Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Определение, цели, задачи, объект и предмет изучения
дисциплины Организация природоохранной деятельности на предприятии.
Основные требования природоохранного законодательства и их взаимосвязь с
нормами смежных отраслей права.
Учебные вопросы:
1. Определение, цели, задачи, объект и предмет изучения дисциплины.
2. Организация природоохранной деятельности на предприятии.
3. Основные требования природоохранного законодательства и их
взаимосвязь с нормами смежных отраслей права.
Одна из центральных проблем, изучаемых современной наукой, –
проблема взаимоотношения общества и природы. В процессе этого
взаимоотношения человек, используя необходимые ему природные богатства
(ресурсы), одновременно оказывает глубокое, часто негативное воздействие
на окружающую среду.
Необходимость решения задачи, как при эффективном использовании
природных ресурсов нанести наименьший ущерб самой природе, а также
жизни и деятельности населения привела к возникновению научного
направления
(специальной
дисциплины),
получившего
название
природопользование.
Понятие и аналогичный термин «природопользование» предложены в
1959 г. экологом Ю. Н. Куражковским и сразу же были приняты сначала
наукой, а затем и практикой. По Куражковскому, природопользование – это
комплексная научная дисциплина, исследующая общие принципы
рационального (для данного исторического момента) использования
природных ресурсов человеческим обществом.
Назначение природопользования как научной дисциплины состоит в
поиске и разработке таких принципов и путей оптимизации взаимоотношений
общества и окружающей среды, которые способствуют удовлетворению
материальных потребностей людей и сохранению и воспроизведению
благоприятной для них внешней среды.
Законодательство в области охраны окружающей среды и
использования природных ресурсов основывается на Конституции
Российской Федерации и включает федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», другие федеральные законы, законы субъектов РФ, а
также принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет
право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять
природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам,
которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности
народов, проживающих на территории Российской Федерации. Земля и другие
природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как
основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей
территории.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»:
— определяет правовые основы государственной политики в области
охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение
социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей
среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях
удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления
правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности;
— регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы,
возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,
связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую
окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах
территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в
исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Природоохранное законодательство и регулируемые им общественные
отношения условно можно разделить на три составные части:
Первая часть — собственно природоохранное право, регулирующее
общественные отношения, связанные с охраной экологических систем и
комплексов, функционированием природоохранных правовых институтов,
решением концептуальных вопросов охраны окружающей среды. В эту часть
входят Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об
экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях»,
«Об отходах производства и потребления» и др. Главное назначение этой
части
—
обеспечивать
регулирование
всего
природоохранного
законодательства.
Вторая часть — природоресурсное право обеспечивает охрану и
рациональное использование отдельных природных ресурсов: земли
(Земельный кодекс), недр (ФЗ «О недрах»), вод (Водный кодекс), животного
мира (ФЗ «О животном мире»), атмосферного воздуха (ФЗ «Об охране
атмосферного воздуха»).
Третью часть экологического права составляют нормы других отраслей
права: конституционного, финансового, трудового, административного
(Кодекс об административных правонарушениях), уголовного (Уголовный
кодекс), которые содержат задачи защиты окружающей среды. Эти нормы
многочисленны и имеют двоякий характер: относятся к тем отраслям права,
которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и в
то же время они регулируют общественные отношения, связанные с охраной
окружающей среды.
Среди нормативных актов различаются законы и подчиняющиеся им
подзаконные акты.
Закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и
направленный на регулирование наиболее важных, общественных отношений
(например, экологических). В законе всегда содержатся юридические нормы
— общие правила поведения, рассчитанные на неопределенное количество
случаев применения. Закону должны подчиняться все остальные правовые
акты, нормативные и индивидуальные, поэтому все остальные акты
называются подзаконными.
Законы
принимаются
только
высшими
представительными
(законодательными) органами Российской Федерации и ее субъектов либо
всенародным голосованием (референдумом).
Подзаконными актами являются указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты субъектов РФ,
организаций и иные акты.
Отношения по охране окружающей среды и использованию природных
ресурсов регулируются указами Президента Российской Федерации, которые
не должны противоречить ФЗ «Об охране окружающей среды» и другим
федеральным законам. Круг экологических вопросов, по которым могут
издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов,
указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и
распоряжения. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской
Федерации единой государственной политики в области науки, культуры,
образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом
издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены
для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами,
физическими и юридическими лицами.
В настоящее время нормативно-правовое регулирование в сфере охраны
окружающей среды осуществляет Министерство природных ресурсов и
экологии РФ. Федеральная служба в сфере природопользования
(Росприроднадзора) издает ведомственные акты.
На основании и во исполнение ФЗ «Об охране окружающей среды»,
других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской
Федерации,
законов
субъектов
Российской
Федерации
органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих
полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие
отношения по охране окружающей среды и использованию природных
ресурсов.
В соответствии со статьей 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»
требования в области охраны окружающей среды (природоохранные
требования) представляют собой обязательные условия, ограничения или их
совокупность, установленные законами, нормативными правовыми актами,
природоохранными нормативами и иными нормативными документами в
области охраны окружающей среды, предъявляемые к хозяйственной и иной
деятельности.
Природоохранные требования являются обязательными для исполнения
предприятиями, использующими природные ресурсы и оказывающими
воздействие на окружающую среду.
Законодательные требования в области охраны окружающей среды и
использования природных ресурсов изложены в федеральных законах,
постановлениях
Правительства
РФ,
государственных
стандартах,
природоохранных нормативах, ведомственных и иными нормативных
документах.
К основным законам, регулирующим отношения в сфере охраны
окружающей среды и использования природных ресурсов, относятся:
1.
«Об охране окружающей среды» Федеральный закон от 10 января
2002 г. № 7-ФЗ;
2.
«Об охране атмосферного воздуха» Федеральный закон от 04 мая
1999 г. № 96-ФЗ;
3.
«Об отходах производства и потребления» Федеральный закон от
24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
4.
Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ;
5.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136ФЗ;
6.
лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ;
7.
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ;
8.
«Об экологической экспертизе» Федеральный закон от
23.11.1995 г. № 174-ФЗ;
9.
«Об особоохраняемых природных территориях» Федеральный
закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ;
10. «О животном мире» Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ;
11. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» Федеральный закон от 21.12.1994 г. №
68-ФЗ
12. «Об энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ.;
Общие требования к организации природоохранной деятельности
на предприятии.
К организации природоохранной деятельности на предприятиях,
оказывающих воздействие на окружающую среду, законодательством
Российской Федерации предъявляются следующие основные требования:
Эксплуатация предприятий и иных объектов, оказывающих прямое или
косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в
соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Предприятия, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений,
сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на окружающую
среду, обязаны соблюдать нормативы качества окружающей среды.
Для соблюдения нормативов качества окружающей среды предприятия
устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую
среду:
— нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу;
— нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные
объекты;
— нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; —
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.
Для снижения воздействия на окружающую среду и
соблюдения природоохранных требований предприятия должны
выполнять мероприятия по охране и восстановлению природной среды,
рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов,
обеспечению экологической безопасности.
Для соблюдения природоохранных требований и обеспечения
выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному
использованию и восстановлению природных ресурсов на предприятии
должен осуществляться производственный экологический контроль.
Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного
экологического контроля, об организации экологической службы, а также
результаты производственного экологического контроля предприятия
обязаны представлять в соответствующий орган государственного надзора.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду,
и данные об их воздействии подлежат государственному статистическому
учету.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются
ФЗ «Об охране окружающей среды» и иными федеральными законами.
Для
предотвращения
воздействия
на
окружающую
среду
потенциальных аварийных ситуаций предприятия обязаны разработать и
поддерживать мероприятия и планы по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
За нарушение природоохранного законодательства устанавливается
имущественная,
дисциплинарная,
административная
и
уголовная
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Деятельность предприятий, нарушающих природоохранные требования,
может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке,
установленном законодательством РФ.
Общие требования в области охраны атмосферного воздуха
В соответствии с законом «Об охране атмосферного воздуха» предприятия, имеющие стационарные источники выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, должны выполнять следующие
основные требования:
— обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно
допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного
физического воздействия на атмосферный воздух;
— получать разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух стационарным источником в территориальных органах
исполнительной власти в порядке, определенном Правительством РФ;
— планировать и осуществлять мероприятия по сокращению,
улавливанию, утилизации и обезвреживанию выбросов вредных веществ в
атмосферу;
— внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения
уровня загрязнения атмосферного воздуха;
— устанавливать санитарно–защитные зоны объектов хозяйственной и
иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный
воздух, и обеспечивать соблюдение их;
— осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению
аварийных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по
ликвидации последствий его загрязнения;
— немедленно передавать информацию об аварийных выбросах,
вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или
угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или)
окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;
— соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования,
предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух;
— осуществлять регулярную проверку транспортных и иных
передвижных средств, выбросы которых оказывают вредное воздействие на
атмосферный воздух, на соответствие таких выбросов техническим
нормативам выбросов;
— проводить производственный экологический контроль за
соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в
атмосферный воздух;
— осуществлять учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух
и их источников (журналы первичной отчетности по охране атмосферного
воздуха
(ПОД–1, ПОД–2, ПОД–3);
— предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим
государственное управление в области охраны атмосферного воздуха и надзор
за соблюдением законодательства РФ, своевременную, полную и достоверную
информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха (формы
статистической отчетности 2–ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного
воздуха», 6–ОС «Сведения о загрязнении окружающей среды при авариях на
магистральных газопроводах»;
— выполнять предписания должностных лиц органов исполнительной
власти в области охраны окружающей среды об устранении нарушений
требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.
Общие требования в области охраны и рационального использования
водных ресурсов
В соответствии с Водным кодексом предприятия, использующие водные ресурсы или водные объекты в процессе своей
хозяйственной деятельности, обязаны:
— заключать договора водопользования или получать решения о
предоставлении водного объекта в пользование в территориальных органах
исполнительной власти в порядке, определенном главой 3 Водного кодекса;
— обеспечивать разработку и соблюдение нормативов допустимых
сбросов в водные объекты;
— получать разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные
объекты в территориальных органах исполнительной власти в порядке,
определенном Правительством Российской Федерации;
— осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по
охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом и другими
федеральными законами;
— информировать уполномоченные исполнительные органы
государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных
чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
— не допускать нарушения прав других водопользователей, а также
причинение вреда окружающей среде;
— содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные и
гидротехнические сооружения;
— вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных
ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных
вод, их качества и учета качества сбрасываемых сточных вод;
— предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим
государственное управление в области использования и охраны водных
объектов, своевременную, полную и достоверную информацию об
использовании воды (форма статистической отчетности 2-ТП (водхоз)
«Сведения об использовании воды»).
При использовании водных объектов запрещается:
— сбрасывать в водные объекты сточные воды, не подвергшиеся
очистке, содержание вредных веществ в которых превышает установленные
нормативы, а также сточные воды, не соответствующие требованиям
технических регламентов;
— производить забор водных ресурсов из водного объекта в объеме,
оказывающем негативное воздействие на водный объект;
— осуществлять сброс сточных вод, в которых содержатся возбудители
инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не
установлены нормативы ПДК.
Общие требования в области обращения с отходами производства и
потребления
К обращению с отходами производства и потребления
в соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» на
предприятии предъявляются следующие основные требования:
— соблюдать экологические, санитарные и иные требования в
области обращения с отходами на производственных объектах,
установленные законодательством РФ;
— разрабатывать проекты нормативов образования отходов и
лимитов на их размещение;
— внедрять малоотходные технологии на основе новейших научнотехнических достижений;
— получать лицензию на право обращения с опасными отходами;
— составлять паспорта на отходы I–IV класса опасности;
— издавать приказы о назначении лиц, ответственных за обращение
с отходами производства и потребления;
— осуществлять профессиональную подготовку на право работы с
опасными отходами лиц, ответственных за данную деятельность
на предприятии;
— вести в установленном порядке учет образовавшихся,
использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или
полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
— составлять договора и другие документы, подтверждающие передачу
отходов сторонним организациям, а также их использование, нейтрализацию
или обезвреживание на собственном предприятии;
— соблюдать требования безопасности к транспортированию опасных
отходов;
— вести в установленном порядке учет образовавшихся,
использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных
от других лиц, а также размещенных отходов (форма статистической
отчетности 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании,
обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и
потребления»;
— осуществлять производственный контроль за соблюдением
требований законодательства РФ в области обращения с отходами в порядке,
согласованном со специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения с отходами.
1.2.5.
Общие требования в области охраны и рационального
использования земельных ресурсов
В соответствии с Земельным кодексом РФ предприятия, являющиеся
собственниками земельных участков или использующих земельные участки,
должны выполнять следующие основные требования:
— использовать земельные участки в соответствии с их целевым
назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и
разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред
окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
— осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов
и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
— соблюдать при использовании земельных участков требования
градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарногигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
— не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение
плодородия почв на землях соответствующих категорий;
— составлять проекты и осуществлять рекультивацию земель при
проведении земляных работ в ходе выполнения капитального ремонта и
строительства объектов;
— вести в установленном порядке статистическую отчетность по форме
2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и
использовании плодородного слоя почвы».
Идентификация природоохранных требований
Информация о законодательных и других требованиях в области охраны
окружающей среды используется на газотранспортном предприятии для
осуществления производственной деятельности в соответствии с
природоохранными требованиями, проведения регулярной оценки
соответствия этим требованиям в процессе производственного экологического
контроля и внутреннего аудита.
Определение природоохранных требований включает:
— выбор и при необходимости закупку источников информации,
содержащих природоохранные требования;
—
выявление
основных
природоохранных
требований
к
газотранспортному предприятию и его экологическим аспектам, составление
Перечня природоохранных требований;
— обеспечение доступа работников газотранспортного предприятия к
Перечню природоохранных требований;
— доведение до работников газотранспортного предприятия
информации об актуальных природоохранных требованиях.
источниками информации о природоохранных требованиях являются:
— справочные электронные правовые системы;
— бюллетени нормативных правовых актов РФ;
— периодические печатные издания, имеющие право официального
опубликования нормативных правовых актов РФ;
— официальные сайты государственных органов и должностных лиц
РФ, которые вправе принимать нормативные правовые акты;
— корпоративные базы данных, корпоративные стандарты и
требования;
— организационно-распорядительные документы предприятия,
содержащие требования в области охраны окружающей среды;
— разрешения и лицензии на природопользование;
— законодательные и нормативные акты органов власти субъектов РФ
и местных органов власти в зоне деятельности газотранспортного
предприятия;
— требования местных надзорных и контролирующих государственных
органов;
— другие источники информации.
Ответственность за выявление природоохранных требований на
предприятии несет отдел охраны окружающей среды. С этой целью он
проводит постоянный анализ информации о вновь принятых, отмененных,
измененных нормативных
актах, регулирующих отношения, связанные с вопросами охраны
окружающей среды, и ведет Перечень природоохранных требований.
Перечень природоохранных требований размещается в электронном
виде на сервере газотранспортного предприятия и актуализируется не реже
одного раза в квартал.
Руководство газотранспортного предприятия обеспечивает доступ к
Перечню всех ответственных за систему экологического менеджмента (СЭМ)
работников в структурных подразделениях газотранспортного предприятия.
Ответственные
за
СЭМ
в
структурных
подразделениях
газотранспортного предприятия доводят информацию о природоохранных
требованиях до сведения всех работников, выполняющих операции,
связанные с воздействием на окружающую среду, к которым применимы эти
требования.
Информирование персонала газотранспортного предприятия и
подрядных организаций о природоохранных требованиях и об их
актуализации осуществляется включением требований:
— в инструкции по охране окружающей среды;
— в технические и технологические регламенты работы оборудования;
— в программы обучения различных уровней; — в программы вводного
инструктажа;
— в сообщения на информационных стендах;
— в технические задания для подрядных организаций;
— в инструктажи при допуске подрядных организаций на объекты
газотранспортного предприятия.
В филиале и на производственном объекте предприятия должны
находиться все нормативные правовые акты и другие документы, содержащие
требования к управлению значимыми воздействиями на окружающую среду
данного филиала и производственного объекта