Принципы процессного подхода. Определения принципов процессного подхода, общее описание проекта внедрения процессного подхода (часть 1)
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. Принципы процессного подхода
Определения принципов процессного подхода, общее описание проекта
внедрения процессного подхода (часть1)
Прежде чем приступить к внедрению процессного подхода, следует
сформулировать его принципы При их определении можно пользоваться
материалами книг, стандартами ИСО (международные стандарты качества),
рекомендациями доктора Э. Деминга и другими источниками. В результате
получится перечень принципов понятных собственникам и руководителям
организации, которые нужно закрепить документально. Например, включить
их в такие документы, как: «Методика управления процессами организации»,
«Руководство по процессам», «Концепция внедрения процессного подхода»
и т. п.
Руководители всех уровней компании должны понять и принять
принципы процессного подхода, руководствоваться ими в своей
каждодневной деятельности, довести до сотрудников (это наилучший способ
распространения идеологии процессного подхода в организации).
Ориентация на удовлетворение потребителей
Каждый процесс в компании нужно сориентировать на удовлетворение
нужд потребителей (внутренних и/или внешних). При внедрении
процессного подхода для каждого процесса выявляются потребители, их
требования к продуктам/услугам. Результаты выполнения процесса следует
четко определить и зафиксировать документально на основе выявленных
требований.
Системный подход
Деятельность компании должна рассматриваться руководителями как
совокупность взаимосвязанных процессов, требующих управления ими как
системой. Отсутствие системного ви́дения процессов приводит к принятию
неэффективных управленческих решений, разрушающих организацию как
систему, снижающих ее эффективность.
Выделение и управление сквозными процессами
Для обеспечения эффективного межфункционального взаимодействия
выделяются и совершенствуются сквозные процессы. Проблемы
взаимодействия
подразделений
устраняют,
выделяя,
анализируя,
1
оптимизируя и управляя сквозными процессами организации и стыкуя
процессы подразделений по входам/выходам.
Четкие границы
Для каждого процесса необходимо определить границы (по
входам/выходам и инициирующим/завершающим событиям). Входы/выходы
и события должны быть согласованы для всех взаимодействующих
процессов организации.
Измеримость процессов
Любой процесс в организации и его результаты должны быть
измеримы. Для этого используется система показателей. Для каждого
показателя разрабатывается методика расчета, определяются источники
получения необходимых данных. Любой руководитель должен оценивать
результативность и эффективность своих процессов, а также
удовлетворенность потребителей.
Принятие эффективных управленческих решений основывается на
анализе достоверной фактической информации и прогнозировании хода и
результатов процесса.
Поддержание стабильности и воспроизводимости процессов
Руководителям нужно поддерживать процессы в стабильном и
воспроизводимом состоянии. Для этого идентифицируются вариации
процесса, выявляются и устраняются их причины путем выполнения
мероприятий (проектов) по совершенствованию процессов.
Непрерывное совершенствование
Каждый процесс в организации должен подвергаться непрерывному
совершенствованию.
Совершенствование процессов – неизменная цель всякого
руководителя. Любой процесс может и должен быть улучшен. При
улучшении процессов необходимо внедрять новые технологии и
современные средства автоматизации процессов.
2
Общее описание проекта внедрения процессного подхода
Состав этапов проекта должен быть понятен собственникам,
руководителям, исполнителям и всем заинтересованным лицам
Проект внедрения процессного подхода состоит из следующих этапов:
1. Принятие решений
2. Подготовка.
3. Разработка процессной архитектуры организации.
4. Разработка системы показателей для управления процессами.
5. Организация управления процессами.
6. Описание и регламентация процессов.
7. Запуск цикла PDCA.
График Гантта проекта внедрения процессного подхода показан на
рис.1
Рисунок 1 – Этапы проекта внедрения процессного подхода в
организации
На этапе принятия решений (этап 1) основная задача руководства –
изучение и понимание концепции внедрения процессного подхода. Им
необходимо формализовать свое ви́дение того, что означает внедрение
процессного подхода применительно к их компании. Это видение должно
3
быть по возможности согласовано с ее собственниками. В итоге полезно
разработать документ, который содержал бы:
• основные определения процессного похода;
• цели внедрения процессного подхода;
• принципы процессного управления;
• концепцию внедрения процессного подхода в организации;
• стратегический план внедрения процессного подхода в организации.
Называть этот документ можно по разному, например «Концепция
внедрения процессного подхода в организации “Х”».
Руководство компании должно также понимать, что изменение
системы управления на принципах процессного подхода (как и любые другие
серьезные организационные изменения) не бывает бесплатным. Нужно быть
готовым вложить немалые средства в этот проект. Кроме людей и денег
руководителям придется уделить достаточно времени на выполнение
проекта, организацию управления процессами. Если они к этому не готовы,
то внедрение процессного подхода лучше не затевать.
На основе утвержденной «Концепции внедрения процессного подхода»
на этапе подготовки(этап 2) и выполняются следующие работы:
• создание подразделения организационного развития и обеспечение
его необходимой
инфраструктурой и оборудованием;
• подбор людей, в первую очередь руководителя проекта;
• разработка основных методических документов по проекту;
• разработка плана выполнения проекта (или устава проекта);
• обучение персонала на различных уровнях;
• издание приказа о начале проекта.
Подразделение организационного развития может состоять из
нескольких человек, например начальника отдела и одного-двух аналитиков
по процессам (специалистов). Начальник такого подразделения, как правило,
и является руководителем проекта внедрения процессного похода. В крупной
4
компании курировать проект может кто-то из заместителей
генерального директора, например директор по развитию. Отдел
организационного развития включает начальника и четверых-пятерых
сотрудников.
В средней и небольшой организации он может состоять из двух-трех
человек. Для работы подразделения организационного развития
подготавливают соответствующую инфраструктуру (помещение и
оборудование), закупают необходимое программное обеспечение.
Важный аспект подготовки к внедрению – привлечение
квалифицированного, опытного руководителя проекта (начальника отдела
организационного развития) и специалистов по процессам. Эти люди будут
разрабатывать основные методические документы, учить сотрудников,
координировать работу по проекту, описывать и регламентировать ключевые
процессы, определять показатели (метрики) для процессов, разрабатывать
важнейшие нормативно-методические документы, вести документооборот и
т. д. Важно понимать, что экономия при подборе сотрудников в отдел
организационного развития недопустима.
К сожалению, зачастую руководители не готовы платить высокие
зарплаты людям, которые занимаются развитием, и подыскивают на рынке
труда молодые, неопытные кадры[2]. Прием сотрудников в отдел лучше
осуществлять поэтапно: начать с руководителя, а потом, по мере подготовки
инфраструктуры и четкого обозначения ближайших задач по проекту,
набирать специалистов.
Подразделение организационного развития (или методическая группа)
разрабатывает комплект методических документов по проекту, к числу
которых относятся:
• положение об отделе организационного развития (методической
группе);
• положение о рабочей группе;
• методика управления процессами организации;
• стандарт описания процессов (соглашение о моделировании);
• формы планов и отчетов для оперативного управления процессами
(то есть формы для использования показателей/метрик по процессам);
5
• формы нормативно-методических документов, которые будут
использоваться для регламентации процессов;
• процедура управления внутренними нормативно-методическими
документами;
• план (устав) проекта;
• программы обучения руководителей и специалистов на различных
уровнях.
Работа по методическому обеспечению проекта может занять от двух
до четырех месяцев в зависимости от количества документов, глубины и
качества их проработки и скорости согласования
руководителями компании. Подчеркну, что важна не длительность
этого этапа как таковая, а комплекс тщательно продуманных,
взаимоувязанных методических документов:
• обеспечивающих возможность внедрения процессного подхода;
• снижающих риск неудачного выполнения проекта.
В качестве примера приведем структуру документа «Методика
управления процессами организации».
Документ довольно сложный, содержит множество приложений.
Возможно создание нескольких методических документов. Например, в
одном можно описать процедуры разработки и использования целей и
показателей по процессам, привести формы планов и отчетов. В другом
(процедура
управления
внутренними
нормативно-методическими
документами) – деятельность по управлению документацией,
а в приложения включить формы регламентирующих документов по
процессам. Важно, чтобы все необходимые при последующем внедрении
процессного подхода аспекты были продуманы, а ключевые – описаны в
методических документах. Конечно, вполне допустимо, чтобы необходимые
документы создавались по ходу выполнения проекта.
Обучение персонала – важнейшая задача подготовительного этапа.
Полезно проводить обучение на трех уровнях:
• собственники и руководители организации;
• подразделение организационного развития или методическая группа;
6
• руководители среднего звена и специалисты.
Подготовительный
этап
завершается
утверждением
всех
разработанных документов, в первую очередь плана проекта внедрения
процессного подхода. В рамках подготовительного этапа обычно проводится
первичное обучение руководителей и специалистов.
Процессная архитектура (этап 3), или, иными словами, система
процессов организации, – основа системного внедрения процессного
подхода. По ходу формализации система процессов может быть
представлена в виде таблицы, которая включает следующие столбцы:
1. Порядковый номер в таблице.
2. Наименование процесса.
3. Руководитель, ответственный за выполнение процесса (владелец
процесса).
4. Участники процесса (перечень подразделений или должностей).
5. Входы процесса.
6. Выходы процесса.
Обычно процессы в такой таблице показывают на трех-четырех
уровнях. На первом и втором описание входов и выходов делается
укрупненным (либо вообще не делается). Подробное описание
входов/выходов и событий целесообразно приводить начиная с процессов
третьего уровня.
Построить систему процессов означает взглянуть на деятельность
организации по-новому – увидеть процессы, которые в ней выполняются.
Разработка процессной архитектуры (системы процессов) позволяет:
• определить границы процессов; устранить зоны безответственности и
зоны пересечения ответственности (дублирования);
• увидеть реальную картину документированности деятельности
организации (какой процесс какими документами регламентирован);
спланировать работу по регламентации процессов (определить недостающие
документы или документы, которые требуют пересмотра, расставить
приоритеты, спланировать разработку и т. п.);
7
• получить основу для разработки показателей (метрик) для управления
процессами[1];
• сформировать базу для создания электронного репозитория процессов
организации (с последующим описанием процессов при помощи
специализированного средства моделирования);
• получить основу для тиражирования процессов в регионах;
• получить основу
организациями отрасли;
для
бенчмаркинга
процессов
с
другими
• прочее.
Этап завершается согласованием
руководителями верхнего уровня
системы
процессов
всеми
Этап разработки системы показателей (этап 4) исключительно
важен для внедрения процессного управления.
Значимость разработки и практического использования показателей
для управления процессами многократно превышает важность описания и
регламентации процессов. Более того, если руководители не управляют
своими процессами на основе системы показателей, то инструмент
регламентации процессов в большинстве случаев будет использоваться
формально, существующие регламенты – постоянно нарушаться и т. п.
При разработке системы показателей для управления процессами
учитываются следующие аспекты:
• наличие у организации формализованной стратегии, в том числе
стратегических целей
и показателей их достижения;
• необходимость увязки стратегических целей с показателями для
управления процессами;
• ориентация системы показателей на повышение операционной
эффективности[1] процессов и удовлетворенности внутренних и внешних
клиентов;
• необходимость агрегирования (декомпозиции, каскадирования)
показателей при переходе от процесса одного уровня к другому.
8
Показатели, разработанные на этом этапе, не окончательные. По мере
их практического использования они могут пересматриваться, дополняться
или, наоборот, устраняться.
Этап разработки показателей заканчивается утверждением:
• системы показателей для управления процессами организации;
• форм планов и отчетов, которые руководители (владельцы процессов)
будут использовать для оперативного управления процессами;
• определением допустимых границ и целевых значений показателей
Литература:
1.
2.Репин В.В Бизнес-процессы: моделирование, внедрение , управление
9