Принципы, функции современного менеджмента в образовании
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Закономерности, принципы, функции современного менеджмента в образовании
1. Специфика педагогического менеджмента.
2. Принципы управления современным образовательным учреждением.
3. Методологические подходы к управлению.
4. Факторы, влияющие на механизмы реализации менеджмента в образовании.
5. Функции педагогического менеджмента.
Исходя из того, что менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления, то есть сплав науки и практики/искусства управления людьми и социальными процессами, можно сказать, что педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.
Специфика педагогического менеджмента выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.
Предметом труда менеджера является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, а орудием труда — слово, язык, речь.
Результатом труда является качество образования.
А теперь разговор пойдет о принципах. Ученые предлагают различные варианты. Вот, например, принципы, лежащие в основе управления современным образовательным учреждением, по мнению ряда исследователей:
• демократизация — этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.
• гуманизация — она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями;
• переориентация учебного процесса на личность ученика;
• гуманитаризация образовательных программ, то есть такое соотношение, сочетание учебных предметов и информации, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения;
• дифференциация, мобильность и развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, многопрофильность, полифункциональность образовательных программ всех видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения, возможности передвижения по горизонтали, (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смене уровня, типа, вида образовательного учреждения);
• открытость образования, то есть предоставления возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном);
• многоукладность образовательной системы, или качественный рост и развитие государственных учебных заведений, а также открытие элитарных образовательных учреждений;
• стандартизация — принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, учитывающих национальные и другие особенности конкретного региона.
Вот трактовка принципов педагогического менеджмента (основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами/объектами), данная в книге В. П. Симонова «Педагогический менеджмент»:
• принцип научной организации труда в структуре и содержании педагогического менеджмента — главное условие развития способностей обучающихся в организованном учебно-воспитательном процессе;
• оптимальность — основной принцип научной организации труда в структуре и содержании педагогического менеджмента, условие необходимости и достаточности количества требований (предписаний, указаний), предъявляемых субъектом менеджмента к деятельности исполнителя (оптимальности количества разделов плана работы, количества планируемых мероприятий и т. п.);
• принцип аналитической деятельности — основные правила, которых должен придерживаться менеджер при наблюдении, анализе и оценке эффективности деятельности;
• принцип конкретного целеполагания — основа и планирования, и контроля, то есть, основа содержания деятельности менеджера любого уровня управления. Этот принцип отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности. Неопределенно сформулированная цель уже на начальном этапе управления является дезорганизующим, дезориентирующим фактором;
• принцип кооперации и разделения труда отражает важнейшее требование к управленческой деятельности. Недопустимо стремление руководителя все сделать самому. При таком положении инициатива и творчество исполнителя постепенно снижается, а руководитель все более утопает в текучке, поэтому необходима опора на общественные организации, на коллективное творчество и коллективный разум;
• принцип функционального подхода предполагает совершенствование управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций исполнителей;
• принцип комплексности — это сочетание целевого, функционального и линейного управления;
• принцип самосовершенствования — постоянное использование достижений теории и передовой практики менеджмента.
Симонов приводит и принципы управления по материалам, как он выражается, народной педагогики:
• принцип ответственности: делай сам свое дело и не делай ничего за подчиненного;
• принцип солидарности: делаем вместе то, что нам положено;
• принцип состязательности: делай лучше, чем он;
• принцип отдачи: умеешь сам, научи другого;
• принцип коллективизма: коллектив – сила;
• принцип скромности: не гордись своей победой, пускай другие гордятся твоей победой;
• принцип преодоления: не унывай при поражении;
• принцип самооценки: изучай самого себя, знай свои сильные и слабые стороны;
• принцип достоинства: никогда не унижайся для достижения цели;
• принцип великодушия: не будь жлобом;
• принцип универсальности: стремись быть универсалом в своей области;
• принцип человеколюбия: помогай нуждающимся;
• принцип преемственности: почитай опытных;
• принцип гармонии: в здоровом теле — здоровый дух;
• принцип самостоятельности: учись делать все сам;
• принцип красоты: делай все красиво;
• принцип познания: век живи — век учись;
• принцип природолюбия: уважай братьев меньших.
Реализация принципов управления на практике требует четких методологических подходов. В качестве определяющих часто используются системный, синергетический, структурно-функциональный, коммуникационно-диалогический, культурологический и личностно-ориентационный подходы.
Сущность их в следующем:
• системный подход позволяет установить целостность образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия ее целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня;
• синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта. Практически это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «я» в деятельности любой социально-педагогической системы;
• структурно-функциональный подход позволяет рассматривать учебное заведение как целостный социальный организм, части которого функционально связаны друг с другом и со всем обществом;
• коммуникационно-диалогический подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов (объектов), находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях по достижению прогнозируемых конечных результатов;
• культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном общеобразовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностей развития личности;
• личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития.
Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиальных различных инструментов управления:
◦ организация, иерархия управления, где основное средство — воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределение материальных благ и пр.);
◦ культура управления — вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения;
◦ рынок, рыночные отношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.
В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается приоритет.
Общая тенденция в менеджменте проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и адаптивным методам управления.
В современных условиях менеджмент должен использоваться не столько как система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы.
Цель управления заключается в совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.
При демократизации управления делегирование полномочий является главной проблемой, поскольку в той мере, в какой полномочия/функции не делегированы, они централизованы. Децентрализация полномочий требует их оптимального распределения как по вертикали, так и по горизонтали.
Ведущая роль в менеджменте отводится руководителю образовательного учреждения, той философии управления, на основе которой он организует свою деятельность, следовательно, директор образовательного учреждения должен быть лидером в своей организации.
Можно, кстати, напомнить о типах лидерства, необходимых руководителю для того, чтобы организация считалась успешной:
• техническое лидерство. Руководитель успешен и признан в планировании, организации, координации, составлении бюджета, учебного расписания. Хорошо разбирается в хозяйственных проблемах школы.
• человеческое лидерство. Руководитель хорошо контактирует с людьми, может оказывать поддержку и управлять конфликтами. Оказывает влияние на формирование моральных устоев и нравственных ценностей, способствует развитию педагогического творчества. Использует тактику совместного принятия решений.
• образовательное лидерство предполагает успешность в диагностике проблем школы и учителей, оказании помощи в оценке учителей (как педагогов, но не как предметников). Образовательный лидер успешен в составлении учебного плана и в структурировании программы обучения. Он может участвовать в подготовке учителей школы.
• символическое лидерство. Директор становится символом школы, школу знают не по номеру, а по фамилии директора. Он председательствует на церемониях и собраниях, знает по имени всех сотрудников и учеников, посещает классы и делает обходы школы. Люди в школе быстро понимают, что и как ценит их руководитель, приобретают чувство упорядоченности и целенаправленности своих действий. Они ощущают свою вовлеченность в дела школы, и их заинтересованность возрастает.
• культурное лидерство. Директор в такой школе – верховный жрец. Он является главным носителем и хранителем культуры школы, ее традиций и символов. Он поддерживает климат, основополагающие мифы и общие задачи, следит за передачей традиций и культуры новичкам. Люди начинают верить в школу как в идеологическую систему. Они — члены сильной культуры, и это придает им чувство собственной значимости и ощущение важности их работы, что служит для них прекрасным стимулом.
Итак, отметим ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для обоснования системы взглядов на теорию и практику успешного педагогического менеджмента:
• для того чтобы успешно управлять организацией, необходимо прежде выяснить, в каком состоянии пребывают субъекты управления в школе, каковы их ожидания, представления, ценности и прочее;
• успешное управление предполагает в качестве первого шага анализ представлений, ожиданий, ценностей первых лиц в организации, особенности их личных позиций;
• осознанные и неосознанные представления руководителя организации о подчиненных достаточно однозначно определяют культуру и структуру организации;
• успешное управление организацией сегодня – это управление группами, а не индивидуумами;
• характер и особенности взаимоотношений между членами педагогического коллектива являются одним из факторов, определяющих возможность роста мастерства и воспитание педагога-лидера;
• не существует наилучшего (преимущественного) способа управления, есть способы адекватные и неадекватные обстоятельствам;
• уровень профессионализма человека определяется его способностью организовывать собственную работу, уровнем мотивации и профессиональными знаниями, умениями и навыками;
• уровень профессионализма руководителя определяется способностью разделить свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей — руководить людьми в совместном достижении целей, а не управлять людьми.
Попробуем конкретизировать вышесказанное.
Что же такое менеджмент в образовании? Данный термин, естественно, обозначает некие процессы, связанные с управлением. Традиционно под менеджментом принято понимать активность, осуществляемую в бизнесе или, к примеру, в политике. Но в последнее время в России начинает набирать популярность менеджмент в образовании.
Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Данная характеристика актуальна и для такого явления, как менеджмент в образовании: субъектом управления в данном случае будут сотрудники учреждения, в котором реализуются учебные программы; объектом — сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней.
Задача менеджмента соответствующего типа — совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат деятельности учебного заведения в корреляции с требуемыми результатами.
Менеджмент в образовании может характеризоваться национальной спецификой.
Например, в учебных заведениях США он связан с наделением преподавателей школ значительным объемом полномочий, позволяющим планировать и оптимизировать процесс обучения.
В России, в свою очередь, работники общеобразовательных организаций — если говорить о государственных и муниципальных учреждениях - обязаны в общем случае придерживаться программ, утверждаемых на региональном или даже федеральном уровне. Вследствие этого российский менеджмент в образовании становится прерогативой преимущественно частных учебных заведений. Хотя, безусловно, в некоторых аспектах организации учебного процесса в государственных школах он тоже может применяться — например, в части внеклассных занятий или, как вариант, оптимизации бюджетных расходов.
Современные исследователи считают, что менеджмент в образовании характеризуется рядом факторов, влияющих на механизмы его реализации. В числе таковых:
1. специфика системообразующих элементов менеджмента как самостоятельной среды социальной активности;
2. цели управления;
3. методы, задействуемые субъектами менеджмента;
4. задачи, которые стоят перед менеджером в системе образования;
5. ключевые принципы, на которые опирается преподаватель при выстраивании соответствующих управленческих коммуникаций;
6. функции, характеризующие педагогический менеджмент;
7. критерии качества управленческой активности.
Некоторые исследователи полагают, что к факторам педагогического менеджмента допустимо относить также результаты деятельности сотрудников школ, направленной на реализацию соответствующих управленческой активности.
1. Статус системообразующих элементов в педагогическом менеджменте, безусловно, будут иметь и сотрудники образовательных организаций на различных должностях (администрация вузов, научно-педагогический состав, директора школ, их заместители, учителя), и учащиеся (студенты, школьники, курсанты).
Следующий системообразующий элемент, который включает в себя менеджмент в образовании — это учебный процесс и непосредственно связанные с ним коммуникации, характерные для вузов и школы — например, Ученый совет, педсоветы. Участие в соответствующих мероприятиях, так или иначе, принимают все субъекты и объекты педагогического менеджмента. Учебный процесс — важнейший системообразующий элемент, консолидирующий интересы и приоритеты лиц, которые вовлечены в социальные коммуникации в рамках реализации образовательных программ.
2. Следующий фактор — цели управления. Чем может быть обусловлено внедрение механизмов педагогического менеджмента в том или ином образовательном учреждении? Многое зависит от конкретного уровня учебных программ. Так, менеджмент в профессиональном образовании, реализуемый в вузах и колледжах, может быть направлен на повышение эффективности освоения студентами различных прикладных навыков. Если речь идет об учебном процессе в общеобразовательной школе, то внедрение соответствующих управленческих практик может быть обусловлено необходимостью более эффективного расходования бюджетных средств – например, в части закупки материалов, распределения рабочих часов.
Цель применения тех или иных управленческих подходов может быть обусловлена необходимостью внедрения каких-либо новшеств в системе образования. Данная инициатива чаще всего сопровождается некими ожидаемыми позитивными результатами. Чаще всего задействование инновационных методов педагогического менеджмента связано с решением той или иной проблемы, которая характерна для системы образования в целом, конкретной учебной программы или же отражает специфику отдельного учебного заведения. Вполне возможно, что цели внедрения концепций педагогического менеджмента будут локализованы, то есть направлены на достижение результата в рамках конкретного урока, серии занятий или же учебной/рабочей программы по отдельно взятому предмету. Целью внедрения различных методов педагогического менеджмента может быть и реализация воспитательных программ. Например, тех, что связаны с подготовкой детей старших классов к прохождению службы в вооруженных силах. Методы менеджмента в этом случае могут быть направлены на оптимизацию расписания соответствующих занятий относительно основных, которые предусмотрены программой, или составление графика необходимых внеклассных мероприятий, например, строевой подготовки в армейских частях.
3. Другой значимый фактор менеджмента в образовании — методы, задействованные его субъектами. Подходов к их классификации достаточно много. В числе наиболее распространенных:
• экономические (предполагающие оптимизацию бюджетных расходов в корреляции с учебными программами);
• административно-распорядительные (посредством таковых субъекты педагогического менеджмента могут отдавать распоряжения в адрес объектов);
• социально-психологические (предполагают задействование эффективных алгоритмов коммуникаций между субъектами и объектами).
Как правило, отмеченные методы задействуются в различных сочетаниях или все одновременно.
4. Следующий системообразующий элемент — задачи менеджера/заведующего/директора/ректора и пр. в образовании. Чаще всего они представлены в следующем перечне:
• сформировать инструментарий, необходимый для достижения целей;
• подготовить нужные кадры;
• получить в пользование необходимые ресурсы — финансовые, организационные;
• внедрить выбранные концепции менеджмента на практике;
• проанализировать эффективность работы.
Конечно, указанный спектр задач может расширяться, дополняться, конкретизироваться.
5. Основы менеджмента в образовании включают алгоритмы, на базе которых формируются принципы соответствующих управленческих активностей. Во многом они носят субъективный характер — каждый участник учебного процесса может определять их, исходя из личных приоритетов. Но можно выделить и общие принципы, широко распространенные и практикуемые, скажем, в российском педагогическом менеджменте.
Рассмотрим подробнее.
Рационализм — принцип рационализма. Действия менеджера в системе образования должны быть направлены, прежде всего, на улучшения, которые можно пронаблюдать в виде конкретных показателей — например, в части реальной экономии бюджетных средств вследствие более эффективной организации учебного процесса. Преподаватель должен формировать образовательные программы, основываясь на конкретных показателях и определяя те, которые нужно улучшать в приоритетном порядке.
Социальная ориентированность — принцип социальной ориентированности. Не важно, реализуется ли менеджмент в дошкольном образовании, на уровне общеобразовательных учебных заведений или в вузах — активность преподавателя должна быть направлена на достижение общественно значимых целей. Тех, что важны как для локальных социумов (отдельно взятый класс, группа, курс), так и для общества в целом.
Стабильность — принцип стабильности. В ходе внедрения концепций педагогического менеджмента должны выбираться те методы, которые способны обеспечивать устойчивые результаты при неоднократном повторении их использования в тех же условиях. Если речь идет о каких-то совершенно новых, не испытанных кем-либо ранее подходах, то возможен некий эксперимент, но он не должен нарушать функциональности устоявшихся к тому моменту социальных коммуникаций и структуры действующих учебных программ.
Последовательный подход к инновациям. В этом смысле инновационный менеджмент в образовании не должен быть революционным. Если речь идет, скажем, o внедрении дистанционных методов обучения, то их единовременное задействование во всех учебных программах может быть не самым рациональным шагом. Следует приспосабливать его только к тем дисциплинам, в отношении которых соответствующий механизм коммуникаций наилучшим образом подходит — допустим, это может касаться занятий по информатике.
6. Следующий важнейший элемент менеджмента в образовании — функции. Современные исследователи выделяют несколько. Прежде всего, это функция планирования. Она важна в части последовательного решения целей и задач, поставленных руководством учебного заведения. Например, если цель внедрения соответствующих управленческих концепций — профессиональная переподготовка, менеджмент в образовании может быть задействован как инструмент составления алгоритма ее проведения, адаптированного к текущим учебным программам. То есть учителя, педагоги, могут ходить на необходимые занятия по переподготовке, в то время, как их всегда кто-то сможет заменить на основном рабочем месте.
Исключительно важна мотивирующая функция педагогического менеджмента. Она заключается в формировании у обучающихся повышенного интереса к обучению. На практике это может выражаться, к примеру, во внедрении инновационных концепций. В числе тех, что требуют задействования широкого спектра инструментов, которые содержит в себе менеджмент в образовании, скажем, дистанционное обучение. Педагогический менеджмент в дистанционном обучении может быть полезен и с целью адаптации учащихся к новшествам учебного процесса с точки зрения их дисциплины. Рассматриваемый формат прохождения образовательных программ может предполагать нахождение учащихся не в классе, аудитории, а у себя дома или, например, на территории другого учебного заведения, вследствие чего восприятие учебного процесса может быть несколько иным, чем в случае, когда материал осваивается в классе или аудитории.
Другая важная функция педагогического менеджмента — контролирующая. Ее сущность — в реализации субъектом управления мониторинга активности объектов как в процессе внедрения тех или иных решений, так и с целью проверки их исполнения по факту соответствующей модернизации учебного процесса.
7. Еще один элемент менеджмента в образовании — критерии качества соответствующих активностей. Ученые приводят следующий их перечень:
• практическая эффективность, прослеживаемая на примере конкретных цифр (экономия бюджета, улучшение среднего балла успеваемости);
• уровень положительного социального восприятия внедряемых концепций (в среде субъектов и объектов педагогического менеджмента);
• наличие косвенных показателей улучшения качества образовательного процесса (например, больший процент выпускников школы, поступивших в престижные вузы).
И, добавим, в числе возможных задач, при решении которых может задействоваться менеджмент в образовании — перепод00готовка педагогов и администрации. В этом случае критерием эффективности соответствующих концепций может быть рост интереса к учителям, работающим в школе, к вузовским преподавателям со стороны, например, других учебных заведений города.