Преемственность дошкольного и начального общего образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 29
Преемственность дошкольного и начального общего образования
Одним из приоритетных направлений развития современной
российской системы образования выступает обеспечение качества
образования с учетом образовательных потребностей личности, задач
современного
общества.
Развитие
активной,
самостоятельной,
мотивированной к непрерывному образованию личности представляет собой
наиболее актуальную задачу современных образовательных учреждений.
Особая роль в решении этой задачи отводится первому уровню общего
образования – дошкольному образованию, так как именно этот период
является во многом определяющим для дальнейшего обучения и жизненного
становления ребенка. Таким образом, особую актуальность на современном
этапе приобретает проблема преемственности дошкольного и начального
общего образования.
Несмотря на то, что вопрос преемственности различных уровней
общего образования не является новым, внедрение современных методик
обучения, воспитания и развития, все более частое использование
инновационных технологий подготовки детей к переходу на следующий
уровень образования позволяет рассматривать данный вопрос с учетом
существующих тенденций и достигнутых результатов. Особую актуальность
и практическую значимость вопросы преемственности приобретают в связи с
переходом российских дошкольных образовательных учреждений и школ на
федеральные государственные образовательные стандарты.
Стратегия современного Российского образования обусловлена рядом
нормативно-правовыми документами, которые используются на уровне
дошкольного и начального общего образования.
Нормативно-правовые документы:
начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МОРФ
17.06.2003г.
кой Федерации» от
29 декабря 2012 г. N273-ФЗ.
-2017
годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N761).
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 17 октября 2013г. N1155).
1
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ).
Концепция
является
теоретико-методологической
основой
взаимодействия педагогов детских садов и школ. В ней закреплен отказ от
диктата начальной школы по отношению к детскому саду, утвердила
индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой
образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок будет чувствовать
себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными
особенностями.
Что такое преемственность?
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между
различными ступенями в развитии качеств личности ребёнка, опора на его
нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в
последующие годы образования.
Преемственность образовательного процесса на начальных его
ступенях представляется как процесс и результат проявления
систематичности и последовательности освоения образовательных программ
дошкольного и начального общего образования на основе непрерывности
«векторов» образовательных траекторий.
Таким образом, перед педагогами и руководителями образовательных
организаций, реализующих программы дошкольного и начального общего
образования, стоит задача не только знать требования, устанавливаемые
ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования, но и понимать,
как реализовать их в практике работы и почему это крайне необходимо в
контексте идей развивающего обучения.
Проблема развития является центральной в реализации ФГОС ДО. Ее
решение служит фундаментом для обеспечения воспитания и обучения. В
основу современной отечественной возрастной психологии легло положение
о зонах актуального и зоне ближайшего развития, выделенные
Л.С.Выготским.
Обратимся к стандартам и рассмотрим, как требование преемственности
реализуется в ФГОС.
Критерии
сравнения
Общие
положения
ФГОС
ФГОС ДО
ФГОС НОО
- Стандарт разработан на основе - В основе Стандарта лежит
следующих основных принципов:
системно-деятельностный
1) поддержка разнообразия детства; подход.
сохранение
уникальности
и
самоценности детства;
2
Требования
ФГОС к цели
обучения
Требования
ФГОС к
результатам
обучения
2)
личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия взрослых и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах,
специфических для детей данной
возрастной группы.
Основные принципы дошкольного
образования:
построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных
особенностей
каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в
выборе
содержания
своего
образования, становится субъектом
образования
(далее
индивидуализация
дошкольного
образования);
- содействие и сотрудничество детей и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности; …
формирование
познавательных
интересов и познавательных действий
ребенка
в
различных
видах
деятельности…»
- Требования Стандарта к результатам
освоения Программы представлены в
виде целевых ориентиров, которые
представляют
собой
социальнонормативные
возрастные
характеристики
возможных
достижений
ребенка
на
этапе
завершения уровня дошкольного
образовании,
что
делает
неправомерными
требования
от
ребенка
дошкольного
возраста
конкретных
образовательных
достижений.
- Настоящие целевые ориентиры
предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок к
На
ступени
начального
общего
образования
осуществляется
…
формирование основ умения
учиться и способности к
организации
своей
деятельности.
- Стандарт устанавливает
требования к результатам
обучающихся: … личностным,
метапредметным,
предметным…
- При итоговой оценке
качества освоения Программы
…
должна
учитываться
готовность ребенка к решению
учебно-практических
и
учебно-познавательных задач.
- Система оценки достижения
планируемых
результатов
…позволяет
осуществлять
оценку динамики учебных
достижений обучающихся.
3
учебной деятельности на этапе
завершения
ими
дошкольного
образования.
Требования
- Программа направлена на:
ФГОС к
создание условий развития ребенка,
содержанию
открывающих возможности для его
обучения
позитивной
социализации,
его
личностного
развития,
развития
инициативы
и
творческих
способностей
на
основе
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности;
на
создание
развивающей
образовательной среды…
- Содержание Программы должно
обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности…»
- Конкретное содержание указанных
образовательных областей зависит от
возрастных
и
индивидуальных
особенностей детей, определяется
целями и задачами Программы и
может реализовываться в различных
видах деятельности (общении, игре,
познавательно-исследовательской
деятельности
как
сквозных
механизмах развития ребенка)
- Обязательная часть Программы
предполагает комплексность подхода,
обеспечивая развитие детей во всех
пяти
взаимодополняющих
образовательных областях
Психолого1.
Для
успешной
реализации
педагогические Программы должны быть обеспечены
условия
следующие психолого-педагогические
реализации
условия:
Образовательной - уважение взрослых к человеческому
программы
достоинству детей, формирование и
поддержка
их
положительной
самооценки,
уверенности
в
собственных
возможностях
и
способностях;
- использование в образовательной
Программы
отдельных
учебных
предметов
разрабатываются на основе:
- требований к результатам
освоения Программы;
- программы формирования
универсальных
учебных
действий
Программа
должна
предусматривать… создание
системы
воспитательных
мероприятий, позволяющих
обучающемуся осваивать и на
практике
использовать
полученные знания;
формирование
целостной
образовательной
среды,
включающей
урочную,
внеурочную и внешкольную
деятельность…,
формирование
у
обучающегося
активной
деятельностной позиции.
1. Интегративным результатом
реализации
указанных
требований
должно
быть
создание
комфортной
развивающей образовательной
среды.
2. Психолого-педагогические
условия
реализации
Программы
должны
обеспечивать:
- преемственность содержания
4
деятельности форм и методов работы
с детьми, соответствующих их
возрастным
и
индивидуальным
особенностям;
- ориентация на интересы и
возможности каждого ребенка и учет
социальной ситуации его развития;
поддержка
взрослыми
положительного, доброжелательного
отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в
разных видах деятельности;
поддержка
инициативы
и
самостоятельности
детей
в
специфических
для них
видах
деятельности;
возможность
выбора
детьми
материалов,
видов
активности,
участников совместной деятельности
и общения;
- вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность…
и
форм
организации
образовательного процесса;
- учет специфики возрастного
психофизического
развития
обучающихся;
- формирование и развитие
психолого-педагогической
компетентности
педагогических
и
административных
работников,
родителей
обучающихся;
- вариативность направлений
и форм/ диверсификацию
уровней
психологопедагогического
сопровождения
участников
образовательного
процесса
психолого-педагогического
сопровождения…
Проведенный анализ содержания ФГОС ДО и ФГОС НОО указывает
на наличие обоснованного механизма их взаимосвязи и преемственности.
В ФГОС ДО зафиксированы требования к результатам освоения ООП.
Планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования. Они являются социально-нормативными
возрастными характеристиками возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня дошкольного образования. Хочется обратить внимание,
что это возможные достижения ребенка, в отличие от требований к
результатам обучающихся освоения ООП НОО. Специфика дошкольного
детства – гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс
вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.
Целевые ориентиры очень важны в достижения успеха ребенка на
уровне начального общего образования. На этапе завершения дошкольного
образования целевые ориентиры устанавливают следующие социальнонормативные возрастные характеристики:
1.
ребенок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности
–
игре,
общении,
познавательно-исследовательской
5
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
Овладевает основными видами деятельности, может включаться в
разные виды деятельности и прежде всего в такой вид деятельности как игра,
т.к. является основным видом деятельности для дошкольников. Умение
включаться в общение, познавательно-исследовательскую деятельность
(например, исследовать свойства воды, песка и т.д., делать простейшие
выводы). Дошкольники способны уже самостоятельно выбирать себе род
занятий (есть уголки …)
2.
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру,
к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты;
3.
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилами социальным нормам;
4.
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
5.
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими;
6.
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
7.
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
6
истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Можно сделать вывод, что целевые ориентиры являются основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования, т.е.
являются основанием для планируемых результатов, которые будут
формироваться в начальной школе. Если на уровне дошкольного образования
будут соблюдаться требований к условиям реализации ООП, то целевые
ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного
образования. А предпосылку к учебной деятельности станут основой для
формирования УУД.
Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и
взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ.
Формы осуществления преемственности нашей школы с дошкольными
образовательными учреждениями можно поделить по следующим
направлениям:
1. Работа с детьми.
2. Взаимодействие педагогов.
3. Сотрудничество с родителями.
Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет
оценить адаптацию учащихся, поговорить о каждом ребенке, постараться
помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведенных за ним еще в
детском саду. Такое сотрудничество ради детей и позволяет добиваться
положительных результатов в работе. У воспитателей есть возможность
следить за учебой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по
подготовке воспитанников к школе; учителя же ближе знакомятся с
будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.
Список литературы
1.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2006
2.
Давыдов
В.В.
Проблемы
развивающего
обучения:
Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. М.,
2001
3.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.. 2006
4.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд.
второе, доп., испр. и перераб. — М., 2000
7
5.
Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. СПб., 2002
6.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической
антропологии. М., 2004
7.
Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. М., 2001
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г., № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»
9.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
8