Предмет психологии. Понятие психического образа
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1. Предмет психологии. Понятие психического образа.
Вопросы к занятию:
1. Понятие психики и её функции.
2. Структура психики.
1. Понятие психики и её функции.
Психология – это наука, изучающая психику человека. Психика включает в себя чувства, представления, мысли, стремления, желания. К ней относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Психика представляет собой одно из свойств мозга. Оно заключается в способности отражать окружающую реальность. Соответственно, отражение считается главной функций психикой. Его результатом является формирование психического образа. Человек воспринимает мир и строит своё поведение в нём посредством субъективных психических образов, идёт ли речь о каких-либо предметах, событиях или о других людях. Субъективность образа означает его зависимость от внутреннего состояния человека, его потребностей, мотивов, целей, установок, настроения и т.д. Образ формируется на базе накопленного жизненного опыта, сложившегося мировоззрения, а также особенностей восприятия. Психический образ нельзя представлять как фотографический снимок, хотя бы потому что многие из лежащих в его основании процессов человек не замечает. Формирование образа проходит три стадии, которые называются уровнями отражения:
• Сенсорно-перцептивный уровень. Он включает в себя ощущения и восприятие. В системе образного отражения этот уровень является базовым. В зависимости от того какие органы чувств оказываются задействованными, бывают зрительные (визуальные), слуховые, обонятельные, тактильные, вкусовые и даже температурные образы. На этом уровне у человека складываются образ пространства. Большинство из сенсорных образов усваиваются в детстве, поэтому во многом поведение построено на сенсорных стереотипах. Чтобы преодолеть их, требуется специальная целенаправленная тренировка, сознательный контроль возникающих образов.
• Уровень представлений. За него отвечают воображение и память. Возникающие с их помощью образы отличаются абстракцией и определённой степенью обобщения. Человек может вычленять главные для него свойства в предметах, событиях или характеристиках людей, сравнивать их между собой, значимость чего-то усиливать или, наоборот, преуменьшать. Образы-представления в совокупности образуют картину мира. В психологии их ещё называют когнитивными картами, концептуальными моделями, психическими схемами. Не случайно, когда психологи исследуют детей, то чаще всего они просят их что-то нарисовать: семью, свой дом, друзей, самих себя и т.п. Кстати, взрослым тоже иногда бывает легче нарисовать или схематически представить какую-то ситуацию, чем описать её словами.
• Уровень вербально-логического мышления. К нему принадлежат мышление и речь, а его результатом выступают образы-понятия, отличающие от представлений своей рациональностью. Благодаря этому уровню у человека есть способность к обучению. Любой образ состоит не только из информации, получаемой «здесь и теперь», к её оценке и интерпретации подключается имеющиеся знания. Образы-понятия фиксируются человеком в знаках, например, в языке, где каждое слово представляет собой особый знак. Но помимо языка, существуют и другие знаковые системы: математические, художественно-графические и т.п. На данном уровне возникает сознание человека, оно придаёт образам целостность. Интересно, что самого себя человек тоже воспринимает как образ. Сознание способствует тому, что мы можем отделить в своем представлении себя, собственное «Я» от нашего окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления и понимания. Эта способность человеческой психики называется самосознанием. Сама психика шире, чем сознания. Помимо осознанных образов, существуют и бессознательные, которые психология тоже изучает.
На всех уровнях выделяются свои закономерности. В каждой ситуации соотношения между данными уровнями различно, отсюда какие-то образы получаются завершёнными, а какие-то – нет, меняется и степень осознанности разных компонентов психических образов. Некоторые психологи сравнивают психику с пачкой рисунков, возникающие у нас образы никогда не совпадают с реальностью, как реальный пейзаж и картина художника. Более того, психика даже содержит несуществующие на самом деле образы. В психологии есть такие тесты, где просят нарисовать или описать несуществующее животное, растение или человека. С этими заданиями без труда справляются с даже маленькие дети! А если вспомнить историю искусства или науки, то она будет полна такими выдуманными образами.
Из приведённых уровней также следует, что психика, кроме отражения, обладает ещё одной функцией познания, которое происходит в практической деятельности человека, в его активном воздействии на природу, самого себя и других людей. Для психики познание важно не с точки зрения объёма усвоенных знаний. Оно требуется для того, что проверить правильность возникающих образов. Познание придаёт психике опережающий характер, то есть даёт возможность предвосхищать развитие ситуации и на основании этого принимать решения на будущее. Психика также отвечает за регулирование поведения. Даже элементарные сенсорные образы, например, зрительные или слуховые, служат для человека образцами поведения, на основе которых он меняет свою моторику, то есть двигательные реакции. В психоанализе, одном из направлений психологии, утверждается, что бессознательные образы имеют на поведение человека не меньшее значение, чем сознательные. Так, известный психоаналитик Эрик Бёрн, автор книг «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди», утверждал, что услышанные в детстве сказки задают весь сценарий жизни. Психические образы регулирует поведение ещё и потому, что они эмоционально нагружены как позитивными, так и негативными чувствами. Чем значимее образ для человека, тем больше чувств он вызывает. Особенность психика заключается в том, что мы быстро привязываемся к образам, и нам требуется время, чтобы приспособить образы к изменениям в окружающей реальности. Способность изменять образы индивидуальна. Некоторым для того, чтобы адаптировать к новой обстановке потребует один или два дня, другим необходимы будут месяцы. Какие-то из ранее усвоенных образов человек не меняет всю свою жизнь.
Также нужно обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека - она не дана в готовом виде с момента рождения и не развивается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми у ребёнка начинает складываться психика. В науке хорошо изучен феномен Маугли, детей, выросших в условиях социальной изоляции. Они, несмотря потом на годы реабилитации, не могут освоить человеческую речь, научиться осмысленно общаться с другими людьми. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд, и др.), в целом вся психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
2. Структура психики.
Для наглядности представим структуру психики в виде таблицы:
Психические явления
Поведение
Основной результат работы психики
Психические процессы
Психические состояния
Психические свойства и образования
Общее название, объединяющее ощущение, восприятие (вместе – сенсорика),
представление, внимание, память, мышление, научение, воображение, речь (но не язык!), мотивация, персонализация, самоактуализация и т.п.
Общее названия, объединяющее целостные (эмоции, чувства), временные (потребности, влечения, желания, интересы) и динамические (настроение) характеристики.
Особенности личности человека, её качества, черты характера, темперамент, способности. К образования относят задатки, знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды. Индивидуальность тоже является психическим свойством.
Процесс взаимодействия с окружающей средой, связанный с внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека. Поведение различают на биологическом (физиология), психологическом (психология) и социальном уровнях (социология).
Действие
особый психический процесс, направленный на достижение цели. Единица деятельности
Воля
сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий
Поступок
сознательное действие, акт направленного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность со всеми своими особенностями
Поведение, направленное на достижение цели, называется деятельностью. Основными видами деятельности являются общение, игра, труд, учение.
Заметим, что процессы, состояния и свойства могут быть как индивидуальные, так и групповые (коллективных). Примеры групповых типов приведены в следующей таблице. Ими занимается специальный раздел психологии – социальная психология. Он посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах.
Психические явления
Поведение
Основной результат работы психики
Психические процессы
Психические состояния
Психические свойства и образования
Общение, коммуникация, идентификация, межличностные отношения, формирование групповых норм и ценностей
Дружба, конфликт, психологический климат, паника, мода
Организованность, лидерство, комформизм
Поведение толпы, групповое давление, кооперация, подражание
Вопросы для контроля:
1. Соотнесите понятие психического и рекламного образа. Что в них общего, а что отличного?
2. Какие функции психики следует учитывать в первую очередь при разработке рекламного образа?
3. Приведите примеры того, как в рекламе используются бессознательные элементы психических образов?
4. Приведите примеры того, как в рекламе используются эффекты групповых психических явления?