Природа человека и смысл его существования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция "Природа человека и смысл его существования"
Природа человека и смысл его существования
ПЛАН:
1. Что такое человек?
2. Человек и природа.
3. Сферы бытия человека.
4. Личность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978. С. 145.
2. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998. С. 16.
3. Социализм и личность / Под ред. Л.М. Архангельского. М., 1979. С. 59-76.
4. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998. С. 484.
1.
Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как "малый мир", микрокосм. Человеческое и природное, знания о которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись. Но вот уже платонизм делает существенный шаг вперед в понимании человека.
Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа принадлежит к миру идей. Человек выступает носителем внеличного духа. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу. Итак, природа человека двойственна, она состоит из двух различных частей — души и тела.
В средневековой философии главное размежевание происходит не столько между телом и душой человека, сколько между "плотским" и "духовным" человеком. Природа человека понимается как трехчастная: тело—душа—дух. Духовность человека состоит в его совести, совести с Богом, реализующейся в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.
В Новое время Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек — это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит. Ясное содержание души — это сознание.
Для Канта человек тройственен: он реализует единство трех способностей души, познавательной, чувственной и функции желания. Главные особенности человека определяются трансцендентальными принципами, способностью к эстетическим суждениям и этикой долга.
Маркс, считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.
Новейшее время — это сверхчеловек Ницше. Теперь разум понимается как заблуждение, болезнь, омертвляющая человека. Во главу угла ставится лидерство, страсть, буйство фантазии и импровизации, протест против послушания и всякой хилости.
Философия XX в. продолжает поиск подлинности человека.
Среди современных подходов к анализу природы выделяют два полярных подхода: социологическое истолкование человека и антропологическое его истолкование.
Социологический подход хорошо передает формула Маркса: человек есть только отражение общественных отношений, взятый сам по себе, он не имеет никакой сущности. При таком подходе человек предстает как носитель определенных общественных функций и ролей и основной проблемой оказывается его приспособление к господствующим институтам, его социализация и адаптация к общественной среде, интеграция в ту или иную систему ценностей. Социологическое истолкование человека как сколка общества на определенном этапе его развития растворяет индивида в обществе и подчиняет его обязательной коллективной судьбе.
Антропологическое истолкование напротив, говорит о природе человека зависящей от истории и изменяющейся в ее ходе, но не растворимой полностью в ней. Формирование этой природы никогда не может быть завершено, человек не только живет в обществе и зависит от системы социальных связей, но и во многом выбирает свое место в этой системе. Его индивидуальная жизнь, определяема его собственным выбором и решениями, открыта будущему и не предопределена коллективной судьбой. Антропологическое понимание отстаивается персонализмом, экзистенциолизмом, феноменологией, философской антропологией. Они подчеркивают свободу личности, ее неопределенность и многообразие людей, важность для каждого из них существования полноправного и полноценного другого. Социальное разнообразие рассматривается как преимущество современного общества. Человек формируется обстоятельствами, но вместе с тем всегда остается свободным, т.к. он сам определяет многие обстоятельства своей жизни.
Феноменолог Гуссерль провозглашает природой человека феноменологический опыт его сознания. Этот опыт избавляет от забвения жизненного мира человека и позволяет преодолевать различного рода кризисы, в том числе и связанные с неосторожным развитием науки и техники.
Экзистенциалисты обеспокоены подлинностью индивидуального человеческого существования. Их девиз: живи свободно, но ответственно.
Герменевтики бытия считают, что истинность человека реализуется в его существовании в мире, понимании мира, преодолении потаенности вещей, построении перспектив, в которых находит воплощение собственное человека. Человек реализует себя в герменевтическом деле, опыте и языке.
Философы-аналитики видят в человеке существо, активно реализующее свои прагматические способности, в этой связи проводится тщательный анализ речевых актов.
Согласно постмодернистам, человек — существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективного, тоталитарного. Все, что закрепощает, достойно безотлагательного деконструирования, вовлечения в агонистику языковых игр.
Подведем итоги рассмотрения проблем человека в различных философских направлениях, для чего необходимо философски обобщить собранные довольно разноречивые сведения о человеке.
1. Человек и уникален, и универсален. Человек — венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.
2. Человек — это соотношение внутреннего и внешнего, или, иначе говоря, интерналистского и экстерналистского. Духовный мир человека — это его внутренняя доминанта, но она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге он оказывается существом социальным, общественным.
3. Человек есть единство, но он еще и состоит из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический — все это объединено в каждой конкретной личности.
4. Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть существо кризисное.
5. Человеку не избежать бремени ответственности перед самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических позиций и идеалов, равно как и в их обновлении.
Человек столь многообразен, что постижение его природы не может быть сиюминутным. Здесь больше подходит метод длительной осады крепости, имя которой человек. Начинаем "осаду" с рассмотрения природы психических функций человека.
2.
Под природой обычно понимают несоциальное. Природа представляет объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. Общество и человек имеют определенную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. В соотношении с понятием «общество», под природой понимают весь материальный мир за исключением общества как совокупность естественных условий его существования. Общество как форма совместной деятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связана.
В философских воззрениях на природу можно выделить две точки зрения: первая – природа как хаос, стихийные силы, случайность, вторая – в природе господствует естественная необходимость и закономерность.
Природа всегда являлась предметом философского анализа.
Античная философия- примат природы. Природа идеал совершенства. Благая жизнь не иначе, как в гармонии с природой.
Средневековая философия – концепция ущербности природы как результат грехопадения человека. Над природой стоит Бог. Человек стремится к возвышению над природой.
Возрождение – пантеизм, отождествление Бога и мира, Бога и природы. Лозунг «Назад к природе».
Новое время природа впервые становится объектом анализа и активной практической деятельности человека.
Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними.
Четыре фундаментальных факта, которые выражают «человеческое лицо» природы.
1. Природа порождает человека. Возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью. Существуют фундаментальные структуры бытия- константы (скорость света, гравитация и др) и если бы они были другими, то структуры типа человеческого тела не могли бы существовать и некому бы было познавать природу.
2. Человек рождается из природы – процесс деторождения.
3. Природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т.е. психики, бытия, сознания и т.п.
4. В природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни.
Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе. (Канке)
Общество не может существовать вне природы. Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует. Очевидная зависимость человека от природы и признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к изучению соотношения биологического и социального.
З.Фрейд: в процессе развития человека и общества (антропосоциогинез) - главная причина биологическая.
Г. Спенсер органическая теория общества – общество биологический суперорганизм. Общество развивается подобно природным организмам естественным эволюционным путем.
Биологическое и социальное диалектически сочетаются в человеке и обществе.
Вопросы взаимодействия человека и природы невозможно анализировать без таких понятий как «географическая среда», «окружающая среда», «биосфера».
2. Географическая среда есть та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества, прежде всего в производственный процесс (растительный, животный мир, вода, почва, атмосфера).
От особенностей природной среды зависят направления человеческой деятельности, в частности, развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах. Природные условия способствовали ускорению общественного развития народов южных стран по сравнению с народами стран холодного климата. Однако это преимущество только на ранних стадиях развития человечества, отрицательная сторона – тормозит общественное развитие, т.к. природа дает все в готовом виде. Таким образом, не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и, наоборот, их недостаток могут оказывать ускоряющее влияние на развитие общества.
Степень воздействия природы на общество послужило появлению нового направления в социологии – географического детерминизма.
Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений. Главный вопрос о причинности, поэтому детерминизм можно определить как учение о всеобщей причинной обусловленности природных, общественных и психических явлений.
Многие мыслители – Платон, Аристотель, Мечников, Риттер и др.- полагали, что развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов. Влияние географических факторов оказывает на этнические особенности населения (психика, традиции, пища и др).
Карл Риттер исходил из идеи взаимодействия природы и культуры, взаимосвязи всех элементов, формирующих исторически конкретную географическую область. Начиная с Риттера, человек и его история заняли важнейшее место в географии, и география стала объясняющим принципом человека и общества.
Фридрих Ратуель предложил научное описание дифференциации культур в зависимости от свойств географической среды. Он являлся основателем политической географии – учения о влиянии географической среды на социально-политические организации общества, об аналогиях в развитии живых организмов.
Л.Мечников «океаническая концепция» - развитие человеческого общества определяется освоением водных ресурсов и путей сообщения. Несколько цивилизаций: речная –освоение великих рек Китая, Египта, Мессапотамии; средиземноморская цивилизация – овладение морскими пространствами и перемещение людей между континентами; новая океаническая цивилизация масштабы всей Земли – открытие Америки и освоение океанов.
В 1916г. Появляется термин «геополитика». Теорию геополитики разрабатывали ученые Западной Европы Ф.Ратцель (Германия), Р.Челлен (Швеция).
Согласно этой теории политика государства во многом определяется различными географическим факторами (пространственном положении, климатом, природными ресурсами, ростом населения и т.п.). История человеческого общества толкуется как борьба государств, которое подобно биологическим организмам воюют за жизненное пространство. Это положение послужило теоретическим оправданием и обоснованием агрессии Германии, Японии, Италии, Израиля, боровшихся за реализацию жизненного пространства из-за мнимого перенаселения.
3.
Своеобразие человека достаточно отчетливо проявляется по крайней мере в четырех областях: природной, психической (или ментальной), языковой и предметно-деятельностной. Разумеется, все эти четыре сферы бытия человека определенным образом взаимосвязаны и образуют некоторое единство, мир человека.
В качестве природного существа человек подчиняется законам физики, химии, биологии.
Как ментальное существо человек обладает ощущениями (эмоциями, аффектами, восприятиями, представлениями), а также различного рода рациональными концептами (логико-математическими конструктами, понятиями естествознания, ценностями гуманитаристики). Чувственный и рациональный уровни психики (ментальности) человека тесно взаимосвязаны.
Как существо, владеющее языком, человек реализует себя в речи и письме, в различного рода языковых играх (диспутах, дискуссиях, дискурсах). Осмысленные речь и письмо состоят из высказываний. При этом различают высказывания сингулярные (о единичном) и универсальные (об общем).
В качестве предметно-деятельностного существа человек выступает субъектом действий с предметами, т.е. особого рода поступков, не чисто словесных. Речь идет об опредмечивании ментальных и языковых устремлений человека.
Крайне важно понимать, что каждая из четырех сфер бытия расщеплена надвое, состоит из двух частей, из которых одна выступает представителем единичного, а другая — общего. Наибольшие трудности обычно связаны с познанием общего.
Самое кратчайшее определение человека гласит: человек — это существо, которое, оперируя понятиями и ценностями, вырабатывает на их основе жизненные установки и осуществляет их.
4.
Человек – это существо разумное и универсально-деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию. Понятие, в котором отображаются общие черты присущие всему человечеству. Творчество, созидание – это основное содержание человеческой жизни. Важной характеристикой является разумность и труд, т.е. способность к предметно-практической деятельности, к активному преобразованию окружающей природы с помощью специальных орудий труда.
Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода.
Индивидуальность – неповторимые черты индивида. Совокупность свойств, способностей, особенностей и опыта личности, отличающих данного индивида от многих других.
Самобытные неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду и позволяющие ему быть самим собой – индивидуальность.
Индивидуализм – замкнутость человека на самом себе, противопоставления себя коллективу, группе и жизнь в основном «на себя», что выражается понятием эгоизм.
Личность – это наивысшая степень духовного развития человека, представляющая собой устойчивую совокупность социально-значимых качеств, характеризующих индивида как уникальную субъективность, способную осваивать и изменять мир.
Личность это прежде всего социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом, вхождения в мир культуры.
Личность это духовные качества, это творческая свобода.
Личность всегда динамична и пребывает в становлении.
Личность всегда несет на себе печать духа и культуры конкретной исторической эпохи.
Антропология – учение о человеке.
Современная личность характеризуется образованием, соц.активностью, деловитостью, творчеством, целеустремленностью.
Талантливость означает значительные достижения человека в конкретной сфере деятельности.
Гениальность – высшая степень творческой одаренности человека, особое сочетание способностей.
Сущность и природа человека.
Человек – это живая система, единство духовного и телесного.
По природе человек – существо активное, деятельное, целеустремленное.
Деятельность является способом существования человека в качестве человека, творца новых реальностей. Он изменяет и окружающий мир, но и свою природу.
Человек – социальное наследие, которое осуществляется в обществе в ходе социализации – процесс становления личности, с помощью воспитания.
Человеку присущ коллективный образ жизни.
Биосоциальная проблема.
Биологическое (от природы данное) – анатомия строение тела, физиологические процессы. Это ЦНС, генофонд, половые характеристики, темперамент, особенности мышления и др.
Социальное – способность мыслить и практически действовать. Социаль-ность это самосознание и мировоззрение человека. Соц.качества человека - от-ношение к внешнему миру, гражданская позиция в общественной жизни.
Подходы.
1 подход – биологизаторские трактовки человека (З.Фрейд). Природные качества оказывают влияние на его поведение.
2 подход – социологизаторские трактовки человека. Отрицают биологическое начало в человеке (Т.Мор, Т.Кампанелла) – задача формирования нового че-ловека, надежда на воспитание.
3 подход – избежать крайностей (Н.П.Дубини, И.Т.Фролов) – сложный синтез переплетения биологического и социального начал.
Человек одновременно живет по законам двух миров – природного и социального. Основное качество человека имеют все же социальное происхождение.