Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Цель и пафос развития
педагогической науки и практики —
это возможность проектировать и
осуществлять процесс обучения и
воспитания человека с
гарантированным эффектом. Другой
цели у педагогики нет.
В. П. Беспалько
Историко-культурные источники
педагогического проектирования
На ранних стадиях развития общества
проектирование вплетается в жизнедеятельность
людей: каждое действие совершается на основе
предваряющего его проекта (прообраза).
Инженерно-техническое проектирование
– предварительная проработка идей, вариантов
нового объекта, конструирование и
моделирование его частей и соединений,
предшествующих непосредственному их
изготовлению.
Социальное проектирование – создание
новых форм общественной жизни (Т.Мор,
Т.Кампанелла, Р. Оуэн)
Развитие проектных идей в педагогике
«Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы
они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и
землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и
познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие
наблюдения и объяснения» (Коменский Я. А. Великая
дидактика).
«Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому,
что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает
ее» (Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании).
«Мы должны, наткнувшись на опыт как бы случайно,
мало-помалу создавать инструмент для проверки его»
(Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании).
Развитие проектных идей в педагогике
Дальтон-план – составление личного учебного плана и
индивидуальная организация учебного материала для каждого
ученика (Е. Паркхерст)
Дж. Дьюи – обучение должно быть основано на личном опыте
учащихся и ориентировано на их интересы и потребности,
основным способом обучения становится исследование
окружающей жизни в проектной форме.
В.Х. Килпатрик – обучение через организацию «целевых
актов», позволявших учащимся ориентироваться в конкретных
ситуациях.
С.Т. Шацкий – подход к обучению, согласно которому ученик в
своей работе должен исходить из факта и его восприятия,
наблюдение и эксперимент –обязательная часть процесса
обучения 70-е гг. ХХ в.
Теоретические основы педагогического
проектирования
Невозможно построить
проект для всех, но можно
научить людей
проектированию.
Методологический афоризм
Проектирование (от лат. projectus — брошенный
вперед) — тесно связанная с наукой и инженерией
деятельность по созданию проекта, созданию
образа будущего предполагаемого явления.
Проектирование – вид деятельности, дающий
начало изменениям в искусственной среде (Дж. К.
Джонс, 1976).
В широком смысле проектирование – это
деятельность по осуществлению изменений в
окружающей среде.
Проектирование
можно рассматривать как:
специфический вид деятельности, направленный на
создание проекта как особого вида продукта;
научно-практический метод изучения и
преобразования действительности (метод практикоориентированной науки);
форму порождения инноваций, характерную для
технологической культуры;
управленческую процедуру.
Компоненты структуры проектирования
Цель
Субъект
Объект
Содержание
Средства
Взаимодействие
Педагогическое проектирование
практико-ориентированная деятельность, целью которой
является разработка новых, не существующих в практике
образовательных систем и видов педагогической деятельности
(СНОСКА: Например, предметом проектирования могут стать
образцы будущих программ, учебников и т.д.);
новая развивающаяся область знания, способ трактовки
педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
прикладное научное направление педагогики и организуемой
практической деятельности, нацеленное на решение задач
развития, преобразования, совершенствования, разрешения
противоречий в современных образовательных системах (Е. С.
Заир-Бек);
способ нормирования и трансляции педагогической и научноисследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);
процесс создания и реализации педагогического проекта;
специфический способ развития личности;
технология обучения.
Педагогическое проектирование самостоятельная полифункциональная
педагогическая деятельность,
предопределяющая создание новых
или преобразование имеющихся
условий процесса воспитания и
обучения (В. П. Беспалько).
Понятие «проектирование» определяет два
основных направления деятельности педагога:
мысленное конструирование (замысел,
проектная идея), которое воплощается в
образовательном или управленческом проекте;
целенаправленная деятельность по
реализации данного проекта, которая
заключается в формировании различного рода
ресурсов, создании условий для реализации
данного проекта, разработке инструментария
для оценивания результативности проекта и т.
д., то есть факторов, делающих данный проект
реалистичным и реализуемым.
Центральные идеи проектирования
идея опережения
идея «разности потенциалов»
идея пошаговости (Н. А. Бернштейн)
идея совместности, кооперации
идея «разветвляющейся активности» (В. Х.
Килпатрик)
Педагогическая сущность проектирования
ярко выраженный общественный характер;
создание новых продуктов и одновременно познание
того, что лишь может возникнуть;
мозаичная природа
Задачи педагогического проектирования
(по Е.С. Заир-Бек)
1. Обоснование конкретных направлений поиска в
создании условий для воспитания и развития человека,
актуализации его внутренних сил, социального
самоопределения и становления.
2. Прогнозирование развития педагогических систем и
процессов.
3. Создание, обеспечение, организация процессов
педагогической деятельности, которые позволят
определить желаемые результаты в образовании и
реализовать их достижение.
4. Педагогический анализ и на его основе координация
деятельности педагогов и коррекция педагогических
процессов
Функции проектирования
Аналитическая: прийти к новому состоянию
возможно, осмыслив имеющееся, ответив на вопросы:
что не устраивает, является тормозом, что нуждается в
усовершенствовании?
Прогнозирующая: в ходе проектирования
выстраиваются желаемые педагогические результаты,
более эффективные по сравнению с имеющимися.
Основным прогнозом, результатом проектирования
является новое состояние, качество объекта.
Конструктивная (конструирующая): в ходе
проектирования выстраивается и реализуется
деятельность по достижению желаемых результатов.
Основные черты проекта
отнесенность проекта к будущему;
ориентация проекта на желаемое состояние в будущем;
представление проекта как системы средств достижения
будущего;
определенность начала и окончания проектной работы;
четко и ясно сформулированные критерии эффективности;
непосредственная связь с актуальными потребностями и
определенным комплексом объективных условий;
«заданный» характер, непосредственная связь с
необходимостью последовательно принимать
ответственные решения;
итерационный характер, когда для приближения к
удовлетворенному решению многократно моделируется
объект и принимаются соответствующие решения;
Основные черты проекта
наукоемкий характер, постоянную опору на
использование научных основ и поиск необходимой
научной информации;
практико-ориентированный характер. В своих целях и
критериях завершенности проектирование исходит из
реализуемости своих объектов;
интеллектуальный характер;
информационный характер;
готовность использовать разнообразные практикоориентированные и научно-необоснованные схемы
деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТА
Что нужно сделать, чтобы реализовать проект?
Предметная область: цели, задачи, виды работ,
основные результаты, масштабы, сложность,
допустимые сроки.
Как сделать? Основные идеи реализации.
Кого касается проект? Круг основных
пассивных участников.
Каковы мотивы участников проекта? Способы
соорганизации и мотивации участников.
Кто будет выполнять? Круг основных активных
участников
Виды педагогического проектирования
Социальнопедагогическое
проектирование
- Изменение социальных
условий
педагогическими
средствами
- Решение социальных
проблем
педагогическими
средствами
Психологопедагогическое
проектирование
- Преобразование целей
обучения и воспитания
- Создание и
модификация способов
обучения и воспитания
- Проектирование
качества образования
- Преобразование
системы
педагогического
общения
Образовательное
проектирование
- Формирование
государственнообщественных
требований к
образованию
- Создание форм
организации
педагогической
деятельности
- Создание институтов
образования
- Создание
образовательных
стандартов
Типология проектов
Проекты направляющего характера, т.е.
содержательно- ориентировочные (например, проект
развития учреждения, концепция; модель
психологической службы, модель отдела и т.д.).
Проекты нормативного, констатирующе-
закрепляющего характера (например, положение о
конференции, выставке, конкурсе и т.д.).
Проекты программно-планового характера
(разнообразные программы и планы).
Уровни педагогического проектирования
Уровни педагогического
проектирования
Продукты педагогического
проектирования
Концептуальный
Концепция, модель, проект результата
Содержательный
Положение (о научном или
образовательном учреждении), программы
(образовательные, исследовательские,
развития), Государственные стандарты
Технологический
Должностные инструкции,
организационные схемы управления,
учебные планы, технологии, методики
Процессуальный
Алгоритмы действий, дидактические
средства, программные продукты, графики
учебного процесса, методические
рекомендации, разработки учебных тем,
сценарии проведения праздников
Принципы проектной деятельности
(процессуальные принципы)
Принцип прогностичности
Принцип пошаговости.
Принцип нормирования
Принцип обратной связи
Принцип продуктивности
Принцип культурной аналогии
Принцип саморазвития
Этапы (ступени) проектирования:
Педагогическое моделирование (создание модели) -
это разработка целей (общей идеи) создания
педагогических систем, процессов или ситуации и
основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта)
- дальнейшая разработка созданной модели и
доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание
конструкта) - это дальнейшая детализация
созданного проекта, приближающая его для
использования в конкретных условиях реальными
участниками воспитательных отношений.
Логика организации проектной
деятельности
Стартовый этап:
диагностика социально-образовательной
ситуации, проблематизация, концептуализация,
целеполагание, ценностно-смысловое
самоопределение, программирование и
планирование хода проекта
Этап реализации
проекта:
пошаговое выполнение запланированных
проектных действий, коррекция хода проекта и
действий его участников, презентация
окончательных результатов работы
Рефлексивный этап: внешняя экспертиза проекта, рефлексия по поводу
замысла проекта, его и результатов
Послепроектный
этап:
апробация, распространение результатов и
продуктов проектной деятельности, выбор
вариантов продолжения проекта
Структура проекта (по Е. С.Заир-Бек )
определение замысла или разработка эскиза проекта;
разработка моделей действия (стратегия);
планирование реальных стратегий на уровне задач и
условий реализации;
организация обратной связи;
оценка процесса;
оценка и анализ результатов;
оформление документации.
Многообразие субъектов проектной
деятельности
Совокупные субъекты
Пилотная группа
Проектная команда
Ситуативные объединения
Моделирующие пары
Проектные роли
Группа тьюторов (тренеров)
Учебные и рабочие группы
Тренинг-группы
Уровни и типы отношений в
проектировочной группе
Уровни отношений
Типы отношений
Информационный
уровень
Практический уровень
Эмоциональный
уровень
Содержательный обмен всеми видами информации,
получаемой в ходе проектной деятельности
Совместная предметная деятельность
Индивидуальные и совместные впечатления,
переживания, приобретаемые в ходе работы над
проектом
Правила и конвенциональные нормы
взаимодействия
Руководитель проекта предлагает тематику и
выступает в качестве главного эксперта
Постоянное сотрудничество и партнерство между
непосредственными исполнителями проекта
Построены по принципу горизонтальных связей, на
пересечении которых (в узлах сети) находятся
координаторы и лидеры проекта
Этический уровень
Подчиненная
кооперация
Равная кооперация
Сетевые отношения
Объекты проектирования и специфика
предмета проектной деятельности
Объект проектирования - это среда или процесс, в
контексте которых происходят изменения.
Образовательные системы разного масштаба и их отдельные
компоненты;
педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты;
содержание образования на всех уровнях его формирования;
образовательное
и
информационно-коммуникативное
пространство;
социально-педагогическая среда;
система педагогических отношений;
все виды педагогической деятельности;
личностные и межличностные структуры;
профессиональная позиция;
педагогические (образовательные) ситуации;
качество педагогических объектов (процессов).
Предмет проектирования - предполагаемый
продукт, то созданию чего посвящена проектная
деятельность
Образовательная система: образовательные программы,
образовательные стандарты, типы ОУ, методические центры
Педагогический процесс: цели, содержание, технология
Содержание образования: концепция, учебная программа,
учебный план, дидактические материалы
Свойства предмета:
- изменчивость,
- склонность к постоянной трансформации.
Условия успешности проектирования
(требования)
требование контекстности, т. е. не изолированного представления
предмета проектирования, а в соотнесении с определенным
контекстом (контекстами);
учет многообразия потребностей всех заинтересованных в
образовании сторон: личностей, государства и общества;
требование активности участников проектирования. Одно из
выражений активности — добровольная включенность и
эмоционально-ценностное проживание своего участия в проекте;
требование реалистичности связано с обеспечением гарантий
достижимости проектных целей;
требование управляемости обеспечивается наличием временной
регламентации действий, содержательной и технологической
определенностью выполняемых процедур, полнотой
информационной обеспеченности каждой проектной процедуры.
Системно-деятельностный подход
РЕБЕНОК - СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
S
ЦЕЛЬ
S
ПЛАНИРОВАНИЕ
S
ОРГАНИЗАЦИЯ
действия
САМОКОНТРОЛЬ
+
СУБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ
СУБЪЕКТ СОБСТВЕННЫХ
ДЕЙСТВИЙ
СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУБЪЕКТ СОБСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АНАЛИЗ
Модель развивающего взаимодействия
МОТИВ – ИНТЕРЕС
ПРОБЛЕМА - ЗАДАЧА
ЦЕЛЬ - ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ - ВЫБОР
ДЕЙСТВИЯ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САМОКОНТРОЛЬ
АКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
СПОСОБ (ТИП)
ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ:
опережают, стимулируют, направляют
ускоряют обучение и развитие личности
РЕБЕНОК СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
АНАЛИЗ - ОЦЕНКА
ПРЕОДОЛЕНИЕ ГРАНИ МЕЖДУ СФЕРОЙ АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЗОНОЙ
БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ