Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Применение методов и инструментов менеджмента качества в профессиональном образовании

  • 👀 335 просмотров
  • 📌 316 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Применение методов и инструментов менеджмента качества в профессиональном образовании» docx
Лекция 2.4 Тема Применение методов и инструментов менеджмента качества в профессиональном образовании Цели: сформировать понимание основ методов и инструментов менеджмента качества. План 1. Классификация методов менеджмента качества 2. Инструменты качества 1. Классификация методов менеджмента качества Существует классификация методов менеджмента качества: 1 Классический методы, которые были разработаны в течение всего периода становления менеджмента качества и которые сохранили свою актуальность на сегодняшний день, их разработчиками считают американских ученых Э. Деминга, К Исикава, Т Тагути, исследование которых было направлено на разработку и развитие методов планирования качества и статистического анализа; 2 «Новые» методы, становление и развитие которых происходили в конце XX века и продолжаются сейчас, они были сформулированы на базе рассмотренных традиционных методов, но отличает их социальная направленность в широком смысле, они должны применяться в комплексе с имеющимися управленческими, техническими, организационными методами, в отличие от применения последовательного набора в специальных классических методов. Следует отметить, что, такой подход к классификации достаточно условен, поскольку значительное количество методов имеет много общего в структуре и методике применения, благодаря чему они могут рассматриваться не отделено друг от друга, а как части единой методологии тотального управления качеством (TQM). 2. Инструменты качества Система менеджмента качества это система, эффективная работа которой невозможна без объективной и достоверной информации. Именно такая информация позволяет принимать правильные решения по управлению качеством продукции, процессами, системами и различными видами ресурсов организации. Но для того, чтобы принимаемые решения действительно были правильными, они должны основываться на определенном наборе исходных данных, характеризующих продукцию, процесс или систему управления организации. Получить этот набор данных можно в том случае, если организация систематически применяет инструменты качества. Инструменты качества – это различные методы и техники по сбору, обработке и представлению количественных и качественных данных какого-либо объекта (продукта, процесса, системы и т.п.). Набор методов, который применяется в менеджменте качества достаточно широкий и разнообразный. Он формировался на протяжении всей истории развития менеджмента качества. Все инструменты качества можно сгруппировать по целям их применения: • инструменты контроля качества; • инструменты управления качеством; • инструменты анализа качества; • инструменты проектирования качества. Инструменты контроля качества – речь здесь идет об инструментах контроля, которые позволяют принимать управленческие решения, а не о технических средствах контроля. Большинство инструментов, применяемых для контроля, основаны на методах математической статистики. Современные статистические методы и математический аппарат, применяемый в этих методах, требуют от сотрудников организации хорошей подготовки, что далеко не каждая организация может обеспечить. Однако без контроля качества невозможно управлять качеством и тем более повышать качество. Из всего разнообразия статистических методов для контроля наиболее часто применяют самые простые статистические инструменты качества. Их еще называют семь инструментов качества или семь инструментов контроля качества. Эти инструменты были отобраны из множества статистических методов союзом японских ученых и инженеров (JUSE). Особенность этих инструментов заключается в их простоте, наглядности и доступности для понимания получаемых результатов. Инструменты контроля качества включают в себя – гистограмму, диаграмму Парето, контрольную карту, диаграмму разброса, стратификацию, контрольный листок, диаграмму Исикавы (Ишикавы). Для применения этих инструментов не требуется глубокое знание математической статистики, а потому сотрудники легко осваивают инструменты контроля качества в ходе непродолжительного и простого обучения. Далеко не всегда информация, характеризующая объект может быть представлена в виде параметров, имеющих количественные показатели. В таком случае для анализа объекта и принятия управленческих решений приходится использовать качественные показатели. Инструменты управления качеством – это методы, которые в основе своей используют качественные показатели об объекте (продукции, процессе, системе). Они позволяют упорядочить такую информацию, структурировать ее в соответствии с некоторыми логическими правилами и применять для принятия обоснованных управленческих решений. Наиболее часто инструменты управления качеством находят применение при решении проблем, возникающих на этапе проектирования, хотя могут применяться и на других этапах жизненного цикла. Инструменты управления качеством содержат такие методы как диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, сетевой график (диаграмма Ганта), диаграмма принятия решений (PDPC), матрица приоритетов. Также эти инструменты называют – семь новых инструментов контроля качества. Эти инструменты качества были разработаны союзом японских ученых и инженеров в 1979 г. Все они имеют графическое представление и потому легко воспринимаемы и понятны. Инструменты анализа качества – это группа методов, применяемая в менеджменте качества для оптимизации и улучшения продукции, процессов, систем. Наиболее известные и часто используемые инструменты анализа качества – функционально-физический анализ, функционально-стоимостной анализ, анализ причин и последствий отказов (FMEA -анализ). Эти инструменты качества требуют от сотрудников организации большей подготовки, чем инструменты контроля и управления качеством. Часть инструментов анализа качества оформлены в виде стандартов и являются обязательными для применения в некоторых отраслях промышленности (в том случае, если организация внедряет систему качества). Инструменты проектирования качества – это сравнительно новая группа методов, применяемая в менеджменте качества с целью создания продукции и процессов, максимально реализующих ценность для потребителя. Из названия этих инструментов качества видно, что применяются они на этапе проектирования. Некоторые из них требуют глубокой инженерной и математической подготовки, некоторые могут быть освоены за достаточно короткий период времени. К инструментам проектирования качества относятся, например – развертывание функций качества (QFD), теория решения изобретательских задач, бенчмаркинг, метод эвристических приемов. Вопросы для обсуждения 1. Перечислите и охарактеризуйте инструменты контроля качества. 2. Перечислите и охарактеризуйте инструменты управления качеством. 3. Перечислите и охарактеризуйте инструменты анализа качества. 4. Перечислите и охарактеризуйте инструменты проектирования качества. Задание для самостоятельной работы Приведите пример использования одного из инструментов менеджмента качества в профессиональном образовании. Для примера рассмотрим диаграмму принятия решений PDPC для процесса разработки графика учебного процесса.
«Применение методов и инструментов менеджмента качества в профессиональном образовании» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 64 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot