Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правила и порядок определения сметной стоимости строительства

  • 👀 425 просмотров
  • 📌 376 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правила и порядок определения сметной стоимости строительства» pdf
Тема: «Правила и порядок определения сметной стоимости строительства» 1. Сметные расходы на оплату труда рабочих Состав затрат на оплату труда по отдельным статьям расходов включает: Расходы на оплату труда рабочих. По этой статье отражаются все затраты на оплату труда производственных рабочих (включая рабочих, не состоящих в штате) и линейного персонала при включении его в состав бригад (участков), занятых непосредственно на строительных ра-ботах, исчисленные по принятым в организации системам и формам оплаты труда: - выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам; - стоимость продукции, выдаваемой работникам в порядке натуральной оплаты труда; - выплаты стимулирующего характера - премии (включая стоимость натуральных премий) за производственные результаты, в том числе премии за ввод объектов в эксплуатацию, вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.; - выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе - надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу ночное время, сверхурочную работу, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда, доплаты за подвижной и разъездной характер работ и т.д., - осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; - выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, за непроработанное на производстве (неявочное) время - оплата очередных и дополнительных отпусков (компенсация за неиспользованный отпуск), оплата проезда к месту использования отпуска и обратно, включая оплату провоза багажа, работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплата льготных часов подростков, а также оплата времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей; - выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе: выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством; надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями; - суммы, выплачиваемые работникам при выполнении работ вахтовым методом за дни в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям и вине транспортных организаций; - суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы в организации по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы, как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям; - заработная плата по основному месту работы рабочим и линейному персоналу при включении его в состав участков (бригад) за время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров; - оплата труда работников, не состоящих в штате организации, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договора подряда), если расчеты с работниками за выполненную работу производятся непосредственно в самой организации. При этом размер средств на оплату труда работников за выполнение работ (услуг) по договору подряда определяется исходя из сметы на выполнение этих работ(услуг) и платежных документов; - оплата труда рабочих, осуществляющих перемещение строительных материалов оборудования в пределах рабочей зоны, т.е. от приобъектного (участкового) склада до места укладки их в дело, если это перемещение производится вручную; - другие виды выплат, включаемые в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда (за исключением расходов по оплате труда, финансируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, и других целевых поступлений). Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов. В эту статью включается заработная плата, по своему составу соответствующая указанной в предыдущем пункте, которая выплачивается следующим категориям работников: - рабочим, занятым управлением строительными машинами и механизмами (машинистов, механиков, мотористов и др.), и линейному персоналу при включении его в состав бригад (участков); - работникам, занятым техническим обслуживанием и диагностированием, а также всеми видами ремонта строительных машин, механизмов, производственных приспособлений и оборудования; - рабочим, осуществляющим перебазирование строительных машин и механизмов, содержание и ремонт рельсовых и безрельсовых путей; - рабочим, занятым перевозкой и перемещением строительных материалов и конструкций в пределах стройки (объекта), включая их погрузку и разгрузку, а также вывоз и ввоз грунта. Материалы.В эту статью включается исчисленная по действующим в организации положениям заработная плата следующих категорий работников: - рабочих, осуществляющих доставку строительных материалов и конструкций от станции (порта, пристани) назначения до приобъектного склада, включая разгрузку и погрузку, сопровождение (экспедирование) грузов; - работников заготовительно-складского хозяйства, отделов и контор материальнотехнического снабжения или управлений производственно-технологической комплектации, ведомственной и вневедомственной, пожарной и сторожевой охраны, осуществляющей охрану материальных ценностей и др.; - работников подсобных производств, обслуживающих и прочих хозяйств строительной организации, не выделенных на самостоятельный баланс, отражаемая в себестоимости поставляемой на объект продукции этих производств с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов. Накладные расходы.Круг работников, которым заработная плата выплачивается за счет накладных расходов или относится на них.. Состав заработной платы этих работников с учетом профиля и специфики их деятельности регулируется действующими в организации положениями. При определении и согласовании размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство должны основываться на единых законодательных, нормативных и правовых актах с учетом сложившейся и ожидаемой на период строительства ситуации в области трудовых и социально-экономических отношений. При этом рекомендуется широко использовать имеющуюся нормативную базу, согласованные принципы ее обновления и дополнения, а также применяемые в стране и отрасли методические разработки по вопросам оплаты труда и ценообразования в условиях рыночных отношений. В строительных организациях разрабатываются и используются системы и формы оплаты труда работников, обеспечивающие максимальную их совместимость методами определения размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство, а также единство нормативных и расчетных показателей, применяемых для этих целей. Такой подход обеспечивает высокую обоснованность решений, принимаемых на стадии определения и согласования договорных цен и смет на строительство (в части размера средств на оплату труда) и на стадии расчетов по заработной плате с рабочими за выполненные работы, их комплексы, этапы и объек-ты в целом. При этом он позволит упростить организацию оплаты труда, которую можно будет осуществлять непосредственно по сметам на строительство. Особенностями нормативной базы, используемой при определении размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и при организации оплаты труда в строительных организациях, являются стабильность технически обоснованных норм затрат труда (в чел.-часах, маш.-часах и т.п.) на традиционные строительно-монтажные процессы и работы и динамичность, изменчивость во времени стоимости (цены) труда, а следовательно, и сдельных расценок. Этот двойственный характер нормативной базы предопределяет соответствующую этапность ее формирования, совершенствования и обновления на всех уровнях: отраслевом, региональном и непосредственно в организациях и на предприятиях. При определении сдельных расценок на выполняемые работы и размеров заработной платы в целом необходимо использовать действующие в расчетном периоде тарифные ставки, оклады, а также нормативы и показатели, по которым начисляются на них различные доплаты, надбавки и другие выплаты. При выполнении более сложных специальных работ в особых условиях используются повышенные тарифные ставки. «Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99)» при определении заработной платы рабочих-строителей руководствоваться следующими методами: ресурсным методом; базисно-индексным методом; методом на основе тарифных ставок. Определение заработной платы ресурсным методом. Когда в процессе составления локальных сметных расчетов размер средств на оплату труда в текущем уровне цен требуется определить на основе показателей трудоемкости работ, необходимо использовать следующую формулу: Змес где З - расчетная величина средств на оплату труда в текущем (прогнозном) уровне цен по объекту, учитываемая в составе прямых затрат локального ре-сурсного сметного расчета, р.; Т- трудоемкость работ, которая определяется по нормам, применяемым в подрядной организации, по объекту, чел.-ч; Зфактмесс -- фактическая (на момент расчета) или прогнозируемая (договорная) на будущий период среднемесячная оплата труда одного рабочего (строителя и механизатора) в подрядной организации, р.; t - среднемесячное количество часов, фактически отработанных одним рабочим в конкретной организации в предшествующий период (как правило, год), не превышающее нормативной величины, устанавливаемой Минтрудом России. Указанную формулу можно использовать также при определении стоимости строительства базисно-индексным и другими методами. Учитывая, что сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами, при расчетах затрат труда (Т) необходимо учитывать влияние на них особых условий путем применения соответствующих поправочных (повышающих) коэффициентов. Указанные коэффициенты должны применяться к затратам труда того круга рабочих, оплата труда которых включается в статьи «Расходы на оплату труда рабочих» и «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов». При этом данные коэффициенты применяются только для работ, выполняемых в указанных условиях в соответствии с проектами производства работ или календарными графиками строительства объектов. Сложившаяся к моменту расчета фактическая среднемесячная оплата труда З мес одного рабочего ( факт ) по своему составу должна соответствовать Типовым методическим рекомендациям по планированию и учету себестоимости строительных работ. Определение заработной платы индексным методом. При применении индексного метода составления сметной документации, когда расчеты строятся на основе сметной величины заработной платы, учтенной в действовавшей нормативной базе, для определения размера средств на оплату труда в составе прямых затрат может быть применена следующая формула: З = (Зс + Зм) Иот, где Зс и Зм - суммарная по объекту (его части) величина основной заработной платы соответственно рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен, введенных в действие с 2000 года (СНБ-2001, ФЕР-2001, ТЕР-2001 и т.д.); Иот - индекс текущего (прогнозного) уровня средств на оплату труда в строительстве, который определяется как отношение среднемесячной фактической оплаты труда одного рабочего (Змес факт ) к месячной тарифной ставке рабочего среднего разряда, учтенной в сметно-нормативной базе, действовавшей на январь 2000 года. 2. Определение стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов Нормативные показатели стоимости эксплуатации дорожно-строительных машин и механизмов исчисляются в расчете на 1 машино-час среднесменного времени эксплуатации машин, которое включает: - время участия машин в выполнении технологических операций, в т.ч. для автотранспортных средств - время их перемещения с базы механизации (строитель-ной площадки) на строительную площадку (базу механизации); - время замены быстроизнашивающихся частей, режущего инструмента и сменной рабочей оснастки; - время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки; - время технологических перерывов в работе машин при выполнении строительномонтажных работ; - время подготовки машин к работе и их сдачи по окончании работы; - время на ежесменное техническое обслуживание машин; - перерывы в работе машиниста (машинистов экипажа), регламентируемые законодательством о труде. При определении стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов следует руководствоваться «Методическими указаниями по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99)». Для автотранспортных средств время перемещения их с базы механизации на строительную площадку утром, до начала работы и вечером после окончания работы со строительной площадки до базы механизации входит во время эксплуатации только в случае их нахождения в черте одного населенного пункта. Стоимость 1 машино-часа определяется по формуле Смаш = А + Р + Б + З + Э + С + Г+ П, где А амортизационные отчисления на полное восстановление; Р-затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техни-ческое обслуживание; Б - затраты на замену быстроизнашивающихся частей; З- оплата труда рабочих, управляющих машиной (машинистов, водителей); Э - затраты на энергоносители; С - затраты на смазочные материалы; Г - затраты на гидравлическую и охлаждающую жидкость; П - затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), включая монтаж машин с выполнением пуско-наладочных операций, демонтаж, транспортировку с погрузочно-разгрузочными операциями. По особо сложным и мощным машинам на операции, связанные с их перебазировкой, разрабатываются отдельные расценки и соответствующие затраты учитываются в сметах по отдельным строкам. Стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов в базисном уровне цен (на январь 2000 года) определена в Федеральном сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств. Стоимость машин показана с расшифровкой по всем составляющим. Как показывают статистические данные, в стоимости эксплуатации большинства строительных машин и механизмов следующие составляющие занимают более 75 % стоимости эксплуатации: - затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание; - амортизационные отчисления на полное восстановление; - затраты на энергоносители; - оплата труда рабочих, управляющих машиной (машинистов, водителей). На текущий момент выделяют три основных подхода к определению текущей цены эксплуатации машины или механизма: ресурсный; индексный; ресурсноиндексный. Ресурсный подход к определению стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов. Размер постоянных эксплуатационных затрат, нормативные амортизационные отчисления на полное восстановление машины определяются по формуле: где Ц балансовая (восстановительная, инвентарная) стоимость машины, р.. Рекомендуется использовать в качестве этого показателя текущую рыночную стоимость строительной машины с учетом стоимости ее доставки до строительной площадки и, при необходимости, монтажом; На - годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление по данному виду строительных машин, %; - нормативный годовой режим эксплуатации машин, маш.-ч. Нормативный показатель годового режима работы машины (Т) определяется по формуле Т = [365 - (52 х 2 + Пд + М + Р + П )] х Крс х Кс , где 365 - количество дней в году; 52 - количество недель в году; 2 - количество нерабочих дней в неделе; Пд - количество праздничных дней в году, устанавливаемых на каждый календарный год органами исполнительной власти с учетом особенностей субъектов Российской Федерации; М, Р, П - количество целодневных перерывов в работе машины в течение года (или рабочего сезона - для сезонно-занятых машин), связанных соответ-ственно с природно-климатическими условиями - ветер, дождь, отрица-тельная температура, промерзание грунта - (М), ремонтом, техническим обслуживанием, включая перевозку машины до ремонтной базы и об-ратно - (Р), ее перебазировкой с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации) - (П). Показатели М,Р,П устанавливаются на основе среднегодовых ста-тистических данных о работе машин; Крс - нормативная продолжительность рабочей смены, маш.-ч/смена; Кс - коэффициент сменности работы машины в течение года, смена/день; исчисляется как отношение времени, отрабатываемого машиной за сутки, В среднем, в течение года (маш.-ч/день), к нормативной продолжительности рабочей смены (маш.-ч/смена). Для расчета годового режима работы необходимо большое количество статистических данных по работе машин, погоде и т.д. В случае их отсутствия или невозможности их документального подтверждения рекомендуется воспользоваться усредненными данными, приведенными в Приложении 4. Оплата труда рабочих, управляющих строительными машинами, определяется на основе тарифных ставок соответствующих тарифных разрядов по формуле : где Зр оплата труда рабочего данного квалификационного разряда, р./чел-ч; tзатраты труда рабочего данного квалификационного разряда. Размер затрат на замену быстроизнашивающихся частей определяется по следующей формуле: где Цч средневзвешенная цена быстроизнашивающихся частей или их ком плекта на машину, р.; Тч - средневзвешенный нормативный ресурс быстроизнашивающихся частей или их комплекта на машину, р. то же время для укрупненных расчетов или при отсутствии исходных данных для расчетов можно принять затраты на замену быстроизнашивающихся частей размере 3,5% от сметной стоимости 1 машино-часа эксплуатации дорожно-строительных машин и механизмов. Затраты на все виды энергоносителей (бензин, дизельное топливо, электроэнергия, сжатый воздух) определяются по формуле: Э = ЦЭ х VЭ, где VЭ расход энергоносителей за машино-час работы строительной машины, принимается по паспортным данным машины или по усредненным данным, приведенным в федеральном сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств. ЦЭ - стоимость энергоносителя за единицу с учетом стоимости доставки энергоносителя на строительную площадку, руб. Стоимость затрат на смазочные материалы для карбюраторных машин (работающих на бензине) (Ск) определяется по формуле Ск = (0,035 х Цмм + 0,004 х Цпс + 0,015 х Цтм)х Нб , где 0,035; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов; Цмм, Цпс, Цтм рыночные цены соответственно на моторные масла, пла-стичные смазки и трансмиссионные масла с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины, р./кг; Нб - расход бензина данной машиной за машино-час, кг/маш.-ч. Стоимость затрат на смазочные материалы для дизельных машин определяется по формуле: Сд = (0,044 х Цмм + 0,004 х Цпс +0,015 х Цтм)х Нд х Кп , где 0,044; 0,004; 0,015 - коэффициенты, материалов; учитывающие расход смазочных Цмм -рыночные цены соответственно на моторные масла, пластичные смазки и трансмиссионные масла с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины, р./кг; Нд - норма расхода дизельного топлива для машин данной типоразмерной группы (модели) в среднем за год, кг/маш.-ч.; Кп - коэффициент, учитывающий затраты на бензин при работе пускового двигателя. При отсутствии пускового двигателя коэффициент К п не применяется. Этот коэффициент устанавливается на основе рекомендаций завода-изготовителя или по фактическим за-тратам. Также можно укрупнено принять, что стоимость затрат на смазочные материалы занимает 3,5% в сметной стоимости 1 машино-часа эксплуатации дорожностроительных машин и механизмов. Затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки на другую строительную площадку. Нормативные показатели затрат на перебазировку определяются по следующим схемам: своим ходом; на буксире; на прицепе без демонтажа; на прицепе с демонтажом и последующим монтажом. Индексный и ресурсно-индексный подходы к определению стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов. Возможности применения индексного подхода к определению стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов достаточно широки. В качестве вариантов применения индексного подхода к определению стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов можно выделить: - применение единого индекса на все строительные машины; применение индекса на группу строительных машин; - применение индексов на статьи затрат стоимости эксплуатации строительной машины. Применение различных индексов к стоимости эксплуатации строительных машин, как правило, не вызывает значительных погрешностей в определении стоимости строительной продукции. Это обусловлено следующими факторами: - стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов занимает весьма незначительную часть в стоимости строительной продукции (как правило, около 10 % в составе СМР); - индексы изменения стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов на текущий момент по группам машин отличаются незначительно (интервал составляет порядка 20-25%). Все вышеназванное дает широкую возможность к применению индексному подходу как к определению стоимости эксплуатации отдельной строительной машины, так и к определению текущей стоимости эксплуатации машин и механизмов целиком по смете. Применение ресурсно-индексного подхода значительно сократит трудоемкость расчетов стоимости эксплуатации строительных машин. Эти четыре составляющих стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов отличаются не только высоким влиянием в стоимости эксплуатации, но и сравнительной простотой получения исходных данных для расчетов: - затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностирование и техническое обслуживание; - амортизационные отчисления на полное восстановление; - затраты на энергоносители; -оплата труда рабочих, управляющих машиной (машинистов, водителей). Поэтому для достижения весьма высоких показателей точности стоимости эксплуатации и значительного снижения трудоемкости стоимостных расчетов возможно применение ресурсно-индексного подхода к стоимости эксплуатации строительных машин. 3.. Определение сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции Сметная стоимость строительных материалов, изделий, конструкций прини-мается франко-приобъектный склад строительной площадки на установленную еди-ницу измерения. Сметная стоимость слагается из следующих составляющих: - отпускные цены поставщиков материальных ресурсов; стоимость тары, упаковки и реквизита; - стоимость транспортировки автомобильным, железнодорожным, речным (морским) и другими видами транспорта с учетом стоимости погрузоразгрузочных работ; - стоимость услуг снабженческих организаций (включая внешнеэкономические по таможенным пошлинам и сборам), услуг товарных бирж (включая брокерские услуги); - заготовительно-складские расходы, включая затраты на комплектацию материалов. Таким образом, сметная стоимость строительных материалов определяется по формуле: М = Сопт + Нц + Т + Стр + ЗСР, где Сопт - оптовая цена материального ресурса; Нц - наценка снабженческих и сбытовых организаций; Т - стоимость тары, упаковки и реквизита; Стр - стоимость транспортировки материала до приобъектного склада стройки; ЗСР - заготовительно-складские расходы. При определении сметной стоимости на строительные материалы, изделия и конструкции необходимо руководствоваться «Методическими указаниями по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений (МДС 81-2.99)». В базисном уровне цен имеется сборник сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции в 5-ти частях: Часть I «Материалы для общестроительных работ». Часть II «Строительные конструкции и изделия». Часть III «Материалы и изделия для санитарно-технических работ». Часть IV «Бетонные, железобетонные и керамические изделия. Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы». Часть V «Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ». Каждый сборник включает техническую часть, разделы по видам материалов, изделий и конструкций, содержание (оглавление) и алфавитный указатель. Разработка территориальных сборников сметных цен на материалы и территориальных сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства осуществляется организациями-разработчиками под руководством региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), прошедших аккредитацию в Росстрое России. Разработка отраслевых сборников сметных цен на материалы и отраслевых сборников СЦ на перевозку грузов для строительства осуществляется, как правило, ведущими отраслевыми институтами по строительному проектированию, назначаемыми федеральными или отраслевыми органами управления, на основе соответствующих договоров. Разработанные проекты отраслевых сборников сметных цен проходят экспертизу в отраслевых экспертных органах. Откорректированные материалы представляются на заключение (согласование) в Росстрой России, утверждаются соответствующими федеральными органами или отраслевыми структурами и вводятся в действие. Ресурсы, включаемые в сборник, имеют код ОКП и отраслевой код. Отраслевой код имеет следующий вид: 103-0042, где: «1» - номер части сборника сметных цен; «03» - номер раздела в части сборника сметных цен; «0042» - порядковый номер материала в разделе. Для обозначения разновидности материала иногда вводится дополнительные знаки, например «101-0024-1». Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции составлен для Московской области в базисных ценах на 01.01.2000 г. Транспортные расходы, включая заготовительно-складские расходы, приняты в размере 13% от оптовой цены. Определение текущей сметной стоимости материалов. В практике сметного дела и расчетов за выполненные строительно-монтажные (ремонтно-строительные работы) можно выделить следующие основные варианты определения текущей сметной стоимости материалов, изделий и конструкций: Вариант 1. Средние текущие сметные цены. Данный вариант предусматривает использование текущих средних сметных цен, рекомендуемых на уровне территории, где производятся работы. Уровень текущих средних сметных цен определяется на основе данных регистрации (мониторинга) цен, которую осуществляет специализированная организация - региональный центр по ценообразованию в строительстве, межведомственная комиссия и т. п. Указанные организации, как правило, выпускают на уровне территории специальные Сборники (каталоги) средних сметных цен (или на электронных носителях) ежемесячно или ежеквартально. Данный вариант определения цен рекомендуется использовать на объектах бюджетного финансирования, при составлении смет на этапе проектирования и в других случаях, когда получение данных о фактической стоимости материалов затруднительно. Это самый простой, удобный и наименее трудоемкий вариант. Безусловно, усреднение сметных цен дает и большую погрешность. Вариант 2. Средние текущие сметные цены с корректировкой составляющих Данный вариант предусматривает использование лишь отдельных составляющих текущих средних сметных цен - оптовой (отпускной) цены или затрат на транспорт. В одном случае оптовая (отпускная) цена принимается как средняя, а транспортная составляющая считается по фактическим данным, в другом - принимается фактическая оптовая (отпускная) цена, а затраты на транспорт - по среднему значению. Для корректировки средних транспортных затрат могут быть приняты: - вместо средних расстояний перевозки, учтенных при разработке средних сметных цен, - фактические по конкретной транспортной схеме доставки на конкрет-ный объект; - вместо средних тарифов (цен) на перевозку грузов - фактические, или, как расстояние перевозки, так и тарифы на перевозку принимаются по факту. Указанный вариант целесообразен для условий, когда транспортные схемы доставки материалов значительно отличаются от средних или когда есть фактические данные об оптовой (отпускной) цене, а расчет фактических транспортных затрат затруднен или нецелесообразен ввиду соответствия средней транспортной схеме. Вариант 3. Фактические текущие цены Формируются по условиям поставки (комплектации) конкретных объектов строительства на основании данных бухгалтерского, складского и производственного учета. По материалам поставки заказчика сведения о ценах формируются по данным заказчика. Данный вид цен рекомендуется использовать на этапе расчетов за выполненные строительно-монтажные работы или когда в распоряжении составителя сметы имеются данные о фактической стоимости материалов. При обосновании фактических цен могут по требованию заказчика составляться калькуляции сметной стоимости материалов и калькуляции сметной стоимо-сти транспортных расходов. Вариант 4. Индексированные сметные цены. Формируются путем индексации базисных цен на 01.01.2000 г. с применением текущих индексов по статье прямых затрат «Материалы». практике сметного дела могут одновременно использоваться несколько ва-риантов определения текущей сметной стоимости материалов в зависимости от согласованных с заказчиком условий. Определение фактической текущей сметной цены на материалы. Подрядные и другие организации приобретают основные строительные материалы либо у заводов-изготовителей, расположенных в регионе, либо у региональных снабженческо-сбытовых организаций, которые в свои отпускные цены на поставляемую продукцию включают затраты по доставке материалов до собственных баз и снабженческо-сбытовые наценки (надбавки). Как правило, доставка материалов до приобъектного склада на строительной площадке от заводовизготовителей или снабженческо-сбытовых организаций осуществляется автомобильным транс-портом. Свободные оптовые или регулируемые отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения принимаются в соответствие с положениями Минэкономики РФ. Транспортная составляющая сметной цены может определяться на основе: - фиксированного на определенный период процента к усредненной отпускной цене на любой вид или на соответствующий вид или группу материалов, используемых в регионе; - расчетов стоимости, составляемых исходя из фактически сложившейся в регионе или расчетной транспортной схемы поставки соответствующего вида материалов. Для специализированных строек, в т.ч. линейных, рекомендуется вести определение сметных цен на материалы на основе транспортных схем, обоснованных проектом организации строительства (ПОС). Затраты на транспорт определяются по средним сметным ценам на перевозку грузов, исходя из класса груза, усредненных расстояний перевозки материалов, изделий и конструкций и действующих тарифов. Перед расчетом затрат на транспорт следует составить транспортные схемы перевозки строительных материалов, изделий и конструкций. При определении исходных данных по всем видам материалов следует при-нимать реальные и наиболее экономичные схемы их перевозки от предприятийизготовителей (поставщиков) до районов сосредоточенной застройки. Транспортные схемы в зависимости от вида «франко», принятого в отпускных ценах на материалы, должны учитывать условия и расстояния их транспортировки последовательно: - от предприятия-поставщика до станции (порта) отправления; - от станции (порта) отправления до станции (порта) назначения, на которой имеется база или склад подрядной организации; от станции (порта) назначения до приобъектного склада строительной площадки; - от предприятия-поставщика до приобъектного склада строительной площадки (при прямых перевозках). Места приемки и разгрузки материалов на железнодорожных станциях, открытых для грузовых операций, на которых имеются склады или базы подрядной организации, или на ведомственных ветках, должны быть подтверждены управлением железной дороги МПС России. При определении расстояний поставок материалов по железной дороге должны учитываться установленные нормальные направления грузопотоков с соблюдением минимальных расстояний, на которые железная дорога принимает к транспортировке материалы, а также степень загрузки железной дороги в соответствующем районе. Автомобильные перевозки материалов, как правило, следует принимать на расстояние до 200 километров. В отдельных случаях (отсутствие железных дорог в районе изготовления и потребления строительных грузов, непринятия железной дорогой этих грузов и в других подобных случаях) перевозка материалов автомобильным транспортом на расстояние более 200 км допускается. Транспортные схемы на местные материалы не должны учитывать использование перевалочных баз и складов, за исключением смешанных перевозок, при ко-торых использование прирельсовых или припортовых складов обусловлено техно-логией перевозки и хранения грузов. В случае, когда по местным условиям, в виде исключения, доставка материалов производится с использованием промежуточных баз или складов, дополнительные транспортные затраты, обоснованные проектом организации строительства (ПОС) или другими обосновывающими документами, должны учитываться в виде поправок непосредственно в сметной документации. При строительстве в городах на территории застроенных кварталов, если ПОС предусмотрено устройство перевалочной базы для складирования бетонных и железобетонных изделий, других материалов и конструкций, дополнительные затраты на транспортировку этих изделий и погрузочно-разгрузочные работы определяются расчетом, исходя из количества изделий, завозимых на перевалочную базу, и учитываются непосредственно в сметах. На текущий момент перевозки строительных грузов осуществляются следующими видами транспорта: - автомобильный транспорт (будет рассмотрен ниже); - железнодорожный транспорт (прейскурант №10-01 «Тарифы на перевозки грузов услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами», 17.06.2003 г. с применением индексации, выполняемой согласно приказам Федеральной службы по тарифам); - речной транспорт («Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства. Часть II. Речные перевозки». Прейскурант № 14-01 «Тарифы на перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом». Переход к текущему уровню осуществляется по индексам, разрабатываемым индивидуально в каждом пароходстве или порту или на основе индивидуальных договоров); - морской транспорт (на основе индивидуальных договоров); авиационный транспорт (на основе индивидуальных договоров) тракторные перевозки (аналогично автомобильному трансопрту). При автомобильных перевозках необходимо учитывать затраты на погрузку и разгрузку. Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы предназначены для определения стоимости этих работ при автомобильных (тракторных) перевозках строительных материалов, изделий и конструкций в случае их перевалки с одного вида транспорта на другой. Стоимость погрузочных работ учитывается в отпускных ценах на материалы, изделия и конструкции, а стоимость разгрузочных работ - в составе сметных норм и единичных расценок на работы. Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы учитывают все затраты, связанные с этими работами, включая пакетирование и перемещение материалов, изделий и конструкций по фронту погрузки и выгрузки, а также в местах складирования. При перевозке строительных грузов тракторами с прицепами затраты на погрузочно-разгрузочные работы следует учитывать по сметным ценам, установленным для автомобильных перевозок. Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы могут приниматься: - по сборнику сметных цен на перевозки грузов для строительства, часть I, раздел 1 «Погрузо-разгрузочные работы» с переходом от сметных цен на 01.01.2000 г.к текущему уровню путем применения индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ; - по фактически сложившимся в регионе и зафиксированным в региональных или других документа. Номенклатуру строительных материалов, изделий и конструкций, по которой необходимо рассчитывать сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы при железнодорожных и автомобильных перевозках, следует принимать из таблицы, приведенной в разделе 1 Сборника сметных цен на перевозки грузов для строительства, часть I, с необходимыми уточнениями и дополнениями этой номенклатуры в последующий период. Сметные цены на автомобильные перевозки определены на 1 т перевозимого груза и установлены для условий перевозки грузов бортовыми автомобилями и автомобилями-самосвалами (самосвальными поездами) независимо от грузоподъемности транспортных средств, а также средней грузоподъемности подвижного состава автотранспортных предприятий и строительных организаций, класса дорог, по которым осуществляется движение, и зависят от класса перевозимых грузов. За перевозки грузов, не предусмотренных приведенными номенклатурой и классификацией, провозная плата взимается по классу груза, соответствующему фактической степени использования грузоподъемности автомобиля, исходя из сле дующей таблицы: Класс груза Коэффициент использования грузоподъемности 1 1,0 2 0,99-0,71 3 0,70-0,51 4 0,50-0,40 По грузам, обеспечивающим коэффициент использования грузоподъемности автомобиля ниже 0,4 при полной загрузке автомобиля по габариту (объему) с применением наращенных бортов, провозная плата определяется делением тарифа, установленного для 1-го класса груза на фактический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля. Провозная плата за перевозку грузов учитывает затраты, связанные с простоем автомобиля в пунктах погрузки и выгрузки, а порожний пробег автомобилей между пунктами разгрузки и погрузки (так же как от местоположения автотранспортного предприятия до пункта первой погрузки и от пункта последней разгрузки до автотранспортного предприятия) учтен в тарифах и дополнительно не оплачивается, кроме случая, когда пункт погрузки или разгрузки и место расположения автотранспорта находятся за пределами одного населенного пункта. В провозной плате не учтена стоимость погрузочно-разгрузочных работ, за исключением выгрузки из кузова автомобилей-самосвалов. Провозная плата за перевозки грузов в специализированном подвижном со-ставе, а также крупногабаритных строительных грузов исчисляется с учетом надба-вок Плата за пробег автомобилей до места выполнения работ (от автотранспорт-ного предприятия к пункту первой погрузки) или возвращение их по окончании работ (от пункта последней разгрузки до автотранспортного предприятия) дополнительно учитывается в случаях, когда оба пункта (первой погрузки и последней раз-грузки) находятся за чертой населенного пункта, в котором расположено автотранс-портное предприятие. Провозная плата за перевозку грузов автомобилями-самосвалами в карьеры и из карьеров приведена для 1-го класса груза. При перевозке грузов других классов указанная плата исчисляется делением тарифной ставки для 1-го класса грузов на фактический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля. В сметной цене на строительные материалы, изделия и конструкции необхо-димо учитывать затраты на тару, упаковку и реквизит строительных ресурсов, там где эти затраты не учтены в отпускной цене и тара, упаковка и реквизит необходим для перевозки данного ресурса. Сметные цены на тару, упаковку и реквизит предназначены для определения транспортных расходов при составлении сметных цен на материалы, изделия и конструкции. Сметные цены учитывают затраты на тару и упаковку, предусмотренную действующими ГОСТами и техническими условиями. В сметных ценах приведены переходные коэффициенты от массы нетто к массе брутто, которые применяются при исчислении транспортных расходов при железнодорожных и автомобильных перевозках всех материалов, изделий и конструкций. Исключение составляют сборные бетонные и железобетонные изделия и конструкции, для которых переходный коэффициент применяется только при железнодорожных перевозках. При автомобильных перевозках сборных бетонных и железобетонных изделий конструкций масса реквизита составляет менее 0,5% от общей массы груза и поэтому переходный коэффициент не учитывается. При отсутствии в настоящих сметных ценах прямых наименований перевози-мых материалов стоимость принимается по аналогичным материалам и только при невозможности соответствующего подбора по действующим плановым калькуляциям, утвержденным в установленном порядке, с учетом возврата и стоимости от реализации тары, упаковки и реквизита на месте. Сметные цены на тару, упаковку, реквизиты должны учитывать затраты, свя-занные с ремонтом и обратной доставкой тары поставщикам и ее износ, а при реали-зации тары, упаковки грузополучателем – их возвратную стоимость. Стоимость тары, упаковки, реквизита принимается по: - сборнику сметных цен на перевозку грузов для строительства, часть I раздел 2А и 2Б с переходом от сметных цен на 1.01.2000 г. к текущему уровню путем применения соответствующего индекса. - ценам, фактически сложившимся в регионе и зафиксированных в региональных и других документах. Расходы по доставке материалов определяются с учетом массы брутто – т.е. с учетом веса тары, упаковки, реквизита. Заготовительно-складские расходы на строительные материалы, изделия и конструкции принимаются от цены франко-приобъектный склад в следующих размерах: - по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) – 2 %; - по металлическим строительным конструкциям – 0,75 %; по оборудованию – 1,2 %. 4. Определение сметных цен на оборудование, мебель, инвентарь В сметной стоимости строительства промышленного предприятия предусматривают затраты на приобретение оборудования, а также приспособлений, инструмента и инвентаря, необходимых для производства. Удельный вес затрат на приобретение оборудования, приспособлений, инст-румента и инвентаря в структуре капитальных вложений по объектам производст-венного назначения составляют около 40%, а по отдельным отраслям промышлен-ности он еще более значителен. Поэтому при определении сметной стоимости строительства промышленного предприятия правильное определение их сметной стоимости имеет существенное значение. При составлении сметных расчетов и смет в них рекомендуется раздельно определять стоимость: - оборудования, предназначенного для производственных нужд; - инструмента и инвентаря производственных зданий; - оборудования и инвентаря, предназначенных для общественных и административных зданий. Потребность в оборудовании, мебели и инвентаре определяется на основе проектных данных. Проект должен включать: - спецификации для размещения заказов на технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное, специальное и другое оборудование, для изготовления которого необходимо длительное время, а также на оборудование, по которому проектные организации должны получать от заводовизготовителей исходные данные для разработки рабочих чертежей; - ведомости, составленные по укрупненной номенклатуре на остальное оборудование, включая общезаводское, импортное и нестандартизированное, приборы, арматуру, кабельные и другие изделия массового и серийного производства. Спецификации оборудования должны содержать следующие данные: - наименование и техническую характеристику основного и комплектующего оборудования, приборов, арматуры, кабельных и других изделий; - указания типа, марки, каталога и номера чертежей; - номер позиции по технологической схеме; - завод-изготовитель (для импортного оборудования - страна и фирма); - единицу измерения; - количество; - материал; - вес единицы и общий. Спецификации оборудования составляются на каждый объект строительства, предусмотренный проектом и сводной сметой, раздельно по видам оборудования. Вопросы к лекции: 1.Какие методы определения размера заработной платы рабочих существуют. 2.Из чего складывается стоимость эксплуатации строительных машин. 3.Что включается в сметную стоимость строительных материалов. 4.Что является основой определения затрат на оборудование, мебель и инвентарь.
«Правила и порядок определения сметной стоимости строительства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 269 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot