Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правосознание и правовая культура.

  • 👀 5286 просмотров
  • 📌 5224 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Правосознание и правовая культура.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правосознание и правовая культура.» docx
Тема 3. Правосознание и правовая культура. План: 1. Правосознание: понятие, структура и виды. 2. Правовая культура: понятие и структура. Лекция 1. Правосознание: понятие, структура и виды. Правосознание – это совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и другим правовым явлениям. Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1. Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. 2. Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.п.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. 3. Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. 4. Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии). 1. Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общества. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. 2. Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Виды правосознания. По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное. • Массовое – это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими в обществе. • Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, военнослужащих, должностных лиц и т.п.). • Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное. • Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводят соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. • Профессиональное правосознание – это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов и т.п.). • Обыденное правосознание – это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Лекция 2. Правовая культура: понятие и структура. Под правовой культурой понимается система овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражения в сознании и поведении людей. Структуру правовой культуры составляет: 1. Правовая культура всего общества – она включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую культуру, эффективное независимое правосудие, состояние законности и правопорядка, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства. 2. Правовая культура отдельного индивида. Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: • достаточно высокий уровень правосознания; • знание действующих законов страны; • соблюдение, исполнение и использование этих законов; • убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов; • правильное понимание своего положения в обществе; • правовая активность. Контрольные вопросы: 1. Дайте понятие правосознания? 2. Какова структура правосознание? 3. Какие виды правосознания вы знаете? 4. Дайте понятие правовой культуры? 5. Какова структура правовой культуры? Тема 4. Нормы права План: 1. Понятие, признаки и структура нормы права. 2. Способы изложения элементов правовых норм и классификация норм права. Лекция 1. Понятие, признаки и структура нормы права. Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Признаками нормы права являются: 1. Общеобязательный характер – она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; 2. Формальная определенность – выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов; 3. Связь с государством – устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием; 4. Предоставительно-обязывающий характер – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей; 5. Микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Структуру нормы права составляют следующие три части: 1. Гипотеза (предположение) – элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов; 2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; 3. Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Лекция 2. Способы изложения элементов правовых норм и классификация норм права. По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта: 1. прямой способ – норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2. отсылочный (ссылочный) способ – статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта; 3. бланкетный способ – статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил. Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1. в зависимости от содержания они подразделяются на: • исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.); • общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; • специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей. 2. в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) – на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; 3. в зависимости от их характера – на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные); 4. в зависимости от методов правового регулирования делятся на: • императивные (содержащие властные предписания); • диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); • поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); • рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); 5. в зависимости от времени действия – на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием); 6. в зависимости от функций на: • регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений; • охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав) 7. в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм на: • общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например Конституция РФ); • специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц – пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.); 8. в зависимости от способа правового регулирования на: • управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств); • обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги); • запрещающие ( не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения). Контрольные вопросы: 1. Дайте понятие нормы права? 2. Какие признаки норм права вы знаете? 3. Какова структура нормы права? 4. Каковы способы изложения элементов правовых норм? 5. Какие классификации норм права вы знаете? Тема 5. Правотворчество и система права. План: 1. Понятие, принципы и виды правотворчества. 2. Систематизация нормативных актов: понятие и виды. 3. Система права. Лекция 1. Понятие, принципы и виды правотворчества. Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер. Правотворчество характеризуется тем, что: • оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность; • основная продукция его – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах; • это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; • уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – это показатель цивилизованности и демократии общества. Правотворчеству присущи следующие принципы: 1. научность (ибо процесс подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.); 2. профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди – юристы, управленцы, экономисты и др.); 3. законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); 4. демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); 5. гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1. непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2. правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства); 3. правотворчество отдельных должностных лиц (например. Президента, министра); 4. правотворчество органов местного самоуправления; 5. локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6. правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на: 1. законотворчество – правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой; 2. делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа; 3. подзаконное правотворчество – здесь нормы права принмаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами и т.п. Лекция 2. Систематизация нормативных актов: понятие и виды. Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: 1. Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками: • кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий; • в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших; • кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений; • кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни; • нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. 2. Инкорпорация – представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства: • при внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном; • Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. Инкорпорация бывает: • Официальная инкорпорация – это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. • Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая производится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. 3. Консолидация – это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Лекция 3. Система права. Система права – это совокупность взаимосвязанным между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений. Структурными элементами системы права являются: 5. Правовая норма – первичный элемент системы права т.е. исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. 6. Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. 7. Подотрасль – регулирует отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью. 8. Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Контрольные вопросы: 3. Дайте понятие правотворчества? 4. Какие принципы и виды правотворчества вы знаете? 5. Дайте понятие систематизации нормативных актов? 6. Какие формы систематизации нормативно-правовых актов вы знаете? 7. Дайте понятие системы права? 8. Какие структурные элементы системы права вы знаете?
«Правосознание и правовая культура.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot