Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правовые аспекты государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации

  • 👀 573 просмотра
  • 📌 483 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правовые аспекты государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации» doc
ПЛАН - КОНСПЕКТ проведения лекции Тема: «Правовые аспекты государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации». Цель: ознакомить с основными положениями действующего законодательства, регламентирующими правовую основу службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Задачи: формирование знаний о государственной службе в органах внутренних дел; воспитание правовой грамотности; коррекция познавательной деятельности на основе суждений, умозаключений. План: 1. Вводная часть (вступление). 2. Основная часть. 3. Заключительная часть. 4. Список литературы. Материальное обеспечение: презентация. Ход лекции: 1. Вводная часть (вступление). Тема лекции звучит так: «Правовые аспекты государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (слайд 1). Актуальность данной темы обусловлена тем фактом, что, несмотря на то, что в настоящее время решение статусных проблем государственного служащего в нашей стране получило достаточно прочную нормативно-правовую базу, тем не менее, существует немало нерешенных задач правового регулирования деятельности государственного служащего. Говоря о государственной службе в целом, можно отметить, что она регулируется многими нормами права, которые составляют правовой институт государственной службы, определяющий условия и порядок приема на службу и прохождение службы, меры стимулирования и ответственность служащих, их социальную и правовую защиту, основания прекращения служебных отношений и другие вопросы службы. Служба в органах внутренних дел (правоохранительных органах) является особой разновидностью государственной службы Российской Федерации. И в этой связи необходимо отметить, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» выделяет три главных вида государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба и государственная служба иных видов. При этом, военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы. Исходя из этого, органы внутренних дел можно определить, как специализированную систему органов исполнительной власти, осуществляющую правоохранительную деятельность на основании и в порядке, определенном законодательством по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц; прав и законных интересов юридических лиц; духовных и материальных ценностей общества; конституционного строя, территориальной целостности и охраны правопорядка в целом (слайд 2). С учетом указанной классификации сотрудников органов внутренних дел следует отнести к категории милитаризованных государственных служащих, проходящих службу в системе государственных органов исполнительной власти на должностях правоохранительной службы. При этом необходимо подчеркнуть, что сотрудники органов внутренних дел по своему правовому положению не являются военнослужащими и имеющими особый правовой статус. В контексте нашей лекции следует отметить, что термин «государственная служба в органах внутренних дел» употребляется крайне редко. Как правило, традиционно применяется словосочетание «служба в органах внутренних дел», определение которой закреплено в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ. Согласно указанного Закона служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ (слайд 4). При этом следует подчеркнуть, что такая служба является специфическим видом трудовой деятельности. 2. Основная часть. Хотелось бы обратить внимание на то, что ни в одном действующем нормативном правовом акте трудовое законодательство не указывается в качестве правовой основы службы в органах внутренних дел. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с: Конституцией РФ; Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, а также нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (слайд 5). Вместе с тем не секрет, что юридическая практика постоянно заставляет искать ответ на вопрос: из принципов какой отрасли права следует исходить и какие нормативно-правовые акты надлежит применять при рассмотрении споров, вытекающих из служебно-трудовых отношений сотрудников органов внутренних дел. Действительно, формально в перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу службы в органах внутренних дел, трудовое законодательство не упоминается. Однако нельзя не заметить, что в специальных административно-правовых актах, регулирующих вопросы прохождения службы (приказах, инструкциях), содержится множество норм, имеющих трудоправовую природу. Давайте более подробно рассмотрим эти группы. В первую группу могут быть включены нормы, которые либо воспроизводят общие нормы трудового права, либо отсылают к соответствующим нормам трудового законодательства, либо действие которых на сотрудников органов внутренних дел презюмируется. Так, к общим нормам трудового права относятся следующие нормы: - о распространении на стажера на время испытательного срока действия законодательства РФ о труде; - об установлении для сотрудников органов внутренних дел, исполняющих служебные обязанности во вредных условиях, сокращенного рабочего дня; - о праве сотрудников органов внутренних дел на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов (слайд 6). В качестве примеров отсылочных норм можно указать нормы: - о распространении на сотрудников органов внутренних дел установленной законодательством о труде продолжительности рабочего времени; - о предоставлении сотрудникам, обучающимся в учебных заведениях по заочной или вечерней форме, льгот, установленных действующим законодательством; - о предоставлении беременным женщинам и матерям из числа сотрудников органов внутренних дел, а также отцам - сотрудникам, воспитывающим детей без матери, всех прав и льгот, установленных действующим законодательством (слайд 7). Во вторую группу уместно объединить нормы, которые устанавливают особенности правового регулирования служебно-трудовых отношений сотрудников органов внутренних дел по сравнению с трудовым законодательством, обусловленные задачами, возложенными на органы внутренних дел, формами и методами их реализации, специальными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам органов внутренних дел. Поэтому по характеру правовых предписаний эти нормы можно разделить на три разновидности. Во-первых, нормы, устанавливающие для сотрудников органов внутренних дел дополнительные льготы по сравнению с аналогичными общими нормами трудового права, например, возможность предоставления при наличии уважительных причин краткосрочных отпусков продолжительностью до десяти дней с сохранением денежного содержания, которые не засчитываются в счет очередного ежегодного отпуска. Во-вторых, нормы, содержащие изъятия из тех гарантий, которые установлены общими нормами трудового права для большинства работников, в частности, о запрещении сотрудникам органов внутренних дел, состоящим между собой в близком родстве или свойстве, проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. В-третьих, нормы, предусматривающие особые условия службы, характерные только для сотрудников органов внутренних дел, в том числе устанавливающие специальные требования и повышенную ответственность, например, возрастные ограничения при приеме на службу в органы внутренних дел (слайд 8). Исходя из этого, можно сделать вывод, что трудовое право оказывает существенное влияние на содержание служебно-трудовых правоотношений в органах внутренних дел. Причем на сотрудников органов внутренних дел распространяются не только общие принципы правового регулирования труда, закрепленные Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ, но и конкретные правовые нормы, относящиеся к таким институтам отрасли трудового права, как рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, охрана труда и другие (слайд 9). Следует также признать, что при регулировании служебно-трудовых отношений с участием сотрудников органов внутренних дел наряду с нормами законодательства о труде применяются нормы законодательства о государственной службе, которые регламентируют: - условия приема на службу в органы внутренних дел, в частности наличие гражданства РФ, минимальный 18-летний возраст; - ограничение на прохождение службы в одном и том же органе внутренних дел сотрудникам, состоящим между собой в близком родстве или свойстве, при их подчиненности или подконтрольности; установление испытательного срока для лиц, поступающих на службу в милицию, от трех до шести месяцев; - основания прекращения службы в органах внутренних дел в связи с прекращением гражданства РФ и для увольнения из органов внутренних дел по достижении предельного возраста состояния на службе (слайд 10). Однако наличие административно-правовых элементов в регламентации труда (службы) сотрудников органов внутренних дел не является основанием для выведения служебно-трудовых отношений с их участием из сферы действия трудового права. Как было отмечено ранее, правовое регулирование службы в органах внутренних дел регулируется различными нормативно-правовыми актами. Их достаточно большое количество, поэтому хотелось бы остановиться на некоторых из них, которые являются источниками правового регулирования правоотношений, связанных со службой в ОВД. Так, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в ОВД, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника ОВД. Данному Закону отведено центральное место в системе нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в ОВД (слайд 11). Закон о полиции, Закон о соцгарантиях сотрудникам ОВД и другие федеральные законы, регламентирующие правоотношения, связанные со службой в ОВД, самым тесным образом связаны с законом о службе в ОВД. Предмет регулирования Закона о полиции в нем не сформулирован, однако, ст. 1 определяет назначение полиции. Предмет регулирования Закона о соцгарантиях сотрудникам ОВД определен, как отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников ОВД, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан РФ, уволенных со службы в ОВД, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (слайд 12). Данные три Закона образуют единую законодательную основу службы в ОВД. Эти нормативные акты смогли поднять правовую базу государственно-служебных отношений сотрудников органов внутренних дел на новый уровень регулирования. Анализ указанных Законов позволяет отнести к основным идеям, составляющим суть их концепции, следующее: усиление демократических начал службы; деполитизация и департизация службы; обеспечение сочетания централизованных и децентрализованных начал в решении кадровых вопросов; устранение чрезмерной бюрократизации служебных отношений; обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников; комплексный подход к правовой регламентации службы в органах внутренних дел. Эти Законы внесли существенные изменения и дополнения практически во все элементы правового института служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, что приближает уровень правового регулирования данного вида государственной службы к принципам правового государства. 3. Заключительная часть. Подводя итог лекции, хотелось бы отметить, что правовое регулирование служебно-трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в органах внутренних дел носит комплексный характер, поскольку осуществляется нормами административного законодательства о службе в системе МВД России, законодательства о государственной службе, трудового и гражданско-процессуального законодательства. Несмотря на то, что служебно-трудовые и внутренние государственно-служебные отношения совпадают во времени, одновременно возникают, функционируют и прекращаются, они представляют собой самостоятельные виды правовых отношений. Поскольку служебно-трудовые отношения в органах внутренних дел по всем критериям подпадают под понятие отношений наемного труда, есть все основания относить их не только к сфере действия, но и к предмету трудового права. Среди всей системы нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, особое место занимает Федеральные законы «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О полиции»; «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (слайд 13). В заключение хотелось сказать о том, что государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации занимает особое место в структуре государственного аппарата нашей страны. Спасибо за внимание. 4. Список литературы. 1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. 2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063. 3. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020. 4. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900. 5. Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595. 6. Государственная служба в органах внутренних дел: курс лекций / под ред. канд. юрид. наук, проф. С.Н. Бочарова. - М.: Статут, 2015. - 356 с.
«Правовые аспекты государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot