Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. Познавательные психические процессы.
1. Ощущение
2. Восприятие
3. Представление
4. Воображение
Ощущения.
Ощущение – это психический процесс, заключающийся в отражении одного свойства предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Свойства:
1. Качество (модальность) – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Пример: вкусовые ощущения по качеству: сладкий или кислый, горький или соленый.
2. Интенсивность – количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (т.е. степенью готовности рецептора выполнять свои функции). Пример, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
3. Длительность – временная характеристика ощущения. Зависит от времени действия раздражителя и его интенсивности, функционального состояния органа чувств, но главным образом.
Процесс возникновения ощущения: латентный период (воздействие есть, психического процесса пока нет) -> открытый период (есть и воздействие, и ощущение) -> последовательный образ (воздействия уже нет, а ощущение еще есть).
Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс; для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс.
Последовательный образ бывает положительным (качество сохраняется) и отрицательным (качество противоположное изначальному воздействию). Пример: ощущение холодного сменяется ощущением горячего.
4. Пространственная локализация – ощущение несет в себе информацию о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.
5. Чувствительность – это количественная характеристика ощущений.
а) Абсолютная чувствительность - способность ощущать слабые раздражители, диапазон, в котором сенсорная система может измерять раздражители.
Пороги чувствительности определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира.
-нижний абсолютный порог – минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение.
-верхний абсолютный порог (иначе болевой порог) – значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно.
б) Чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями.
Порог различения – это минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений. Пример: на сколько децибел нужно увеличить громкость, чтобы человек заметил изменение. Каждый анализатор имеет постоянную величину порога различения. Пример:
Зрительный анализатор: 1/1000 (человек замечает изменение освещенности на 0,001%).
Слуховой: громкость 1/10 (человек замечает изменение громкости на 0,1%), высота – 0,003%
Тактильный анализатор: изменение вес предмета на 0,02%, давления на кожу на 0,14%.
Закон Бугера-Вебера: порог различения имеет постоянную относительную величину, т. е. всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражению, чтобы получить едва заметное различие в ощущениях.
Закон Фехнера: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии.
Виды ощущений:
1. Органические – ощущения, возникающие вследствие сдвигов, происходящих во внутренней среде организма; являются чувственной основой отражения первичных (органических, биологических) потребностей. К ним относят чувство голода, жажды и насыщения, а также болевые ощущения и половое чувство.
2. Статические – ощущения, отражающие информацию о положении тела, его позы, активных и пассивных движений частей тела относительно друг друга. Рецепторы расположены: вестибулярный аппарат, мышцы, суставные поверхности, кожа.
3. Кинестетические – ощущения, отражающие информацию о движении тела и отдельных его частей.
4. Активное осязание – специфически человеческое чувство работающей и познающей руки, характеризующееся целенаправленным действием ощупывания и действенного познания.
5. Тактильные (осязательные) – видов кожной чувствительности, включают ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода, вибрации, фактурности и протяженности.
6. Вибрационные ощущения – чувствительность к действующим на кожу механическим, прежде всего звуковым, колебаниям. Является переходной формой от тактильной чувствительности к слуховой и свойственную всем тканям организма.
7. Обонятельные (ольфакторные) – ощущения от рецепторов слизистой оболочки носовой полости, отражающие информацию о химических свойствах летучих веществ (запахов).
8. Вкусовые – ощущения, отражающие информацию о
9. Слуховые – ощущения
10. Зрительные – ощущения от рецепторов сетчатки, отражающие об энергии электромагнитного излучения светового диапазона.
Классификации видов ощущений:
1. По органу чувств/модальности: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные.
2. По расположению рецепторов:
интероцептивные – отражают состояние внутренних органов (органические);
экстероцептивные – отражают свойства окружающего мира (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные ощущения);
проприоцептивные – отражают движения и равновесия, положение тела и его частей (статические, кинестетические).
3. По контакту с раздражителем: дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые, обонятельные ощущения).
Восприятие.
Восприятие – это психический процесс, заключающийся в отражении предметов и явления в целом, в совокупности свойств в виде чувственного образа при непосредственном воздействии на органы чувств.
Свойства:
1. Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира в форме отдельных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений. Не является врожденным свойством, приобретается на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.
2. Целостность – способность отражать объекты и явления в виде целостного образа, обобщающего информацию от различных ощущений. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3. Структурированность – способность абстрагироваться от отдельных ощущений и создавать обобщенную структуру воспринимаемого предмета или явления.
4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Восприятие предмета на разном расстоянии от человека или при различной освещенности. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать предмет, человек выдвигает и проверяет гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
5. Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания психической деятельности человека.
6. Осмысленность – способность включать воспринимаемое в структурно-логические схемы через называние предмета и его категоризацию.
7. Активность (избирательность) – способность выбирать предмет или группу предметов, которая будет восприниматься в данный момент, в то время как остальные предметы и явления становятся фоном восприятия.
Классификация видов восприятия:
1. По анализатору: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное восприятие.
2. По цели восприятия (степени волевой регуляции):
Преднамеренное (произвольное) – восприятие, в основе которого находится задача, решение которой связано с известным усилием воли.
Непреднамеренное (непроизвольное) – восприятие, направляемое внешними обстоятельствами, такими как особенностями предметов окружения (яркостью, необычностью), соответствие интересам личности.
3. По форме отражения существующей материи:
а) пространства. В основе восприятия трехмерного пространства лежат функция вестибулярного аппарата, глазодвигательные мышцы, бинокулярное зрительное восприятие и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз, а также законы структурного восприятия.
б) времени. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием "биологических часов". К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов - ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.д. Характерной особенностью времени является его необратимость.
Поскольку время - направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. Настоящее - отправная точка, из которой определяются и прошлое и будущее, не является в психологическом времени абстрактной точкой, а всегда - некоторым временным интервалом.
в) движения. Восприятие движения – сложный вопрос, природа которого еще не вполне ясна. В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения - наклонное положение, меньшая отчетливость очертаний движущегося предмета и множество других. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пределами собственно восприятия чисто интеллектуальный процесс: впечатление движения может возникнуть и тогда, когда мы знаем, что движения в самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его. Теории движения разбиваются в основном на 2 группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие влияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт). Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер).
г) другого человека. Социальное восприятие – это процесс психического познания друг друга в условиях непосредственного общения, включающий в себя все уровни психического отражения от ощущения до мышления. Механизмы восприятии человека: а) идентификация – познание другого через отождествление с ним, б) рефлексия – познание другого через моделирование способа его мышления, в) эмпатия – через эмоциональное вчувствование в переживания другого, г) стереотипизация – через распространение на человека характеристик какой-либо социальной группы.
Классификации типов восприятия:
1. Синтетический – аналитический.
Синтетический (целостный) тип характеризуется яркостью общего впечатления от предмета, общего содержания восприятия, общих особенностей того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.
Аналитический (детализирующий) тип характеризуется склонностью к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.
Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью.
2. Объяснительный – описательный.
Объяснительный тип стремится объяснить увиденное или услышанное. Чаще сочетается с целостным (синтетическим) типом восприятия.
Описательный тип ограничивается фактической стороной того, что видит и слышит, не пытается объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля внимания.
3. Объективный – субъективный.
Объективный тип характеризуется тем, что строго придерживается того, что происходит в действительности. Основной принцип – принцип реальности.
Субъективный тип характеризуется выходом за пределы фактически данного, восприятие подчинено субъективному отношению, пристрастной оценке. Реальность описывается через эмоции, чувства и мысли субъекта (человека, который воспринимает).
Представление.
Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений в виде образов представления, которые воссоздаются на основе прошлого опыта без непосредственного воздействия на органы чувств. Является переходом от перцептивных образов (т.е. образов восприятия) к понятиям (единица мышления).
Свойства:
1. Наглядность – как и восприятие, представление формирует чувственно-наглядный образ действительности, но менее яркий.
2. Фрагментарность – образы представления отражают часть признаков предмета или явления, в зависимости от того, на что направлено внимание человека.
3. Неустойчивость – на передний план выступаю то одни, то другие детали воспроизводимого образа.
4. Обобщенность – в образе представления отражается весь класс предмета или явления как совокупность всех восприятий данного предмета с вычленением важнейших, постоянных и существенных черт.
Функции: сигнальная (дает образ и информацию), регуляторная (отражает только то, что необходимо для деятельности), настроечная (ориентирует деятельность под особенности и характер действительности).
Классификации видов:
1. По анализатору: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное.
2. По цели (степени волевой регуляции): произвольное и непроизвольное.
3. По степени обобщения: частные или единичные представления (образ единичного предмета: планета Земля, конкретный человек, моя комната) и общие представления (стул вообще).
Классификации типов представления:
1. Зрительный тип.
2. Слуховой тип.
3. Двигательный тип.
4. Смешанные типы.
Воображение.
Воображение – это психический процесс отражения окружающей действительности, заключающийся в преобразовании представлений и создании новых психических образов. Основа целенаправленной, осознанной деятельности человека, дает возможность предвосхищения результатов деятельности.
Образы воображения создаются только на основе переработки образов реальной действительности (восприятия и представления).
Виды воображения:
По степени активности
Активное воображение
Пассивное воображение
По степени волевых усилий
Непреднамеренное
Сновидения, дремотные состояния
Преднамеренное
Воссоздающее воображение
Творческое воображение
Мечта (достижения, замещения)
Грезы
Воссоздающее воображение проявляется, когда человеку необходимо воссоздать образ объекта по словесному или схематическому описанию как можно более полно. Тесно связано с мышлением и образами памяти. Пример: описание географических мест, исторических событий, представление о литературных героях и т.д.
Творческое воображение заключается в преобразовании представлений и создании на их основе новых, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Основывается на образах памяти. Тесно переплетается с воссоздающим воображением.
Мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, (т.е. не дает немедленно и непосредственно объективного творческого продукта), направленный на будущую деятельность и создающий образ желаемого будущего. Подвиды: а) мечта как способ организации деятельности по достижению желаемого через планирование, постановку целей и поиск путей осуществления задуманного, б) мечта как замещение деятельности, которая не возможна в данный момент, и сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения (психический механизм защиты – замещение).
Грезы – это преднамеренное пассивное воображение, создает образ желаемого и подменяет деятельность (уход от реальности в защитное фантазирование и создание иллюзорного мира).
Сон (сновидения) – это образы, которые рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях благодаря работе бессознательного.
Механизмы воображения.
-создание новых сочетаний и связей (изменение структуры). Пример: кентавр
-придание нового смысла. Пример: Черный квадрат К.Малевича