Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проблема школьной адаптации у младших школьников

  • 👀 443 просмотра
  • 📌 402 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Проблема школьной адаптации у младших школьников
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проблема школьной адаптации у младших школьников» docx
Лекция для родителей «Проблема школьной адаптации у младших школьников» Известно, что первые дни ребенка в школе - самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника. Далеко не каждый ребенок легко адаптируется к школе. Большая наполняемость классов, разный уровень подготовки дошкольников и высокий темп изучения школьной программы - все это создает дополнительные препятствия на пути адаптации ребенка и всей семьи к учебному процессу. Термин «адаптация» обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную (личностную). Психологическая адаптация первоклассника охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую и учебно-познавательную. По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны. Доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Третья группа – дети, у которых адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они мешают в классе. Процесс физиологической адаптации ребенка можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Это «физиологическая буря» длится достаточно долго (2-3 недели). Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль – школьника – и достигается целым рядом условий. 1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат, то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. 2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослым, быть общительным и интересным для окружающих, то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами. 3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки, то есть формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности. Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации. Педагогический диагноз «школьная дезадаптация» ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Мы, взрослые, - и педагоги, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д. Если дети не могут толково ответить, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в детском саду или в семье, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации. Плохо, если ребенок панически боится ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха подавляет инициативу, желание учиться, радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На это он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть самим собой. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим. Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте его обидными словами за неспособность что-то понять и сделать. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассников. Верьте в ребенка, верьте в учителя. Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения «Молодец!», «Хорошо!», «Удивительно!», «Гораздо лучше, чем я ожидала!», «Лучше, чем все, кого я знаю!», «Прекрасно!», «Грандиозно!», «Именно этого мы давно ждали!», «Это трогает меня до глубины души!», «Ты сегодня много сделал.», «Уже лучше, чем я мог подумать», «Ты на верном пути!», «Ты в этом разобрался», «Я тобой горжусь!», «Я просто счастлива!», «Мне очень важна твоя помощь, для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит», «С каждым днем у тебя получается все лучше!», «Я знала, что тебе это по силам», «Я горжусь тем, что тебе это удалось!» и т.д. Помните, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. ПАМЯТКА Когда ребенок поступает в школу, мы ориентируем его на успех. Это правильно, но мы допустим большую ошибку, если будем ориентировать своих детей только на успех и не подготовим их к тем разочарованиям, которые встретятся им в школьной жизни. Обязательно будут и неудачные ответы у доски, и «заваленная» контрольная, и приятели, которые подвели… Будут такие моменты, когда он почувствует себя несправедливо обиженным, беспомощным, растерянным маленьким существом. Потому что он начинает входить в большую жизнь. Ребенок должен научиться справляться со всем этим, сначала - с нашей помощью, а потом и самостоятельно. В идеале человек должен научиться на каждую свою ошибку и неудачу смотреть как на полезный жизненный урок. 1. Научите справляться с разочарованиями. Разочарования случаются у всех, и у больших, и у маленьких. Разочарование - это целая гамма негативных чувств: бессилие, отчаяние, безнадежность, растерянность. И все это разом накатывает на ребенка, когда он понимает, что его ожидания не сбылись. Что противопоставить ему? НАДЕЖДУ. «Да, ты ошибся… да, тебе не повезло…да, у тебя что-то не получилось… Но из любой ситуации есть выход, и только от тебя зависит, как дальше будут складываться отношения, как пойдут твои дела», - ребенок в это должен поверить. Разочарование может обескуражить, а может стать положительным стимулом, толчком к новым решениям и действиям. Вам надо научить своих детей переживать свои разочарования не как тяжелый стресс, а как полезный опыт. Выслушать – проявить поддержку – подождать, пока накал эмоций стихнет, - показать перспективу – вот оптимальный алгоритм, который помогает справиться с разочарованиями. 2. Научите справляться с заданиями. Благоразумие, Сочувствие, Понимание - это то, что требуется от вас. Позвольте ребенку работать в удобном для него темпе и поощряйте его за старательность, научите ставить цель и покажите дорогу, как к этой цели пройти, - вот что вместо выговоров и назиданий можете дать вы своим деткам. Детям не так просто перестроиться с жизни вольной и беспечной на трудовую. Он не может вот так взять и превратиться в сознательного ученика. Учите ребенка контролировать самого себя. 3. Научите быть самостоятельными. Многие родители чрезмерно опекают первоклассников: продолжают встречать из школы, делают вместе уроки, контролируют каждый шаг. Если школа находится недалеко от дома, потихоньку приучайте ребенка добираться до нее самостоятельно. Научите его элементарным правилам дорожного движения, попросите, чтобы он «проводил» вас до школы и обратно. Когда вы почувствуете, что ребенок готов к самостоятельным путешествиям, начните отпускать его на небольшие расстояния - в ближайший магазин за молоком. Можно приурочить первый самостоятельный поход в школу к какой-нибудь знаменательной дате - например, ко дню рождения. Обязательно купите ребенку часы и научите его определять время. Требуйте, чтобы он приходил домой вовремя. Заранее, шаг за шагом, учите ребенка, что и как он будет делать, когда останется один дома. Запретный плод сладок - поэтому не запрещайте, а обучайте и объясняйте! То, что освоено через практику, через чувственный опыт, усваивается прочно и навсегда.
«Проблема школьной адаптации у младших школьников» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot