Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет и основные понятия научно-исследовательской деятельности

  • 👀 1210 просмотров
  • 📌 1168 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет и основные понятия научно-исследовательской деятельности» pdf
ВВЕДЕНИЕ Целью изучения дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» является формирование знаний: основных положений методологии научного исследования; общенаучных и специальных методов проведения современного научного исследования; основных принципов организации и планирования научной работы студентов; общих требований к структуре, содержанию, языку и оформлению студенческих научных работ; умения: применять специальные методы научного исследования при выполнении научных работ; находить, обрабатывать и хранить информацию, полученную в результате изучения научной литературы; навыки: выбора темы научной работы и поиска самостоятельного решения научных задач; оформления студенческих научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ; подготовки и проведения защиты студенческой научной работы. 1 ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Цели, задачи и предмет дисциплины. 2. Значение и сущность научного поиска, научных исследований. 3. Классификация наук. 4. Наука как производственная сила общества. 1 Цели, задачи и предмет дисциплины Цель изучения данной учебной дисциплины состоит в овладении знаниями о законах, принципах, понятиях, терминологии, содержании, специфических особенностях организации и управлении научными исследованиями. Дисциплина «Основы научно-исследовательской деятельности» позволяет получить знания по основным теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладеть навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования. Задачи дисциплины: - раскрытие прогрессивной сущности науки, научных направлений и научных результатов, ее необходимости для поступательного развития общества; - знакомство с основными теоретическими положениями, законами, принципами, терминами, понятиями, процессами, методами, технологиями, инструментами, операциями осуществления научной деятельности; - изучение методов планирования и организации научных исследований; - знакомство с общей методологией научного замысла, творчества, общей схемой организации научного исследования, практикой использования методов научного познания в сфере информационных технологий; - изучение методов планирования и организации научных исследований; - изучение механизма научного поиска, анализа, проведения экспериментов, организации опросов, составления анкет и т.п.; - овладение навыками выбора научной темы исследования и подбора необходимых библиографических публикаций и информационных материалов по теме исследования; - изучение основных методов научных исследований; - изучение процедур постановки и решения научных проблем автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций; 2 - знакомство с возможностями проведения научных исследований в России, международном сообществе в сфере информационных технологий; - изучение стандартов и нормативов по оформлению результатов научных исследований, подготовке научных докладов, публикаций на семинары и конференции; - рассмотрение процедур поиска в глобальных сетях информации по научным разработкам, возможностям научных контактов. - знакомство с процедурами апробации результатов научных исследований, подготовки публикаций по результатам научно-исследовательских работ; - изучение приемов изложения научных материалов и формирования рукописи научной работы. Всякое научное исследование является относительно сложным процессом во времени и пространстве от творческого замысла до окончательного оформления научного труда. Изучать в научном смысле означает: - вести поисковые исследования, как бы составляя вариантный прогноз будущего, используя свои способности, возможности, современные ресурсы, опирающиеся на реальные достижения науки, техники, технологий; - задействовать не только процессы нахождения, выявления проблем, их описания, классификации, но и процедуры определения путей и методов их решения, оценки эффективности принимаемых направлений развития отраслей для общества; - быть научно объективным. Поэтому начинающим исследователям необходимо ознакомиться с основами научных исследований, научиться стандартным методам и приемам ведения научной работы с целью использования полученных знаний для успешного участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций. Предметом изучения дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» является проблема представления методологии научного творчества начинающим исследователям, организация научной работы, использование методов научного познания и применение логических законов и правил на практике. Программа курса «Основы научно-исследовательской деятельности» направлена на интенсивное изучение проблем, с которыми сталкиваются начинающие исследователи в процессе решения различных научных задач, характерных для современного общества. 2. Значение и сущность научного поиска, научных исследований 3 Буквальное значение слова «наука» - знание (Краткий словарь по философии). Однако не любое знание может быть научным. Научное знание начинается только тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность - всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Наука одновременно является: – одной из форм общественного сознания; – сферой человеческой деятельности, основная функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; – комплексной деятельностью по получению нового знания и ее (деятельности) результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; – обозначением отдельных специальных отраслей научных знаний (рис.1). Обозначение отдельных специальных отраслей научных знаний Сфера человеческой деятельности НАУКА форма сознания Сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира Рисунок 1 – Интерпретация термина наука Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Одной из главных определяющих целей научной деятельности является получение точных исчерпывающих знаний об окружающем мире и его составляющих элементов. Развитие науки идет от сбора факторов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые. Научное знание – это специальный вид знания, который согласно 4 современным взглядам ученых характеризуется, прежде всего, возможностью сопоставления с некоторой объективной реальностью. Необходимость в научном знании появляется в обществе тогда, когда обнаруживается недостаточность представлений, возникших в рамках повседневного мышления и обыденного знания, а также данных невооруженных органов чувств, понятий, здравого смысла и опыта. История науки показывает, что если эта недостаточность осознается обществом, то, в конце концов, в обществе возникает потребность в научном познании соответствующего предмета или явления. Научное познание – исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний. Основу языка науки составляют слова и словосочетания терминологического характера, некоторые из которых с пояснениями приводятся ниже. Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на сбор, обработку и интерпретацию массовых цифровых данных о различных социальноэкономических явлениях и процессах. Научное исследование – целенаправленное познание действительности, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, процесс выработки новых научных знаний является одним из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. Непосредственными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Наука, зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с XVI-XVII веков и в ходе исторического развития превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно человеку относиться к ним. С момента возникновения наука начинает развиваться относительно самостоятельно, однако она постоянно связана с практикой, которая периодически подпитывает науку. 3. Классификация наук Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с 5 тем она разделяется на множество отраслей знаний, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. Классификация наук - метод, выявление структуры частных разделов знаний и множества входящих в них отдельных дисциплин на основе какого-либо критерия (принципиального подхода, раскрывающего их взаимосвязь в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд). Классификация структурный срез системы научного знания. По предмету и методам познания можно выделить: - науки о природе - естествознание, - об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки), - отдельную группу составляют технические и точные науки. Соответственно науки подразделяются на: 1. Естественные: биология, химия, медицина, геология, физика и др. 2. Технические и точные: математика, информатика, химическая технология и др. 3. Гуманитарные: экономика, юриспруденция, политология, история, филология, философия и др. По отношению к практике (функциональному назначению) знания принято подразделять на 3 группы: фундаментальные, прикладные научноисследовательские работы и опытно-конструкторские и технические разработки. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 октября 2017 г. N 1027 "Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени" Приложение. Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени [1]: 6 В Российской академии наук принята иная классификация фундаментальных отраслей науки и естествознания. Классификатор имеет три уровня (рисунок 2).[4] О ней можно судить по списку отраслей знания Российского фонда фундаментальных исследований (рисунок 3).[2] РАН представляет собой самоуправляемую организацию, которая занимается фундаментальными и прикладными научными исследованиями по важным проблемам технических, естественных и гуманитарных наук. Она принимает систематическое участие в координации фундаментальных экспериментов, которые выполняют научно - исследовательские организации и образовательные учреждения профессионального высшего образования, финансируемые из федерального бюджета. 7 Рисунок 2 – Классификация фундаментальных наук Российской академии наук Рисунок 3 – Список отраслей знания Российского фонда фундаментальных исследований C «Планом фундаментальных исследований Российской академии наук на период до 2025 года» можно ознакомиться в приложении к лекции. О классификации наук можно также судить по списку из направлений, по которым в нашей стране присуждаются степени кандидата и доктора наук. На рисунке 4 представлен фрагмент номенклатуры и паспортов специальностей научных работников Высшей аттестационной комиссии (ВАК).[5] 8 9 Рисунок 4- Классификатор областей наук ВАК Еще одно разделение наук, с которым часто приходится сталкиваться, - это библиотечно-библиографические классификации. Для них важно уметь правильно перейти от разветвленной или замкнутой классификации наук к однолинейной. За основу международной библиотечной классификации была принята десятичная классификация М. Дьюи, составленная еще в 1895 г. Именно ее переработанный вариант, распространенный в нашей стране, носит название «Универсальная десятичная классификация» (УДК) (рисунок 5). Раздел информационные технологии относится к 004 (рисунок 6). 10 Рисунок 5- Иерархия УДК 11 Рисунок 6 - УДК 004 В процессе развития науки происходит все более тесное взаимодействие естественных, гуманитарных (социальных) и технических наук. Происходит возрастание активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности людей, повышение ее социального значения. Разделение науки на отдельные области обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым они подчиняются. Различные науки и научные дисциплины развиваются в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям. Одно из них – использование данной наукой знаний, полученных другими науками. Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать на участках «стыка», взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования. Этот процесс объединения усилий 12 различных наук для решения важных практических задач получает все большее развитие. Это - магистральный путь формирования «единой науки будущего». Одной из важных закономерностей развития науки – усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации науки как базы новых информационных технологий. Но следует помнить, что математические методы надо применять разумно. Количественно - математические методы должны основываться на качественном, фактическом анализе данного явления. Ускоренное развитие науки есть следствие ускоренного развития производительных сил общества. Это привело к непрерывному накоплению знаний, в результате чего их масса, находящаяся в распоряжении ученых последующего поколения, значительно превышает массу знаний предшествующего поколения. По разным подсчетам (и в зависимости от области науки) сумма научных знаний удваивается в среднем каждые 5-7 лет (а иногда и в меньшие сроки). В условиях бурного роста науки возникает ряд острых проблем. Одна из них – задача ориентировки в огромной массе научного материала, в колоссальном количестве научных публикаций. Сегодня в этом огромную пользу оказывает ИНТЕРНЕТ, другие высокотехнологичные технические средства поиска и обработки научно-технической информации. При этом происходит ее сжатие, уплотнение с отсечением общеизвестного, несущественного, с ликвидацией дублирования. 4. Наука как производительная сила современного общества Развитие науки и техники, которые являются показателями зрелости и роста производительных сил, определяет уровень развития современного общества. Нынешний этап научно-технического прогресса характеризуется тем, что наука превращается в ведущую сферу развития общественного производства. Используются новые виды сырья и его обработки, происходит снижение трудоемкости за счет автоматизации и компьютеризации, повышение роли информатизации через развитие средств коммуникаций и др. С другой стороны, научно-техническое развитие рождает потребность в высоком общеобразовательном уровне, в высоком уровне профессионального образования, в необходимости координации научных исследований на международном уровне, поскольку затраты на научные исследования становятся очень велики и вести их в одиночку могут позволить себе немногие. В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации. 13
«Предмет и основные понятия научно-исследовательской деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot