Прикладные социологические исследования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ № 8. Прикладные социологические исследования
1. Этапы и виды социологического исследования
Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует
эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение,
эксперимент, анализ статистических данных и документов.
Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически
последовательных методологических, методических и организационнотехнических процедур, связанных единой целью – получение достоверных
данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
Различают три основных вида социологического исследования:
разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование – это самый простой вид
социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По
сути при использовании данного типа идет испытание инструментария
(методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения
документов и др.
Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий.
Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое
изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы
и их формулировка. Разновидностью разведывательного исследования
является экспресс-опрос, задача которого – выявить отношение людей к
актуальным событиям и фактам.
Описательное
исследование
– это более сложный
вид
социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую
информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом
социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа,
например, трудовой коллектив большого предприятия.
В описательном исследовании может быть применен один или несколько
способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает
достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие
выводы и обосновать рекомендации.
Но самый серьезный вид социологического исследования –
аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы
изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины,
лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов,
обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как
правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых
собирались сведения, дающие предварительное представление об
определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
Разновидность аналитического исследования – это эксперимент, который в
социологии служит не столько методом сбора информации, столько
проверкой выдвинутой гипотезы.
1
По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологическое
исследование. Повторные исследования позволяют получить данные,
отражающие изменение изучаемого социального объекта, его динамику.
Существуют две разновидности повторных исследований – панельные и
лонгитюдные. Первые предусматривают неоднократное изучение одних и тех
же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые
исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет. Наконец, по
масштабности
социологические
исследования
подразделяются
на
международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.
В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:
1) разработка программы и приемов исследования;
2) проведение эмпирического исследования;
3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление
отчета.
Все указанные этапы чрезвычайно важны.
Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования
информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе
данные, интересующие заказчика. Социолог, готовя этот документ, идет
путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели.
Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез,
сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет
по главной гипотезе.
Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование
актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров
исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников,
сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта
исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст,
социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск
ответов на выдвинутые в программе гипотезы.
Разделы отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы.
Каждый параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета
лучше представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на
общих выводах. Отчет может быть изложен на 30–40 или 200–300 страницах.
Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.
Приложение к отчету содержит методологические и методические
документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и
т. д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики,
индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в
отчет. Это может быть использовано при проведении последующих программ
исследования.
2
2. Программа социологического исследования
Программа социологического исследования – это один из важнейших
социологических документов, в котором содержатся методологические,
методические и процедурные основы исследования социального объекта.
Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию
и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта
или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую
основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа
информации.
Она выполняет три функции: методологическую, методическую и
организационную.
Методологическая функция программы позволяет четко определить
изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования,
определить и провести предварительный анализ объекта и предмета
исследования, установить отношение данного исследования к ранее
выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике
исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий
логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл
исследования: теория – факты – теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы
разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива,
позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических исследований как научный документ
должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается
определенная
последовательность,
поэтапность
социологического
исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть
познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами,
решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие
части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска.
Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и
содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из двух основных
частей: методологической и процедурной.
В идеальном варианте программа содержит следующие разделы:
постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет
исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план
исследования.
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть
теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или
объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к
приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку
практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
3
Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют
достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план
действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы,
на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут
быть основные и частные. Основные являются средством решения главных
вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения
каких-то методических вопросов.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе
социологического исследования определяются основные понятия, их
эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых
осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго
заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета
исследования.
Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических,
абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется
инструментарий для сбора эмпирических данных.
Предварительный системный анализ объекта – это моделирование
исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация
проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет
исследования.
Важное место в разработке программы исследования занимает
формулирование гипотез, которые конкретизируют собой его главный
методологический инструмент.
Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления,
взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре
изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.
Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов
исследования и формулировку вопросов.
Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать
гипотезу.
Можно выделить несколько типов гипотез:
1) основные;
2) неосновные;
3) первичные и вторичные;
4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи
между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени
тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых
социальных процессах и явлениях).
Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:
1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической
интерпретации, иначе она непроверяема;
2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;
4
3) должна быть проста;
4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний,
методологической
оснащенности
и
практических
возможностей
исследования.
Основная трудность формулирования гипотез заключается в
необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые
содержат ясные и точные понятия.
Процедурная часть программы социологического исследования
включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора,
обработки и анализа информации социологического исследования.
Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.
Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида
исследования, его целей и гипотез.
Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом
исследовании – репрезентативность: способность выборочной совокупности
представить основные характеристики генеральной.
В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов
сбора социологической информации. Описание методов сбора информации
предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных
элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание
способов обработки информации предполагает указание, каким образом это
будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.
После составления программы исследования начинается организация
полевого исследования.
Программа социологического исследования – документ, который
организует
и
направляет
в
определенной
последовательности
исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления.
Подготовка программы социологического исследования требует высокой
квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит
успех эмпирического социологического исследования.
3. Методы социологических исследований
Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных.
Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических
приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их
последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех
операций, общая система действий и способ организации исследования.
В социологии различают теоретические и практические методы. Первые
относят к области анализа информации (описание, классификация,
статистический анализ,…), вторые – к сбору эмпирических данных. При сборе
первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых
имеет две основные разновидности (они указаны в скобках):
5
• опрос (анкетирование и интервьюирование);
• анализ документов (качественный и количественный контент-анализ);
• наблюдение (невключенное и включенное);
• эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной
действительности, в процессе которого исследователь получает знания
относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые
изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть
различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или телеаппарат и
другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора
информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об
исследуемом объекте.
Существует возможность фиксации характера поведения, мимики,
жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения:
включенное и невключенное.
Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то
он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со
стороны, то он проводит невключенное наблюдение.
Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных
людей и социальных групп, так и условия их деятельности.
Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных
гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.
Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора
некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную
экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора)
проследить направление, величину и устойчивость изменений, интересующих
исследователя характеристик.
Различают эксперименты полевые и лабораторные и др. При отборе
участников эксперимента применяют методы попарного отбора или
структурной идентификации, а также случайного отбора.
Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:
1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и
контрольной групп;
2) определение условий эксперимента и создание экспериментальной
ситуации;
3) формулирование гипотез и определение задач;
4) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.
Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных
методов сбора первичной информации.
Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на
наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих
содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить
6
тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и
процессов.
Источником социологической информации выступают обычно
текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях,
решениях, публикациях, письмах и т. п.
Особую роль выполняет социальная статистическая информация,
которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретноисторического развития изучаемого явления или процесса.
Важной особенностью информации является агрегированный характер,
что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.
Отбор источников информации зависит от программы исследования, при
этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.
Различают:
1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства
возникновения документов; их исторический и социальный контекст;
2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа,
всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных
процессов и явлений, о которых сообщает документ.
Изучение документов проводится качественным (традиционным) или
формализованным
качественно-количественным
анализом
(контентанализом).
Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:
1) устное или письменное обращение исследователя к определенной
совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых
представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;
2) регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, их
теоретическую интерпретацию.
Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты
или интервью (то есть перечня вопросов, в которых реализован предмет
исследования); качества работы интервьюера, организующего и
непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его
условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной
и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния
респондента на момент опроса и других. Метод опроса, опирающийся на
достаточное число обученных интервьюеров, позволяет в максимально
короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать
разнообразную информацию. Хотя познавательные возможности опроса
безграничны, информация, полученная с его помощью, отражает изучаемую
реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании респондента.
Поэтому социологи не спешат ставить знак равенства между объективной
реальностью, выступающей предметом исследования, и данными,
7
отражающими мнения людей о фактах, событиях и явлениях. Они тщательно
учитывают и стараются нивелировать искажение информации.
В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к
участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не
поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического
исследования является наиболее востребованным и распространенным.
Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной
формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их
основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и
ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы
респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.
Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы
на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества
интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры
опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам,
выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом
личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить
необходимые дополнительные вопросы.
Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с
определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются
все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.
Можно выделить следующие типы интервью:
1) по содержанию (документальное, интервью мнений);
2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);
3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).
Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции
задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты
высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты
ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе
процедуры.
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в
присутствии интервьюера или без него. По форме проведения оно может быть
индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время
можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также
очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый
опрос, опрос через газету.
Анкетный опрос является в социологии самым популярным. Им
пользуются приблизительно в 70–80% исследований.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении
вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий
философ Сократ, который на улицах Афин ставил прохожих в тупик
хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме
социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя.
8
Чем же тогда отличается от них социологический опрос? Первая
отличительная черта – количество опрошенных. Названные выше
специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же
опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную
информацию, делает выводы. Суть социологического опроса заключается в
том, чтобы на основании нескольких сотен мнений людей судить о тысячах и
миллионах. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то
получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную
звезду, врача, составляющего диагноз на основании слов пациента,
следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не
надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог,
опрашивающий множество людей, напротив, интересуется общественным
мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения,
предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их
обработать статистически, взаимопоглощаются. В результате социолог
получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров, но
выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в
социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя, отчество,
адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую
информацию, выявляет социальные типы личности (!).
Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно
связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает
возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет
разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную
информацию, нежели журналист. Ее можно назвать даже объективной, если
строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она
на основе субъективных мнений.
Третья отличительная черта – цель опроса. Врач, журналист или
следователь вовсе не стремится к обобщенной информации, он выясняет то,
что отличает одного человека от другого. Конечно, каждый из них стремится
к правде, добиваясь правды от опрашиваемого человека: следователь в
большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, – в
меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания,
обогащение науки, выяснение истины.
Полученные социологом данные о закономерностях связи труда
инженеров с отношением к работе и формой досуга освободит его коллег от
необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что
разнообразный труд (инженер) влечет разнообразный досуг, а однообразный
труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным
времяпрепровождением (выпивка, сон, просмотр телепередач), и такая связь
теоретически доказана, то мы получим научный факт. Он универсален и
всеобщ.
9
При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три
основных этапа:
На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:
1) цели и задачи;
2) проблема;
3) объект и предмет;
4) операционное определение исходных теоретических понятий,
нахождение эмпирических индикаторов.
В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:
1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые
предполагается распространить полученные результаты опроса);
2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.
На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):
1) содержательная репрезентация проблемы исследования в
формулировке вопросов, предназначенных респондентам;
2) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой
совокупности как источника искомой информации;
3) стандартизация требований и инструкций для интервьюеров по
организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом,
регистрации ответов;
4) обеспечение предварительных условий для обработки результатов на
ЭВМ;
5) обеспечение организационных требований к опросу.
Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским
способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов,
адресованных выбранному множеству респондентов. Респонденты при этом
рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы
журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и
последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству
людей, которых опрашивают стандартным образом (!). Именно потому к ним
применим аппарат статистики. Анкетирование или анкетный опрос бывает
групповым и индивидуальным. Групповой опрос широко применяется по
месту работы и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда
приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один
интервьюер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается
стопроцентный возврат анкет, респонденты могут проконсультироваться по
технике заполнения, выяснить трудные и неясные места, а интервьюер,
собирая вопросники, может проконтролировать качество заполнения. При
индивидуальном опросе вопросники раздаются на рабочих местах или по
месту жительства (учебы) респондентов, а время возврата заранее
обговаривается.
10
В зависимости от источника (носителя) первичной информации
различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе
основным источником информации выступают представители различных
социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с
предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть
респондентами.
В специализированных опросах (экспертные или метод экспертных
оценок) главный источник информации – компетентные лица, чьи
профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют
делать авторитетные заключения.
Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать
взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.
Социологические исследования необходимы для эффективного
социального управления, принятия обоснованных решений, выделения
проблем в общественной жизни и путей их реализации. Социология как
система знания, опирающаяся на факты социальной деятельности, связывает
воедино процессы, протекающие в различных группах и территориях.
Правильно выбранные методология, методы и техника социологического
исследования являются залогом успешного воздействия на различные
общности, социального прогнозирования и конструирования программ
решения сложных вопросов реальной жизни.
11