Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проблемная лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе

  • 👀 835 просмотров
  • 📌 777 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Проблемная лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проблемная лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе» docx
1. Тема лекции: «Проблемная лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе». 2. Цель лекции – формирование профессионального представления у студентов о проблемной лекции. 3. Задачи лекции: • Образовательная – познакомить студентов со структурой и ключевыми понятиями проблемной лекции. • Воспитательная – профессиональная ориентация студентов, формирование представлений о преподавательской деятельности. • Развивающая – научить анализировать и составлять проблемную лекцию по предложенному плану. 4. План лекции: 1) Основные отличия проблемной лекции. 2) Понятие проблемной ситуации. 3) Структура проблемной лекции. 5. Опорные понятия: проблемная ситуация, проблемная лекция, противоречие. 6. Вид лекции: Информационная лекция. 7. Текст лекции: Здравствуйте! Развитие образовательной системы, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция - пресс-конференция. Предлагаемые лекционные варианты могут успешно дополнять традиционную лекцию-информацию, будучи использованными в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элементы традиционной формы на части занятия (полпары); может быть также разработан авторский лекционный курс в любой из упомянутых форм. Сегодня мы поговорим о проблемной лекции. Что ее отличает от обычной лекции? (Предложить студентам порассуждать на неизученную тему. Спросить у студентов (2-3 человека) их мнение по вопросу. Обобщить полученные ответы). 1. Основные отличия проблемной лекции. В отличие от информационной лекции, на которой студенты получают интерпретированную преподавателем информацию, на проблемной лекции, новый теоретический материал подается как неизвестное, которое необходимо открыть, решив проблемную ситуацию. Задача педагога заключается в необходимости прогнозировать проблемную стратегию обучения, обеспечить участие студентов в анализе возникшего противоречия, привлекать их к решению проблемных ситуаций, учить выдвигать оригинальные пути их решения, учить анализировать полученную новую информацию в свете известных теорий, выдвигать гипотезы и использовать различные методы для их решения. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. В ходе их разрешения и в итоге - как результат - студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие - реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции в форме диалогического общения. С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность. Дидактические особенности проблемной лекции освещены в исследованиях М. И. Махмутова, О. М. Матюшкина, В. Оконь, М. М. Скаткина, И. Я. Лернера, A. B. Фурмана и других ученых, которые сформулировали понятие "проблема", "проблемная ситуация", "проблемное обучение". 2. Понятие проблемной ситуации. На проблемной лекции привлечение студентов к активной деятельности осуществляется преподавателем с помощью создания проблемных ситуаций. Проблемная ситуация - ситуация, для овладения которой отдельный субъект (или коллектив) должен найти и применить новые для себя знания или образ действий. (Предложить студентам законспектировать определение). В проблемном вопросе, в проблемной ситуации всегда должно иметь место противоречие, например: противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и его практической нецелесообразностью, отсутствием методов анализа и обработки реально существующих фактов, противоречие между научными фактами и житейскими представлениями студентов. В высшей школе, в основном, используются следующие варианты проблемного обучения: 1. Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции или диалогическом режиме семинара. 2. Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выдвигает проблемные задачи и сам их решает, при этом студенты частично привлекаются к поиску решения. 3. Частично-поисковая деятельность студентов в процессе выполнения эксперимента, лабораторных работ, проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель заранее определяет проблему, решение которой опирается на ту базу знаний, которую должны иметь студенты. Поставленные преподавателем вопросы должны вызывать интеллектуальные трудности студентов и потребовать целенаправленного мыслительного поиску. Для создания проблемной ситуации С. С. Витвицкая предлагает использовать следующие приемы: - прямая постановка проблемы; - проблемное задание в виде вопроса; - сообщение информации, содержащей противоречие; - сообщение противоположных мнений по любому вопросу; - обращение внимания на то или иное жизненное явление, которое нужно объяснить; - сообщение фактов, вызывающих недоумение; - сопоставление жизненных представлений с научными; - постановка вопроса, на который должен ответить студент, прослушав часть лекции, и сделать выводы. (Предложить студентам законспектировать вышеуказанные приемы). Средством управления мышлением студентов на учебно-проблемной лекции должна быть система заранее подготовленных преподавателем проблемных и информационных вопросов, которые направляют познавательную деятельность студента. 3. Структура проблемной лекции. П. Подласый, Л. Фридман и М. Гарунов предлагают следующую структуру проблемной лекции. Таблица 1. Структура проблемной лекции № Этапы лекции Цели преподавателя Приемы и способы деятельности преподавателя 1 Введение Овладеть вниманием аудитории, вызвать интерес Начать лекцию с неожиданной реплики, факта, шутливого замечания, историческая экскурса 2 Постановка проблемы Показать актуальность проблемы проанализировать противоречия, частичные проблемы, сформулировать общую проблему Обращение к интересам слушателей, их потребностей, ссылки на факты, документы, авторитетные высказывания, анализ устоявшихся, но неправильных взглядов 3 Расчленение проблемы на подпроблемы задачи, вопросы Четко выделить перечень проблем, задач, вопросов, раскрыть их сущность Обоснование логики решения проблемы, построение общей схемы решения проблемы, идеи, гипотезы, поиск средств решения, возможные результаты, последствия 4 Изложение своей позиции, подходов, способов решения Показать в сравнительном анализе собственные подходы, позиции на другие мнения Обоснование доказательств, суждений, аргументов, использование приемов критического анализа, сравнения 5 Обобщение, выводы Сконцентрировать внимание аудитории на главном, сформулировать резюме сказанного Высказывание утверждения, интегрирующего главную идею, мысль, использование сильнейшего аргумента, крылатого выражения. Показ перспективы развития идеи, возможностей практического использования полученных результатов (Предложить студентам законспектировать основные этапы. Затем спросить у 2-3 человек, что они написали и попросить привести примеры на каждый этап). Основными этапами познавательной деятельности студентов в процессе проблемной лекции являются: • осознание проблемы, • выдвижение гипотез, предложения по решению проблемы, • обсуждение вариантов решения проблемы, • проверка решения. Ценным в проблемной лекции является то, что логика учебного познания будто имитирует логику научного познания. Однако эффективность проблемной лекции снижается в больших аудиториях (более 50 студентов), а также существенно зависит от уровня подготовки студентов к такому виду работы. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что проблемная лекция может успешно дополнить традиционную информационную лекцию. Ее можно использовать в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элемент традиционной формы на части занятия (полпары); может быть также разработан авторский лекционный курс. За 2-3 минуты до конца лекции провести контроль усвоения знаний по пройденной теме способом фронтального опроса. Контроль знаний: 1. В чем основное отличие проблемной лекции от информационной? (На проблемной лекции, новый теоретический материал подается как неизвестное, которое необходимо открыть, решив проблемную ситуацию). 2. Что такое проблемная ситуация? (Проблемная ситуация - ситуация, для овладения которой отдельный субъект (или коллектив) должен найти и применить новые для себя знания или образ действий). 3. Что обязательно должно присутствовать в проблемной ситуации? (Противоречие). 4. Перечислите этапы проблемной лекции. (Введение, постановка проблемы, расчленение проблемы на подпроблемы задачи, вопросы, изложение своей позиции, подходов, способов решения, обобщение, выводы). 5. При каком количестве студентов проблемная лекция эффективнее всего? (Менее 50 человек). 8. Литература для студентов: 1. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. / М. В Буланова-Топоркова - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с. 2. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентрованного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман под редакцией В.А. Сластенина – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 192с. 3. Денисова В.Ю., Карлаш А.Е., Денисова В.В. Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 434-437. Литература для преподавателя: 1. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. / М. В Буланова-Топоркова - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с. 2. Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентрованного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман под редакцией В.А. Сластенина – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 192с. 3. Самыгин С.И. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 544 с. 4. Денисова В.Ю., Карлаш А.Е., Денисова В.В. Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 434-437. 5. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 6. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст]/Д.В.Чернилевский. - М.: Юнити, 2002.
«Проблемная лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot