Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«…….» ?
Конспект учебной лекции по дисциплине
«ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Тема: «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Выполнил
магистрант группы
…… ……….. Проверил
…………………….
Город
2017
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Предмет и задачи возрастной психологии. ……………………………………………3
2. Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками…………………….8
3. Методы возрастной психологии……………………………………………………….10
4. Проблемы психологии возрастного развития…………………………………………14
5. Список литературы…………………………………………………………………….17
1. Предмет возрастной психологии
Одной из фундаментальных отраслей современной психологической науки является возрастная психология.
Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая общие закономерности развития на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, а также особенности возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому.
Проблемы возрастной психологии рассматриваются работах отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, В. В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, И.С. Кона, Л.А. Венгера.
Результаты исследований в этой области науки, находят отражение и в работах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ш. Бюллер, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Валлона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера.
Рис. 1. Предмет возрастной психологии
Предмет изучения возрастной психологии – развитие. Развитие в широком смысле слова понимается как изменение во времени.
В зависимости от протяженности временной дистанции различают 4 вида изменений:
1) филогенез;
2) антропогенез;
3) онтогенез;
4) микрогенез.
???? Встречались ли (знакомы ли Вы) Вам эти понятия со сходной основой (…генез)
Психическое развитие – это необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека.
Виды изменений.
• Количественные - Качественные
• Эволюционные - Революционные
• Прогресс – Регресс.
К количественным характеристикам можно отнести: темп развития (нормальный, ускоренный, замедленный).
Качественные характеристики выражаются в изменении структуры и соотношения между разными психическими функциями. Наиболее интересны и заметны качественные изменения, связанные с сензитивными периодами процесса развития.
!!! Выписать в словарь и раскрыть понятие сензитивный период развития.
???? Предположите (ответьте на вопрос):
- чем характеризуются эволюционные изменения;
- как происходят революционные изменения.
Принято считать, что процесс развития определяется биологическими (организм, его функции), социальными факторами и активностью личности, ее субъектностью.
!!! Выписать в словарь и раскрыть понятия активность личности, субъектность.
Биологические особенности организма рассматриваются в качестве предпосылок психического развития.
Социальная среда (условия ) – источник психического развития.
В качестве движущих сил развития, в отечественной традиции принято рассматривать возникновение и разрешение противоречий.
** Заполнить (задание студентам) таблицу:
Характеристики
развития
Факторы психического развития
Примеры (конкретизируйте информацию о факторах)
Предпосылки психического развития
Биологические особенности
Источник психического развития
Социальная среда (условия)
Н-р: обогащенная среда, ……
Движущие силы психического развития
Противоречия
Н-р: между желаниями и возможностями,….
Среди процессов развития выделяют два вида:
а) возрастное – это развитие видов деятельности, отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, отношения к себе;
б) функциональное развитие – происходит при усвоении знаний, навыков и умений, это развитие отдельных психических процессов и функций.
Категория возраста является одной из основных для возрастной психологии.
Возраст - качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями.
В специальной литературе выделяют следующие типы возрастов:
1. Хронологический возраст
2. Биологический возраст
3. Психологический возраст
4. Социальный возраст
5. Субъективный возраст
!!!! Целесообразно разобрать вместе со студентами
Одним из важных критериев, позволяющих диагностировать особенности развития, являются нормы развития. Принято выделять:
• среднестатистические
• социокультурные
• индивидуально-личностные
• комбинированные
Важнейшим с точки зрения организации практической работы по минимизации и устранению проблем человека, организации психологической помощи, является понятие механизмов развития.
Механизмы развития – понятие, описывающее, на основе каких конкретных процессов происходит преобразования объекта развития (В.И. Слободчиков). В качестве примеров изученных механизмов можно привести следующие.
1. Интериоризация – как присвоение форм социальных отношений (Л.С. Выготский).
2. Рефлексия как механизм анализа, понимания, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений себе и к другим, своих задач, назначения. Ряд авторов (Степанов, Слободчиков, Старовойтенко, Гуткина ) определяют личностную рефлексию как самоинициирующий процесс переосмысления “я”, который отражает потребность личности в развитии и самоизменении.
3. Подражание формам поведения другого.
В теории и практике возрастной и ряда других отраслей психологии (специальной, социальной, консультативной, клинической, педагогической) большое значение имеет учет таких закономерностей психического развития как:
• неравномерность;
• гетерохронность;
• неустойчивость развития;
• сензитивные периоды развития;
• кумулятивность развития;
• дивергентность-конвергентность хода развития.
В психологии выделяют следующие области развития:
1. Психофизическая – включает в себя внешние и внутренние изменения тела человека.
2. Психосоциальная – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.
3. Когнитивная – включает все аспекты познавательного развития.
Благодаря решению теоретических задач, а также обобщению и систематизации опыта и достижений практики происходит развитие самой возрастной психологии, как науки. Научные задачи возрастной психологии можно определить следующим образом:
1) описание процесса развития;
2) объяснение особенностей развития;
3) составление индивидуального прогноза развития в норме и при наличии особенностей.
Одной из фундаментальных задач возрастной психологии является задача создания теоретической модели развития, позволяющей получать убедительные ответы на многочисленные и непростые вопросы, связанные с процессом взросления, развития и эффективно решать прикладные задачи.
К важным прикладным задачам относятся:
1) построение систем диагностики психического развития;
2) построение систем коррекции психического развития;
3) решение задач профилактики возможных нарушений в процессе психического развития.
Таким образом, возрастная психология сегодня является популярной и интенсивно развивающейся отраслью психологической науки, направленной на решение как теоретических, так и огромного круга актуальных практических задач.
2. Структура возрастной психологии и связь с другими науками.
Как самостоятельная область знания возрастная психология имеет свою структуру.
Рис.2. Разделы возрастной психологии
Каждый из структурных разделов имеет собственное важное значение, для развития возрастной психологии, как научной и практической дисциплины.
???? Есть ли, с Вашей точки зрения, наиболее важный раздел возрастной психологии
Самым разработанным разделом возрастной психологии является детская психология.
Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ века. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый план физиологию и психологию.
На первоначальном этапе необходимо было на основе сведений о духовном и физическом развитии ребенка попытаться ответить на ряд принципиальных вопросов. Попытка их решения нашла наиболее яркое воплощение в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, П. Д. Юркевича, Л. С. Выготского.
Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее «вершинной психологией» и противопоставил ее трем другим: глубинной, поверхностной и объяснительной.
Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития.
На современном этапе возрастная психология связана с рядом как психологических дисциплин, так и с непсихологическими дисциплинами.
Среди психологических, можно назвать такие как:
• общая психология;
• педагогическая психология;
• психология личности;
• клиническая психология;
• социальная психология;
• психодиагностика
• методика преподавания психологии.
???? В чем (в каких ситуациях) можно проследить взаимосвязь между методикой преподавания психологии и возрастной психологией
Представляют и интерес и имеют важное значение для обогащения и прогресса возрастной психологии, такие науки как:
• философия;
• методология;
• математика;
• общая теория систем;
• биология;
• генетика;
• физиология развития;
• этология;
• культурная антропология и этнология;
• социология и социальные дисциплины.
Таким образом, эффективному развитию возрастной психологии, как науки способствуют межпредметные связи.
Области, дисциплины и науки, с которыми у возрастной психологии есть точки пересечения и общие интересы, обогащают ее своим содержанием, методами, достижениями и накопленными знаниями.
3. Методы возрастной психологии.
???? Можно начать с вопроса к аудитории, что такое метод
Метод исследования – это способ или путь познания, осознанный ответ на вопрос о том, как было получено конкретное знание и насколько оно истинно.
В рамках «Возрастной психологии», также как и в «Общей психологии», основными методами являются эксперимент и наблюдение.
Но, если в общей психологии первое место, несомненно, занимает эксперимент, то в возрастной, по мнению подавляющего большинства ученых и практиков – наблюдению, также как эксперименту, отводится очень важная роль. Это наглядно прослеживается в деятельности зарубежных ученых Ж.Пиаже, Э.Эриксона, А.Гезелла, Э. Эриксона, М. Мид и отечественных исследователей Д.Б. Эльконина, И.С.Кона, Л.И Божович и др. Одна из наиболее подробных классификаций групп методов психологии разработана Б.Г. Ананьевым.
Рассмотрим основные методы исследования, используемые в рамках возрастной психологии:
1. Наблюдение представляет собой непосредственное восприятие изучаемого объекта и прямую регистрацию его определенных свойств.
Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Можно выделить следующие виды наблюдения:
• внутреннее (самонаблюдение) / внешнее наблюдение
• несистематическое и систематическое наблюдение
• «сплошное» и выборочное наблюдение
• непосредственное либо опосредованное наблюдение
• включенное и невключенное наблюдение
• структурированное и неструктурированное наблюдение
Используя наблюдение как метод, важно учитывать особенности его применения в рамках возрастной психологии. Так, в зависимости от возраста, следует принимать во внимание интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми:
• от рождения до 2-3 мес. наблюдение желательно проводить ежедневно;
• от 2-3- мес. до 1 г. – еженедельно;
• в раннем детстве (от 1 года до 3-х лет) – ежемесячно;
• в дошкольном возрасте – 1 раз в полгода;
• в младшем школьном возрасте – 1 раз в год.
2. Эксперимент, метод предполагающий возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт.
В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент является одним из основных и самых надежных методов получения достоверной информации.
Основными видами эксперимента являются:
• лабораторный;
• естественный.
Основные формы проведения эксперимента:
• констатирующий;
• формирующий.
Особенности применения эксперимента в рамках возрастной психологии.
Включение ребенка в экспериментальную ситуацию, связанную с ведущим видом деятельности, позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что не проявляется в поведении ребенка при наблюдении, и что он не в состоянии вербализировать при опросе.
Дополнительные методы исследования.
В качестве дополнительных методов используются.
1. Тестирование – стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека, также используется в возрастной психологии наряду с другими методами.
Особенности применения тестов в рамках возрастной психологии.
При использовании различных тестов в работе с детьми необходимо учитывать интересы и потребности ребенка. Для психодиагностики детей обычно используются специально адаптированные для работы с детьми определенного возраста тесты, аналогичные взрослым.
2. Опрос – метод сбора данных о психологических явлениях в процессе общения психолога с испытуемым. Основные виды опроса:
◦ письменный (анкетирование);
◦ устный (интервью).
Форма проведения опроса:
• индивидуальная;
• групповая
Особенности применения опроса при работе с детьми.
При использовании данного метода исследования могут возникать трудности, связанные с тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Причина в том, что система понятий, которой пользуются дети, существенно отличается от той, которую употребляют взрослые. При проведении опроса детей рекомендуется прежде всего убедиться, что ребенок правильно все понимает и только после этого интерпретировать и обсуждать его ответы.
3. Близнецовый метод – исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка.
4. Кросс-культурный метод – предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах.
5. Сравнение нормы и патологии – сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения.
В возрастной психологии выделяют три основные стратегии проведения исследований с целью изучения изменений, происходящих с течением времени:
1. Метод продольных срезов (лонгитюдный ).
2. Метод поперечных срезов.
3. Комбинированный метод.
При проведении любого исследования используют научный подход, реализация которого включает 4 этапа:
1. Постановка проблемы исследования
2. Формулировка гипотез относительно изучаемого явления
3. Проверка гипотезы, включающая:
а) сбор данных;
б) статистическую обработку данных;
в) содержательную интерпретацию данных.
4. Формулировка выводов.
Таким образом, эффективное развитие возрастной психологии, как науки, в существенной степени определяется теми методами, которые есть в ее арсенале. Именно методы лежат в основе получения, обобщения, систематизации и последующего применения знаний о закономерностях и особенностях возрастного развития человека.
4. Проблемы психологии возрастного развития.
Анализ работ признанных в отечественной традиции авторитетов исследования возрастной психологии - Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович, И.С. Кона, Л.А. Венгера, В..В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и их зарубежных коллег - Ш. Бюллер, Ж. Пиаже, Р. Заззо, Дж. Брунера Э. Эриксона, позволяет выделить ее ключевые (наиболее общие) проблемы.
Это:
1) проблема биологической средовой обусловленности психического развития человек;
2) влияние стихийного и организованного обучения на воспитание и развитие детей;
3) соотношение задатков и способностей;
4) определение того, что больше влияет на развитие, эволюционные, революционные или ситуационные изменения;
5) соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.
Рис. 3. Основные проблемы возрастной психологии
Важно заметить, что «проблемное поле» современной возрастной психологии является чрезвычайно широким. В соответствии с предметными областями исследований в возрастной психологии можно определить свой, характерный для данной возрастной ступени круг вопросов и проблем.
???? Сформулируйте, важные, актуальные, с Вашей точки зрения, проблемы «детства», подросткового, юношеского, зрелого и старческого возраста
Одной из центральных является проблема периодизации психического развития и задача создания развернутой периодизации психического развития, отвечающей общему характеру современного детства. Решение этой задачи связано с изучением условий и разработкой методических рекомендаций по выявлению скрытых резервов развития психики в том или ином возрасте.
Состояние общества сегодня характеризуется нестабильностью и ускоренными темпами изменений во всех областях жизни современного человека. Понятия «стресс», «кризис», «невроз» стали неотъемлемой частью нашей жизни. Эти особенности находят отражение в возрастной психологии.
Меняются требования общества к отдельным возрастным периодам и представления о норме. Как следствие, переопределяются задачи развития возрастов. Разнообразие педагогической практики и изменение продолжительности отдельных этапов детской жизни удлиняет и нагружает новыми задачами переходы между отдельными стабильными возрастными периодами.
Современный человек не только приобрел новые возможности выбора, новый уровень самосознания. Но задачи, вставшие сейчас на рубеже тысячелетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развертывания отношений, углубления самоопределения, «общего взросления». А постоянно растущие возможности (определяемые достижениями науки, техники, медицины", информатизации и пр.) обусловливают новую ситуацию развития взрослого, раздвигая рамки его жизни. И в этом плане особое значение приобретает проблема старости, проблема пожилого человека.
Таким образом, развитие возрастной психологии, происходит в процессе решения многочисленных проблемных вопросов, задач, разрешения жизненных трудностей на разных возрастных этапах жизнедеятельности.
С одной стороны, исследования и практическая работа в этой области, позволяют находить ответы на важные вопросы и запросы жизни, деятельности, отношений. С другой стороны, актуализируют новые вопросы и проблемные ситуации.
Основные понятия лекции (внести в словарь и расшифровать): возрастная психология, развитие, филогенез, антропогенез, онтогенез, микрогенез, активность личности, субъектность, сензитивный период развития, возраст, нормы развития, механизмы психического развития, закономерности психического развития, биологический и средовой редукционизм, проблема, проблемное поле науки, метод.
Основная литература.
1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова. - М.:Академия, 2011.
2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. - М., 2009.
3. Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу `Психология человека`.- М., 2004.
4. Выготский Л. С. Проблема возраста//Собр. соч. Т. 4. М., 1983.
5. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.
Дополнительная литература .
1. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.
3. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина // Вопр. психологии. 1988. № 3.
4. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. психол. исследования. М., 1956.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
6. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Возрастные кризисы детства. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
7. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2005.
10. Федотова Е.О. Психолого-педагогическое взаимодействие участников
образовательного процесса/Хрестоматия. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32087.
11. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.
12. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016.
13. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
14. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология, 2009. [Режим доступа] http://medicinapediya.ru/psihologiya-vozrastnaya/vozrastnaya-psihologiya774.html.