Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Процесс оценки стоимости бизнеса и ее информационная основа

  • 👀 403 просмотра
  • 📌 371 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Процесс оценки стоимости бизнеса и ее информационная основа» docx
Лекция 4. Процесс оценки стоимости бизнеса и ее информационная основа Тема1.3. Процесс оценки стоимости бизнеса и ее информационная основа   Проведение оценки включает следующие этапы: 1) заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку; 2) сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки; 3) применение подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов; 4) согласование (в случае необходимости) результатов и определение итоговой величины стоимости объекта оценки; 5) составление отчета об оценке. Основанием для начала процесса оценки является заключение договора между оценщиком и заказчиком. Он заключается в простой письменной форме и должен содержать: – цель оценки; – описание объекта или объектов оценки, позволяющее осуществить их идентификацию; – вид определяемой стоимости объекта оценки; – размер денежного вознаграждения за проведение оценки; – дату определения стоимости объекта оценки; – сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика; – наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации; – указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки; – указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности; – сведения о договоре страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение требований договора на проведение оценки и договора страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»  № 135-ФЗ [1], федеральных стандартов оценки [2-10], иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; – сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика. В договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с юридическим лицом, должны быть указаны сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилия, имя, отчество оценщика или оценщиков. Датой определения стоимости объекта оценки (датой проведения оценки, датой оценки) является дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки. Задание на оценку является неотъемлемой частью договора на проведение оценки. Оно должно содержать следующую информацию: объект оценки; права на объект оценки, учитываемые при определении стоимости объекта оценки; цель оценки; предполагаемое использование результатов оценки; вид стоимости; дату оценки; допущения, на которых должна основываться оценка; иную информацию, предусмотренную федеральными стандартами оценки. Информация, используемая в процессе оценки, должна отвечать требованиям, рассмотренным на рис. 1.3 и 1.4. Рис. 1.3. Требования к информации Рис. 1.4. Пути организации информации   Система информации включает два блока: – «Внешняя информация» – характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом (последовательность инвестиционного анализа: макроэкономика,  отрасль); – «Внутренняя информация» – характеризует деятельность оцениваемого предприятия. Внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в отрасли и экономике в целом, ее требуется давать в оптимальном объеме и ориентированной на оцениваемый объект. Макроэкономические показатели содержат информацию о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации, и характеризуют инвестиционный климат в стране. В зависимости от целей оценки макроэкономический обзор может выделяться как отдельный раздел отчета об оценке или рассматриваться в общем контексте отчета. Факторы макроэкономического риска (табл. 1.5) образуют систематический риск, который возникает из внешних событий, влияющих на рыночную экономику. Последствия этих событий не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики. Анализ фактора риска носит субъективный характер: оценщики, уверенные в будущем росте компании, определят её текущую стоимость выше по сравнению с аналитиком, составляющим пессимистичный прогноз. Другими словами, чем шире разброс ожидаемых будущих доходов вокруг наилучшей оценки, тем рискованнее инвестиции. Таблица 1.5 Основные факторы макроэкономического риска Фактор Содержание риска Уровень инфляции Инфляционный риск – это риск непрогнозируемого изменения темпов роста цен Темпы экономического развития страны Цикличность рыночной экономики определяет необходимость учитывать при расчетах общее состояние экономического развития Изменение ставок процента Движение процентной ставки может приводить как к стимулированию инвестиционной активности, так и к сдерживанию роста расходов в экономике Изменение обменного курса валют Инфляционная корректировка финансовой информации в процессе оценки часто проводится по колебаниям курса наиболее стабильной валюты Уровень политической стабильности Политический риск – это угроза активам, вызванная политическими событиями   Различия в оценках рисков ведут к различным заключениям о стоимости предприятия. Текущая стоимость компании, деятельность которой связана с высоким риском, будет ниже, чем текущая стоимость аналогичной, но функционирующей в условиях меньшего риска. Чем выше оценка инвестором уровня риска, тем большую ставку дохода он ожидает. Большинство заказов на оценку в мире связаны с анализом закрытых компаний, владельцы которых не диверсифицируют свои акции в той же мере, что и владельцы открытых компаний. Поэтому, при оценке компаний закрытого типа, оценщик наряду с анализом систематического риска должен учитывать факторы несистематического риска. К ним относятся отраслевые риски и риски инвестирования в конкретную компанию. Основные источники информации: программы Правительства РФ и прогнозы; периодическая экономическая печать; аналитические обзоры информационных агентств; законодательство РФ. В данный блок кроме макроэкономической информации включает отраслевую: состояние и перспективы развития отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие. Содержание данного раздела определяется степенью доступности отраслевых данных. Основные отраслевые факторы риска представлены в табл. 1.6.   Таблица 1.6 Факторы отраслевого риска Фактор Содержание риска Нормативно-правовая база Определяется с учетом наличия ограничений для вступления в отрасль, условий конкуренции и ценообразования Рынки сбыта Определяется потенциал отечественного (и зарубежного) рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, а также ретроспектива за последние 2-5 лет, прогнозы по расширению рынков сбыта Условия конкуренции Проводится с учетом типа рынка и, следовательно, наличия ограничений для вступления в отрасль и конкурентов, производящих товары-заменители   Предложение, спрос, цена являются важными регуляторами рыночной экономики. Достижение сбалансированности между спросом и предложением определяет как общее макроэкономическое равновесие, так и особенности сбыта продукции. В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объёмов реализуемой продукции. Особое внимание оценщики должны уделять ограничениям в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимоотношения с поставщиками. Особого внимания в процессе сбора информации заслуживают отношения с поставщиками с точки зрения юридической определенности договоров и их надежности. В рыночной экономике наиболее типичны рынки несовершенной конкуренции, на которых механизм свободного конкурентного ценообразования имеет серьёзные ограничения. Оценка конкурентоспособности предприятия проводится с учетом типа рынка, а, следовательно, наличия ограничений для вступления в отрасль и конкурентов, производящих товары-заменители. Анализ должен дополняться сведениями об объеме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражении, характеристикой продукции конкурентов (объем, качество обслуживания, цены, каналы сбыта, реклама), доли реализуемой продукции в общем объеме отечественного производства, а также перечнем основных российских импортеров этого товара. Основные источники информации: данные государственного комитета по статистике; данные отдела маркетинга на оцениваемом предприятии; фирмы-дилеры; таможенное управление; отраслевые информационные издания; бизнес-план; отраслевые информационные издания; периодическая экономическая печать; личные контакты. Перечисленные информационные источники при анализе отраслевой информации имеют различную степень достоверности. Поэтому на один и тот же вопрос можно получить разные ответы. Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия. Целью работы оценщика по сбору внутренней информации являются: – анализ истории компании с целью выявления будущих тенденций; – сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли; – учет факторов несистематического риска, характерных для оцениваемого бизнеса; – анализ финансовой документации; – интервью с руководителями и сбор дополнительной информации, позволяющей сделать оценку более реалистичной. Данный информационный блок обычно включает: – ретроспективные данные об истории компании; – описание маркетинговой стратегии предприятия; – характеристику поставщиков; – производственные мощности; – рабочий и управленческий персонал; – внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3-5 лет); – прочую информацию. Если на предприятии разработан бизнес-план, то в разделе, посвященном описанию предприятия, приводятся основные сведения о предприятии: виды деятельности, характеристика отрасли, факторы, влияющие на занятость предприятия, основные показатели текущего финансового состояния предприятия и т. д. Кроме того, в бизнес-плане должны быть следующие данные: организационно-правовая форма, размер уставного капитала, сведения о владельцах наибольших долей уставного капитала, контрольных пакетов акций, принадлежность предприятия к концернам, ассоциациям, холдингам. В отчете описывается процесс производства продукции по каждому виду производимой продукции, описание начинается с истории компании. Маркетинговая стратегия предприятия определяется внешними факторами, о которых речь шла в предыдущем параграфе, а также фазой жизненного цикла производимых товаров и наличием производственных мощностей. Анализируя маркетинговую стратегию предприятия, оценщик должен сопоставить следующую информацию: – объёмы продаж за прошлый (ретроспективный), текущий и прогнозируемый периоды; – себестоимость реализованной продукции; – цены товаров и услуг, их динамика; – прогнозируемое изменение объемов спроса; – производственные мощности – объём выпускаемой продукции определяется с одной стороны спросом на нее, а с другой – наличием производственных мощностей для её производства. Поэтому оценщик, особенно при составлении прогнозов, учитывает данные о наличии производственных мощностей на предприятии с учетом будущих капиталовложений; – рабочий и управленческий персонал. Данный фактор производства оказывает серьёзное влияние на величину стоимости предприятия. В компаниях закрытого типа труд работников может частично компенсироваться акциями компании (программа участия служащих в прибыли) и работники предприятия могут рассматриваться как совладельцы предприятия, владеющие определённым пакетом акций. Управляющий предприятием может быть ключевой фигурой, обеспечивать эффективное управление и развитие бизнеса. Данный факт должен быть учтён в процессе оценки, например, при расчёте ставок дисконта, так как в случае продажи предприятия его планы в отношении будущей деятельности могут измениться; – уровень заработной платы на предприятии в сравнении со среднеотраслевыми данными. Отклонение в большую или меньшую сторону рассматривается оценщиком с целью выявления особенностей оцениваемого бизнеса и также может корректироваться при нормализации отчетности. Основные источники информации: бизнес-план; интервью с руководителем предприятия; данные отдела маркетинга; ретроспективная финансовая отчётность. – внутренняя финансовая отчётность. Целью анализа текущей и ретроспективной финансовой отчётности является определение реального финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов. В зависимости от целей оценки направления анализа финансового состояния фирмы меняются. Например, если оценивается стоимость миноритарного (неконтрольного) пакета акций предприятия, то потенциального инвестора в большей степени будет интересовать прогнозная оценка рентабельности фирмы, её способности выплачивать дивиденды. Основные документы финансовой отчётности, анализируемые в процессе оценки: бухгалтерский баланс; отчёт о финансовых результатах; отчёт о движении денежных средств. Кроме того, могут использоваться и другие официальные формы бухгалтерской отчётности, а также внутренняя отчётность предприятия. Работа оценщика с внутренней финансовой документацией проводится по следующим направлениям: – инфляционная корректировка; – нормализация бухгалтерской отчётности. Целью инфляционной корректировки документации является приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду; учёт инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконта. Покупательная способность денег снижается с увеличением общего уровня цен на товары и услуги. Изменения покупательной способности денег приводят к тому, что финансовая отчетность, не скорректированная с учетом инфляции, не отражает реального состояния дел на предприятии. Простейшим способом корректировки является переоценка всех статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более стабильной валюты, например, американского доллара. Пример: оборудование было приобретено в 2016 г. за 7 млн руб. (курс рубля по отношению к доллару на дату приобретения 54 : 1). На дату оценки курс рубля к доллару был 62 : 1, следовательно, скорректированная стоимость покупки оборудования в 2017 г. составила 62 / 54 × 7 000 000 = 8 037 037 руб.   Этот способ имеет свои достоинства и недостатки. Главное достоинство – простота и возможность работы без большого объёма дополнительной информации. С другой стороны, корректировка по курсу валюты даёт неточные результаты в силу того, что курсовые соотношения рубля и доллара не совпадают с их реальной покупательной способностью. Более точной является переоценка статей актива и пассива баланса по колебаниям уровней товарных цен. Она может быть ориентирована как на товарную массу в целом, так и на каждый конкретный товар или товарную группу. Распространенным методом освобождения финансовой отчетности от инфляции является метод учета изменения общего уровня цен. Универсальная формула пересчета статей баланса и финансовых отчетов в денежные единицы одинаковой покупательной силы следующая: где ВП – реальная величина статьи, скорректированной по уровню инфляции, руб.; Вб – номинальная величина статьи по данным бухгалтерского учета и отчетности, руб.; i1 – индекс инфляции на момент или за период анализа; i0 – индекс инфляции в базовом периоде или на начальную дату отслеживания величины статьи баланса. Инфляционной корректировке должны подвергаться лишь так называемые неденежные статьи: основные средства (в том числе нематериальные активы), производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, обязательства, которые должны быть погашены поставкой определенных товаров и (или) оказанием определенных услуг. Напротив, денежные статьи (денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты, займы, депозиты, финансовые вложения) независимо от изменения общего уровня цен инфляционной корректировке не подлежат. В данном случае речь не идет о нормализующих корректировках отчетности в процессе оценки. На практике пересчет по индексу изменения общего уровня цен осуществляется в несколько этапов: 1) составляют финансовую отчетность в учетных ценах, т. е. с использованием первоначальных оценок; 2) проводят классификацию всех статей отчетности на денежные и неденежные; 3) денежные статьи пересчитываются по текущим ценам с помощью общих индексов цен, взятых по годам приобретения активов (возникновения обязательств). Баланс по активу и пассиву достигается регулированием статьи «Нераспределенная прибыль». На четвертом этапе составляют переоцененную отчетность и рассчитывают прибыль (убыток) от изменения покупательной способности денежной единицы в отчетном периоде. Сам показатель изменения покупательской способности денежной единицы определяют с помощью общего индекса цен путем пересчета денежных активов и обязательств на начало и конец года и последующего их сравнения. Оценка неденежных активов (обязательств) в денежных единицах одинаковой покупательной силы осуществляется следующим образом. Все активы группируются по годам их приобретения (возникновения). Для каждого года стоимостная оценка группы объектов пересчитывается с использованием индексов цен текущего года и года приобретения объектов, а затем результаты суммируются. Механизм пересчета неденежных статей баланса можно выразить формулой: где Pу – оценка всех активов в денежных единицах одинаковой покупательной способности, руб.; Pin – цена приобретения i-го актива, руб.; itp – общий текущий индекс цен; iip – общий индекс цен в год приобретения i-го объекта. Пример: оборудование было приобретено в 2014 г. за 250 000 руб.; индекс цен в год приобретения – 112,3; текущий индекс цен – 105,4. Скорректированная стоимость оборудования в сопоставимых ценах составит в текущем году 250 000 × 105,4  112,3 = 234 639 руб.   Метод корректировки финансовых отчетов по изменению общего уровня цен повышает реалистичность анализа, позволяет достаточно точно установить размеры дополнительной прибыли или убытка, возникающих у предприятия в связи с изменением покупательной способности денег. Однако данный метод не учитывает разную степень изменения стоимости отдельных активов. Таким образом, анализируя внешние условия функционирования фирмы (предприятия), оценщик ставит своей целью: – описание инвестиционного климата в стране и отрасли на период, приближенный к дате оценки и на прогнозируемый период; – проведение внешних маркетинговых исследований, объясняющих условия сбыта продукции и динамики спроса на нее; – на основе анализа внешней информации определение степени (величину) систематического и отраслевого риска, который учитывается при расчете ставок дисконта, рыночных мультипликаторов, коэффициента капитализации и итоговой величине стоимости предприятия. Нормализация отчётности проводится с целью определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса. Она необходима для того, чтобы оценочные заключения носили объективный характер, основывались на реальных показателях, характеризующих деятельность предприятия. Оценщик должен понимать, что отчётность, составленная в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учёта, не должна отражать реальную рыночную стоимость имущества. Возможность использования разных методов учёта операций, списания долгов приводит к различным значениям прибыли и денежных потоков. Рыночная стоимость части активов может не учитываться при составлении баланса (например, стоимость нематериальных активов). Нормализация отчётности в процессе оценки проводится всегда, меняется объём применяемых корректировок в зависимости от целей оценки. Расчёты и изменения, проводимые в ходе нормализации, должны быть объяснены в отчёте. Нормализующие корректировки финансовой документации могут проводиться по следующим направлениям: – корректировка на разовые, нетипичные и неоперационные доходы и расходы; – корректировка метода учёта операций (например, учёт запасов или методы начисления амортизации); – корректировка данных отчётности с целью определения рыночной стоимости активов. Ещё одно важное добавление: нормализованная финансовая отчётность может использоваться только в целях оценки. Итогом по нормализации финансовой отчётности должен стать нормализованный баланс – это ретроспективный бухгалтерский баланс, в котором все балансовые показатели учитываются по их рыночной стоимости на дату оценки.  
«Процесс оценки стоимости бизнеса и ее информационная основа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 54 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot