Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет, цели, задачи специальной педагогики и психологии

  • 👀 583 просмотра
  • 📌 550 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Предмет, цели, задачи специальной педагогики и психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет, цели, задачи специальной педагогики и психологии» docx
Лекция 1. Предмет, цели, задачи специальной педагогики и психологии 1. Становление специальной психологии и педагогики 2. Понятие нормы развития 3. Причины нарушений развития. 4. Особенности психического развития аномальных детей 5. Практические задачи специальной психологии 6. Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии 1. Становление специальной психологии и педагогики Систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития проводят международные общественные организации ЮНЕСКО и ВОЗ, а также государственные статистические органы. Статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в каждой возрастной группе. На 100 школьников (от 7 до 15 лет) приходится 4-5 человек, имеющих нарушения интеллекта. На 800 человек - 1 ребенок с синдромом Дауна. С возрастом увеличивается число людей, страдающих нарушениями слуха (после 50 лет). В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями: 4,5 % всей детской популяции (1,7 млн. детей) - дети с ограниченными возможностями здоровья и нуждающиеся в специальном образовании. В это число входит более 35 тыс. детей дошкольного возраста, и 63,6 % таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. Обратимся к истории отношения общества к детям, имеющим различные отклонения в развитии. Оно несет на себе следы длительной истории эгоизма и себялюбия общества еще со времен инфантицида. Так назывался в истории период античности (IV в. до н.э.), когда применялось массовое детоубийство. Каждого родившегося с физическими или умственными дефектами ребенка уничтожали, сбрасывая в пропасть (Спарта). В XVI-XVII вв. человеческая жизнь приобретает уже некоторую ценность, и к дефективным детям относятся более гуманно, начинают искать пути помощи и возвращения их в общество. Тип странного, погруженного в себя человека, вызывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту, связан с представлениями о чудаках. В российской культуре особое, почетное место занимает образ юродивого. Не случайно в персонаж Иванушки-дурачка народная мудрость вложила способность видеть то, чего не видят умные, говорить правду там, где лукавят социально приспособленные (Никольская О.С). Позднее появилась мысль лечить, воспитывать, обучать ремеслам таких людей. У истоков ее стояли французский врач и просветитель Ж. Итар (1775-1838), его соотечественника Сеген (1812-1880). Они считали, что при разумном сочетании лечения с обучением возможно развитие аномальных детей. Специальная педагогика и психология предполагает интеграцию психолого-педагогических знаний по данной проблеме. До конца прошлого столетия они являлись частью дефектологии - науки о причинах и механизмах отклоняющегося развития человека. Специальная психология изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания, обучения, подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии. Специальная педагогика - это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. Развитие отечественной науки в этом направлении связано с именами Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, Л.В. Занкова, Р.Е. Левиной, Н.М. Морозовой, И.А. Соколянского, В.Г. Петровой и др. Развитие контактов с мировым научным сообществом и зарубежной педагогической практикой с начала 90-х годов показало «диагнозную» в контексте гуманистической парадигмы образования сущность термина «дефектология». Так же как и «дефектология», термин «коррекционная педагогика» заставляет оставаться в «диагнозном» терминологическом поле, ибо объект (дефект) лишь заменили на относящееся к нему действие (коррекция). Применительно к человеку, личности в целом речь может идти только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. Термин «коррекция», имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями. Название «специальная педагогика» используется как общепонятный международный педагогический термин, т. к. сообразуется с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие ярлыка, унижающего человека. Английский корень - special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики, ее способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека. Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, у которого спектр образовательных проблем неизмеримо шире, чем у одаренного ребенка. Вопрос о названии объекта данного курса неоднозначен. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин лицо с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаемая медицинским контекстом терминология также часто используется рассматриваемыми науками за неимением своей собственной: аномальные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии и т. п. Наиболее оптимальным в этом смысле представляется термин, предложенный еще в конце 70-х годов английскими специалистами: «дети (лица) с особыми образовательными потребностями». Современная наука исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей. Специальная педагогика состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. В начале ХХ в. эти предметные области только складывались, сегодня они представляют собой относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания. К их числу относятся следующие: тифлопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих); сурдопедагогика– наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших); тифлосурдопедагогика (слепоглухие); логопедия – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями речи при сохранном слухе (лица с нарушениями речевого развития); олигофренопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью (лица с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями); отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата; отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы. В стадии становления находятся области специальной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями. Психология аномального развития, или специальная психология, - область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития. Специальная психология подразделяется на психологию незрячих (тифлопсихология), неслышащих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей с нарушениями речи, детей с задержкой психического развития и других категорий детей с отклонениями в развитии. Задачи специальной психологии: - выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся ребенком; - изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений; - изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности; - изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения; - психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений. Таким образом, значение специальной психологии для специальной педагогики определяется тем, что на основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, выявляются наиболее эффективные методы обучения и строится система профессиональной консультации и профориентации. 2. Понятие нормы развития Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо определить сущность понятия «норма». Личностно ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ребенку, но и тому, кто отличается неповторимостью. Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию. Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия. Среднестатистическая норма - уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д. Функциональная норма - индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека. Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия. Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях: • когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является; • когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения; • когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости (Пожар Л.). Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия считают основными из них следующие показатели: 1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека; 2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов; 3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром; 4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе. Основные понятия, используемые в специальной педагогики и психологии, имеют отличную от обыденного применения трактовку, часто используется медицинская терминология и ее педагогические аналоги. Онтогенез – это индивидуальное развитие организма. Дизонтогенез - это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Под дефектом (от лат. defectus— недостаток) понимается физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой — служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Л. С. Выготский: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации». Следует различать две группы дефектов: - первичные дефекты, к которым относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей. Он является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т. д.; - вторичные дефекты, которые возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии. Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные повреждения могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные повреждения (перенесенный менингит, травма черепа и т. д.) могут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность. Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация. Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, развитие в целом. Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования. Игнорирование — часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности. Вытеснение — относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций. Компенсация — такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных. Гиперкомпенсация — усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам. Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности. Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: биологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность становления человека, достижение заданного уровня зрелости, придание необходимой формы, человеческого образа. Развитие — это процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании Человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями/переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. Отклоняющееся (аномальное) развитие — такое развитие, которое не подчиняется общим законам, развитие индивидуальное, во многом нестандартное, всегда непонятное, сложное, противоречивое. Коррекция развития — направление развития ребенка в нормальное русло. Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в социальном и педагогическом значениях. В социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями. Образование — результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик. Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, гуманный аспект их применения. Поведение — общее название всего того, что делает ребенок, подросток. В узком смысле это выполнение учеником установленных норм и правил. Отклоняющееся поведение — поведение, вышедшее из общепринятой нормы, вредное для ребенка и для общества, мешающее ребенку нормально адаптироваться в социальной жизни. Устоявшегося определения отклоняющегося поведения пока нет, различные ученые вкладывают в него неодинаковый смысл. Коррекция поведения — исправление поведения ребенка, подростка педагогическими методами. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Компенсация (от лат. compensatio — возмещение, уравновешивание) — замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных отклонений. Задача специально организованного обучения и воспитания детей с нарушениями психического развития заключается в том, чтобы найти эффективные пути компенсации нарушенных функций. Компенсация внутрисистемная осуществляется за счет сохраненных нервных элементов пострадавших структур. Компенсация межсистемная осуществляется путем перестройки функционирования системы и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения не свойственных им ранее функций. Чаще всего наблюдаются оба типа компенсации функций. Абилитация медицинская в раннем возрасте — это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, массаж, протезирование и т. д.). Медицинская реабилитация — начальный этап реабилитационной работы, заключается в использовании всех возможностей современной медицины для восстановления до удовлетворительного уровня нарушенных функций, для стабилизации компенсаторных и восстановительных процессов, формирования и развития возможности приспособления больного к новым условиям существования, оказания ему медицинской помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики нарушений. 3. Причины нарушений развития По времени воздействия патогенные факторы делятся на: - пренатальные (до начала родовой деятельности); - натальные (в период родовой деятельности); - постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства до трех лет). Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие повреждений головного мозга на ранних этапах эмбриогенеза, т.к. это период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга. Таблица «Причины нарушений развития» Период развития Неблагоприятные факторы Пренатальный (период беременности) наследственные генетические нарушения (дефекты зрительного и слухового анализаторов и др.), нарушения в структуре и числе хромосом (синдром Дауна), иммунологическая несовместимость по резус-фактору и антигенам крови матери и плода, хронические инфекции (токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис), интоксикация (психоактивными веществами - ПАВ (алкоголь, курение, наркотики), химическими веществами, лекарственными препаратами), токсикозы, нарушение обмена веществ (фенилкетонурия), сахарный диабет, гормональная недостаточность, нефропатия, инфекции (краснуха, корь, грипп, гепатит и т.д.), гипоксия плода, фактором риска является недоношенность, физические и психические травмы женщины, некачественная вода, неполноценное питание, вредные излучения, факторы внешней среды (повышенная задымленность, зашумленность, воздействие радиации) и т.д. Натальный обвитие пуповиной, асфиксия (кислородная недостаточность, удушье), затяжные или стремительные роды, инфицирование плода, неквалифицированное родовспоможение (наложение щипцов), родовая травма и т.д. Постнатальный последствия перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний: нейроинфекции (менингит, энцефалит), полиомиелит, грипп, корь, паротит, скарлатина, коклюш и т.д.; длительные соматические заболевания; черепно-мозговые травмы (ушибы, сотрясения); интоксикации ПАВ, химическими веществами, лекарственными препаратами; неблагоприятные условия воспитания (госпитализм, гиперопека, гипоопека, жестокое отношение); условия социальной депривации (синдром Маугли); социально-педагогическая запущенность; эмоциональная депривация; несоблюдение санитарно-гигиенических норм и т.д. Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются: 1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка; 2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения с взрослыми); организованное обучение неспециалистами — пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов). Л.В. Кузнецова указывает следующие факторы риска недостаточности психофизического развития: - биологические (наследственные отклонения, инфекционные, вирусные и эндокринные заболевания матери во время беременности, токсикозы, гипоксия и др.); - генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные аномалии); - соматические (невропатии); - социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприятная среда); - индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии); - ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воздействия. 4. Особенности психического развития аномальных детей Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка: • цикличность психического развития; • неравномерность психического развития; • развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее; • пластичность нервной системы; • соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития. Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями. Надо различать и общие закономерности отклоняющегося развития: • снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; • трудность словесного опосредования; • замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности; • риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В.И. Лубовскому). 5. Практические задачи специальной психологии Говоря о конкретных задачах специальной психологии, необходимо выделить наиболее значимые среди них. К их числу можно отнести исследование нескольких групп закономерностей психического развития, а именно: а) основные и общие, то есть закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях; б) модально-неспецифические - ряд особых закономерностей, свойственных всем группам детей с отклонениями в развитии независимо от характера основного нарушения; в) модально-специфические - особенности, свойственные какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии; г) наконец, последняя группа закономерностей связана с установлением зависимостей характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора, например от степени и времени потери слуха, от длительности состояния эмоциональной депривации и др. В данном случае речь идет об установлении индивидуально-типологических особенностей внутри одного и того же вида отклонения в развитии. Следует особо отметить тот факт, что специальная психология, начиная развиваться как многоотраслевая дисциплина, на первых этапах своего становления преимущественно акцентировала внимание на изучении модально-специфических закономерностей. Позже, благодаря исследованиям Л.С. Выготского, фокус стал постепенно смещаться в область общих закономерностей. И только в самую последнюю очередь начались попытки изучения модально-неспецифических закономерностей. Эта историческая последовательность связана с одним парадоксом специальной психологии, на который впервые обратил внимание В.И. Лубовский. Поскольку модально-специфические закономерности стали исследоваться раньше, создавалось устойчивое убеждение в том, что именно этот тип закономерностей изучен лучше других. Анализ эмпирического материала, а главное, способ его получения, привел В.И. Лубовского к обратному выводу. Десятилетиями ученым казалось, что они изучают модально-специфические закономерности, но в действительности речь шла о модально-неспецифических. Причиной этого стал распространенный недостаток в экспериментальной стратегии. Проводя эксперимент, исследователь, как правило, сопоставлял результаты, полученные на одной группе детей с отклонениями в развитии, с аналогичной по возрасту группой нормально развивающихся детей. Выявленные отличия рассматривались как свойственные только для данного типа отклонения. Последующие исследования показали, что в большинстве случаев они типичны одновременно для нескольких групп детей с отклонениями в развитии и по сути являются модально-неспецифическими. И те и другие закономерности представляют собой лишь своеобразное проявление общих, основных законов развития психики, характерных как для случаев нормы, так и для патологии. Исследование разных типов закономерностей, как задача специальной психологии, сопряжено также с изучением компенсаторных механизмов, позволяющих сознанию человека продолжать реализовывать свои основные функции в условиях дизонтогенеза. Перечисленные задачи по своему существу являются и исследовательскими и прикладными одновременно. Имеющиеся в арсенале специальной психологии сведения об основных, модально-неспецифических, модально-специфических и индивидуально-типологических особенностях психического развития детей с теми или иными отклонениями позволяют дифференцировать процесс обучения этих детей, строить адекватные и эффективные коррекционные программы для работы с ними, создать условия, препятствующие появлению новых отклонений - проводить психопрофилактику. В число важных практических задач специальной психологии также входят: • выявление детей с нарушениями в развитии; • их дифференциальная диагностика; • разработка соответствующих психодиагностических методик. Принципы, которыми следует руководствоваться при обследовании детей с нарушениями в развитии: • принцип комплексного изучения ребенка; • принцип динамического изучения ребенка (исследование ЗБР и ЗАР; принимается обучающий эксперимент); • принцип целостного, системного обучения, выявляется первичный дефект и вторичное нарушение, изучение происходит в процессе деятельности; • принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психолого-педагогической диагностики. Необходимость реализации этих принципов сформировала объективную потребность в создании психологической службы в системе специального образования, нацеленную на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью. На сегодняшний день актуальный подход: от диагностики отбора - к диагностике специфических особенностей психического развития. Таким образом, весь широкий спектр прикладных задач специальной психологии обусловлен процессом разработки научных основ для методов и содержания обучения разных групп детей с отклонениями в развитии, коррекционной, реабилитационной и психопрофилактической работы с ними. 6. Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии Психолого-медико-педагогическая комиссия является экспертной службой в решении вопросов, связанных с реализацией прав на образование детей с проблемами в обучении и отклонениями в развитии в возрасте от 0 до 18 лет. Деятельность ПМПК направлена на разработку психолого-медико-педагогического заключения по результатам данных медицинского, психологического и педагогического обследований ребенка и на разработку индивидуально ориентированных рекомендаций. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» психолого-медико-педагогическая комиссия может быть центральной или территориальной. ПМПК может быть также создана на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. В этом случае ПМПК является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Общее руководство ПМПК возлагается на руководителя образовательного учреждения. ПМПК образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося (или воспитанника), договором между ПМПк (консилиумом) и ПМПК. Целью ПМПК является определение на основании достоверной диагностики специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии. Целью ПМПК образовательного учреждения является обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников. Обеспечение адекватных специальных образовательных условий детям, подросткам с отклонениями в развитии направлено на: - получение детьми образования в узком смысле слова, то есть приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с соответствующими образовательными программами и стандартами; - «образование» личности ребенка, иными словами, формирование личности, способной к самостоятельной жизни в социуме. Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно. Основными задачами ПМПК являются следующие: 1. Достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков. 2. Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии. 3. Определение специальных условий получения образования детьми и подростками с отклонениями в развитии в соответствии с диагностированной структурой дизонтогенеза. 4. Контроль эффективности разработанных рекомендаций. Для достижения цели и осуществления поставленных задач ПМПК выполняют следующие функции. Экспертно-диагностическая функция. Информационно-аналитическая функция. Она реализуется в двух основных направлениях: информационном и аналитическом. Информационное направление, в свою очередь предполагает: - формирование информационной базы данных, необходимой для обеспечения деятельности ПМПК региона на всех уровнях, включая ПМП-консилиумы образовательных учреждений (о распределении детей с отклонениями в развитии по видам психического дизонтогенеза; учет количества детей и подростков с отклонениями в развитии, направленных в разные типы и виды образовательных учреждений, а также в другие учреждения и ведомства); - формирование базы данных об учреждениях систем образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы региона федерального уровня, сотрудничающих с ПМПК и обеспечивающих процесс образования детей с отклонениями в развитии или содействующих его обеспечению. Аналитическое направление предполагает осуществление каждым специалистом профессионального анализа «входящей» информации и результатов обследования ребенка. Организационная функция - координация деятельности структурных единиц системы ПМПК. Методическая функция, которая чаще всего реализуется в форме методических совещаний. Консультативная функция. Можно выделить три основных направления реализации консультативной функции: Консультирование является основной формой взаимодействия специалистов ПМПК с лицами, представляющими интересы детей с отклонениями в развитии (родителями, законными представителями; педагогическими, медицинскими, социальными работниками и др.). Консультирование предполагает мягкую, ненавязчивую, но убедительную форму предложения рекомендаций. Специалисты системы ПМПК также могут обращаться друг к другу за консультацией по поводу диагностики развития конкретного ребенка, по методическим и другим вопросам. Посредством профессионально организованных способов специалисты ПМПК осуществляют консультирование самих детей и подростков с отклонениями в развитии. Этот процесс осуществляется в разных формах, соответственно уровню развития, возрасту, состоянию на момент обследования, личностным особенностям ребенка и т.п. Функция сопровождения. Сопровождение детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК реализует контроль эффективности рекомендаций, которые были даны после обследования. Во времени такой контроль должен осуществляться в соответствии с показаниями, проистекающими из структуры и динамики развития конкретного ребенка. Однако в любом случае представляется важным осуществлять контроль развития ребенка не реже одного раза в год. Просветительская функция. Основные направления: - информирование населения о важности внимательного отношения к особенностям развития детей с момента рождения и на протяжении всех возрастных этапов детства; - информирование родителей в доступной для понимания форме о различиях между нормальными, утрированными или кризисными возрастными проявлениями, пограничными психическими расстройствами и возможным началом нервно-психического заболевания и т.п.; - информирование о необходимости консультирования ребенка в ПМПК на ранних этапах его развития при наличии осложнений при беременности и родах; - формирование у здоровых, нормально развивающихся детей бережного и уважительного отношения, направленного на оказание помощи, поддержки детям с отклонениями в развитии; проведение работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, по укреплению личности, формированию устойчивой адекватной самооценки, адекватных притязаний, деятельной позиции на достижения в рамках имеющихся возможностей развития и т.п. - информирование специалистов смежных ведомств о целях, задачах, направлениях деятельности ПМПК, о показаниях и своевременности направления детей и подростков в ПМПК. Просветительская деятельность осуществляется с использованием различных форм: лекций, семинаров, тренингов, консультирования и др. Используются и разнообразные средства: печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации, включая электронные версии (в том числе компьютерные программы). Формы деятельности: - диагностическое обследование (методы: наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование, изучение результатов деятельности); - консультирование (психологическое, педагогическое, медицинское); - кратковременное диагностическое обучение и/или диагностическое лечение; - аналитико-статистическая обработка материалов (анализ, обобщение, описание, графическое представление); - лекции, семинары, тренинги; - подготовка публикаций (статьи, монографии, методические рекомендации); - выступления на радио и телевидении, выход с информационными сообщениями в Интернет; - организация «родительских школ», профессиональных клубов. Помимо перечисленных, существует огромное разнообразие форм деятельности, приемлемых для реализации целей и задач ПМПК. Их выбор зависит от профессиональной подготовки специалиста и осуществляется каждым специалистом с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Состав ПМПК В основной состав ПМПК разных уровней входят следующие высококвалифицированные специалисты: врач-психиатр (детская психиатрия); врач-невропатолог (детская невропатология); врач-педиатр (педиатр развития); отоларинголог; офтальмолог; ортопед; психолог (клиническая или специальная психология); логопед; педагог-дефектолог; социальный педагог; медсестра (регистратор, статистик); воспитатель; представители органов управления образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы. Для обеспечения деятельности ПМПК на более высоком качественном уровне может быть рекомендован дополнительный состав ПМПК, куда могут входить: врач-эндокринолог, нейрофизиолог, сурдопедагог, тифлопедагог, методист-педагог (дефектолог), методист-психолог (нейро- и патопсихолог), другие специалисты. Инициаторами обращения в ПМПК могут быть родители (законные представители), сами дети или подростки. При этом самостоятельное обращение детей в ПМПК возможно с 12-летнего возраста, что не исключает приема детей и более раннего возраста при полной гарантии соблюдения и защиты их прав. Но, как правило, инициаторами обращения в ПМПК являются, с согласия родителей (законных представителей), работники учреждений и ведомств, сотрудничающих с ПМПК, обнаружившие показания к направлению ребенка на ПМПК. Если инициаторами обращения в ПМПК являются родители (законные представители), официальное направление ребенка на ПМПК не является обязательным. При желании родители могут обратиться в ПМПК анонимно. В случае инициативы обращения в ПМПК работников учреждений и ведомств, сотрудничающих с ПМПК и обнаруживших соответствующие показания к направлению ребенка на ПМПК, они могут в профессиональной, психологически и этически корректной и доступной для понимания форме рекомендовать родителям обратиться в ПМПК. В широком смысле слова показаниями к направлению детей и подростков на ПМПК служат отклонения в развитии, препятствующие их пребыванию, адаптации, развитию и образованию (обучению, воспитанию) в учреждениях системы образования, в семье, в социуме. Одним из основных показаний к направлению ребенка или самостоятельному обращению родителей со своим ребенком в ПМПК является наличие любых речевых нарушений. Первым шагом на пути к постановке вопроса о направлении ребенка на ПМПК обычно служит отнесение его к группе риска. Специалисты образовательных учреждений на основании наблюдения выделяют детей, которые нуждаются в наблюдении и обследовании специалистов ПМП-консилиума с возможным последующим направлением в ПМПК. Направление в ПМПК требуется лишь в тех случаях, когда специалисты ПМП-консилиума не находят оптимальных способов разрешения проблемы ребенка и оказания ему адекватной помощи в данном образовательном учреждении и возникает необходимость перевода ребенка в иные условия, как образовательные, так и других учреждений и ведомств. Кроме того, при необходимости перевода ребенка в рамках данного образовательного учреждения в класс, в котором обучение строится по программе, отличающейся от общеобразовательной (классы для умственно отсталых детей, для детей с другими аномалиями развития: слабовидящих, слабослышащих и др.), направление в ПМПК является обязательным документам, запрашиваемым ПМПК При первичном приеме ребенка необходимы следующие документы: - свидетельство о рождении ребенка (предъявляется); - копии заключений специалистов и коллегиального заключения ПМП-консилиума образовательного учреждения (представляются, если ребенок обучается и/или воспитывается в учреждении системы образования); - педагогическое представление на ребенка, написанное классным руководителем (воспитателем) после сбора информации у всех учителей(воспитателей), работающих с ребенком; образцы письменных работ ребенка по русскому (родному) языку, математике, рисунки, другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка; - выписка из истории развития ребенка (амбулаторной карты) с заключением участкового врача-педиатра и других врачей (по показаниям: в соответствии с обнаруженными или предполагаемыми участковым врачом-педиатром отклонениями в развитии ребенка; из дополнительных наиболее важными представляются заключения офтальмолога, отоларинголога, ортопеда). При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка. Одним из важнейших условий приема ребенка на ПМПК является предоставление родителям (законным представителям) информации об этических нормах обследования ребенка на ПМПК и гарантии их выполнения всеми специалистами ПМПК. Этические нормы соответствуют основным принципам, одобренным Обществом исследования развития детей (Societyfor Researchin Child Development, 1990). Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка. Время приема ребенка на ПМПК (до момента принятия коллегиального заключения и рекомендаций) в среднем равно двум астрономическим часам. Это время может перемежаться периодами отдыха ребенка или распределяться на несколько дней в соответствии с психолого-медико-педагогическими показаниями и возможностями повторного посещения ребенком ПМПК (в зависимости от территориальной удаленности ПМПК от места жительства ребенка, других причин). Практика показывает, что более длительное время одного приема в ПМПК чрезмерно утомительно для большинства детей и подростков и вызывает нежелательные психофизиологические и личностные реакции. При необходимости более детального обследования ребенка конкретным(и) специалистом(ами) ПМПК, родителям (законным представителям) рекомендуют прийти с ребенком повторно на соответствующий прием. Прием ребенка на ПМПК делится на два основных этапа. Первый этап включает в себя общие для любого обследования шаги, направленные на: а) анализ первичной информации; б) сбор информации о социальных условиях жизни ребенка; в) сбор анамнестических сведений; г) формирование запроса в другие учреждения, ведомства по недостающей информации (при необходимости); д) коллегиальное планирование обследования ребенка специалистами ПМПК. Второй этап предполагает индивидуальный план обследования ребенка, составленный по результатам первого этапа. Как правило, этот этап включает в себя следующие шаги: а) медицинское обследование; б) психологическое обследование; в) педагогическое обследование (по показаниям: обследование педагогом-дефектологом, учителем-логопедом, учителем-методистом начального образования; при наличии специалистов — сурдо-, тифлопедагогом). Сбор анамнестических сведений у родителей (законных представителей) осуществляется одним из специалистов ПМПК (как правило, врачом-педиатром или психиатром). Анамнез собирается с учетом представленных в первичной документации анамнестических сведений. Врач-педиатр (или психиатр) ПМПК собирает анамнез по традиционной схеме (представленная ниже схема сбора анамнеза составлена с опорой на анализ медицинского обследования ребенка в условиях МПК, предложенный К. С. Лебединской). Семейный анамнез предполагает: - учет дифференциации функций врача с социальным педагогом, собирающим определенную часть семейного анамнеза; - акцент на сведениях о наследственности, данных о характерных семейных (отмеченных у родственников) соматических, эндокринных, неврологических, психических заболеваниях, а также о наличии дисплазий лица, телосложения, о других особенностях физического облика; - наличие данных о производственных, экологических вредностях, длительности и интенсивности их влияния на родителей, особенно на мать во время беременности; - выявление сведений о вредных привычках (особенно о приверженности к алкоголю и наркотикам) у родителей, других членов семьи, общающихся с ребенком; - выявление сведений о хронических или острых психотравмирующих ситуациях в семье, свидетелем или участником которых был ребенок; - описание генеративных функций матери: количество и характер протекания беременностей и родов, лечение от бесплодия, число абортов, непроизвольных выкидышей и мертворождений. Все специалисты участвуют в сборе информации о социальных условиях жизни ребенка, а также в сборе анамнеза как супервизоры. Возможность такого участия обеспечена гарантией соблюдения прав ребенка родителей (законных представителей) и необходимостью, в интересах ребенка, ограничения времени приема. Такая процедура сбора анамнеза и информации о социальных условиях жизни ребенка облегчает окончательное формулирование диагностической гипотезы при последующем коллегиальном обсуждении. Родители (законные представители) и ребенок на обсуждении не присутствуют. На основании диагностической гипотезы составляется общий план обследования, включающий ответы на вопросы: кто из специалистов, в какой последовательности и что будет обследовать. Общий план обследования записывается на отдельном листе и вкладывается в «Карту развития ребенка». Второй этап приема ребенка на ПМПК проводится по результатам первого этапа и предполагает реализацию: основных методологических принципов; общего плана; индивидуального плана обследования ребенка каждым специалистом. Диагностика в условиях ПМПК имеет свои особенности, непосредственно вытекающие из цели и задач ПМПК. Выделяют два основных аспекта диагностики — диагностику как процесс и диагностику как результат. Диагностический процесс осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами ПМПК. Результатом диагностического процесса является диагностическое заключение. Диагностическое обследование ребенка направлено на определение причин, механизмов, проявлений и закономерностей (включая прогноз) дизонтогенетических вариантов развития детей и подростков с учетом биологических и социальных предпосылок и условий развития. Таким образом, диагностика как процесс выявляет внутреннюю структуру психического развития ребенка. Следующие виды обследования проводятся обязательно: а) медицинское; б) психологическое; в) педагогическое. Коллегиально специалисты принимают решение об условиях обследования ребенка (время, место, допустимость обследования в присутствии нескольких специалистов, с участием родителей или без и т.д.). Каждый специалист ведет протокол, который по содержанию соответствует индивидуальному плану обследования ребенка. При разработке рекомендаций каждый специалист ориентируется на те аспекты сопровождения ребенка (лечения, обучения, воспитания, психологической и социальной помощи и поддержки), которые отражают соответствующее направление профессиональной диагностики в рамках цели и задач конкретного специалиста. Структура и содержание заключения каждого специалиста должны соответствовать профессиональным требованиям к диагностике и разработке рекомендаций, диагностической гипотезе, общему плану обследования ребенка на ПМПК и плану индивидуального обследования ребенка конкретным специалистом, отвечать на запрос инициатора обращения в ПМПК. Заключения врачей ПМПК имеют форму диагноза в соответствии со специальностью врача, инструкциями по отбору детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения разных видов и современными требованиями Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятого пересмотра). Заключение психолога ПМПК состоит из двух частей обязательной и дополнительной. В обязательной части даются: Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций, в первую очередь, мыслительных операций обобщения, абстрагирования, опосредования, установления аналогий). Организация интеллектуальной деятельности на момент обследования: взаимодействие мышления и других интеллектуальных функций. Уровень интеллектуального развития. Анализ социальной ситуации развития на каждом из возрастных этапов с точки зрения: 1) формирования основного психологического новообразования; 2) характера и динамики кризисных и стабильных возрастных этапов. Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, во дворе, в образовательном учреждении и т.д.). Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения. Оценка зоны ближайшего развития и прогноза развития с позиций адаптивных характеристик личности. Адаптивность ребенка в условиях приема на ПМПК и психологического обследования в частности. Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). В общей схеме дополнительных психологических исследований должны быть отражены следующие параметры: - умственная работоспособность; - структура деятельности (основные параметры произвольной - регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль); - характеристика основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, движения и действия (мышление см. в обязательной части); - пространственные синтезы (наглядные, символические); - речь (преимущественно — регуляторная, коммуникативная функции речи, связь речи и мышления); нейропсихологический анализ при подозрении на алалические или афазические речевые нарушения; - эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение; чувства). Психологические сведения обязательно сопоставляются с медицинскими и педагогическими. Итогом психологического заключения является вывод о соотношении отклонений в развитии, сохранных компонентов развития и иных резервных возможностей развития, а также о прогнозе развития в зависимости от социальной ситуации развития, включая характер образовательных условий. Результаты обследования ребенка обсуждаются под руководством заведующего ПМПК в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют. Каждый специалист докладывает свое заключение на ребенка, предлагает рекомендации, высказывает мнение о прогнозе развития ребенка. Представленные заключения согласовываются, составляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизируются рекомендации. При согласии родителей (законных представителей) с заключениями (специалистов и коллегиальным) и рекомендациями ПМПК им могут быть выданы на руки два документа: 1) коллегиальное заключение ПМПК с рекомендациями; 2) справка об обследовании ребенка на ПМПК. Коллегиальное заключение и справка ПМПК предоставляются родителями (законными представителями) сотруднику управления образования (по месту жительства ребенка), курирующему сферу специального образования. Коллегиальное заключение ПМПК с визой управления образования является юридическим документом для зачисления ребенка в соответствующее образовательное учреждение и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в этом образовательном учреждении. Задание После проработки содержания лекции в чате написать названия отраслей специальной педагогики и психологии и перечислить состав ПМПК.
«Предмет, цели, задачи специальной педагогики и психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot