Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правоохранительные органы: понятие, функции, институционально-правовые особенности

  • 👀 1001 просмотр
  • 📌 947 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Правоохранительные органы: понятие, функции, институционально-правовые особенности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правоохранительные органы: понятие, функции, институционально-правовые особенности» docx
Тема: «Правоохранительные органы: понятие, функции, институционально-правовые особенности» Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются: 1. Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью. 2. Правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами. 3. Правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами. Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов РФ, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью. Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности. Задачами правоохранительной деятельности признаются: 1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; 2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; 3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ; 4) надзор за процессом правоприменения; 5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства; 6) оказание юридической помощи гражданам и организациям; 7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов; 8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида: Непосредственные цели: 1) обеспечение и защита (охрана): - нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений; - нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления; - нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ; - общественного строя РФ; - установленных системы хозяйства и собственности; - порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов; 2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве; 3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности. Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня: 1) укрепление законности и правопорядка; 2) предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений; 3) исправление осужденных; 4) правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц. Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются: 1) конституционный контроль; 2) правосудие; 3) организационное обеспечение деятельности судов; 4) прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры; 5) выявление и расследование преступлений: - предварительное следствие; - дознание; - оперативно-розыскная деятельность; 6) уголовно-исполнительная деятельность; 7) нотариальная деятельность; 8) юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг). В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности: - судопроизводство (уголовный процесс); - обеспечение безопасности; - охрана общественного порядка Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство - это основной вид конституционного контроля. Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора, после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления. Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль. Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась "Суд и правосудие в СССР". Они имеют общий элемент - правосудие, осуществляемое конституционным судом. В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ. А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание, либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.) Исходя из смысла дефиниции "правоохранительная деятельность", можно сформулировать определение понятию "правоохранительный орган". Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать: 1) правовую регламентацию его статуса и деятельности; 2) стоящие перед ним задачи: защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов РФ, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью; 3) наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи. Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов РФ, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью. К числу правоохранительных органов принято относить: 1) Конституционный Суд РФ; 2) конституционные, уставные суды субъектов РФ; 3) суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды); 4) арбитражные суды (федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах); 6) органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры); 7) Международный коммерческий арбитражный суд; 8) Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ; 9) третейские суды для разрешения экономических споров; 10) Министерство юстиции РФ; 11) Судебный департамент при Верховном Суде РФ; 12) органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков); 13) руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков); 14) органы дознания (органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы РФ; органы Службы внешней разведки РФ; органы Федеральной службы исполнения наказаний; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ); 15) нотариат; 16) адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена); 17) некоторые иные правоохранительные органы. Предмет курса - это те положения (правовые институты), которые изучаются данной дисциплиной. Исходя из содержания рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программы дисциплины "Правоохранительные органы", составными частями предмета дисциплины "Правоохранительные органы" являются: 1) понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности; 2) функции (направления) правоохранительной деятельности; 3) понятие, признаки и виды правоохранительных органов; 4) законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах; 5) понятие и основные признаки судебной власти; общая характеристика суда как органа судебной власти; 6) понятие и структура судебной системы РФ; 7) понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций; 8) понятие, признаки и принципы правосудия; 9) понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия; 10) порядок формирования, состав, структура и компетенция: - Верховного Суда РФ; - верховных судов республик, краевых, областных, городских (в городах Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) судов, судов автономной области и автономных округов; - районных, городских, межрайонных судов; - военных судов; - специализированных судов; - мировых судей; 11) правовой статус суда; 12) система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов; 13) полномочия и порядок образования: - федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов); - арбитражных апелляционных судов; - арбитражных судов субъектов РФ; 14) полномочия и порядок образования дисциплинарного судебного присутствия; 15) иные арбитражные органы (Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, Третейские суды для разрешения экономических споров); 16) понятие, структура, полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ; 17) численный состав Конституционного Суда РФ, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ; 18) компетенция судебных составов Конституционного Суда РФ, осуществляющих правосудие; 19) Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ; 20) решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение; 21) понятие, состав, порядок образования, полномочия конституционного (уставного) суда субъекта РФ; 22) статус судей; 23) требования, предъявляемые к кандидатам в судьи; 24) порядок образования и полномочия органов судейского сообщества; 25) квалификационная аттестация судей и присвоение классных чинов; 26) статус присяжных и арбитражных заседателей, права и обязанности, порядок наделения их полномочиями; 27) государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей; 28) организационное обеспечение деятельности судов; 29) Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия; 30) администраторы судов, их функции; 31) задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ; 32) территориальные органы юстиции; 33) нотариат; 34) органы прокуратуры РФ и прокурорский надзор; 35) акты реагирования прокурора на нарушения закона; 36) система органов прокуратуры и их организация; 37) Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия; 38) прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры; 39) полномочия, порядок назначения на должность прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров; 40) организация работы прокуратуры района (города); 41) порядок назначения на должность и полномочия прокурора района (города); 42) прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; 43) функции, задачи и компетенция военной прокуратуры; 44) требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров; 45) общая характеристика деятельности по выявлению и расследованию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении: - оперативно-розыскной; - дознания; - предварительного следствия; 46) круг органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность; пределы их полномочий; 47) взаимодействие органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений; 48) понятие и виды органов дознания; 49) понятие и виды органов предварительного следствия; 50) правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя; 51) система следственных подразделений ОВД, ФСБ, Следственного комитета РФ; 52) руководитель следственного органа; 53) юридическая помощь и защита по уголовным делам в РФ; 54) понятие и направления деятельности адвокатуры; 55) адвокатская палата: порядок образования, органы самоуправления адвокатской палатой, их компетенция; 56) президент адвокатской палаты, порядок избрания, полномочия; 57) адвокатские образования первого звена; 58) права и обязанности адвоката, порядок и условия присвоения статуса адвоката; 59) Федеральная палата адвокатов РФ; 60) оказание юридических услуг организациями и лицами, не входящими в состав адвокатуры и др. Без достаточных правовых знаний, изучаемых в рамках курса "Правоохранительные органы", трудно усвоить материал, касающийся деятельности суда, органов предварительного расследования и т.п., иначе говоря, изучить такие дисциплины, как уголовный, гражданский, арбитражный процесс. Дисциплина "Правоохранительные органы" подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала. Как и у любого другого правового курса, учения, составляющие содержание дисциплины "Правоохранительные органы", базируются на положениях конституционного права. Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организации и функционирования органов судебной власти, а также прокуратуры в РФ. Изучаемые в рамках курса "Правоохранительные органы" принципы правосудия, такие как осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону, открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства, осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые другие принципы, также своей правовой основой прежде всего имеют нормы конституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120 - 122, 128 Конституции РФ). Конституцией РФ закреплено верховенство ее и федеральных законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохранительных органов России организованы так, чтобы деятельность таковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32, 45 - 48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ). Дисциплина "Правоохранительные органы" тесно связана с такими дисциплинами, как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право, а также иными правовыми учебными курсами. Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процесса. Именно поэтому регулирующие данные виды деятельности отрасли права во многом схожи. Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности, и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако у форм реализации принципов в каждой из отраслей процессуального права имеются свои отличия, которые в определенной степени характеризуют само понятие правосудия. Осуществляемое в обычных формах правосудие - это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (по вновь открывшимся обстоятельствам), направленная на установление виновности подсудимых, применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешение дела по существу. Уяснить данное изучаемое в рамках курса "Правоохранительные органы" понятие невозможно, не разобравшись с такими гражданско-процессуальными, уголовно-процессуальными и арбитражно-процессуальными институтами, как рассмотрение дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Суды, как правоохранительные органы, осуществляют гражданскую процессуальную, уголовно-процессуальную и арбитражную процессуальную деятельности. В свою очередь, ими разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которые преподаются в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам. Суды, органы дознания и предварительного следствия, правовой статус которых изучается в рамках дисциплины "Правоохранительные органы", наделяются таковым только в связи и во время осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитражного или конституционного процесса. Поэтому понятие и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, преподаваемыми в рамках таких дисциплин, как "Уголовный процесс", "Гражданский процесс", "Арбитражный процесс" и "Конституционное право". Так, к примеру, суд становится субъектом гражданского процесса, а значит, наделяется соответствующим комплексом прав при поступлении к нему должным образом оформленного заявления, где содержатся сведения о подведомственном судам общей юрисдикции некриминальном нарушении норм той или иной отрасли материального (обычно гражданского, семейного или трудового) права. Более того, перечень лиц, по заявлениям которых суд вправе приступить к рассмотрению гражданского дела (ч. 1 ст. 4 ГПК), можно очертить лишь с учетом положений гражданско-правового института дееспособности малолетних и несовершеннолетних (ст. ст. 26, 28 ГК). Ряд институтов курса "Правоохранительные органы" в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины "Уголовный процесс". Помимо уже названных понятия и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстанций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, к таковым также следует отнести: - институт процессуальной самостоятельности следователя; - процессуальный статус руководителя следственного органа; - процессуальные права адвоката, выступающего защитником или представителем в уголовном процессе; - общую характеристику видов осуществляемой органами дознания деятельности; - средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - характеристику таких направлений деятельности прокуратуры как уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами и принесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения, постановления судов. В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяются система и структура органов государственного управления, понятие и принципы этого вида деятельности. Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия. Административная же юрисдикция - часть предмета дисциплины административного права. Соответственно, для административного права важно, чтобы студенты имели представление о тех органах, которым предоставлено право привлечения лиц к административной ответственности. Те же виды деятельности, о которых говорится в курсе "Правоохранительные органы" как об одном из элементов компетенции прокуратуры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисциплины административного права. Дисциплина "Правоохранительные органы" в определенной степени связана с положениями, изучаемыми международным правом. Этот вывод позволяет сделать по меньшей мере редакция ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Тема: «Законодательство о правоохранительных органах Российской Федерации» Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ (РСФСР) и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, Приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ, иными ведомственными нормативно-правовыми актами, конституциями республик, уставами, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий, и другими нормативными актами. Однако основными источниками курса "Правоохранительные органы" являются законы. По своему содержанию их можно разделить на несколько групп: 1. Общего характера: - Конституция РФ; - УПК РФ; - ГПК РФ; - АПК РФ; - некоторые иные законы. 2. О судебной власти, правосудии и судах: - Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ"; - Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ"; - Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в РФ"; - некоторые иные законы. 3. Об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих: - Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов РФ"; - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ"; - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах"; - некоторые иные законы. 4. О прокурорском надзоре и органах прокуратуры: - Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре РФ"; 5. Об организации выявления и расследования преступлений: - Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; - Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"; - Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности"; - некоторые иные законы. 6. Об организации юридической помощи: - Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"; - Основы законодательства РФ о нотариате (утверждены Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1); - некоторые иные законы. Аналогичным образом классифицированными могут быть и другие нормативно-правовые акты о правоохранительных органах. По своему же содержанию и юридическому значению (силе) правовые акты, регулирующие организацию и компетенцию правоохранительных органов, подразделяются на: - Конституцию РФ; - федеральные конституционные законы; - федеральные законы; - действующие законы РФ (РСФСР); - действующие законы СССР; - конституции республик и уставы иных субъектов РФ; - указы Президента РФ; - постановления Правительства РФ; - нормативные акты министерств и ведомств; - иные нормативные акты. Среди всех законов высшую юридическую силу на территории РФ имеет Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституция РФ во всех необходимых случаях применяется в качестве акта прямого действия. Так, к примеру, суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности: а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ; г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. Когда статья Конституции РФ является отсылочной, правоохранительные органы должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ) Иногда вопросы правового статуса, организационной структуры и компетенции правоохранительного органа могут быть урегулированы постановлением Государственной Думы. Между тем, если положения закона отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государственной Думы, действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом, и следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения. Правоохранительным органам надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры РФ являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением правоохранительный орган не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г. N 662 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов". Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства РФ" или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Действие закона прекращается в двух случаях, когда: а) вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего; б) закон отменен.
«Правоохранительные органы: понятие, функции, институционально-правовые особенности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot