Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Управление проектами информатизации. Лекция 4. Процессы планирования проекта
Тема 4. Процессы планирования проекта
Рассматриваемые вопросы:
4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта.
4.2 Иерархическая структура работ.
4.3 Определение операций проекта.
4.4 Конструирование и анализ сетевого графика.
4.5 Разработка расписания
4.6 Метод PERT. Метод GERT.
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
1
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Управление содержанием проекта
Управление содержанием проекта (Project Scope Management) включает процессы,
обеспечивающие внесение в проект тех и только тех работ, которые необходимы для
успешного завершения проекта.
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
2
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Этапы планирования содержания
Сбор требований
•Выявление требований к продукту. Выявление требований к способу выполнения работ.
Определение содержания
•Формальное определение цели и способа ее достижения. Формальное определение границ проекта.
Разработка ИСР (СДР)
•Детализация и структурирование работ проекта.
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
3
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Процессы управления содержанием по PMBоK 6ed
Планирование управления содержанием
•процесс создания плана, документирующего, каким образом содержание и продукта будет определяться, подтверждаться и контролироваться
Сбор требований
Определение содержания
Разработка ИСР (СДР)
Подтверждение содержания
•процесс формализованной приемки результатов
Контроль содержания
•процесс мониторинга состояния содержания проекта и продукта, а также управления изменениями базового плана по содержанию.
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
4
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Инструменты сбора требований. Примеры
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
5
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Сбор и документирование требований
Документированные требования участников проекта
Бизнес-требования
Требования заинтересованных сторон
Требования к решению
Функциональные требования
Нефункциональные требования
Требования на переходный период и по обеспечению готовности
Требования к проекту
Требования к качеству
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
6
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Техническое задание
Разделы Технического задания
1.Общие сведения
2.Назначение и цели создания (развития) системы
3.Характеристика объектов автоматизации
4.Требования к системе
5.Состав и содержание работ по созданию системы
6.Порядок контроля и приемки системы
7.Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к
вводу системы в действие
8.Требования к документированию
9.Источники разработки
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
7
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
План управления требованиями
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
8
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Матрица отслеживания требований
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
9
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Определение содержания проекта
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
10
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Описание содержания проекта
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
11
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Описание содержания проекта
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
12
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Описание содержания проекта
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
13
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Описание содержания проекта
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
14
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Описание содержания проекта
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
15
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Описание содержания проекта
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
16
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Описание содержания проекта
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
17
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Проверка содержания
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
18
Управление проектами информатизации. Лекция 4.1 Основные этапы и процессы планирования содержания проекта
Контроль содержания
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
19
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Создание иерархической структуры работ
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
20
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Создание иерархической структуры работ
Создание Иерархической структуры работы (ИСР) – Work Breakdown Structure (WBS) – процесс
разделения результатов проекта и работ по проекту на меньшие элементы, которыми легче
управлять. Процесс разработки ИСР называют декомпозицией целей.
Суть декомпозиции заключается в
разбиении сложной системы на
меньшие, более простые
составляющие.
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
21
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Иерархическая структура работ проекта
ИСР представляет собой иерархический граф, узлы которого отображают работы и
комплексы работ, а связи –разбиение вышестоящего элемента на нижестоящие.
Элементы нижестоящего уровня образуют элемент вышестоящего уровня с
использованием только логического «И».
Синонимы
ИСР
Work Breakdown Structure (WBS):
ИСР — Иерархическая структура работ
СДР — Структурная декомпозиция работ
СПП — Структурный план проекта
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
22
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Сколько уровней должно быть в ИСР?
На самом высоком уровне представлен проект в целом.
На самом нижнем уровне представлены единичные работы или пакеты работ.
Количество уровней зависит от масштаба проекта. Для малых и средних проектов может быть
достаточно трех уровней.
Для крупных может быть и более пяти уровней.
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
23
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Что может быть первым уровнем ИСР?
1.Фазы жизненного цикла
2.Основные результаты
3.Функциональные разделы проекта
4.Подпроекты
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
24
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Иерархическая структура работ. Пример
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
25
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Иерархическая структура работ. Пример
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
26
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Иерархическая структура работ. Пример
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
27
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Словарь иерархической структуры работ
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
28
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Этапы разработки ИСР
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
29
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Выбор критериев для разбиения на элементы
Существует несколько подходов к разбиению результатов проекта на элементы. Основными являются два из
них: продуктовый и функциональный. Данные критерии совмещать на одном уровне нельзя, а на разных
уровнях иерархии допустимо и даже целесообразно. Продуктовый подход необходим PM для общения с
заказчиком. Заказчику важно видеть, что и когда менеджер будет ему сдавать, все ли продукты проекта будут
ему представлены и т.п. Функциональный подход удобен менеджеру для взаимодействия с исполнителями. По
нему проще назначить ответственных за отдельные блоки операций.
Кубическая модель структур
проекта, преобразуемая в структуру
работ
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
30
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Продуктовый принцип разработки ИСР
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
31
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Функциональный принцип разработки ИСР
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
32
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Принцип разработки ИСР по фазам жизненного цикла
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
33
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Организационный принцип разработки ИСР
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
34
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Подходы к степени детализации ИСР
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
35
Управление проектами информатизации. Лекция 4.2 Иерархическая структура работ
Иерархическая структура работ. Выводы
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
36
Управление проектами информатизации. Лекция 4.3 Определение операций проекта
Определение операций
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
37
Управление проектами информатизации. Лекция 4.3 Определение операций проекта
Определение операций проекта. Инструменты
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
38
Управление проектами информатизации. Лекция 4.3 Определение операций проекта
Определение последовательности операций
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
39
Управление проектами информатизации. Лекция 4.3 Определение операций проекта
Определение операций и взаимосвязей работ
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
40
Управление проектами информатизации. Лекция 4.3 Определение операций проекта
Особенности управления содержанием в Agile-проектах
Бэклог продукта
Проекты с адаптивным ЖЦ подвержены частому и существенному изменению
содержания.
Общее содержание адаптивного проекта разбивается на набор требований.
Работы, которые должны быть выполнены составляют БЭКЛОГ ПРОДУКТА
(журналом незавершенных работ продукта).
В начале итерации команда определяет, сколько
высокоприоритетных элементов из бэклога могут быть получены в
ходе итерации.
Сбор требований, определение содержания и создание ИСР
осуществляются для каждой итерации.
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
41
Управление проектами информатизации. Лекция 4.3 Определение операций проекта
Особенности управления содержанием в Agile-проектах
Пользовательские истории (User Story)
Это способ описания требований пользователей при применении гибких
подходов к управлению ИТ-проектами.
Пользовательские истории – это короткая формулировка намерения,
описывающая что-то, что система должна делать для пользователя.
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
42
Управление проектами информатизации. Лекция 4.3 Определение операций проекта
Особенности управления содержанием в Agile-проектах
Пользовательские истории (User Story)
1.Пишутся на простом языке
2.Ограничены в объеме и сложности работ. Представляют собой скорее
обсуждаемое намерение. Иногда пишутся на маленьких бумажных карточках
3.Описывают ЧТО надо сделать, а не КАК. Т.е. концентрируются на
пользовательской ценности, а не на традиционном разбиении на задачи и
подзадачи
4.Подробности поведения системы не фигурируют в этой короткой
формулировке, а разрабатываются позже посредством диалога и определения
критерия приемки
5.Для каждой пользовательской истории необходимо определить приемочную
процедуру
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
43
Управление проектами информатизации. Лекция 4.3 Определение операций проекта
Особенности управления содержанием в Agile-проектах
Кто пишет User Story?
1. В Экстремальном программировании (XP) их пишет сам Заказчик. Это
позволяет интегрировать заказчика непосредственно в процесс разработки.
2. В Scrum их чаще всего пишет Владелец продукта по информации, полученной
от Заказчика, других заинтересованных сторон и команды проекта. Может
писать любой член команды, имеющий знания в бизнес-области. Владелец
продукта одобряет Пользовательские истории, определяет их приоритет в
бэклоге.
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
44
Управление проектами информатизации. Лекция 4.3 Определение операций проекта
Особенности управления содержанием в Agile-проектах
Критерии хорошей User Story
Хорошие User Story соответствуют модели INVEST, предложенной Биллом
Вейком (Bill Wake)
Independent –независимые
Negotiable –обсуждаемые
Valuable –ценные
Estimable –поддающиеся оценке
Small –небольшие
Testable –тестируемые
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
45
Управление проектами информатизации. Лекция 4.3 Определение операций проекта
Особенности управления содержанием в Agile-проектах
Как правильно писать User Story?
Шаблон написания истории:
Как, <роль пользователя>, я <что-то хочу получить>, <с такой-то целью>
1.Есть один Actor
2.Есть одно действие
3.Есть одна ценность(value / impact)
Пример User Story
Роль:Менеджер ОМТС
Что я хочу: в функциональном бюджете ОМТС делить спецодежду по
номенклатуре на амортизируемую и неамортизируемую
С какой целью: чтобы затем рассчитывать амортизацию по
амортизируемым позициям спецодежды и сразу списывать на затраты
стоимость неамортизируемой
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
46
Управление проектами информатизации. Лекция 4.3 Определение операций проекта
Особенности управления содержанием в Agile-проектах
Чем хороши User Story?
1.Позволяют преодолевать разрыв между разработчиками и
пользователями
2.Представляют собой небольшие инкременты бизнес-ценности, которые
могут быть реализованы в короткий срок
3.Сравнительно легко поддаются оценке
4.Не являются большими, «громоздкими» документами. Их легко
упорядочить и переупорядочить
5.Они не детализированы в самом начале проекта, а уже более детально
разрабатываются «точно в срок»
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
47
Управление проектами информатизации. Лекция 4.3 Определение операций проекта
Виды операций
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
48
Управление проектами информатизации. Лекция 4.4 Конструирование и анализ сетевого графика
Метод диаграмм предшествования
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
49
Управление проектами информатизации. Лекция 4.4 Конструирование и анализ сетевого графика
Определение видов (типов) зависимостей
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
50
Управление проектами информатизации. Лекция 4.4 Конструирование и анализ сетевого графика
Использование задержек (лагов)
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
51
Управление проектами информатизации. Лекция 4.4 Конструирование и анализ сетевого графика
Определение видов (типов) зависимостей
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
52
Управление проектами информатизации. Лекция 4.4 Конструирование и анализ сетевого графика
Оценка ресурсов операций
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
53
Управление проектами информатизации. Лекция 4.4 Конструирование и анализ сетевого графика
Оценка длительности операций
Инструменты и методы
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
54
Управление проектами информатизации. Лекция 4.4 Конструирование и анализ сетевого графика
Разработка расписания
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
55
Управление проектами информатизации. Лекция 4.4 Конструирование и анализ сетевого графика
Пример расчета критического пути
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
56
Управление проектами информатизации. Лекция 4.4 Конструирование и анализ сетевого графика
Пример расчета критического пути
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
57
Управление проектами информатизации. Лекция 4.4 Конструирование и анализ сетевого графика
Пример расчета критического пути
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
58
Управление проектами информатизации. Лекция 4.4 Конструирование и анализ сетевого графика
Пример расчета критического пути
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
59
Управление проектами информатизации. Лекция 4.4 Конструирование и анализ сетевого графика
Пример расчета критического пути
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
60
Управление проектами информатизации. Лекция 4.5 Разработка расписания
Разработка расписания
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
61
Управление проектами информатизации. Лекция 4.5 Разработка расписания
Пример критической цепочки
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
62
Управление проектами информатизации. Лекция 4.5 Разработка расписания
Пример критической цепочки
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
63
Управление проектами информатизации. Лекция 4.5 Разработка расписания
Разработка расписания
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
64
Управление проектами информатизации. Лекция 4.5 Разработка расписания
Разработка расписания
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
65
Управление проектами информатизации. Лекция 4.5 Разработка расписания
Разработка расписания
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
66
Управление проектами информатизации. Лекция 4.5 Разработка расписания
Разработка расписания
Сетевая диаграмма Ганта
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
67
Управление проектами информатизации. Лекция 4.5 Разработка расписания
Разработка расписания
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
68
Управление проектами информатизации. Лекция 4.5 Разработка расписания
Разработка расписания
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
69
Управление проектами информатизации. Лекция 4.5 Разработка расписания
Контроль расписания
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
70
Управление проектами информатизации. Лекция 4.6 Метод PERT. Метод GERT
Метод PERT
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
71
Управление проектами информатизации. Лекция 4.6 Метод PERT. Метод GERT
Метод PERT
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
72
Управление проектами информатизации. Лекция 4.6 Метод PERT. Метод GERT
Метод GERT
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
73
Управление проектами информатизации. Лекция 4. Процессы планирования проекта
Спасибо за внимание!
Вопросы?
РТУ МИРЭА. Кафедра практической и прикладной информатики
74