовать в распространенные форматы AVI и MOV.
46