Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ №9 « ПРИМЕР
АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
СДМ»
Профессор Карнаухов Николай
Николаевич 27.10.2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ СОВРЕМЕННЫХ
СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН
Проблема
Производителями Строительных и дорожных машин
выпускается
большой
парк
гидрофицированной
техники.Так как использование гидравлического привода
позволяет
повысить
их
производительность
и
универсальность при установке различных навесных
рабочих
органов:
ковши,
отвалы,
гидромолоты,
рыхлители, грейферы, захваты и т д.
Страны и компании производители
СДМ
Доли стран на мировом рынке спецтехники в зависимости от прибыли от
продаж (по данным Китайской ассоциации строительной техники, 2015 г.)
составляет (%): США -34,
Китай – 26,
Страны ЕС – 18,
Япония – 7,
(Великобритания, Южная Корея, Белоруссия,
Россия, Украина, Норвегия, Турция) – 15.
За последние 5 лет доли рынка не изменились, при этом заметна
активность китайских производителей.
Статистические данные объемов производства СДМ в России
показывают, что отечественными предприятиями не в полной мере
удовлетворяется спрос на технику. При собственном производстве СДМ
до 10 тыс. ед. в год импорт составляет до 25 тыс. ед.
Производство СДМ (экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, погрузчики)
в России в период 1999-2014 гг. (по данным Института промышленного
развития «Информэлектро») снижается. Так (тыс. шт).:
по экскаваторам в 1999 – 2,5; 2007 – 6,3; в 2014 – 2.
По бульдозерам: 1999 – 2,4; 2007 – 3,3; 2014 – 0,7.
По автогрейдерам: 1999 – 1,8; 2007 – 1,3; 2014 – 0,8.
По погрузчикам: 1999 – 2; 2007 – 1,5; 2014 – 0,4.
оличество бульдозеров, экскаваторов, автогрейдеров в России
1)Предприятия-производители техники в конкурентной среде объединяются, это
позволяет совместными усилиями нескольких предприятий вытеснять с рынка
конкурентов. Этот путь используют китайские производители.
Это позволило Китаю войти в десятку мировых лидеров по производству СДМ по
ежегодным рейтингам, проводимым агентствами.
2)Также крупнейшие производители СДМ строят предприятия по изготовлению
своей техники на территории других стран, к примеру фирма Hitachi в России.
3)В условиях современной экономической ситуации в России, возникает
необходимость развития отечественного производства машин.
4)При разработке и совершенствовании машин необходимо учитывать требования
эксплуатирующих предприятий, которые зависят от условий эксплуатации СДМ.
Оценка эффективности СДМ разных производителей осуществляется путем
сравнения показателей эксплуатационных свойств машин.
Свойство СДМ – это способность машины, закладываемая заводом
производителем и реализуемая в процессе эксплуатации.
Условно, все свойства могут быть разделены на пять групп:
социально значимые, функционального назначения, ресурсопотребления,
сервиса, эффективности.
По многим свойствам этих групп, отечественная техника уступает мировым
производителям
Анализ стандартов России, Европы, США по гигиеническим и экологическим
показателям показал, что уже на стадии проектирования и изготовления
отечественные СДМ , уступают зарубежным производителям. В таблице
представлены показатели по выбросам отработавших газов дизельных ДВС
[2, 8, 10]. Как видно в сравниваемых стандартах используются разные
подходы в оценке показателей свойств (стандарты не гармонизированы).
Это снижает конкурентоспособность российских производителей СДМ.
Также отечественная техника уступает по показателям эргономичности:
шумности, усилиям на рычагах и педалях управления СДМ.
• Сравнительные характеристики одного типоразмера экскаваторов,
бульдозеров, фронтальных погрузчиков основных производителей техники по
свойствам сервиса и функционального назначения (энергоэффективности)
показывают, что зарубежная техника в сравнении с отечественной техникой
надежней;
• при меньших размерах и массе способна создавать большее давление в
гидроприводе рабочих органов, и как следствие, большие усилия на рабочих
органах машины
• Более высокий КПД гидропривода, а также улучшенная кинематика рабочего
органа СДМ позволяет снизить время цикла, а значит увеличить
производительность и эффективность.
• График соотношения мощности ДВС экскаватора (N, кВт) к его массе (М, т)
и к его давлению в гидроприводе (Р, МПа); усилия копания (F, кН) к
давлению в гидроприводе (Р, МПа) представлены на рис. 3. Подобные
результаты оценки российской техники относятся к экскаваторам китайского
производства.
• К эксплуатационным свойствам сервиса относится и уровень дилерских
центров, одним из показатели которых является их количеств и география.
Рассмотрим их на примере известных крупных компаний - ЧТЗ (Россия) и
Komatsu (Япония).
ЧТЗ-Уралтрак имеет следующие дилерские центры:
- Росинвест (г. Нижневартовск, г. Оренбург, г. Самара, г. Челябинск);
- Уральская марка (г. Челябинск, г. Магадан, г. Чита, г. Петропавловск Камчатский);
- ЧТЗ-Уралтрак (г. Москва, г. Иркутск, г. Красноярск, г. Магадан, г. Нижний
Новгород, г. Н-Уренгой, г. Новосибирск).
Komatsu имеет следующие дилерские центры:
- Инстройтехном Центр (г. Москва, г. Белгород, г. Ухта);
- ООО «Комек машинери» (г. Екатеринбург, г. Ноябрьск, г. Н-Уренгой, г.
Новосибирск, г. Омск, г.Оренбург, г. Челябинск);
- ЗАО «Майниг Солюшенс» (г. Москва, г. Екатеринбург, г. Иркутск, г. Губкин, г. СПетербург;
- ООО «Марубени Авто и Строительная техника» (г. Краснодар, г. Ижевск, г.
Казань, г. Саратов, г. Нижний Новгород, г. Самара, г. Пермь);
- ЗАО «Сумитек Интернэшнл» (г. Иркутск, г. С-Петербург, г. Хабаровск, г.
Красноярск);
- Комацу СНГ (г. Алмата, г. Ашхабад, г. Киев, г. Минск).
- Из выше указанного следует, что иностранные производители имеют
преимущества по количеству и географии представления техники на рынке
России и стран СНГ. Очевидно, это повышает конкурентные преимущества
иностранных компаний, к примеру, Komatsu.
Для оценки эффективности эксплуатации экскаваторов ЭО-5126 и Hitachi ZX330
были проведены расчеты.
В расчетах определялись затраты на эксплуатацию техники, которые включали:
затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт
(кроме капительного ремонта), затраты на заработную плату машинистам.
Расчеты показали, что, несмотря на большую разницу в капитальных вложениях
на период начала эксплуатации машин, примерно через 4 года экскаватор Hitachi
ZX330 окупится, а через 6 лет будет экономически целесообразнее в сравнении с
экскаватором российского производства (рис. ).
Полученный результат объясняется тем, что экскаватор Hitachi ZX330 имеет выше
производительность (время рабочего цикла меньше) по сравнению с аналогом –
экскаватором ЭО-5126.
Также, с увеличением срока эксплуатации (наработки), российский аналог чаще
находится в зонах технического обслуживания и ремонта. В связи с этим
коэффициент технической готовности экскаватора ЭО-5126 снижается. Это
также приводит к снижению годовой производительности экскаватора и
повышению затрат на его содержание.
Коэффициент технической готовности определяется как отношение количества
дней в работе машины к общему количеству дней в работе и в нахождения
машины в ремонте.
Этим объясняется приоритет в приобретении японской и др. зарубежной техники
мировых лидеров (США, Швеция, Германия) крупными предприятиями
российского нефтегазового сектора, которые имеют большие объемы работ на
Эффективность использования экскаваторов ЭО-5126 и Hitachi ZX330:
С1, С2 – цена экскаваторов, соответственно ЭО-5125 и Hitachi ZX330; К1, К2 –
срок окупаемости; Р – точка финансового равновесия
Ситуация со спросом российской и зарубежной техники объясняется результатом
анализа факторов, влияющих на выбор потребителями техники (табл. [5]. Это
подтверждает результаты проведённого исследования.
Анализ факторов, влияющих на выбор потребителями техники
Фактор
1 Производительность и высокий уровень технической готовности 76%
2 Долговечность и уровень дилерского обслуживания 63%
3 Цена продукции и уровень обеспеченности запасными частями 44%
Таким образом, в условиях конкурентного рынка необходимы подходы по
повышению показателей эксплуатационных свойств СДМ. Для предложения
подходов необходимо провести дальнейшие исследования, в которых следует
учитывать влияния факторов условий эксплуатации СДМ [3, 4. 6, 9].
Лекция подготовлена на основе ст ат ьи моих коллег по каф едре
проделавших эт у работ у
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ
СОВРЕМЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН
Мерданов Ш.М., Закирзаков Г.Г., Конев В.В., Половников Е.В., Красиков
А.А.