Справочник от Автор24
Психология

Конспект лекции
«Личностные особенности, осложняющие социальную адаптацию школьников»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по психологии / Личностные особенности, осложняющие социальную адаптацию школьников

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Личностные особенности, осложняющие социальную адаптацию школьников», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Личностные особенности, осложняющие социальную адаптацию школьников». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Личностные особенности, осложняющие социальную адаптацию школьников», текстовый формат

Лекция. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ План лекции 5.1. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте. 5.2. Личностные особенности поведения младших школьников и детей предпубертатного возраста, осложняющие их социальную адаптацию. Ключевые понятия: патология, патологический криз, акселерация, ретардация, инфантильность. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые обусловливают возникновение этих расстройств. В ходе исследований выявлены признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сферах, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте. В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления: – выраженная психомоторная расторможенность, трудность выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр; – такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость по отношению к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых; – инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким и настойчивым плачем и криком; – импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу; – реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги как реакция активного протеста. В младшем школьном возрасте неблагоприятными в плане социальной адаптации являются следующие факторы: – сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника; – повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и безумным влечениям; – акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость; – наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; – отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказаний как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей; – гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями; – выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду; – нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жевательной резинки, значков, сигарет, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей. 5.2. Личностные особенности поведения младших школьников и детей предпубертатного возраста, осложняющие их социальную адаптацию Среди психических особенностей предпубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие: – сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; – невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста; – некоррегируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью; – раннее проявление влечений при интенсификации либо раннее возникновении полового метаморфоза, повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек – истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью, у мальчиков – склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству; – переориентация интересов на внешкольное окружение. Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте: – стойкость инфантильных черт личности, преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития; – выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений; – асинхронию психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации; – неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения; – раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности. Задания для самостоятельной работы по теме «Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников» 1. Назовите факторы дезадаптивного поведения у дошкольников и младших школьников. 2. Каковы диагностические критерии угрожаемости патологического криза в препубертатном возрасте? 3. Что такое акселерация и ретардация? 4. Назовите факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте. 5. Перечислите неблагоприятные признаки становления личности школьника. 6. Составьте сравнительную таблицу критериев патологических нарушений поведения у дошкольников и школьников. 7. Составьте сравнительную таблицу неблагоприятных факторов развития личности младших школьников и школьников предпубертатного возраста.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Психология

Психологические трудности при переходе от младшей к средней ступени школы

Лекция Психологические трудности при переходе от младшей к средней ступени школы Актуальность лекции Переход из младшей школы в среднюю – интересный и...

Психология

Технология психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к школе

Технология психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к школе 1. Проблема адаптации первоклассников. 2. Факторы и причины школьной дезада...

Педагогика

Практическая психология образования в России и за рубежом

Лекции по курсу «Практическая психология образования в России и за рубежом» (продолжение) Структура лекции Тема 5. Документация психологической службы...

Психология

Особенности детей с трудностями в обучении

Раздел 3. Роль обучения в развитии детей с ОВЗ. Тема №9. Особенности детей с трудностями в обучении. 1. Школьная неуспеваемость как одна из проблем в ...

Психология

Компоненты и модели психолого-педагогического сопровождения

КОМПОНЕНТЫ И МОДЕЛИ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Лекция 2 • Сопровождение широко представлено в различных аспектах жизнедеятельности, что, б...

Психология

Личность умственно отсталых детей

Лекция 2 Личность умственно отсталых детей План: 1. Особенности эмоционального развития умственно отсталых детей. 2. Особенности волевого поведения ум...

Педагогика

Специальная (коррекционная) педагогика как наука. Ее связь с другими науками.Этиология нарушений психофизического развития

Лекционный материал ТЕМА 1 Специальная (коррекционная) педагогика как наука Ее связь с другими науками По статистике, в настоящее время, в РФ насчитыв...

Психология

Педагог-психолог в образовательном пространстве школы

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (АНО ВО «Российский новый университет») ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И...

Автор лекции

Шустова Мария Вячеславовна

Авторы

Педагогика

Специальная (коррекционная) педагогика как наука

ТЕМА 1 Специальная (коррекционная) педагогика как наука. Ее связь с другими науками   По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух ...

Психология

Психология детей младшего школьного возраста

РАЗДЕЛ 2. Психическое развитие и личностное становление на разных этапах онтогенеза Лекция 2. Психология детей младшего школьного возраста Понятие пси...

Смотреть все