Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Преемственность дошкольного и начального общего образования

  • 👀 360 просмотров
  • 📌 309 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Преемственность дошкольного и начального общего образования» pdf
Лекция 29 Преемственность дошкольного и начального общего образования Одним из приоритетных направлений развития современной российской системы образования выступает обеспечение качества образования с учетом образовательных потребностей личности, задач современного общества. Развитие активной, самостоятельной, мотивированной к непрерывному образованию личности представляет собой наиболее актуальную задачу современных образовательных учреждений. Особая роль в решении этой задачи отводится первому уровню общего образования – дошкольному образованию, так как именно этот период является во многом определяющим для дальнейшего обучения и жизненного становления ребенка. Таким образом, особую актуальность на современном этапе приобретает проблема преемственности дошкольного и начального общего образования. Несмотря на то, что вопрос преемственности различных уровней общего образования не является новым, внедрение современных методик обучения, воспитания и развития, все более частое использование инновационных технологий подготовки детей к переходу на следующий уровень образования позволяет рассматривать данный вопрос с учетом существующих тенденций и достигнутых результатов. Особую актуальность и практическую значимость вопросы преемственности приобретают в связи с переходом российских дошкольных образовательных учреждений и школ на федеральные государственные образовательные стандарты. Стратегия современного Российского образования обусловлена рядом нормативно-правовыми документами, которые используются на уровне дошкольного и начального общего образования. Нормативно-правовые документы: начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МОРФ 17.06.2003г. кой Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ. -2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N761). дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N1155). 1 образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ). Концепция является теоретико-методологической основой взаимодействия педагогов детских садов и школ. В ней закреплен отказ от диктата начальной школы по отношению к детскому саду, утвердила индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями. Что такое преемственность? Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности ребёнка, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования. Преемственность образовательного процесса на начальных его ступенях представляется как процесс и результат проявления систематичности и последовательности освоения образовательных программ дошкольного и начального общего образования на основе непрерывности «векторов» образовательных траекторий. Таким образом, перед педагогами и руководителями образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и начального общего образования, стоит задача не только знать требования, устанавливаемые ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования, но и понимать, как реализовать их в практике работы и почему это крайне необходимо в контексте идей развивающего обучения. Проблема развития является центральной в реализации ФГОС ДО. Ее решение служит фундаментом для обеспечения воспитания и обучения. В основу современной отечественной возрастной психологии легло положение о зонах актуального и зоне ближайшего развития, выделенные Л.С.Выготским. Обратимся к стандартам и рассмотрим, как требование преемственности реализуется в ФГОС. Критерии сравнения Общие положения ФГОС ФГОС ДО ФГОС НОО - Стандарт разработан на основе - В основе Стандарта лежит следующих основных принципов: системно-деятельностный 1) поддержка разнообразия детства; подход. сохранение уникальности и самоценности детства; 2 Требования ФГОС к цели обучения Требования ФГОС к результатам обучения 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы. Основные принципы дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования); - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; … формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности…» - Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образовании, что делает неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. - Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к На ступени начального общего образования осуществляется … формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. - Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: … личностным, метапредметным, предметным… - При итоговой оценке качества освоения Программы … должна учитываться готовность ребенка к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. - Система оценки достижения планируемых результатов …позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. 3 учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Требования - Программа направлена на: ФГОС к создание условий развития ребенка, содержанию открывающих возможности для его обучения позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды… - Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности…» - Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка) - Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях Психолого1. Для успешной реализации педагогические Программы должны быть обеспечены условия следующие психолого-педагогические реализации условия: Образовательной - уважение взрослых к человеческому программы достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; - использование в образовательной Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе: - требований к результатам освоения Программы; - программы формирования универсальных учебных действий Программа должна предусматривать… создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность…, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции. 1. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. 2. Психолого-педагогические условия реализации Программы должны обеспечивать: - преемственность содержания 4 деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; - ориентация на интересы и возможности каждого ребенка и учет социальной ситуации его развития; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; - вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность… и форм организации образовательного процесса; - учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; - формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей обучающихся; - вариативность направлений и форм/ диверсификацию уровней психологопедагогического сопровождения участников образовательного процесса психолого-педагогического сопровождения… Проведенный анализ содержания ФГОС ДО и ФГОС НОО указывает на наличие обоснованного механизма их взаимосвязи и преемственности. В ФГОС ДО зафиксированы требования к результатам освоения ООП. Планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Они являются социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Хочется обратить внимание, что это возможные достижения ребенка, в отличие от требований к результатам обучающихся освоения ООП НОО. Специфика дошкольного детства – гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность. Целевые ориентиры очень важны в достижения успеха ребенка на уровне начального общего образования. На этапе завершения дошкольного образования целевые ориентиры устанавливают следующие социальнонормативные возрастные характеристики: 1. ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской 5 деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Овладевает основными видами деятельности, может включаться в разные виды деятельности и прежде всего в такой вид деятельности как игра, т.к. является основным видом деятельности для дошкольников. Умение включаться в общение, познавательно-исследовательскую деятельность (например, исследовать свойства воды, песка и т.д., делать простейшие выводы). Дошкольники способны уже самостоятельно выбирать себе род занятий (есть уголки …) 2. ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; 3. ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилами социальным нормам; 4. ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; 5. у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; 6. ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; 7. ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, 6 истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Можно сделать вывод, что целевые ориентиры являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, т.е. являются основанием для планируемых результатов, которые будут формироваться в начальной школе. Если на уровне дошкольного образования будут соблюдаться требований к условиям реализации ООП, то целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. А предпосылку к учебной деятельности станут основой для формирования УУД. Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ. Формы осуществления преемственности нашей школы с дошкольными образовательными учреждениями можно поделить по следующим направлениям: 1. Работа с детьми. 2. Взаимодействие педагогов. 3. Сотрудничество с родителями. Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию учащихся, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведенных за ним еще в детском саду. Такое сотрудничество ради детей и позволяет добиваться положительных результатов в работе. У воспитателей есть возможность следить за учебой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя же ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями. Список литературы 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2006 2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 2001 3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.. 2006 4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М., 2000 7 5. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. СПб., 2002 6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 2004 7. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г., № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 8
«Преемственность дошкольного и начального общего образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot