Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проектирование и планирование исследования.

  • 👀 514 просмотров
  • 📌 435 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проектирование и планирование исследования.» pdf
Раздел 2. Нормативная методология Тема 10. Проектирование и планирование исследования (лекция) Учебные вопросы: 1. Проектирование как вид деятельности 2. Этапы проектирования исследования и их содержание Основное содержание темы (тезисы) 1. Исследование в определенной логике. Готовя исследование, мы должны продумать его ход и способы реализации. Это дает возможность посмотреть на исследование как на разворачивающийся проект. Применение проектирование в учебных целях стало применять более ста лет назад сначала в школах США, а потом и в школах Европы. Его инструментальная разработка связана с именами Дж. Дьюи и В.Х. Килпатрика. Они увидели в проекте мощное средство активизацииучебной деятельности, развития личностных качеств, построения учебного процесса сообразно индивидуальной заинтересованности в особого рода знаниях и умениях. Введение проекта в образование коренным образом изменило педагогический процесс, привело к переосмыслению функций учителя, выстраиванию новых отношений между учителем и ребенком. Учитель перестал быть транслятором новых знаний, и взял на себя роль организатора, координатора, консультанта в исследовательской деятельности, пришедшей на смену традиционному учению. Второе рождение проектирования как вида деятельности пришлось на вторую половину XX века, когда время потребовало от каждого способности критически осмысливать происходящее и принимать конструктивные решения. 2. Проектирование как вид деятельности подчиняется особым принципам:  Принцип увеличения разнообразия (Л.П. Огурцов).  Принцип совместимости (Н.Г. Алексеев).  Развитие мыследеятельности как ядро создания и организации образовательной общности (Н.Г. Алексеев)  «Выворачивание» других сфер деятельности в образование (в сферу проекта)  Взаимосвязь процессов проектирования и реализации.  Индивидуализация проектирования (авторство). Этапы проектирования: концепутализация, программирование, планирование, реализация замысла. Концептуализация предполагает осуществление нескольких «шагов»: Разработка «концепта» – некого документа, вбирающего в себя совокупность разнообразных взглядов на исходный замысел (идею) и разных отношений к нему. Определение направлений деятельности и принципов координации деятельности участников. Определение общих способов и необходимых условий достижение целей проекта. Обоснованное прогнозирование социокультурных и образовательных последствий разрабатываемого проекта (ожидаемый результат и возможный резонанс). Завершающий продукт – модель создаваемой реальности Программирование – определение совокупности видов деятельности в логической и временной последовательности. Продуктом этого этапа проектирования является программа действия. В рамках программирования описываются и анализируются противоречия и проблемы, которые можно разрешить в рамках создаваемого проекта; определяются категории участников и способов их отношений; выявляются конкретные блоки различных видов работа; определяется возможный результат и его адресность; выявляются ресурсы, которые реально существуют и необходимы для разработки и реализации проекта Планирование действий: на этом этапе предельно конкретно обозначаются виды разработок, реальные задачи, поименные исполнители, конечные продукты и потребители результатов. Реализация замысла: собираются «человеческие ресурсы», происходит окончательное формирование позиционной общности, происходит оформление проекта и его экспертиза. Реализация проекта – процесс сложный и многоступенчатый. Он предполагает обращение к замыслу и его проверку, корректировку, внесение исправлений и дополнений, уточнение позиций. 3. Проектирование исследования имеет свои специфические особенности Они раскрыты в работах А.М.Новикова и Д.А.Новикова. согласно их концепции, процесс исследования на три фазы: проектирование, осуществление исследования, представление результатов. Фаза проектирования предполагает такие стадии концептуализация, конструирование, технологическая подготовка, рефлексия. Концептуализация включает в себя: Осознание замысла: в самом общем виде происходит осознание желания что-то изменить, исправить, проверить; выявление противоречия (несовпадение должного и сущего); формулировка проблемы исследования и ее анализ; определение объекта, предмета, темы исследования, которые должны соотноситься с формулировкой проблемы; разработка цели исследования Конструирование включает в себя с выдвижения предположения (гипотезы) и конструирование задач (декомпозиция цели на задачи); создание программы преобразования: формулировка замысла, направлений работы по его реализации, анализ и востребованных ресурсов, определение участников и их сферы ответственности; оздание плана работы (исследования) – временного графика выполнения намеченных работа. Таким образом, проект готов и можно начинать его реализовывать – осуществлять исследование. Основные понятия темы Научно-исследовательская программа – последовательно разворачивающиеся научные теории, которые выстраиваются как развитие исходной (фундаментальной) теории, основные положения которой выдвигаются лидерами научного направления и усваиваются их последователями догматически. Программа исследования – это изложение теоретикометодологических предпосылок исследования (общей концепции) в соответствии с целью работы и гипотезы, последовательность логических операций и исследовательских процедур. План исследования – это комплекс и последовательность ключевых мероприятий, ведущих к полной реализации программы исследования и разрешению проблемы Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности, ограниченных исследовательской темой. Исследовательский проект – обоснование и подготовка проведения исследования, включающие определение его целей, задач, методов, человеческих ресурсов и технических средств, сроков и условий финансирования. Основная литература: 1. Липчиу Н.В., Липчиу К.И. Методология научного исследования : учебное пособие. – Краснодар : Кубанский ГАУ, 2013. – 290 с. тема 7. 2. Новиков В.К. Методология и методы научного исследования : курс лекций. – М. : Альтаир – МГАВТ, 2015. – 210 с. Тема 3. 3. Дополнительная литература: 1. Новиков, А. М. Методология научного исследования : Учебное пособие / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - Москва : Либроком, 2010. 280 с. - Книга находится в премиум-версии ЭБС IPR BOOKS. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8500.html Вопросы и задания для самоконтроля:  Что такое программа исследования?  Что такое план исследования?  Чем план исследования отличается от программы исследования?  Какими принципами должен руководствоваться исследователь, проектируя свое исследование?
«Проектирование и планирование исследования.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 32 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot