Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предметные результаты обучения английскому языку. Овладение коммуникативной компетенцией.

  • 👀 409 просмотров
  • 📌 375 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предметные результаты обучения английскому языку. Овладение коммуникативной компетенцией.» docx
Лекция 6. Предметные результаты обучения английскому языку. Овладение коммуникативной компетенцией. 1. Овладение умениями преобразовывать коммуникативную ситуацию. 2. Овладение системными языковыми знаниями и представ­лениями. 1. Овладение коммуникативной компетенцией. Обучение иностранному языку рассматри­вается как важный этап, закладывающий умения и навыки обще­ния на иностранном языке. Разумеется, общение на иностранном языке как форма социального взаимодействия невозможно в от­рыве от естественной языковой среды. Однако преподаватели с помощью учеб­ника и аудиовизуальных средств могут научить ребенка общаться на иностранном языке в определенной конкретной обстановке. Иными словами, на этапах обучения иностранному языку необходимо заложить основы для всестороннего развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности — слушании и говорении, чтении и письме и на школьной стадии изучения иностранного языка включает в себя следующие коммуникативные умения: • поддерживать и завершать беседу на пройденные темы, т. е. задавать вопросы и отвечать на них; • внимательно слушать собеседника и реагировать на его во­просы; • выражать свою точку зрения в пределах тематики и ситуа­ций общения, содержащихся в учебнике; • отбирать необходимую инфор­мацию при чтении про себя (поисковое чтение), хорошо пони­мать содержание учебных текстов, уметь найти в тексте; • выполнять некоторые виды письменных заданий как за­крепление устной работы, владеть английской транскрипцией; • понимать и реагировать на устные высказывания учителя, партнёра по диалогу, носителя языка; • прослушать, а затем пересказать аутентич­ные тексты. Процесс общения на иностранном языке подразумевает развитие важного компонента коммуникативной компетенции — лингвистической компетенции, представляющей собой готовность использования иностранного языка как орудия речемыслительной деятельности, а именно активное и пассивное употребление учащимися соответствующего количества грам­матических структур, овладение правильным произношением и наличие определённого лексического запаса. То есть подразуме­вается, что обучаемые научатся говорить, читать, писать и пони­мать иностранную речь на слух в пределах тематики и ситуаций общения, чётко обозначенных в каждом уроке. Из приведённых выше положений вытекает, что обучение иностранному языку в школе должно быть комму­никативно направленным. Коммуникативным задачам подчи­няется и отбор языкового материала, который осуществляется с учётом интересов детей разного возраста и их лексического за­паса на родном языке. Необходимо также научить ребенка пред­ставлять себе цель общения, т. е. ясно понимать, для чего он употребляет то или иное слово, читает текст, участвует в диа­логе, прослушивает и заучивает рифмовку и т.д. Материал вво­дится последовательно, по принципу «от простого к сложному», лексико-грамматические блоки объединены общей коммуника­тивной функцией. Грамматические объясне­ния, изложенные в доступной и доходчивой форме, также несут в себе коммуникативный смысл, обращаясь к ребенку и помогая ему легко использовать полученные знания на практике. Раз­витие коммуникативных способностей учащихся на иностранном языке нужно рассматривать как неотъемле­мую часть общего процесса развития, воспитания и обучения на основе опыта родного языка. Как и при изучении других пред­метов, необходимо научить ребенка планировать и контролиро­вать свою речь при ответе (в этот период очень важно научиться быть внимательным), но в то же время у ребенка важно сфор­мировать умение участвовать в общей беседе, высказывать соб­ственные мысли самостоятельно, спонтанно и естественно, про­являть инициативу и демонстрировать уверенность. 2. Овладение умениями преобразовывать коммуникативную си­туацию. Развитие способности к общению на иностранном языке связано в первую очередь с участием в коммуникативных ситуа­циях и их преобразованием в соответствии с коммуникативными целями и задачами. Преобразовать ситуацию — значит активно участвовать в общении, добавляя собственную информацию, до­биваясь понимания, убеждая других, изменяя первоначальную точку зрения, осуществляя поиск решения, разрешая проблему, координируя коллективные действия, достигая результата. Как известно, говорение включает в себя различные акты, которые протекают в конкретных ситуациях общения и явля­ются его продуктом. Вместе с тем в структуре устно-речевого общения коммуникативная ситуация возникает в определён­ных сферах общения: социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной, игровой. Коммуникативные ситуации влияют на выбор тематики и могут быть как однотемными, на­пример в социально-бытовой сфере, так и политемными, напри­мер в социально-культурной сфере. Для того чтобы иметь представление о возможных путях реа­лизации задач общения, помимо коммуникативных ситуаций, сфер, оформления и коммуникативных задач даны пример­ные стимулы для оформления разных типов высказываний, та­ких, как диалог-расспрос, монолог-описание, диалог - «этикет», монолог -сообщение и др. Отбор языкового (фонетического, лексического и граммати­ческого) материала для говорения осуществляется в программе в соответствии с задачами общения и предполагает логичный, по­следовательный и динамичный выход на планируемый результат обучения. В новой программе сделана попытка показать динами­ку «прироста» подлежащего усвоению материала на каждом по­следующем этапе обучения. Кроме того, в ней в качестве одно­го из компонентов содержания структурирован в соответствии с другими основными содержательными вехами лингвострано­ведческий и страноведческий материал, что позволяет расши­рить целевые возможности программы, сориентировать обучение не только на приобретение речевых навыков и умений, но и на введение детей в мир иной культуры, приобщение их к социо­культурным особенностям другого народа. Так, например, для развития у первоклассников умений называть лица, предметы, животных и действия с ними в рамках тем «Любимые герои ска­зок и мультфильмов», «Еда», «Любимые игры», «Мир животных и отношение к ним», «Времена года», «Погода», «Школа» про­исходит ознакомление детей с героями сказок и мультфильмов, известными в стране изучаемого языка, с национальными блю­дами, с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, с названиями животных, обитающих в стране изучаемого языка, с её некоторыми географическими и климатическими особен­ностями, с названиями школьных дисциплин, принятых в этой стране. На втором этапе обучения список тем расширяется: в него включаются такие темы, как «Путешествия и экскурсии», «Транспорт», «Город (село) и его достопримечательности», «Сво­бодное время», и учащиеся знакомятся в рамках этих тем с ме­рами длины и веса, денежными знаками и ценами, принятыми в стране изучаемого языка, с названиями городов и их основными достопримечательностями, с государственной символикой, с гео­графической картой; им сообщаются также некоторые сведения об истории народа, говорящего на изучаемом языке. На третьем этапе к этому материалу прибавляется знакомство школьников с основными дорожными знаками, принятыми в стране изучаемого языка, а также с вывесками в магазинах и т.д. В методическом отношении существенным является ещё и то, что аудирование и говорение способствуют развитию друг дру­га в процессе обучения, так как понимание формируется в про­цессе говорения, а говорение — в процессе понимания. В про­цессе говорения имеет место предварительная фиксация мыслей при помощи внутренней речи, т. е. составление мыслительного плана или конспекта будущего высказывания. Дальнейший ком­муникативный процесс связан с достижением коммуникативной цели через последовательное преобразование коммуникативной ситуации речевыми средствами. 3. Овладение системными языковыми знаниями и представлениями. В современном образовательном стандарте отмечается, что обучение иностранному языку в школе должно пред­полагать создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся представлений о языке как средстве общения. Формирование системных знаний и пред­ставлений о языке отвечает задачам обучения и воспитания, т.к. при непонимании основных законов функционирования языка как системы учащимся приходится заучивать отдельные языко­вые элементы, что противоречит психологическим особенностям данной возрастной группы. Такая переориентация, смена приоритетов не означает отказа от традиционных ценностей. Система знаний и способ деятельности, качество знаний (полнота, глубина, системность, гиб­кость, осознанность) остаются основанием, «несущей конструк­цией» образовательного процесса и способствуют использованию языка в коммуникативных условиях. Одним из важных показателей качества знаний учащихся яв­ляется их системность. Знания, хотя и представляют собой компо­нент содержания обучения, в то же время не являются основными; понятия науки в предмете «иностранный язык» вводятся лишь по мере необходимости для сознательного овладения деятельностью. А сознательное овладение деятельностью возможно лишь в том случае, когда полученные учениками знания будут системными. Системные языковые представления учащихся школы могут быть двух видов: лексико-грамматические и коммуникативно-смысловые. Лексико-грамматические системные представления заключа­ются в обобщении и систематизации лексических и граммати­ческих структур в соответствии с существующими в языке син­таксическими и морфологическими нормами, а также правилами употребления лексического материала. Коммуникативно-смысловые системные представления отли­чаются большей сложностью и представляют собой обобщение и систематизацию аутентичных языковых форм, которые служат исключениями из правил и расширяют знания учащихся о ре­альном языковом функционировании. Вопросы для обсуждения: • Почему умение преобразовывать коммуникативную ситуа­цию важно для обучения иностранному языку уже с на­чальной школы? • Как и где возникает коммуникативная ситуация в реаль­ных условиях? • Как и где возникает коммуникативная ситуация в учебных условиях? • Какие диалоги и монологи возможны для обучения ино­странному языку в учебных условиях? • Почему важно формировать у учащихся системно­-языковые представления? • Почему осознанность языковых знаний предполагает их системность? • В чём состоит специфика лексико-грамматических (нор­мативных) и коммуникативно-смысловых (аутентичных) системно-языковых представлений? • Какие компоненты материалов для учащихся способствуют формированию у них системно-языковых представлений и с помощью каких заданий решается эта задача? • Как можно создавать языковую среду для развития комму­никативной компетенции в учебных условиях? • Что важно для активного включения учащихся в процесс общения на иностранном языке?
«Предметные результаты обучения английскому языку. Овладение коммуникативной компетенцией.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot