Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №
Прекращение и досрочное прекращение права пользования. Государственный геологический контроль
План
1 Прекращение и досрочное прекращение права пользования.
2 Государственный геологический контроль
1 Прекращение и досрочное прекращение права пользования.
Основания досрочного прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами отражены в ст. 20–21 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 23951 «О недрах»ю Сама процедура досрочного прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами более подробно отражена в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (утв. приказом Минприроды России от 29.09.2009 г. № 315) (далее — Регламент по выдаче и переоформлению лицензий).
Общий срок по осуществлению принятия решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования недрами не должен превышать 150 дней, без учета срока, установленного в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, и времени, необходимого Росприроднадзору для проведения повторной проверки по истечении срока, установленного в уведомлении (п. 15 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий).
Закон о недрах выделяет безусловные основания для досрочного прекращения права пользования недрами (ч. 1 ст. 20 Закона о недрах), к которым относятся:
• истечение установленного в лицензии срока ее действия;
• отказ владельца лицензии от права пользования недрами (при условии отсутствия нарушений права пользования недрами);
• возникновение определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами (например, неуплата разового платежа);
• в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 Закона о недрах;
• в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Также законодатель в указанной статье Закона о недрах вводит дополнительные основания для досрочного прекращения, ограничения и приостановления права пользования недрами (ч. 2 ст. 20 Закона о недрах), а именно:
• возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ;
• нарушение существенных условий лицензии;
• систематическое нарушение установленных правил пользования недрами;
• возникновение чрезвычайных ситуаций;
• если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
• ликвидация предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности;
• по инициативе владельца лицензии (основание не относится к случаю досрочного прекращения права пользования недрами, а касается именно приостановления и ограничения такого права);
• непредоставления отчетности, предусмотренной законодательством РФ;
• по инициативе недропользователя по его заявлению (основание применяется, когда недропользователь сам хочет досрочно прекратить действие права пользования недрами, в связи с желанием заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции в рамках п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»).
При досрочном прекращении лицензии на право пользования недрами:
• прекращаются все виды деятельности;
• в определенные уполномоченными органами сроки начинаются работы по консервации и (или) ликвидации горных выработок (ст. 26 Закона о недрах);
• лицензия подлежит снятию с учета (абз. 2 п. 107 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий)
При приостановлении действия лицензии на право пользования недрами:
• временно прекращаются основной вид деятельности и связанные с ним работы, за исключением деятельности по обеспечению сохранности горных выработок и т.д.
• лицензия с государственного учета не снимается (абз. 3 п. 107 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий).
При ограничении права пользования недрами:
• временно или постоянно запрещается осуществление видов деятельности, которые привели или могут повлечь негативные последствия до устранения причин, вызвавших это ограничение;
• лицензия сохраняет силу в части незапрещенных видов деятельности (абз. 4 п. 107 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий).
3. Этапы проведения процедуры досрочного прекращения, приостановления и
Общая процедура принятия решения Роснедрами или его территориальными органами о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования недрами подробно описана в п. 93–119 Регламента по выдаче и переоформлению лицензий. Процедура принятия такого решения, описанная в Регламенте по выдаче и переоформлению лицензий, делится на следующие этапы:
• проведение Росприроднадзором или его территориальными органами плановой (внеплановой) проверки соблюдения недропользователем условий пользования недрами;
• вынесение и направление Росприроднадзором или его территориальным органом представления (предложения) в адрес Роснедр или его территориального органа о досрочном прекращении права пользования недрами;
• направление Росприроднадзором материалов проверки в Роснедра (территориальный орган Роснедр);
• рассмотрение материалов проверки Роснедрами (запрос дополнительных материалов у пользователя недр);
• представление поступивших материалов от Росприроднадзора на Комиссию Роснедр;
• принятие Комиссией Роснедр промежуточного или итогового решения по материалам проверки.
2 Государственный геологический контроль
Государственный геологический контроль - это контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
Государственный геологический контроль осуществляется должностными лицами, посредством проведения контрольных проверок.
Что подлежит контролю:
- соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; - выполнение условий недропользования содержащихся на пользовании участками недр; - наличие технических (технологических) проектов, планов и схем развития горных работ; - соответствие текущего состояния работ по геологическому изучению и рациональному использованию запасов ПИ показателям, установленным в проектной документации; ~ достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов ПИ; - соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности недропользователями в фонды геологической информации в пределах своей компетенции; - достоверность данных, необходимых для расчёта платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых; - соблюдение установленного порядка экспорта минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; - сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технологической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Выполнение условий установленных в соответствующих разрешениях: - создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок; - проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов; - прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ (в пределах своей компетенции).
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С учётом Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, подготовлен: Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению Государственной функции по осуществлению государственного геологического контроля за геологическим изучением, региональным использованием и охраной недр. Утверждён Приказом Минприроды России от 3 декабря 2007 г. № 319. Законодательством предусмотрены виды проверок, которые проводятся должностными лицами, осуществляющими государственный геологический контроль.
Выездная проверка - проводится с выездом на объекты работ, связанных с пользованием недрами, а также с целью визуального изучения состояния вопросов, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности пользователя недр обязательным требованиям, связанным с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения проверяемой организациинедропользователя .
Документарная проверка - проводится без выезда на объекты работ, связанных с использованием недр. Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора. Документарная проверка осуществляется в следуюгцих случаях: когда погодные и климатические условия не позволяют осуществить выезд на объекты работ, связанных с пользованием недрами; при проведении сезонных работ; при отсутствии транспортного сообщения с объектами проведения работ, связанных с пользованием недрами; если не представляется возможным оценить соответствие деятельности пользователя недр обязательным требованиям или иным требованиям, установленным законодательством РФ, без выезда на объект работ, связанных с пользованием недрами.
По своим задачам и полноте охвата вопросов по государственному геологическому контролю проверки делятся: на комплексные и целевые. Критерии для принятия решения о проведении целевой проверки: проведение проверок выполнения ранее выданных предписаний; проведение проверок по устранению нарушений, указанных в уведомлениях, выданных Роснедрами и его территориальными органами; обращения граждан и организаций; выявление фактов самовольного пользованиями недрами; необходимость рассмотрения конкретных вопросов недропользования.
К критериям также относится проведение проверки по совокупности вопросов, находящихся в компетенции проверяющих органов; проведение проверки в отношении пользователя недр осуществляется впервые; проведение комплексной проверки в отношении пользователя недр осуществлялось более 5 лет назад. Плановые проверки при осуществлении государственного геологического контроля проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 09.03.2016 г.) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ст. 9). Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований.
Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в 3 года и проводятся на основании разрабатываемых Росприроднадзором ежегодных планов. Проверяемая организация должна быть извещена о плановой проверке не менее, чем за 3 дня. Внеплановые проверки при осуществлении государственного геологического контроля проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 09.03.2016 г.) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ст. 10). Предметом внеплановой проверки является: соблюдение в процессе осуществления деятельности обязательных требований; выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора); проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде; проведение мероприятий по обеспечению безопасности государства; проведение мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; проведение мероприятий по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) нарушении прав потребителей.
Список литературы
1. Горное право: Учебник / И. В. Изюмов, В. И. Карасев, М. И. Клеандров, И. Р. Салиев (и др.); отв. ред. И. А. Ларочкина, Р. Н. Салиева. – М.: ООО «ПравоТЭК», 2010. – 504 с
2. Лисица В.Н. Экологическое право. Учебно-практическое пособие. – Новосибирск: НГУ, 2017. – 242 с.
3. Олейникова А.Я. Горное право России.
Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. – 128 с.
4. Перчик А.И. Горное право. Учебник. Изд. 2-е, перераб и доп. – М.: Издательский Дом "Филология три", 2002. – 525с.