Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. Процесс социализации личности.
1. Процесс социализации: составные части
2. Этапы и фазы (стадии) социализации
3. Психологические механизмы социализации
4. Агенты и институты социализации
Личность является продуктом процесса социализации. Социализация – это усвоение и активное воспроизводство индивидом социального опыта через общение и деятельность. Поскольку культура не передается от родителей к детям через механизмы наследственности, воспроизводство общественных отношений невозможно без процесса социализации новых, вступающих в это общество поколений. Этот процесс обеспечивает преемственность, культурное единство общества. В это же время, новое поколение не повторяет в точности опыт поколения родителей, иначе общество оставалось бы неизменным, застывшим. Особенно очевидны изменения общества в 20 в. и 21 в., связанные со сменой поколений, что объясняется «ускорением» исторического времени, обусловленным научно-техническим прогрессом.
Процесс социализации является двусторонним и включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом знаний, ценностей норм поведения, что обеспечивает его включение в культурную среду. С другой стороны, социализация предполагает отторжение некоторых сторон опыта старших поколений, самостоятельное, творческое воспроизводство социальных отношений.
Становление и расширение социальных связей личности происходит при помощи:
1) освоения новых видом деятельности;
2) расширения и усложнения сферы общения в различных группах и ситуациях;
3) формирования самосознания личности, включающего знание о своих способностях и социальной значимости, самооценку и самоуважение.
Социализация = Реальные успехи / Притязания
Поэтому самоуважение достигается либо мобилизацией усилий в стремлении добиться успеха, либо снижением уровня притязаний, постановкой более скромных целей.
Социализация – это процесс усвоения социокультурных норм и освоения социальных ролей. Обе части единого процесса необходимы.
Процесс социализации
Освоение социальных ролей Усвоение культурных норм
Собственно социализация Инкультурация
Схема 1. Составляющие процесса социализации
Социальные роли можно только осваивать – постигать на практике, повторяя и исполняя их. Культурные нормы можно только усваивать – изучать их, обучаться им от других (агентов социализации).
Как правило, культурные нормы, в том числе нравственные ценности и идеалы, передаются от старшего поколения к младшему. При этом учение сопровождается подчинением, т.е. моральными наставлениями, или говоря иначе, воспитанием. Все вместе называется инкультурацией. Процесс особенно социализации означает превращение человека в индивида, а того – в личность. Через освоение ролей индивид становиться общественно активным индивидом, а через усвоение культурных норм и нравственных ценностей – духовно зрелой личностью. Социальный индивид и нравственная личность – родные явления.
Благодаря социализации индивид приобретает такие черты, которые можно считать универсальными для всех: язык, статусы, роли.
Благодаря инкультурации индивид приобретает такие черты, которые присущи конкретной национальной культуре, прежде всего – морально – нравственные ценности.
Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколькими путями: 1) непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок, или 2) опосредованно, когда этот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») является 2-мя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он «подсматривает» как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. В ситуациях, когда люди говорят одно, а делают другое, индивид теряет ориентацию и процесс инкультурации замедляется.
Две составные части процесса социализации важны как сами по себе, так и в своем единстве. Освоение новых социальных ролей – начальный и самый простой процесс, т.к. социализация по сути своей – продолжающаяся в течение всей жизни попытка человека быть как все, стать похожим на других членов общества. Икультурация – поздний и более сложный процесс. Благодаря усвоению культурных норм поведения и высоких нравственных ценностей человек выделяется среди других, возвышается над усредненной массой и в конечном счете становиться личностью.
Именно личность – относительно поздний продукт социального и духовного развития. Подобно тому, как индивидуальность отрицает человека, личность отрицает индивида. Она еще один виток культурной эволюционной спирали вверх. В индивиде социальное восторжествовало над природным, в личности – культурное над социальным.
Итак, социализация предполагает 2-е составные части – социальную и духовно-нравственную. Первая называется социализацией в узком смысле, вторая – инкультурацией. Только в единстве 2-х сторон можно говорить о социализации как законченном или полном процессе.
Как известно, инкультурация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев и норм родной культуры. В отличие от нее аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, предполагающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией. Поверхностное приспособление к внешней среде, не требующее кардинальных изменений структуры ценностных ориентаций, стиля мышления и образа жизни, но лишь поведенческих моделей, называется адаптацией.
Этапы социализации совпадают с жизненными циклами, связанными с изменением социальных ролей и приобретением новых статусов. В связи с этим часто выделяют следующие этапы: детство, отрочество, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начинающую, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства, отрочества и юности, и завершающую, или зрелую, социализацию, охватывающую 2 других периода (зрелость и старость). Начинающую и завершающую социализацию иначе называют соответственно первичной и вторичной. Говоря о первичной социализации, социологи подчеркивают воздействие на личность внешних, идущих от общества и его институтов, не контролируемых самим индивидом факторов. Вторичная социализация связана с построением личностью своего внутреннего мира, действий в согласии с ним, широким самоопределением личности.
Поскольку социализация является сложным и длительным процессом, в социологии (и близкой ей науке – социальной психологии) сложились различные подходы к объяснению этапов социализации. Родоначальник символического интеракционизма Джордж Герберт Мид (1863 – 1931) считал, что процесс формирования личности включает три стадии. На первой стадии (1 – 3 года) ребенок просто копирует поведение взрослых, еще не понимая его социального смысла, например, лепит пирожки из песка, подражая приготовлению пищи взрослыми, или копает землю палкой, «как садовод».
На второй стадии – в возрасте 4-5 лет, ребенок учиться в игре принимать роль другого, «исполняя» роль пожарного, врача, воспитателя. Он начинает осознавать себя как отдельного субъекта, видя себя глазами других участников игры (реальных или воображаемых). Третья фаза – фаза коллективных игр – отличается тем, что ребенок в возрасте 8 – 9 лет и старше учиться осознавать ожидания не только одного участника игрового взаимодействия, но целой команды. Для участия в коллективной спортивной игре необходимо понимать правила поведения разных её участников. На этой стадии, по мнению Мида, у человека появляется образ «обобщенного другого», т.е. безликого постороннего, который воплощает ценности и моральные установки, представляет общественное мнение. Соблюдение правил спортивной игры позволяет ребенку усвоить и более важные социальные нормы.
Швейцарский ученый Жан Пиаже (1896 – 1980) рассматривал социализацию как когнитивное развитие или обучение. Человеческое познание себя и окружающего мира развивается как процесс трансформации внешних действий по восприятию мира во внутренние логические процессы мышления. 4-е стадии этого процесса все люди проходят в одинаковой последовательности, но с разной скоростью и результатами. Первая стадия – сенсорная – продолжается от рождения до 2-х лет. На этой стадии ребенок постигает окружающий мир путем физического освоения, прикасаясь к предметам, пробуя их на вкус. У детей формируется способность надолго сохранить в памяти образы предметов окружающего мира, отличать людей от неодушевленных предметов и осознавать независимость существования этих предметов от непосредственного восприятия их самими детьми.
Следующая, дооперационная стадия продолжается от 2-х до 7 лет. Дети овладевают речью, приобретают понимание символического значения слова и жестов. Однако их речь остается эгоцентричной, т.е. для детей главным является стремление высказаться самому, а не вести диалог с другим. Логическое мышление еще не сформировалось.
Третья стадия – стадия конкретных операций, продолжается от 7-ми до 11 лет. Эгоцентричность речи сокращается. Ребенок овладевает абстрактными понятиями (например, случайность, скорость, вес, число)., учится математическим операциям, начинает понимать их обратимость.
В возрасте от 12 до 15 лет человек выступает в четвертую стадию – формально-логических операций. В этот период у него развивается способность воспринимать абстрактные теории, различать категории действительного и возможного, строить планы на будущее, осмысливать философские и нравственные проблемы. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии. Если первые три стадии проходят все люди, то развитие формально-логического мышления происходит не у всех. Взрослые, не имеющие достаточного образования, считал Пиаже, продолжают мыслить в более конкретных понятиях повседневной жизни и сохраняют значительную долю эгоцентрического мышления.
По мнению американского исследователя Эрика Эриксона (1902 – 1994) процесс социализации охватывает всю жизнь человека и понимается, как ряд психосоциальных кризисов идентичности. Социокультурные условия жизни человека постоянно изменяются, поэтому в ней можно обнаружить несколько критических точек, когда прежняя идентичность утрачивается и возникает потребность в формировании новой идентичности. Процесс развития личности предстает как последовательность кризисов. Вся жизнь человека по Эриксону делиться на 8 стадий, 5 из которых приходятся на детство и юность, остальные 3 – на более поздние периоды жизни.
1. Младенческий возраст. Основная задача, которая решается в этот период жизни – выработка бессознательного чувства доверия к внешнему миру.
Основным средством этого служит материнская любовь и уход. Грудное вскармливание, баюкание, ласки позволяют младенцу чувствовать себя в безопасности и не плакать, если он остается один в комнате. Если этот первый в жизни человека кризис не преодолевается, то у ребенка может сформироваться чувство базового недоверия к миру, тревожность, которая у взрослого, возможно, проявиться в виде замкнутости, ухода в себя.
2. Раннее детство (1 – 3 года) связано с формированием чувства автономии и личной ценности. Способность самостоятельно двигаться, развитие речи порождают стремление к самостоятельности и неповиновение авторитету взрослых. Если взрослые предъявляют завышенные требования или, напротив, продолжают делать за ребенка то, что он уже может выполнять самостоятельно, то у ребенка может развиться чрезмерное чувство стыда или нерешительность.
3. Третью стадию (3-6 лет) автор называет игровым возрастом. Здесь решается альтернатива между развивающейся инициативой и чувством вины. Социальное пространство ребенка расширяется, в нем появляется все больше людей. Групповые игры помогают примерять разные роли, развивают фантазию. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемое, как соответствие правилам и игры. Если инициатива подавляется, может развиться чувство вины.
4. В младшем школьном возрасте (6 – 11 лет) закладывается отношение к труду. Ребенок учится выполнять индивидуальные и групповые задания, проявляет интерес к реальным профессиональным ролям. У него формируется чувство уверенности в себе, эффективности своих действий. При негативном варианте развития появляется сознание своей некомпетентности, которое от неудач в решении отдельных задач переносится на свою личность в целом.
5. Ключевой период развития личности – отрочество и юность (12 – 21 год) характеризуется формированием чувства идентичности, т.е. своей непохожести на других, индивидуальности. Все, что подросток знает о себе, объединяется в единый самообраз, который связывается с прошлым и проецируется на будущее. В это время завершается физическое созревание человека, происходит выбор друзей, будущего места учебы, профессии. При неблагоприятном протекании этого периода может появляться неопределенное, расплывчатое «Я», сомнение в своем месте в обществе или группе, неясность жизненных перспектив.
6. Молодость (21 – 25 лет) – начало взрослого периода. Вступление в брак, появление детей позволяют человеку установить искренние, доверительные отношения. Если такие отношения на налаживаются, то может развиться изоляционизм.
7. Средний возраст (25 – 60 лет) связан с противоречием между способностью человека к развитию (творческий, профессиональный рост, освоение родительских функций, забота о других) и личностным застоем, медленным регрессом человека в процессе обыденной жизни.
8. В зрелом возрасте (старше 60 лет) происходит подведение итогов жизни. Одни испытывают чувство покоя, удовлетворенности прожитой жизнью, чувством исполненного долга. Других охватывает разочарование, отчаяние, даже отвращение как итог пустой жизни.
Отечественные социологи, исходя из того, что понятие социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в процессе трудовой деятельности, выделяют 3 основные стадии социализации личности: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.
Дотрудовая стадия социализации включает в себя 2-е ступени: раннюю социализацию и стадию обучения. Ранняя социализация продолжается до поступления ребенка в школу. Решающим фактором воспитания здесь является семья и особенно материнское воспитание. Исследования показывают, что отсутствие заботы родителей приводит к значительному отставанию в интеллектуальном, эмоциональном и физическом развитии детей. Современная семья не может быть, как в традиционном обществе, основным институтом социализации личности, давать необходимые трудовые навыки и разностороннюю информацию об окружающем мире. Однако, только семья может дать человеку психологический комфорт, развить мотивацию на привязанность к другим людям, научить взаимодействовать с окружающими.
Стадия обучения включает весь период подготовки к профессиональной деятельности (школа, техникум, вуз). В этот период помимо семьи большое воздействие на социализацию индивида оказывают учреждения образования. Кроме того, в современном обществе, где увеличивается время, проводимое детьми вне семьи и школы, большее влияние на личность подростка оказывают неформальные группы сверстников. Если группы, на которые ориентируется подросток (референтные группы), имеют антисоциальную направленность, то процесс социализации в целом может быть неуспешным. Негативное воздействие «улицы» на подростков усугубляется минимальными возможностями участвовать в работе молодежных, религиозных, политических, спортивных и других организаций, которые также являются важными агентами (институтами) социализации.
Влиятельными институтами социализации является СМИ. Некоторые исследователи утверждают, что по степени влияния на социализацию личности они сравнимы только с влиянием родителей. Воздействие СМИ на данный процесс неоднозначно. Через каналы СМИ (особенно телевидение, интернет) поступает огромное количество информации, которая расширяет знания о мире., помогает понимать социальные роли, сложившиеся в иной социальной среде. Негативные последствия СМИ связаны с формированием искусственных потребностей человека ради продвижения товаров, провоцированием агрессивного поведения подростков, пропагандой образов поведения, разрушающих культурные ценности.
На трудовой стадии социализации личности происходит не только дальнейшее усвоение социального опыта, но и его воспроизводство. Становление профессионала, повышение квалификации, получение второго профессионального образования, смена профессии – вот некоторые аспекты этого социализации. Особую роль в рассматриваемом процессе играет трудовой коллектив.
По поводу послетрудового этапа социализации среди специалистов ведутся дискуссии. Можно выделить 2-е основные точки зрения. Согласно первой, понятие социализации бессмысленно применять к тому периоду жизни человека, когда все его основные социальные функции обедняются или свертываются (прежде всего, профессиональные и родительские). Крайним выражением этой точки зрения является идея десоциализации в пожилом возрасте, т.е. утрата старых ценностей, норм, ролей, правил поведения и круга общения.
Другая позиция основана на том, что удельный вес пожилых людей в современном обществе увеличивается. Сейчас он составляет в развитых странах около 25% населения и в ближайшей перспективе достигнет 30%. Кроме того, средняя продолжительность жизни в этих странах растет, например, в Японии ожидаемая продолжительность жизни составляет более 82 лет. В этот период жизни многие сохраняют социальную активность в различных сферах (занятие творческой деятельностью, не связанной с наемным трудом, туризм, общественная работа).
Десоциализация свойственна не только пожилым людям, а процессу взрослой социализации. Поведение человека в толпе – яркий пример десоциализации. Люди теряют человеческий облик и тог, чему они научились в общественной жизни. Личность нивелируется, индивидуальность растворяется в безликой и агрессивной массе. Теряют значение индивидуальные и статусные различия, действующие в обычных условиях нормы и табу.
Проявлениями десоциализации служат деклассирование и люмпенизация населения. Ярким примером десоциализации является совершение преступления, под которым понимается нарушение наиболее значимых норм и посягательство на наиболее охраняемые ценности. Совершение преступления уже свидетельствует об определенной степени десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей общества.
Объективная возможность десоциализации осужденных обусловлена комплексом факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы: принудительной изоляцией индивидов от общества; включением их в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности.
При попадании в экстремальные условия человек может не просто десоциализироваться, но и нравственно деградировать, т.к. то воспитание и та социализация, которые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадают в концентрационные лагеря, тюрьмы, колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.
2-ой стороной процесса взрослой социализации является ресоциализация – этап обучения новым ценностям, нормам, ролям, правилам поведения взамен вторых или недостаточно усвоенных, или устаревших. В зарубежной литературе под этим понимается замещение старых образцов поведения и установок новыми по мере перехода от одной стадии жизненного цикла к другой. Ресоциализация – это процесс повторного прохождения социализации. Взрослый человек вынужден проходить его в тех случаях, когда оказывается в чужой культуре. В таком случае он обязан, будучи уже взрослым, учиться элементарным вещам, которые местные жители знают с детства.
Уголовное наказание одной из главных целей имеет ресоциализацию преступников (цель исправление). Причем ресоциализацию преднамеренную и плановую, т.к., к примеру, администрация колонии для несовершеннолетних преступников намеревается перевоспитать молодого человека, создавая ему возможности получить образование, оплачивает работу педагогов и психологов. Ресоциализация является одним из основных направлений профилактики рецидивной преступности. Чтобы уменьшить вероятность совершения повторного преступления, необходимо нейтрализовать отрицательные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобожденных к условиям свободной жизни. Оказывая помощь в трудовых и бытовом устройстве, восстановлении социально-бытовых связей, государственные органы и общественные организации способствуют ресоциализации отбывших наказание.
Таким образом, ресоциализации и десоциализация – это 2-а состояния, или формы проявления, социализации. Ресоциализация говорит о переобучении в новых социальных условиях (например, эмиграция в другую страну). Десоциализация свидетельствует об утрате ранее приобретенного социального опыта (в экстремальных условиях, например: заключение в тюрьму). Та и другая могут быть глубокими (изменить основы человеческой личности, полностью перестроить ее культурный код, вызывать нравственную деградацию личности) и поверхностными (претерпевают изменения лишь периферийные слои психики, а основы личности, прежде всего нравственная структура, остаются незатронутыми. Сопровождают нормальные жизненные циклы человека).
В рамках малых групп изучаются психологические механизмы социализации. К ним относят имитацию (подражание), чувство вины и стыда и идентификацию.
Имитацией называют осознанное или бессознательное копирование определенных моделей поведения. Этот механизм социализации действует на различных ее этапах. В младенчестве подражание голосу и движениям взрослого представляет собой попытку установления первого содержательного контакта. В дошкольном возрасте в процессе игры ребенок, подражая взрослым, постигает смыслы ролевых взаимодействий. Имитация в подростковом возрасте направлена на копирование внешних сторон поведения значимых других (спортсменов, рок-звезд, киногероев) и референтных групп сверстников. Подражание у взрослых выступает элементом научения определенным приемам в профессиональной деятельности, спорте, искусстве.
Чувства вины и стыда являются негативными механизмами социализации, т.к. они вызывают глубокие переживания и запрещают или подавляют определенное поведение. Вина переживается как неудовлетворенность собой, осуждение и обвинение себя, неправота по отношению к группе, другому индивиду или к себе самому. В основе этого чувства лежит осознание противоречия совершенного поступка характеру индивида или его Я – концепции и стремление как можно скорее исправить ситуацию, независимо от реакции окружающих. Стыд – это чувство, возникающее, когда человек осознает несоответствие своих поступков, принятым в данной культуре нормам и требованиям морали, разделенным также им самим. Стремление избегать в будущем подобных сильных переживаний побуждает индивида изменять поведение и служит средством развития самоконтроля личности.
Механизм идентификации действует как отождествление индивидом себя с другим человеком или группой. Человек причисляет себя к какой-либо большой социальной группе, например, возрастной, гендерной, этнической, профессиональной и т.д. Это позволяет усваивать важные стереотипы поведения, требования к исполнению социальных ролей. Так, причислив себя к определенной возрастной группе, индивид тем самым задает определенные рамки своего поведения (манера держаться, говорить, стиль одежды, чувство ответственности и т.д.). Не менее значимы идентификация с малой социальной группой (семьей, классом, друзьями, спортивной командой), которая позволяет приять групповые нормы и ценности, выработать комфортное поведение.
В основе идентификации лет построение в создании индивида образа окружающего мира на основе биполярных категорий. Особенно важны здесь категории «мы» и «они». Известный отечественный социальный психолог Б.Ф. Поршнев (1905 – 1972) считал, что «мы – чувства» возникают при идентификации себя с какой-либо группой. При встрече с другими группами возникает оппозиция «мы» - «они». Мера противопоставления своей и чужой групп есть в то же время мера сплоченности своей группы. По мнению этого автора сначала человек осознает межгрупповые различия, происходит дифференциация, а затем осознаются сходство со своей группой, что приводит к идентификации.
Важной стороной идентификации является эмоциональное отождествление себя с реальным или вымышленным лицом (например, родителями или литературными героями), а также с какой-либо группой. Показателем такого эмоционального отождествления является чувство гордости или возмущения, если в нашем присутствии об этих людях или группах (семье, друзьях, этнической или возрастной группе) высказываются положительно или отрицательно.
С точки зрения общества социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации – это люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Термин «первичная социализация» имеет в социологии два смысла. Он обозначает: а) родителей, родственников и друзей, т.е. первичную группу, или непосредственное окружение; б) самый ранний этап социализации в младенчестве и детстве. «Вторичная социализация» соответственно относится к вторичным группам (социальным институтам и учреждениям) и продолжается всю оставшуюся часть жизни.
Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации – родители, браться, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Если коротко, то существуют три агента первичной социализации: семья, школа, ровесники. Семья – единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жизни.
Для агентов первичной социализации, находящихся в межличностных отношениях и системе взаимной зависимости, характерна так называемая реципрокная социализация (от лат. reciprocus – взаимный) – процесс взаимной социализации родителями детей и детьми – своих родителей. Родители координируют свои слова и поступки в присутствии детей. Тем самым родители воспитывают самих себя. К двунаправленным процессам влияния агентов социализации следует отнести супружескую социализацию, в ходе которой муж влияет на жену, жена – на мужа.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники ТВ, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичный» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне социализации, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие менее глубокое, чем у первичных агентов.
Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения и их сотрудников: предприятие, государство, СМИ, армия, церковь и т.д. К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то её (как и школу) называют первичным институтом социализации, а когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».
Первичная социализация – сфера межличностных отношений.
Вторичная социализация – сфера социальных отношений.
Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций. Например, отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг. Агенты вторичной социализации – одну – две функции. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, учитель, если между ним и учеником существуют доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то является агентом вторичной социализации.
Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в доминирующей позиции, ровесники, напротив, раны ему.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, в вторичной – нет, так как первые универсальны, а вторые специализированы. Так, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых выполняя их функции социализации, и наоборот. Взаимозаменяемы функции родителей и родственников, вторые могут заменять первых. Но тоже самое нельзя сказать об агентах вторичной социализации, т.к. они узко специализированы: судья не может заменить учителя или бригадира.
Различия между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.
Итак, агенты социализации делятся на первичных и вторичных (в этом случае их называют институтами). Первые наибольшую помощь оказывают в раннем детстве, вторые – в молодости, зрелости и старости. Первичная социализация – область межличностных отношений и приписываемых статусов. Вторичная социализация – область формальных отношений и достигаемых статусов. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей сохраняется и во второй. На протяжении первичной социализации индивид учиться быстрее и легче, усваивает больше, чем на протяжении вторичной социализации.