Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Раздел 2. Нормативная методология
Тема 10. Проектирование и планирование исследования (лекция)
Учебные вопросы:
1.
Проектирование как вид деятельности
2.
Этапы проектирования исследования и их содержание
Основное содержание темы (тезисы)
1.
Исследование в определенной логике. Готовя исследование, мы
должны продумать его ход и способы реализации. Это дает возможность
посмотреть на исследование как на разворачивающийся проект.
Применение проектирование в учебных целях стало применять более
ста лет назад сначала в школах США, а потом и в школах Европы. Его
инструментальная разработка связана с именами Дж. Дьюи и В.Х.
Килпатрика. Они увидели в проекте мощное средство активизацииучебной
деятельности, развития личностных качеств, построения учебного процесса
сообразно индивидуальной заинтересованности в особого рода знаниях и
умениях. Введение проекта в образование коренным образом изменило
педагогический процесс, привело к переосмыслению функций учителя,
выстраиванию новых отношений между учителем и ребенком. Учитель
перестал быть транслятором новых знаний, и взял на себя роль организатора,
координатора, консультанта в исследовательской деятельности, пришедшей
на смену традиционному учению.
Второе рождение проектирования как вида деятельности пришлось на
вторую половину XX века, когда время потребовало от каждого способности
критически осмысливать происходящее и принимать конструктивные
решения.
2.
Проектирование как вид деятельности подчиняется особым
принципам:
Принцип увеличения разнообразия (Л.П. Огурцов).
Принцип совместимости (Н.Г. Алексеев).
Развитие мыследеятельности как ядро создания и организации
образовательной общности (Н.Г. Алексеев)
«Выворачивание» других сфер деятельности в образование (в
сферу проекта)
Взаимосвязь процессов проектирования и реализации.
Индивидуализация проектирования (авторство).
Этапы проектирования: концепутализация, программирование,
планирование, реализация замысла.
Концептуализация предполагает осуществление нескольких «шагов»:
Разработка «концепта» – некого документа, вбирающего в себя
совокупность разнообразных взглядов на исходный замысел (идею) и разных
отношений к нему.
Определение направлений деятельности и принципов координации
деятельности участников. Определение общих способов и необходимых
условий достижение целей проекта.
Обоснованное прогнозирование социокультурных и образовательных
последствий разрабатываемого проекта (ожидаемый результат и возможный
резонанс).
Завершающий продукт – модель создаваемой реальности
Программирование – определение совокупности видов деятельности в
логической и временной последовательности. Продуктом этого этапа
проектирования является программа действия.
В рамках программирования описываются и анализируются
противоречия и проблемы, которые можно разрешить в рамках создаваемого
проекта; определяются категории участников и способов их отношений;
выявляются конкретные блоки различных видов работа; определяется
возможный результат и его адресность; выявляются ресурсы, которые
реально существуют и необходимы для разработки и реализации проекта
Планирование действий: на этом этапе предельно конкретно
обозначаются виды разработок, реальные задачи, поименные исполнители,
конечные продукты и потребители результатов.
Реализация замысла:
собираются «человеческие ресурсы»,
происходит окончательное формирование позиционной общности,
происходит оформление проекта и его экспертиза.
Реализация проекта – процесс сложный и многоступенчатый. Он
предполагает обращение к замыслу и его проверку, корректировку, внесение
исправлений и дополнений, уточнение позиций.
3.
Проектирование исследования имеет свои специфические
особенности Они раскрыты в работах А.М.Новикова и Д.А.Новикова.
согласно их концепции, процесс исследования на три фазы: проектирование,
осуществление исследования, представление результатов.
Фаза проектирования предполагает такие стадии концептуализация,
конструирование, технологическая подготовка, рефлексия.
Концептуализация включает в себя: Осознание замысла: в самом
общем виде происходит осознание желания что-то изменить, исправить,
проверить; выявление противоречия (несовпадение должного и сущего);
формулировка проблемы исследования и ее анализ; определение объекта,
предмета, темы исследования, которые должны соотноситься с
формулировкой проблемы; разработка цели исследования
Конструирование включает в себя с выдвижения предположения
(гипотезы) и конструирование задач (декомпозиция цели на задачи);
создание программы преобразования: формулировка замысла, направлений
работы по его реализации, анализ и востребованных ресурсов, определение
участников и их сферы ответственности; оздание плана работы
(исследования) – временного графика выполнения намеченных работа.
Таким образом, проект готов и можно начинать его реализовывать –
осуществлять исследование.
Основные понятия темы
Научно-исследовательская
программа
–
последовательно
разворачивающиеся научные теории, которые выстраиваются как развитие
исходной (фундаментальной) теории, основные положения которой
выдвигаются лидерами научного направления и усваиваются их
последователями догматически.
Программа
исследования
–
это
изложение
теоретикометодологических предпосылок исследования (общей концепции) в
соответствии с целью работы и гипотезы, последовательность логических
операций и исследовательских процедур.
План исследования – это комплекс и последовательность ключевых
мероприятий, ведущих к полной реализации программы исследования и
разрешению проблемы
Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс
исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с
достаточной степенью точности, ограниченных исследовательской темой.
Исследовательский проект – обоснование и подготовка проведения
исследования, включающие определение его целей, задач, методов,
человеческих ресурсов и технических средств, сроков и условий
финансирования.
Основная литература:
1. Липчиу Н.В., Липчиу К.И. Методология научного исследования :
учебное пособие. – Краснодар : Кубанский ГАУ, 2013. – 290 с. тема
7.
2. Новиков В.К. Методология и методы научного исследования : курс
лекций. – М. : Альтаир – МГАВТ, 2015. – 210 с. Тема 3.
3.
Дополнительная литература:
1. Новиков, А. М. Методология научного исследования : Учебное
пособие / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - Москва : Либроком, 2010. 280 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/8500.html
Вопросы и задания для самоконтроля:
Что такое программа исследования?
Что такое план исследования?
Чем план исследования отличается от программы исследования?
Какими принципами должен руководствоваться исследователь,
проектируя свое исследование?