Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правоотношения по социальному обеспечению

  • 👀 1060 просмотров
  • 📌 993 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Правоотношения по социальному обеспечению
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правоотношения по социальному обеспечению» docx
Тема 1: Правоотношения по социальному обеспечению Понятие и виды правоотношений Правоотношения в сфере соц. обеспечения – это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями и иными уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них право. Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества. Отличительная особенность социально-обеспечительных правоотношений заключается в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, субсидии, услуги или льготы, а государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо) обязан ее предоставить. Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку они возникают по поводу предоставления физическим лицам материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг. Эти правоотношения складываются в рамках трех организационно-правовых форм: обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи. Внутри указанных форм материальные правоотношения можно классифицировать по объектам (т.е. видам обеспечения) на: 1. Пенсионные, которые в зависимости от специфики юридических фактов, а также с учетом источников финансирования можно объединить в следующие группы: • по выплате трудовых (страховых) пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); • по выплате пенсий за выслугу лет и других видов государственных пенсий за счет средств федерального бюджета; • по выплате социальных пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). 2. По поводу пособий и иных социальных выплат, которые, в свою очередь, также можно классифицировать по объектам: например, правоотношения в связи со страховыми пособиями: • по временной нетрудоспособности; • по беременности и родам; • при рождении ребенка; • на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др. 3. По оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению, которые возникают при заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях ухудшения здоровья. Существуют следующие виды оказания бесплатной для населения медико-социальной помощи: • диспансерное наблюдение; • первичная медико-санитарная помощь; • скорая медицинская помощь; • лечение на дому, в стационарных учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в частных клиниках за счет средств ОМС; • предоставление лекарств и изделий медицинского назначения бесплатно или по льготным тарифам и др. 4. По бесплатному и льготному социальному обслуживанию, которые также отличаются многообразием: • бесплатное или льготное (со скидкой) социальное обслуживание на дому; • содержание в стационарных учреждениях социальной защиты; • протезирование и т.д. Материальные правоотношения различаются по юридическим фактам, срокам действия, субъектам, объектам, содержанию. По срокам действия правоотношения по социальному обеспечению принято делить на 3 группы: 1. правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий; по поводу экспертизы трудоспособности и др.); 2. правоотношения с абсолютно известным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по случаю потери кормильца – до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся 23 лет; все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей и др.); 3. правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по старости, по инвалидности; правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности и др.) По своей юридической природе правоотношения по поводу предоставления денежных выплат (пенсий, пособий и др.) являются социально-обязательственными правоотношениями. Большинство из них не связано с заключением договора. Исключ.: правоотношения по выплате накопительной части трудовой пенсии между пенсионером и негосударственным пенсионным фондом. В отличие от выплат медицинские и социальные услуги оказываются только на основании заключенных Договоров, порождающих соответствующие социально-обязательственные правоотношения. Обе группы правоотношений отличаются четкой правовой регламентацией, т.к. все права и обязанности их субъектов определены законом и не могут быть изменены по соглашению сторон. В рассматриваемых правоотношениях стороны равноправны. Элемент власти-подчинения в них отсутствует, хотя одним из субъектов выступает государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо). Этим они отличаются от административных правоотношений. Реализации материальных правоотношений предшествуют или возникают одновременно с ними процедурные правоотношения: • по установлению юридических фактов (например, продолжительности стажа, экспертизе временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизе степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности и пр.); • по вынесению решений о назначении или об отказе в предоставлении конкретных видов социального обеспечения. Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой удостоверить конкретный факт. Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение, о назначении пенсии или отказе в этом. Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения. Правоотношения по урегулированию споров вышестоящими органами ПФР являются процессуальными правоотношениями в сфере социального обеспечения. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению. Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей. В качестве физических лиц в указанных правоотношениях могут участвовать граждане РФ, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений. Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца является семья. Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью. В частности, ребенок-инвалид до 18 лет, являясь субъектом правоотношений по получению социальной пенсии, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают родители, опекун или попечитель. Если физическое лицо признано недееспособным вследствие душевной болезни, то от его имени в правоотношениях по социальному обеспечению также участвует представитель. С 14 лет дети могут самостоятельно обращаться в территориальные органы ПФР за выделением своей доли страховой пенсии по случаю потери кормильца. При решении вопроса о дееспособности физических лиц до 18 лет следует руководствоваться нормами гражданского права. В частности, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ст.21 ГК РФ). Правоспособность физических лиц на участие в правоотношениях по медицинскому обслуживанию и лечению возникает с момента рождения. Дееспособность на получение бесплатной медицинской помощи возникает по достижении 15 лет. Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей: • Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. • Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным. Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение. Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступают различные государственные органы, учреждения или иные уполномоченные государством лица. К их числу относятся: • территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС; • органы министерства труда и социальной защиты; • органы министерства здравоохранения; • органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.); • учреждения здравоохранения и социального обслуживания и др. Объекты правоотношений по социальному обеспечению. Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное материальное благо, по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения (пенсия, пособие, медицинская помощь, протезирование и пр.). В последние годы в литературе высказана и иная точка зрения. В частности, М.В. Лушникова и А.М. Лушников считают, что основным признаком социально-обеспечительных отношений является его особый предмет – социальные блага, которые объединяют как материальные, так и нематериальные блага. Нематериальные блага в комплексе с материальными социальными благами направлены на реализацию адаптационной (реабилитационно-интеграционной) функции права социального обеспечения, а равно защиту человеческого достоинства. В первом случае нематериальные социальные блага выражаются в обеспечении условий для социальной реабилитации, адаптации человека, его интеграции в общество, обеспечивают право на защиту от социального отторжения. Во втором случае обеспечивается охранительное право лица на защиту человеческого достоинства. Авторы уточняют, что нематериальные социальные блага сопровождают социальное обслуживание (социальная реабилитация инвалидов, социальное обслуживание семей с детьми и др.). В их число они включают и социальные льготы. В процедурных правоотношениях объектом выступают действия – решения государственных органов (учреждений или иных уполномоченных государством лиц) об установлении юридических фактов, о назначении конкретного вида социального обеспечения и т.п. Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют отграничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу. Пенсия – это ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца в качестве основного источника средств существования с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают: • страховые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); • пенсии за выслугу лет; • социальные пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Понятия «страховая пенсия» и «пенсия по государственному пенсионному обеспечению» сформулированы в Федеральных законах от 28.12.2013 г. № 173-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Одни пособия назначаются с целью частичного возмещения заработка, утраченного по уважительной причине (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице), другие – с целью социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка и др.) Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно разделить на единовременные, ежемесячные и периодические. Пособия можно определить, как единовременные, ежемесячные или периодические выплаты, назначаемые в целях временной частичной компенсации утраченного заработка, либо в целях оказания социальной поддержки. Источником финансирования компенсационных выплат являются средства бюджетов различных уровней. Удовлетворение потребностей физических лиц, пострадавших в результате наступления социального риска, осуществляется не только с помощью назначения различных видов выплат, но и путем оказания услуг. Услуга – это полезное действие по удовлетворению потребностей населения в медицинской или социальной помощи бесплатно или на условиях частичной оплаты. Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах, утвержденных государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам. Виды услуг: 1. полезные действия (медицинская помощь, лекарственное обеспечение, протезирование, социальное обслуживание на дому и пр.); 2. натуральное содержание (детей - в детских дошкольных учреждениях, престарелых и инвалидов – в домах-интернатах, лиц, не имеющих места жительства,- в домах ночного пребывания и пр.). Льготы также являются объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению. Льгота – это предоставление дополнительных прав или освобождение субъектов социального обеспечения (физических лиц) от исполнения части обязанностей (примеры: бесплатный проезд на транспорте, снижение или освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг и др.). Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ действовавшая система льгот была реформирована. Кроме того, прежние льготы были фактически разделены на две группы. В первую группу вошли льготы материального (например, по оплате жилья и коммунальных услуг) и организационного характера (например, преимущественные права на некоторые виды социальных услуг). Вторая группа льгот была заменена денежной компенсацией в виде ежемесячной денежной выплаты, которая далеко не эквивалентна их реальной стоимости. В ряде нормативных правовых актов термин «льготы» заменен понятием «меры социальной поддержки». Содержание правоотношений В соответствии с общей теорией права юридическое (формальное) содержание правоотношения образует совокупность прав и обязанностей его субъектов. Материальное содержание правоотношения выражается в их фактическом поведении. Субъективное право – это вид и мера возможного поведения участника правоотношения. Оно складывается из следующих возможностей: совершать определенные действия лично; требовать совершения определенных действий от третьих лиц; обращаться за защитой своего нарушенного права. Субъективная обязанность – это вид и мера должного поведения участника правоотношения. Она проявляется в необходимости: совершить определенные действия лично; воздержаться от совершения определенных действий; претерпеть неблагоприятные последствия в виде ответственности при совершении противоправных действий или уклонении от исполнения установленных законом требований. Основная особенность материальных правоотношений по социальному обеспечению заключается в том, что их содержание составляет субъективное право физического лица на получение конкретного вида социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность государственного органа (учреждения или иного уполномоченного государством лица) его предоставить. Вместе с тем при реализации своего субъективного права физическое лицо должно выполнять возложенные на него законом обязанности. В свою очередь, государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо) несет не только обязанности, но и обладает значительным объемом прав. Так, он вправе: требовать от физического лица представления документов, необходимых для назначения или перерасчета выплат; производить удержания из выплат; приостанавливать выплату пенсии или пособия и пользоваться иными правами в рамках, определенных законом. Содержание процедурного правоотношения составляет субъективное право физического лица на установление юридических фактов, необходимых для подтверждения права на конкретный вид социального обеспечения, и соответствующая ему обязанность государственного органа (учреждения или иного уполномоченного государством лица) произвести проверку и вынести акт-решение об удовлетворении обращения физического лица или об отказе в этом.
«Правоотношения по социальному обеспечению» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot