Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет науки логики; основные законы

  • 👀 490 просмотров
  • 📌 457 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет науки логики; основные законы» doc
Тема:10. Предмет науки логики. Основные законы. План: 1. Предмет логики и ее задачи. Логика и язык. 2. Исторические этапы развития логики и место мыслителей Центральной Азии в этом процессе. 3. Законы логики как основные принципы правильного мышления. Цель занятия: раскрыть понятия логики, историю логики и вклад мыслителей Центральной Азии; рассмотреть виды понятий, объем и содержание и отношение между понятиями. Ключевые понятия: логика, мышление, правильное мышление, дедукция, индукция, аналогия, законы логики, понятие, объем понятий, содержание понятий, отношение между понятиями. 1. Название «логика» происходит от греческого «loqos» - слово. В дальнейшем, как мысль, учение. Предметом изучения науки логики является человеческое мышление. Логика – это наука о формах правильного мышления, изучаемых с точки зрения их структуры, о законах и правилах получения выводного знания; логика изучает также общие логические приемы, используемые в познании действительности. «Логика не только наука о разуме, это наука об ясном и компетентном разуме. В этом заключается разница логикой, которая занимается основами и техническими приемами компетентного разума и психологией, которая изучает мыслительный процесс».1 Правильным называют мышление, в котором выдерживается определенность, последовательность и доказуемость. «Главной целью логики, исследование логической истины и логического умозаключения. Но современный метод делает что-то вводящим в заблуждение».2 Логика изучает наши мысли (понятия, суждения, умозаключения) лишь со стороны структуры, т. е. со стороны их логической формы. Она открывает законы и правила, соблюдение которых является необходимым условием достижения истины в процессе получения выводного знания. Поскольку логика изучает мысли человека лишь со стороны их логической формы, ее называют формальной логикой. Формальная логика – это наука о формах т. е. структурах мысли. «Современная логика называется «математической» или «символической» логикой, так как ее методом является математическое исследование формального языка. Современные логики используют математику своим инструментом (в особенности абстрактная математика как и теоретическая наука) рассматривать суждение и его части языка как математический объект».1 Задачей логики является приведение в систему всех форм мышления. Логика исследует эти формы, группирует по определенным классам, определяют их особенности, их роль в познавательном процессе. Логическая форма или форма мышления – это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря, которым содержание сущности и отражают действительность. Логической формой той или иной мысли является строение этой мысли, т. е. способ связи частей ее конкретного содержания. Элемент – это составляющие, из которых состоит более сложный образ мысли. Связь – это отношения, как относятся элементы друг к другу. Знание, получаемое из ранее установленных истин, без посредственного обращения к опыту, к практике, путем применения законов логики к тем или иным истинным, доказанным положениям, называется выводным знанием. Основной задачей науки логики и является изучение законов связей мысли в процессе получения выводного знания. В процессе вывода истина достигается только при соблюдении следующих двух условий: 1) исходные положения (предпосылки) должны быть истинными; 2) в процессе рассуждения эти истинные предпосылки должны связываться в соответствии с законами и правилами логики. Язык – это звуковая материальная оболочка мысли. Мышление развивается и может развиваться на базе языкового материала. Без языка невозможно само мышление, невозможно его появление. Вне языка невозможна обобщающая деятельность мышления. Любой язык состоит из слов, т. е. условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы действия, а также из правил грамматики, позволяющих строить из слов предложения, являющими средствами выражения мысли. Слова и сочетания слов, являющиеся единицами языка, выступают в виде материальных слоев воздуха, в виде звуков. Мышление же являясь свойством особым образом организованной материи, т. е. в конечном счете определяемым материей, выступает в идеальной форме – в виде суждений, понятий, умозаключений. Сознание является способностью человека понимать окружающий мир; процессы происходящие в нем, мысли и действия, отношение к внешнему миру и самому себе. Изучение логики имеет вспомогательное значение. Логика помогает найти главное, в изучаемом предмете, приводить все в систему. Логика способствует умению стройно последовательно излагать свои мысли, точно передавать свои мысли для других. Логика помогает становлению грамотного мышления. Знание логики и приемов логического анализа, умение рассматривать мысль не только со стороны ее содержания, но и со стороны ее строения, т. е. логической формы, помогает избегать неясности, непоследовательности и противоречивости в рассуждениях. 2. Логические традиции сложились независимо друг от друга в древней Греции, Китае и древней Индии. Логика возникла и развивалась в лоне философии и рассматривалась как часть теории познания. Наиболее полно и широко вопросы логики в древности были рассмотрены и изложены Аристотелем (384 – 322 гг. до н. э.). Именно он является родоначальником логики, как системной науки.( «Категории», «Об истолковании», «Топика», «О софистических опровержениях»). Его логика основана на строгом различении истины и лжи. Истина, по Аристотелю, есть соответствие мысли действительности, ложь, напротив, возникает тогда, когда в мысли искаженно, превратно отражается действительность. После Аристотеля логика становится предметом обучения в академиях, школах. В средние века в Европе засилье христианской религии задавило науку, искусство. По вопросам логики главный спор был вокруг проблемы истолкования природы общих понятий (universalia). В эту же историческую эпоху в Центральной Азии происходит расцвет науки, искусства. Большой вклад в науку логику внесли такие мыслители как Хорезми, Фараби, ибн Сино и др. Фараби создатель логической системы- куллията, за что получил титул «ал - Мантики» («Логичный»). Логикой Фараби называл науку о том, как отличать истинное от ложного. Задачей логики является научить людей правильно выражать в языке свои мысли. Определяя объект логики, он указывает: 1) на способности, посредством которых человек мыслит категориями, овладевает науками и искусствами; 2) на категории, возникшие в душе человека и называемые внутренней речью; 3) на выражение того, что имеет место в уме,- это называется внешней речью. Большое внимание уделяет Фараби рассмотрению логических форм: понятий, суждений, умозаключений. Он рассматривает взаимоотношения субъекта и предиката, исходя из объема и содержания. В своей логической теории Ибн – Сина отталкивается от Аристотеля. Но он не был просто подражателем «Первого учителя. Логика нужна, чтобы отличить истину от лжи, достоверное от вероятного, значение от сомнительных мнений. При ее помощи мы определяем понятия, выводим суждения; поэтому логика есть наука о познании. Ибн – Сина исследует многие вопросы логики: сущность и структуру понятия, понятие и знак, деление понятий на виды; суждение, его строение и виды, способы образования суждений и приемы их преобразования; умозаключение и его структуру, виды умозаключений, его фигуры, модусы и правила, виды доказательства и опровержения, основания доказательства, правила и ошибки в доказательстве. Большое значение в разработке логики имеет учение Френсиса Бэкона. Целью научной индукции, с точки зрения Бэкона, является раскрытие причинных связей между явлениями окружающей действительности. Бэкон разработал теорию методов определения причинной связи между явлениями: метода сходства, метода различия и соединенного метода сходства и различия, а также метода сопутствующих изменений. Декарт сформулировал четыре правила, которыми нужно руководствоваться при всяком научном исследовании. В этих правилах указывается на необходимость принятие за истинное лишь того, что познано и проверенно (доказано), на необходимость расчленять в процессе исследования сложное на простое, восходить от простого к сложному, от более очевидного к менее очевидному, исследовать предмет во всех деталях и подробностях. Лейбниц впервые дал четкую формулировку закона достаточного основания, положил начало разработке принципов построения дедуктивных теорий, вскрыл аналитические свойства суждений отношения (логические свойства отношений), расширив тем самым учение дедуктивного вывода. 3. Логические законы – это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самой мыслью. Правильность рассуждения или истинность мысли – необходимое условие познающего мышления. Если это условие не соблюдается, то правильных результатов в процессе рассуждения получить нельзя. Из этого следует, что мысли, из которых строится, рассуждение, должны быть истинными по содержанию. Однако истинность мысли - необходимое, но не единственное условие достижения истины в процессе рассуждения. Необходима также правильная связь самих мыслей, их правильное построение. Если не соблюдается подобное условие, то возможен ложный вывод и из истинных рассуждений. Правильная связь мыслей в процессе рассуждения обуславливается законами мышления. Именно законы мышления предостерегают нас от ошибок и способствует построению логически правильных рассуждений. Логические законы выражают внутренне необходимые, существенные связи мыслей в процессе рассуждения. Законы логики – это частные законы, законы выводного знания, т.е. знание, полученное из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в данном конкретном случае к непосредственному опыту и практике, это результат применения их к имеющимся истинным мыслям. Среди множества законов формальной логики выделяют четыре в качестве основных: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Эти законы называются основными, потому что выражают наиболее важные принципы правильного мышления: определенность непротиворечивость, последовательность и обоснованность или доказательство. Первые три закона были открыты и сформулированы Аристотелем, а закон достаточного основания как особый закон логики был сформулирован выдающимся немецким мыслителем Лейбницом. Закон тождества может быть записан в виде формулы: «А есть А» (растение есть растение, он студент). В законе тождества выражается тождественность мысли самой себе, необходимо иметь в виду тождественность ее объема. Закон тождества кратко можно сформулировать следующим образом: мысли тождественны друг другу, если они имеют один и тот же объем; каждая высказанная мысль тождественна самой себе, если ее объем остается неизменным. Закон противоречия гласит: два суждения, из которых в одном утверждается нечто о предмете мысли («А есть В»), а в другом то же самое отрицается об этом же предмете мысли («А не есть В»), не могут быть сразу истинными (если при этом признак В утверждается или отрицается о предмете мысли А, рассматриваемом в одно и то же время и в одном и том же отношении). Коротко закон формулируется так: «невозможно что– либо вместе утверждать и отрицать». Символически это выглядит так: 1. данное S есть P – данное S не есть P; 2. ни одно S не есть P – все S есть P; 3. все S есть P- некоторые S не есть P; 4. ни одно S не есть P – некоторые S есть P. Данный логический закон мышления действует всюду, где наше мышление правильное. Согласно этому закону, необходимая логическая связь между мыслями возможна при условии, что всякий раз, когда в рассуждении или в ведении появится мысль о каком – либо предмете, мы будем мыслить тот же самый предмет и в том же самом содержании его признаков. Закон тождества в мышлении представляет собой нормативное правило (принцип), гласящее, что в процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим, иначе могут возникнуть логические ошибки, называемые «подменой понятий» или «подмена тезисов». Закон непротиворечия является отражением в нашем мышлении определенных сторон действительности; он отражает тот факт, что та или иная вещь или ее свойства не могут одновременно и быть и не быть, и существовать и не существовать, когда мы при рассмотрении вещей отвлекаемся от их изменения, их развития. Закон исключенного третьего формулируется следующим образом: из двух отрицающих друг друга суждений одно непременно истинно, два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными: одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно, третьего суждения быть не может. Символически это обозначается так: «или А, или не А ». Этот закон ограничивает круг исследования истины двумя исключающими альтернативами и способствует рациональному разрешению возникшего противоречия. Закон исключенного третьего требует ясных определенных ответов, указывая на невозможность отвечать на один и тот же вопрос в одном и том же смысле и «да» и «нет», на невозможность искать нечто среднее между утверждениями чего–либо и отрицанием того же самого. Закон достаточного основания формулируется следующим образом: всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, т. е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным. Наши мысли о каком-либо событии, явлении могут быть истинными и ложными. Считая, что наша мысль истинна, нам нужно доказать это, т. е. установить ее соответствие действительности, обосновать свое утверждение. Символически это можно выразить так: «А есть потому, что есть В». Закон достаточного основания указывает, что для расширения нашего знания наука в доказательство новых положений может приводить только положения доказанные. Этот закон является отражением всеобщей взаимосвязи, существующими между предметами и явлениями в окружающем мире. Особенность законов логики состоит в том, что они имеют очень широкую область применения. Законы получения выводного знания соблюдаются в любой науке, будь то математика, физика, история или какая- либо другая наука. Литература: 1. Солодухин О. А. Логика. Ростов- на Дону, 2002. 2. Бочаров В. А., Маркин В. И, Основы логики.- М., 2002. 3. Войшвилло Е. К., Дегтярев М.Г. Логика.- М., 2000. 4. Ивлев Ю. В. Учебник логики.- М., 2003.
«Предмет науки логики; основные законы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot