Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Продукция,работы,услуги предприятия.

  • 👀 8484 просмотра
  • 📌 8457 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Продукция,работы,услуги предприятия.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Продукция,работы,услуги предприятия.» pdf
Лекция 29. Продукция предприятия. Продукция, работы и услуги предприятия. Виды продукции: валовая, товарная, реализованная. Характеристика продукции по степени готовности. Показатели объема продукции. Понятие «портфеля заказов» и его формирование. Производственная мощность и программа. Понятие производственной мощности и программы. Методы оценки производственной мощности. Формирование производственной программы. Качество и конкурентоспособность продукции. Понятие качества и конкурентоспособности продукции. Характеристики и показатели качества и конкурентоспособности продукции. 1. Продукция предприятия, работы, услуги Целью деятельности любого предприятия и организации является получение прибыли. Однако для достижения этой цели предприятие должно произвести и продукцию выполнить работы, оказать услуги. Под продукцией принято понимать результат деятельности или процессов. В отличие от продукции товар - это вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору, способная удовлетворять потребность или нужды и предлагаемая рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Работа – это деятельность человека, направленная на создание материальных благ, в процессе которой исходные материалы приобретают новое состояние либо добываются. Таким образом, работа – это фактор производства, направленный на удовлетворение материальных потребностей и нужд человека. Примером работ могут служить работы по строительству, ремонту и т.п. Услуга – это целенаправленное действие, направленное на удовлетворение нематериальных потребностей потребителя. Например, консультационные, юридические услуги. Из сказанного можно сделать вывод, что предприятие производит продукцию, а продает товар. По степени готовности принято выделять: Готовую продукцию – продукцию промышленного предприятия, полностью завершенную производством, соответствующую государственным стандартам или техническим условиям, принятую отделом технического контроля. Полуфабрикаты – это полупродукты, техническая обработка которых закончена в одном из производств (цехов) предприятия, но требует доработки или переработки в смежном производстве (другом цехе) этого же предприятия или, которые могут быть переданы для дальнейшей обработки на другие предприятия. 1 Рис.1.Классификация продукции по назначению и степени готовности Незавершенное производство – это продукция, не получившая законченного вида в пределах производства, а также продукция, не проверенная ОТК и не сданная на склад готовой продукции. Для каждого предприятия важно сформировать ассортимент товаров работ услуг. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом. Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию; ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. 2. Производственная мощность В планировании производства продукции одним из важнейших факторов является производственная мощность Производственная мощность это максимально возможная годовая выработка продукции в натуральном выражении при максимальном использовании оборудования, рабочего времени. Производственная мощность определяется по оборудованию, участку, цеху, предприятию. Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, производственная мощность цеха - по мощности ведущего (основного) участка производственная мощность участка - по мощности оборудования. В общем случае производственная мощность (М) определяется как произведение паспортной производительности оборудования в единицу времени (Н) и планового (эффективного) фонда времени его работы (Тэф): М=Н*Тэф, Тэф=Ткал-Тнер-Тппр-Ттехн где Ткал - календарный фонд времени часах; Тнер - время простоя оборудования в выходные и праздничные дни; Тппр - время простоя оборудования в планово-предупредительных ремонтах; Ттехн - время простоя оборудования по технологическим причинам (загрузка, выгрузка, чистка, промывка и т.д.) 2 В периодических производствах производственная мощность оборудования может определяться по формуле М Тэф Нц Тц где: Тц - длительность производственного цикла; Нц - производительность оборудования за цикл Для определения производственной мощности участка или цеха стоится профиль производственной мощности - диаграмма, на которой в последовательности, соответствующей протеканию производственного процесса, откладывается производственная мощность по готовой продукции основных аппаратов, передаточных устройств, насосов, емкостей и т.д. (рис. 2). Рис. 2 Профиль производственной мощности Профиль производственной мощности позволяет выявить "узкие" места, то есть аппараты (передаточные устройства, емкости), производственная мощность которых не позволяет увеличить выпуск продукции (в нашем примере это аппарат 5). В этом случае производится "расшивка узких мест", то есть увеличение производственной мощности за счет либо установки дополнительного оборудования, либо изменения технологии, либо увеличения часовой производительности аппарата за счет модернизации, либо за счет сокращения времени простоев аппарата. Производственная мощность участка, цеха определяется по аппарату с минимальной производственной мощностью. 3. Разработка производственной программы Производственная программа - это текущий план производства продукции. Разработка производственной программы это расчет объема производства продукции по номенклатуре и ассортименту в натуральном выражении на месяц, квартал, год. 3 Основной исходной информацией для разработки производственной программы на год является: • план маркетинга; • расчет производственной мощности по всем производственным подразделениям предприятия; • анализ обеспеченности сырьем, материалами, энергией, трудовыми ресурсами. При разработке производственной программы используются следующие понятия: • готовая продукция (ГП) - предмет труда, прошедший все стадии обработки, отвечающий предъявляемым требованиям и принятый на склад; • полуфабрикаты (ПФ) - предметы труда, являющиеся конечной продукцией для данной стадии и исходным сырьем для последующей; • незавершенное производство (НЗП) -предмет труда, который не прошел все стадии обработки на данном участке; • валовой оборот (ВО) - общий объем производства продукции, полуфабрикатов, работ и услуг всеми (основными и вспомогательными) цехами предприятия; • внутризаводской оборот (ВЗО) - стоимость продукции, полуфабрикатов, работ, услуг, произведенных и потребленных непосредственно на предприятии; • валовая продукция (ВП) - разница между валовым оборотом и внутризаводским оборотом, валовая продукция складывается из товарной продукции и изменения остатков полуфабрикатов на начало и конец периода (∆ПФ); • товарная продукция (ТП) - готовая продукция, полуфабрикаты, работы, услуги, предназначенные к реализации на сторону; • реализованная продукция (РП) - это либо отгруженная покупателю продукция (ОП), на которую оформлены отгрузочные документы, и выполненные работы, предоставленные услуги, по которым оформлены акты сдачи- приемки,. По продукции, спрос на которую не удовлетворен, расчет производственной программы начинается с определения валового оборота. На следующем этапе осуществляется разделение валового оборота на валовую продукцию и внутризаводской оборот (стоимость продукции, полуфабрикатов, работ, услуг, произведенных предприятием, необходимых для изготовления запланированного объема валовой продукции): ВО = ВП + ВЗО Далее определяется плановый объем товарной продукции: ТП = ВП- ∆ПФ Остаток полуфабрикатов на складе может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменения объема производства, предусмотренного в периоде, следующем за плановым (при росте - остатки увеличиваются, при снижении уменьшаются). Планируемый объем реализации продукции определяется как разница между товарной продукцией и изменением остатков готовой: РП = ТП - ∆ГПС При таком расчете производственная программа зависит только от возможностей предприятия и не учитывает изменения на рынке. Второй подход связан с формированием производственной программы на основе договоров с потребителями. В этом случае начальным этапом является определение реализованной продукции: 4 РП = ГП + ПФр + РПХ Реализованная продукция складывается из отгруженной продукции, полуфабрикатов, реализованных на сторону (ПФр), выполненных работ производственного характера (РПХ). Товарная продукция определяется как сумма реализованной продукции и изменения остатков готовой продукции на складе, необходимого для обеспечения планового объема отгрузки продукции в следующем периоде: ТП = РП + ∆ГПС Валовая продукция отличается от товарной на сумму изменения остатков полуфабрикатов на складе для обеспечения объема производства продукции в периоде, следующем за плановым: ВП = ТП + ∆ПФ Внутризаводской оборот определяется как потребность в полуфабрикатах, работах, услугах собственного производства при запланированном объеме валовой продукции. Валовый оборот определяется как сумма валовой продукции и внутризаводского оборота: ВО = ВП + ВЗО В случае если валовый оборот превышает возможности предприятия, объем реализации продукции уменьшается. При данном подходе к формированию производственной программы производственные мощности могут быть загружены не полностью, но вся произведенная продукция будет продана. Рассмотрим пример расчета производственной программы. Предприятие выпускает один вид продукции. Производственная мощность составляет 6000 т/год. Себестоимость годового объема производства продукции 6000 тыс. руб. Себестоимость 1 т продукции 1000 руб. На 1 т продукции расходуется 0,5 т полуфабрикатов собственного производства по себестоимости 250 руб./т, используется работ и услуг промышленного характера, выполненных вспомогательными подразделениями - на сумму 150 руб. на 1 т продукции. Мощность цеха полуфабрикатов 3600 т/год. Всего вспомогательные подразделения могут произвести работ и услуг на сумму 1200 тыс. руб. Предприятие имеет заказы на производство 5500 т продукции и услуг на 500 тыс. руб. I вариант: производство "на склад". Объем производства постоянен, поэтому нет изменения остатка полуфабрикатов: ТП = ВП = 6500 тыс.. руб., в том числе, готовая продукция - 6000 тыс. руб., работы и услуги- 500 тыс. руб. ВЗО = 6000 * 0,5 * 0,25 + 6000 * 0,15 = 450 + 900 = 1350 тыс. руб. ВО = ВП + ВЗО = 6500 + 1350 = 7850 тыс. руб. На начало планового периода заключены договоры на реализацию 5500 т продукции и на выполнение работ на сумму 500 тыс.. руб. Следовательно, РП составит: РП = 5500 + 500 = 6000 тыс. руб. Остаток готовой продукции на складе увеличится на 500 (6000- 5500) т, а полуфабрикатов на 600 (3600 – 3000) т. 5 II вариант: производство по договорам. РП определяется на основе заключенных договоров и составит: РП = 5500 + 500 = 6000 тыс. руб В следующем году планируется заключение договоров на реализацию 5000 т продукции, что потребует уменьшение остатка готовой продукции на складе на конец периода на 100 т. ∆ГПС = -100 * 1 = -100 тыс. руб ТП = РП + ∆ГПС = 6000 +• (-100) = 5900 тыс. руб. Уменьшение объема производства продукции в периоде следующем за плановым потребует уменьшения остатка полуфабрикатов на 50 т. ВП = ТП + ∆ПФ = 5900 + (-50 х 0,25) = 5887,5 тыс. руб. Полуфабрикаты, использованные при производстве готовой продукции: ПФс = 0,5 х 0,25 х 5400 = 675 тыс. руб. Работы и услуги, произведенные для собственных нужд. РПХс = 0,15 х 5400 = 810 тыс. руб. ВЗО = 675 + 810 = 1405 тыс. руб. ВО = ВП + ВЗО = 5887,5 + 1405 = 7372,5 тыс. руб. При этом производственные мощности по производству готов продукции загружены на 90%, полуфабрикатов на 75%. Как правило, ни одно из предприятий не использует один из подходов к формированию производственной программы в чистом виде. Предприятия, работающие на склад, стараются следить за изменениями на рынке, А работающие по договорам иметь на складе небольшой запас готовой продукции на случай появления новых покупателей. 4. Качество и конкурентоспособность продукции (работ, услуг) Качество - это совокупность свойств продукции, характеризующих ее назначение, особенности, полезность и способность удовлетворять конкретные потребности потребителей Способность удовлетворять потребности зависит от уровня развития науки и техники, прогрессивности производства, квалификации кадров и может быть определена показателями качества самой продукции, качества ее изготовления, эксплуатации. К основным показателям качества продукции относят: Показатели назначения – характеризуют полезность от использования по назначению и обусловливают область применения продукции: мощность, ёмкость, предел прочности, функциональная и техническая эффективность продукции, габаритные размеры, сборность, взаимозаменяемость и др. Показатели надежности и долговечности – свойства технического объекта сохранять работоспособность (безотказность, сохранение свойств в течение определённого времени, ремонтопригодность, долговечность). Эргономические показатели – характеризуют систему совместимости «человек – крупногабаритное изделие», «человек – крупногабаритная машина» и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. Эстетические показатели – определяют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного использования продукции. Показатели технологичности – характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат ресурсов и времени при подготовке, изготовлении и эксплуатации продукции (трудоёмкость, материалоёмкость и т.д.). 6 Показатели стандартизации и унификации – показывают соответствие продукции стандартами, степень унифицированности и пр. Показатели транспортабельности – характеризуют приспособленность продукции к транспортированию, перемещению в пространстве. Патентно-правовые показатели – отражают степень патентной защиты и патентной чистоты продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. Экологические показатели – характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающий при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели безопасности – отражают безопасность продукции для человека при её эксплуатации, потреблении. Экономические показатели – характеризуют продукцию с точки зрения ее экономичности (себестоимость, цена продажная, цена потребления, прибыль, рентабельность). Кроме частных показателей оценки качество конкретного вида продукции используются обобщающие показатели, которые характеризуют уровень качества продукции в целом как соответствующей, например, мировым стандартам или новой продукции, поставляемой на экспорт Для определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят: •доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме; •коэффициент обновления ассортимента продукции; •доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты; •доля производственного брака; •относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др. На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние. К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социальнопсихологические. Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции. Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы отдела технического контроля (ОТК) и другими организационными мероприятиями. Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции. Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. 7 Иногда, даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы – технические или социально-психологические. Внешние факторы в условиях рыночных отношений относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; и др. Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде: Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание. Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания. Фундаментальная основа обеспечения конкурентоспособности продукции формирование и обеспечение ее конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество продукции - ярко выраженное проявление превосходства над конкурентами в различных областях. Конкурентоспособность продукции носит относительный, а не абсолютный характер, т.е. она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции. Оценка конкурентоспособности состоит из следующих этапов: •Анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара; •Определения сравнительных параметров образцов товара; •Расчета интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара. Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемого товара с параметрами базы сравнения, поскольку, как было сказано выше, конкурентоспособность понятие относительное. За базу сравнения может быть принята потребность покупателей или образец. Образцом, как правило, является аналогичный товар, который имеет максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта. В случае, когда за базу сравнения принимают потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле: где: gi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Пi — величина i-го параметра для анализируемой продукции; 8 Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; n — количество анализируемых параметров. В случае принятия за базу сравнения образца, в знаменателе дроби проставляется величина i-го параметра для товара, принятого за образец. В случае, когда параметры товара не имеют физической меры, для оценки их характеристик применяют методы балльных оценок. Описанный выше метод (дифференциальный) позволяет только констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров товара для повышения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем. На применении групповых, обобщенных и интегральных показателях основывается комплексный метод. При этом расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле: где: Imn — групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; gi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру; Li — весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность; n — число параметров, участвующих в оценке. По результатам сравнения можно дать одно из следующих заключений: • товар конкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий; • товар обладает низкой конкурентоспособностью на данном рынке в сравниваемом классе изделий; • товар полностью неконкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий. Вывод о конкурентоспособности дополняется заключениями о преимуществе и недостатке оцениваемого товара по сравнению с аналогичными, а также предложениями мер, необходимых для принятия с целью улучшения положения товара на рынке. 9
«Продукция,работы,услуги предприятия.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot