Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Введение
Предмет безопасности жизнедеятельности.
Основные понятия, термины и определения.
Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая
общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы
защиты от них в любых условиях обитания.
Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего
формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и
практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека
в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.
В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного,
техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации,
ежегодно от стихийных бедствий страдают 15–20 тыс. человек. В стране ежегодно
регистрируются более 3–5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При
этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо
больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей
По
данным
Всемирной
организации
социально-криминального
характера.
здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после
сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на
вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах
охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной
заболеваний или снижения работоспособности человека.
Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и
нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы,
имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также
условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека
опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время
путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры,
по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в
период школьных каникул.
Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при
которых возможно возникновение несчастных случаев.
Опасная ситуация – это неблагоприятная обстановка, в которой действуют
вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека,
его имуществу и среде обитания.
В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации
(заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для
выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где
присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом
ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению
группы авторов экстремальная ситуация – это такие возникшие сложные опасности,
которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его
физических и духовных сил (М.П.Фролов, А.Т.Смирнов, С.В.Петров, Е.Н.Литвинов и др.).
Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути
во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое
распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в
сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и
навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчикииспытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.
Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций,
природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий
нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза
их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует
определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и
ликвидации ее последствий.
Точное определение чрезвычайной ситуации дается в Федеральном законе «О
защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994):
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в
результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может
повлечь или уже повлек за собой человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей
или окружающей природной среде, сопровождаться значительными материальными
потерями и нарушением жизнедеятельности людей.
Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социальнокриминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные
ситуации природного характера – это стихийные бедствия, которые бывают
литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного
характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с
производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социальнокриминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским
законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия
(мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование,
убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки,
революции и т.д.). Биологические ЧС – это массовые заболевания населения и животных в
связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии,
эпизоотии, эпифотии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа
против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г.
«Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера», чрезвычайные ситуации классифицируются по сфере возникновения, по
масштабу последствии и по ведомственной принадлежности.
Безопасность – это состояние защищенности человека, его имущества и
окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.
Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего
поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной
подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены
дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных
учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных
заведениях.
Эти дисциплины
окружающей среды.
изучают
сложный
процесс
взаимодействия
Основными задачами БЖД являются:
● распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;
человека
и
● снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую
среду и человека;
● обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в
возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению
основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать
основной целью подготовки будущего педагога.
Модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых
людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке
будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового
образа жизни и безопасности жизнедеятельности.