Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Правовые аспекты создания и функционирования предприятий
Цель – получение знаний и умений по созданию и функционированию предприятий с
правовой точки зрения.
План лекции
1. Понятие и признаки юридических лиц
2. Организационно-правовые формы юридических лиц
3. Малые предприятия
4. Индивидуальный предприниматель
5. Процедура регистрации ИП и юридических лиц
6. Реорганизация и ликвидация юридических лиц
1. Понятие и признаки юридических лиц.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации
юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и
осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде.
Основные признаки юридического лица:
1. Организационное единство, которое проявляется в том, что организация как единое
целое имеет свои органы управления, которые для выполнения своих функций
образуют определенную иерархию. Отношения между учредителями и органами
управления четко регламентируются законодательством, а также учредительными
документами (уставами и учредительными договорами).
2. Имущественная обособленность, которая предполагает, что имущество
юридического лица обособляется от имущества других лиц, в том числе от имущества
его членов и учредителей. Организация может иметь имущество на праве
собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления,
учитываемого в самостоятельном бухгалтерском балансе.
3. Самостоятельная
имущественная
ответственность означает,
что
всякая
организация, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам всем
принадлежащим ей имуществом. Если иное прямо не предусмотрено в законе или
учредительных документах, ни учредители, ни участники юридического лица не
отвечают по его долгам, и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам
учредителей.
4. Выступление в гражданском обороте под собственным именем предполагает, что
юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и
ответчиком в суде.
По цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие
организации.
Коммерческая организация — это организация, основной целью деятельности которой
является получение прибыли.
Некоммерческая организация - это организация, занимающаяся некоммерческой
деятельностью, основной целью деятельности которой является та или иная цель, не
связанная с получением прибыли, которая в свою очередь не подлежит распределению
между участниками данной организации.
Юридическое различие между коммерческой и некоммерческой организациями в
современном Гражданском кодексе РФ сводится лишь к следующему: и та и другая
организация может иметь прибыль, но в коммерческой организации эта прибыль может
распределяться между учредителями (участниками), а в некоммерческой организации вся
полученная прибыль расходуется на уставные цели.
2 Организационно-правовые формы юридических лиц
Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных
признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и
существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. По
организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.
Коммерческие организации могут создаваться в следующих организационно-правовых
формах.
1. Хозяйственные товарищества:
Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на
доли (вклады) учредителей (участников: ИП или юридических лиц) складочным капиталом.
Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ:
-полное товарищество
Полными товариществами признаются товарищества, участники которых (полные товарищи)
в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской
деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам
принадлежащим им имуществом
- товарищество на вере (коммандитное товарищество)
Товариществами на вере (коммандитными товариществами) признаются товарищества, в
которых наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества
предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим
имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков
(коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в
пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении
товариществом предпринимательской деятельности.
2. Хозяйственные общества
Хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли
(вклады) учредителей (участников) уставным капиталом
-Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен
ни определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают
по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в
пределах стоимости принадлежащих им акций.
-Под публичным(ПАО) понимается акционерное общество, акции которого и ценные
бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются или обращаются на
условиях, установленных законами о ценных бумагах.
- Непубличное акционерное общество(НАО) — форма организации непубличной компании,
акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определённого круга
лиц (в противоположность открытому).
- Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или
несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных
учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной
ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с
деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
3. Производственные кооперативы
Производственными кооперативами (артелями) признаются добровольные объединения
граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной
деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и
иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других
услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении их членами
(участниками) имущественных паевых взносов.
4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом
собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного
предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в
том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть
созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество
государственных или муниципальных унитарных предприятий находится соответственно в
государственной или муниципальной собственности и принадлежит таким предприятиям на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Организационно-правовые
формы государственных и муниципальных унитарных предприятий:
-унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.
Унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, признаются
созданные по решению уполномоченного на то государственного органа или органа
местного самоуправления унитарные предприятия, имущество которых находится в
государственной или муниципальной собственности и принадлежит им на праве
хозяйственного ведения;
-унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное
казенное предприятие).
Государственными унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного
управления (федеральными казенными предприятиями), признаются унитарные
предприятия, образованные по решению Правительства Российской Федерации на базе
имущества, находящегося в федеральной собственности, и основанные на праве
оперативного управления.
3. Малые предприятия
Малое предприятие – коммерческая организация, в уставном капитале которой доля
участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и
иных фондов не превышает 25%. Доля, принадлежащая одному или нескольким
юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не
превышает 25% + в которых средняя численность работников за отчетный период не
превышает следующих предельных уровней:
В строительстве – 100 чел ;
На транспорте – 100 чел ;
В сельском хозяйстве – 60 чел ;
В научно-технической сфере – 60 чел ;
В оптовой торговле – 50 чел ;
В розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел ;
В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.
Если малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности, то к малому
предприятию относятся по критериям того вида деятельности, доля которого является
наибольшей в годовом объеме оборота.
Средняя за отчетный период численность с учетом всех работающих, в том числе по
договорам гражданско-правового характера, по совместительству, а также учитываются
работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного
юридического лица. В случае превышения установленной законом численности малое
предприятие лишается льгот на период, в течение которого допущено превышение и на
последующие три месяца.
4.Индивидуальный предприниматель (ИП)
Индивидуальный предприниматель, это гражданин, осуществляющий предпринимательскую
деятельность и зарегистрированный в установленном порядке в органах государственной
регистрации.
Уставного капитала нет.
Органы управления: сам предприниматель.
Учредительных документов нет.
Уровень ответственности: бизнесмен отвечает по своим обязательствам личным
имуществом.
Публичная отчетность: не требуется.
Цель деятельности: извлечение прибыли.
Распределение прибыли: предприниматель распоряжается прибылью по своему усмотрению.
5.Процедура регистрации ИП и юридических лиц.
Процедура регистрации юридического лица:
I.
Подготовка документов: подготовка учредительных документов, протокол о создании
юридического лица; если вклад в виде имущества-заключение независимого
оценщика по стоимости этого имущества
II.
Необходимость оплаты взноса в уставный капитал. Открытие специального
банковского счета. Взнос 50% УК. Справка о внесении оплаты. Уплата госпошлины
за регистрацию юр. лица
Отправляемся в налоговую
Заявление в установленной форме, предоставление протокола, справка об оплате УК, уплате
госпошлины, документы юр. лица.
В течение 5 рабочих дней налоговая рассматривает заявление.
Сведения вносятся в реестр ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц)
В налоговой должны выдать:
•
Свидетельство о государственной регистрации юр. лица
•
Свидетельство о постановке на налоговый учет
•
Выписку из ЕГРЮЛ
•
Информационное письмо с кодами статистики
Для осуществления деятельности необходимо:
1. Получить лицензию, разрешения, допуски
(если такие требуются);
2. Встать на учет во внебюджетные фонды;
3. Иметь расчетный счет в банке
4. Изготовить фирменную печать
Начало деятельности
Регистрация ИП:
Регистрация производится налоговыми по месту жительства.
В налоговую нужно:
-
Заявление по установленной форме
-
Нотариально заверенная копия паспорта (по почте) + оригинал паспорта (при личном
присутствии)
-
Документ об уплате госпошлины за регистрацию ИП
На рассмотрение заявления отводится 5 рабочих дней.
Сведения вносятся
предпринимателей)
в
ЕГРИП
(Единый
государственный
реестр
индивидуальных
ИП должны сами уплачивать взносы в пенсионный фонд
6.Реорганизация и ликвидация юридических лиц
Ликвидация юридических лиц
Под ликвидацией юридического лица понимается полное прекращение юридического
лица без перехода прав и обязанностей другим лицам.
Выделяют 2 способа ликвидации:
1. Добровольный
2. Принудительный(судебный)
Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников)
юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то
учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или
муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК
РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности:
истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она
создана, и др.
Принудительная (судебная) ликвидация осуществляется на основании решения суда в
следующих случаях:
- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
- осуществление деятельности, запрещенной законом;
- неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов
и др.
Этапы ликвидационного процесса:
1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.
2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о
ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме
уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого
юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц
запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками)
лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с
регистрирующим органом.
4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о
государственной регистрации юридических лиц.
5. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право
распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и
членов ликвидационной комиссии.
6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной
комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются
о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской
задолженности, проводится инвентаризация имущества.
7. Выход из состава участников других юридических лиц.
8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока,
отведенного кредиторам для предъявления требований.
9. Комиссия устанавливает, достаточно ли средств для выплат кредиторам
10. Составление окончательного ликвидационного баланса, который утверждается
учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о
ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.
11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые
органы), следующих документов:
12. а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения
расчетов
и
согласования
вопросов
ликвидации
с
соответствующими
государственными органами;
б) ликвидационного баланса;
в) документа об уплате государственной пошлины.
13. Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения
ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.
Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица
(Статья 64 ГК РФ):
1. Удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое
лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем
капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх
возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта
капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве
объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной
эксплуатации здания, сооружения;
2. Производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих
или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам
результатов интеллектуальной деятельности;
3. Производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные
фонды;
4. Производятся расчеты с другими кредиторами.
Реорганизация - прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и
обязанностей к другим лицам, т.е. правопреемство.
Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ:
1. Слияние - объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо.
При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается.
Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента
государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
2.Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию,
к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо
прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому
лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения
считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении
деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.
3.Разделение - образование на базе прекратившего существование юридического лица двух
и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее
юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к
вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается
завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших
юридических лиц.
4. Выделение - образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом
реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и
обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в
форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации
последнего из вновь возникших юридических лиц.
5. Преобразование - прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового
юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с
момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.
При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство
оформляется передаточным актом, при разделении и выделении - разделительным балансом.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве
по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его
кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти
документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом,
принявшим решение о реорганизации.
Выводы:
Основным
документом,
регулирующим
функционирования хозяйствующих субъектов, является ГК РФ.
процесс
создания
и
Вопросы для самоконтроля:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Перечислите признаки юридического лица
Перечислите ОПФ коммерческих юридических лиц
Сравните достоинства и недостатки ИП и юридических лиц
Сравните процедуры регистрации ИП и юридических лиц
Назовите формы реорганизации юридического лица
Какова очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации
юридических лиц?
Рекомендуемая литература:
1. Гражданский кодекс РФ (с изменениями и дополнениями от 3 августа 2018)
2. Алексеев, С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности :
учебное пособие / С.В. Алексеев. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 502 с. - (Dura lex, sed lex). Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00634-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114493 (26.09.2018).Косов, М.Е. 3.