Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Познавательные процессы человека.

  • 👀 327 просмотров
  • 📌 277 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Познавательные процессы человека.» docx
Лекция-4 Познавательные процессы человека . План. 1. Виды и характеристики внимания. 2. Виды и подсистемы памяти. 3. Влияние особенностей материала на его запоминание. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению целям его деятельности событиями. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимании. По мере вхождения в деятельность и возникновении при этом интереса возникает постпроизвольное внимание (ПС,с.54). Первоначально внимание у ребёнка реализуется с помощью наследственных механизмов. До 10 месяцев он способен лишь к непроизвольному вниманию. После 10 месяцев развивается произвольное внимание. В отличие от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению не биологическое, а социальное. (ГРАНОВСКАЯ, с. 62-63) Характеристики внимания: избирательность, объём, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Качества внимания: концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте; объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания); распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте. Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчётливо осознаваемых объектов принимается за величину обьёма внимания, который практически не отличается от объёма непосредственного запоминания и составляет обычно 5-7 элементов. Для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Распределение внимания исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающего возможности их выполнения путём быстрого последовательного переключения внимания (ПС, с. 55). Что определяет изобразительность внимания? Выделяют две группы факторов - внешние и внутренние. К первым относят факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей (т.е. структуру внешнего поля). Ко вторым – факторы, характеризующие деятельность самого человека, т.е. структуру внутреннего поля. Действительно, если в поле восприятия появляется сигнал, обладающий либо большей интенсивностью, чем другие (звук выстрела или яркая вспышка света), либо большой новизной (в комнату входит тигр), то этот раздражитель автоматически привлечёт внимание. ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ: Во многих экспериментах обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека (его имя, имена его близких) легче извлекаются из шума, поскольку на них всегда настроены центральные механизмы внимания. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является “феномен вечеринки” Ещё один пример влияния внутренних факторов человека на выбор информации и обращения на неё внимания: (ГРАНОВСКАЯ, с. 70). ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ: Рассеянность учёных часто является оборотной стороной их максимальной собранности и погружённости в задачу. Они так сосредоточены на своих мыслях, что не могут переключиться на создавшуюся житейскую ситуацию и рискуют попасть в смешное положение (ГРАНОВСКАЯ, с. 60-61). В чём причина подобной рассеянности? Главным образом в том, что выработав бытовые стереотипы, учёные пользовались каждым случаем, чтобы вывести из сознания контроль за их исполнением и тем самым освободить поле внимания для решения основной научной задачи. “Стараясь углубиться в свои размышления, Кант часто во время сумерек устремлял взор на какой-либо отдалённый предмет, большей частью на Лебенихтскую башню.С течением времени перед башней выросли тополя в саду соседа настолько высокие, что листья их прикрыли башню. Эта перемена стала беспокоить Канта, и он до тех пор упрашивал соседа, пока тот не приказал обрубить верхушки своих тополей.” (ЖЗЛ, Кант, с. 124). Память - процессы закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. Можно выделить 2 (два) вида памяти: генетическую (анатомическое и физиологическое строение организма, инстинкты) и наследственную (хранилище информации, полученой при жизни) (ГРАНОВСКАЯ, с. 76). Промежуточная форма памяти между наследственной и генетической – импринтинг. ИМПРИНТИНГ – специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки родительских особей, братьев и сестёр, пищевых объектов и т.д. (ГРАНОВСКАЯ, с. 77). Обнаружен критический период, когда импринтинг максимально проявляется. У быстро развивающихся животных – несколько часов после рождения, у медленно развивающихся сроки больше – у обезьян – 20-40-ой день жизни, у человека – до 6-месячного возраста. Выделяют следующие виды прижизненной памяти – двигательную, эмоциональною, образную и символическую (словесную и логическую) (ГРАНОВСКАЯ, с. 79). Двигательная память обнаруживается очень рано, эта память на позу, положение тела. Эмоциональная память определяет воспроизведение определённого чувственного состояния при повторном воздействии той же ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего. (ГРАНОВСКАЯ, с. 81) эксперимент с картинами. Обычные и экстремальные условия. Образная память - сохранение образов. Одна из форм образной памяти - зрительная. Символьная память подразделяется на словесную и логическую. Словесная память формируется вслед за образной и достигает своего пика к 10 – 13 годам. Подсистемы памяти: мгновенная, кратковременная, долговременная. Основанием этой классификации является место этих форм во временной последовательности преобразования информации (ГРАНОВСКАЯ, с. 88) . Мгновенная память – подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих из органов чувств. Мгновенная память обладает инерционностью и вследствие этого удерживает информацию, поступающую из органов чувств в течение примерно 1 секунды. Часть информации из мгновенной памяти попадает в кратковременную. Обьём КП невелик: 5+-2, время хранения – несколько минут. Обьём долговременной памяти не ограничен, не ограничено и время хранения информации в ней. Иконическая (зрительня) и экоическая (слуховая) память. У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти сохраняется 10 и более минут. Их называют эйдетиками. ЭЙДЕТИЗМ – способность некоторых индивидов к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и деятельного образа воспринятых ранее предметов и сцен. Известны художники, которым было достаточно посмотреть на модель в течение нескольких минут, после чего они могли продолжать работать над картиной в отсутствие модели, сохраняя её образ совсеми подробностями (Н.Н. Ге) (ГРАНОВСКАЯ, с. 91). (ГРАНОВСКАЯ, с. 92):24 и 25 кадров в минуту. Начало экспериментальному изучению памяти положил Герман Эббингауз (1850-1909). Исходным материалом для этих исследований послужили так называемые бессмысленные слоги из двух согласных и гласной между ними. Составив список из 2300 бессмысленных слогов Эббингауз изучал процессы заучивания (ПС, с. 452). Опыты Эббингауза дали следующие результаты: после 20 мин. Сохранилось 59% запоминающегося материала, после 1 часа – 44%, после 9 часов – 36%, после 1 дня – 34%,после 2 дней – 28%, после 3 дней – 25%, после 31 дня – 21% (Рубинштейн, ОПП, т. 1, с.332). Исследование запоминания осмысленного материала показало, что заучивание осмысленного материала даёт кривую забывания, принципиально отличную от эббингаузовской. У одних испытуемых процент сохранения получился значительно выше: по истечении 6 дней он равнялся 71% (а у Эббингауза – 28%). Явление реминисценции - со временем воспроизведение не ухудшается, а улучшается. Закон Йоста – при прочих равных условиях новое повторение приводит к лучшему запоминанию того ряда, который раньше предъявлялся по времени. 24 повторения для заучивания 12 бессмысленных слогов Йост распредилил по времени на 4 дня по 6 повторений, на 6 дней по 4 повторения, на 8 дней – по 3 повторения и на 12 дней по 2 повторения. Последнее оказалось наилучшим. Эффект Зейгарник. Лекция-5 ЭМОЦИИ. 1. Харакктеристика эмоцианальных состояний человека. 2. Функции эмоций. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, настроения и стресс. Эмоции – реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значемых потребностей. Аффект – психолгоческое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное переживание. Чувство – отражение в сознание человека его отношений к действительности, возникающее при удволетворении или неудовлетворении высших потребностей. Настроение – сравнительно продолжительное, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, роявляющиеся в качестве положительного или отрицательного фона психической жизни индивида. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Стресс – состояние человека , возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. § 1. Эмоции. Почему возникли эмоции? Почему природа не могла обойтись мышлением? Существует предположение , что когда-то эмоции и были предформой мышления, выполнявшей простые жизненно необходимые функции. Происходила не объективная, а субъективная оценка ситуации. Павел Васильевич Симонов предложил правило возникновения эмоций: Э = f{П, (Ин – Ис)...}, где Э – эмоция, её степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врождённого и онтогенетического опыта, Ин - информация о необходимых средствах, Ис – информация о существующих средствах удовлетворения потребности. Функции эмоций. 1. Оценочная. Цена – функция двух факторов – предложения и спроса. 2. Переключающая. Эмоция побуждает изменить поведение в направлении минимизации отрицательного состояния и максимизации положительного состояния. Борьба мотивов долга и страха перед атакой – проявление нескольких потребностей. Оценка вероятности – “синица в руках”, “журавль в небе”. 3. Подкрепляющая. Подкреплением является не удовлетворение потребности, а получение желательных (приятных , эмоционально положительных) или устранение неприятных стимулов. Животные отказываются есть полезную пищу, если она невкусная. 4. Компенсаторная. При возникновении эмоционального напряжения объём вегетативных сдвигов (учащение сердцебиений, подъём кровяного давления, и т.д.) как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. (Симонов, ПЭ, Тексты). 5. Коммуникативная. Благодаря выражению эмоций мы лучше понимаем друг друга, даже если принадлежим к разным культурам. Выражение эмоций. По какой части лица можно получить наибольшую информацию об эмоциональном состоянии партнёра? Больше всего информации мы получаем, глядя на губы и подбородок, затем на брови и лоб, и только потом на глаза. § 2. Аффекты. Аффект проходит через три стадии: подготовительную фазу, фазу взрыва и заключительную фазу. Подготовительная фаза характеризуется тем, что сознание сохраняется во всех случаях. Происходит напряжение эмоций и концентрация представлений на определённом фокусе внимания. Расстраивается способность наблюдать и осознавать происходящие психические процессы и переживания. Душевная деятельность становится односторонней из-за единственного стремления осуществить своё намерение. Фазы взрыва – с биологической т.з. является фазой отреагирования. Характеризуется волевыми расстройствами, проявляющимися в нарушении обычного равновесия между усиливающимися побуждениями и ослабленным тормозным аппаратом. Происходит утрата самообладания. Сознание нарушается, утрачивается его ясность. По описанию некоторых испытуемых, в этот момент они были как в тумане. Агрессивные действия, наблюдаемые в этой фазе, обычно выражаются в нападении, разрушении. В некоторых случаях вместо агрессивных действий поведение приобретает пассивный характер и выражается в растеренности, бессмысленной хлопотливости, неосмысленности ситуаций (Калашник Я. М., ПЭ, Тексты, с. 234-235). Заключительная фаза – характеризуется истощением психических сил. Аффект – громадная физическая работа, затрата сил приводит к психическому отупению, равнодушию и безучастию ко всему окружающему, иногда в склонности ко сну. Спустя некоторое время после восстановления сил наблюдается нарушение воспоминаний о событиях, относящихся к периоду взрыва ( Калашник Я. М., ПЭ, Тексты, с.236). § 3. Чувства. В отличии от ситуативных эмоций и аффектов, выражающих ситуативное значение объектов в конкретных условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость (Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность). В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь определять динамику и содержание ситуативных эмоций. Например, чувство любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств может вызвать эмоции тревоги за него, горя – при разлуке, радости – при встрече, гнева – если он не оправдал ожиданий. Иногда чувства и сопряжённые с ними эмоции могут вызвать противоречивые (амбивалентные) отношения к их источнику – например, обида к положительно оцениваемым людям, если они не проявляют внимания. Класификация чувств по сферам деятельности: • нравственные чувства – отношение к себе, другим, обществу... • познавательные чувства – отношение к процессу и результату приобретения знаний; вершина – любовь к истине • практические чувства – отношение к деятельности (труду, спорту); • эстетические – способность при восприятии явлений окружающей действительности руководствоваться понятиями прекрасного. Классификация по степени обобщённости: • конкретные (чувства к ребёнку, произведению искусства) • обобщённые (к детям, искусству); • абстрактные (чувство справедливости, трагического). § 4. Настроения. Настроение окрашивает поведение человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то лёгкой и приятной, то тяжёлой и удручающей. Источник, определяющий то или иное настроение, не всегда осознаётся. § 5. Стресс. Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, т.е. к сопротивлению, бегству ... Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Стрессорами могут быть и физические раздражители, и психические, как реально действующие, так и вероятностные. Селье выделил три фазы стресса. Первая – реакция тревоги вызывает мобилизацию защитных сил организма. Организм работает с огромным напряжением, но у большинства людей наблюдается даже повышение работоспособности. Вслед за первой наступает вторая фаза – сбалансированного расходывания адаптационных резервов организма – стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия на первой фазе, закрепляются на новом уровне. Если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма наступает истощение – третья стадия. По мнению Селье, стресс создаёт “вкус к жизни”. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности организма. Стресс льва, стресс кролика. (Грановская, с. 208) Если поместить клетку с кошкой вблизи от клетки с собакой и содержать их в непосредственной близости некоторое время, то у кошки развивается гипертония. Если вожака стада обезьян отделить от стада и кормить на его глазах стадо раньше, то у него тоже развивается гипертония (Грановская, с. 211 – 212) .
«Познавательные процессы человека.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot