Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Познавательная сфера: высшие психические функции (речь, мышление, внимание).

  • 👀 551 просмотр
  • 📌 495 загрузок
  • 🏢️ Восточно – Европейский институт психоанализа
Выбери формат для чтения
Статья: Познавательная сфера: высшие психические функции (речь, мышление, внимание).
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Познавательная сфера: высшие психические функции (речь, мышление, внимание).» pdf
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Лекция 6. Познавательная сфера: высшие психические функции (речь, мышление, внимание). 1. Язык и речь. 2. Функции речи. 3. Виды речи. 4. Определение мышления. 5. Функции мышления. 6. Формы мысли и продукты мыслительной деятельности: понятия, суждения, рассуждение. 7. Понимание. 8. Мыслительные операции. 9. Фазы мыслительного процесса. 10.Виды мышления. 11.Определение внимания. 12.Функции внимания. 13.Характеристики внимания. 14.Виды внимания. Методические рекомендации к изучению материалов лекции. Речь и мышление осуществляют функцию активного познания и считаются высшими познавательными процессами. Несмотря на то, что эти два процесса взаимосвязаны, в функциональном плане они различаются. Мышление позволяет постигать сущность объектов познания. Речь, воплощая в слове полученные знания, выполняет функцию объективизации (перевода субъективной реальности в объективный план). Изучая данную тему, следует обратить внимание на то, что стадии мыслительного процесса, соотносятся со стадиями психологического консультирования. Мышление начинается с постановки вопроса и поиска неизвестного в известном. Мышление следует отличать от памяти. В случае работы мышления человек легко переформулирует высказывания и может приводить разнообразные примеры, разрабатывать наглядные схемы, в случае работы памяти – он повторяет одну и ту же речевую форму и не способен что-либо изменить. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Внимание представляет собой феномен в отношении, которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. Изучая вопрос, сформулируйте свою точку зрения. Внимательно прочтите материалы лекции, ответьте на вопросы для самопроверки. В психологии используется два понятия - язык и речь. Язык - это выработанная обществом система знаков любой физической природы, служащее средством человеческого общения и мышления. Язык это средство унификации речи. Он является результатом исторически сложившегося «согласия» определенной группы людей обозначать предметы или явления некоторыми знаками. Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики. Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Различают естественные и искусственные (символические) языки. Естественные языки - разговорные и письменные - всех ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) современных народов это живые языки – и всех исчезнувших народов – это мертвые языки (например, древнегреческий, латинский, народов майя) Некоторые языки занимают промежуточное положение – они он используются в узко специфических целях и в особых условиях (например, церковнославянский язык). Искусственные языки представлены нотной грамотой, языками программирования и пр. Язык это система слов, правил, их произношение и сочетания. он характеризуется: составом значащих слов (лексикой). Правилами сочетания слов (грамматикой) Звуковым составом (фонетикой). Письменными знаками (графемами). Основным элементом языка является слово. Слово - средство кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения). Благодаря языку происходит удвоение мира и появляется возможность иметь дело с предметами даже в их отсутствии. Слово существует в двух формах – звуковая форма (произносимое и слышимое) и графическая форма (изображаемая и видимая). Основной функцией слова является аннотативная (обозначающая) функция. В психологии эту функцию слова вслед за Л. С. Выготским принято обозначать как предметную отнесенность, как функцию представления, замещения предмета. Значение слова – это его общественное содержание, то есть отношение слова к обозначаемому им объекту независимо от того, как этот объект представлен в индивидуальном сознании. Смысл слова – это его содержание в зависимости от контекста, а также по отношению к словарному запасу субъекта. Смысл слова не всегда соответствует значению слова. Слово порождает не только указание на определенный предмет, но неизбежно вызывает дополнительные ассоциации. За каждым словом стоит свое "семантическое поле". Значение слова включает не только предметную отнесенность и ассоциативное окружение, но и анализ предметов, абстрагирование и обобщение их признаков. Это означает, что слово является не только средством замещения вещи, представления, но и «клеточкой» мышления. Помимо того, что слово является инструментом, средством мышления, оно является также средством общения. В целом язык переводит познание человека в рациональный план. Слова строятся с ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) помощью фонем и графем. Это социально отработанные звуки и графические знаки. Фонемы – это не просто звуки, а звуки, с определенным смысловым содержанием. Они легко различаются на слух в родном языке и сливаются и трудно различаются в чужих языках. Например, иноязычная речь сливается в единый акустический поток. Слова в языке объединяются в предложение по определенным правилам – синтаксиса, который легко усваивается при освоении родного языка и с большим трудом при освоении иностранного. Речь - это вербальная коммуникация или особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Язык будет общим для народа, но речь каждого человека уникальна и индивидуальна и выражает личностные особенности. Человеческая речь:  предметна, может давать информацию о чем либо. У животных речи нет, они используют сигналы, информирующие о состоянии удовлетворенности, напряженности или беспокойства.  обладает членимостью (используются приставки, суффиксы, окончания, однокоренные слова), благодаря этому мир предстает концептуально упорядоченным.  В речи используются специальные названия для обобщенных понятий. Функции речи: 1. Сигнификативная (обозначающая)  обозначение предметов и явлений окружающего мира (здесь прослеживается связь с ощущениями, восприятиями, памятью, воображением)  выражение понятий (здесь обнаруживается связь с мышлением) 2. Коммуникативная    речь – средство обмена информацией выразительная (передача чувств) воздействующая (волеизъявление) ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) 3. Регулятивная функция (благодаря речи все психические процессы становятся более организованными, управляемыми). Восприятие превращается в наблюдение, память превращается в произвольное запоминание, мышление становится логическим.  саморегуляция  регуляция поведения других людей и животных. Виды речи. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внешняя речь - это эксериоризированная речь, направленная во вне и обращенная к партнерам по общению. Ее главная функция коммуникативная. Она может быть представлена в устной и письменной форме в виде монолога и диалога. Речь устная - общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процесс порождения устной речи включает звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля; при этом планирование совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной речи. Диалогическая речь протекает как непосредственное общение двух или нескольких человек. Это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Диалог протекает в форме разговора, обмена репликами, беседы (тематически направленного разговора). Диалог первичен по отношению к монологу, как в филогенезе, так и в онтогенезе. В диалоге явно прослеживаются две различные смысловые позиции собеседников (диалог с неодушевленным предметом – это метафора). Обращенность к партнеру важнейшая характеристика высказывания. Обязательны в диалоге - последовательность взаимосвязанных высказываний участников. Минимальный диалог представлен тремя взаимосвязанными ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) высказываниями. Если реплики не связаны между собой, то имеет место простое реплицирование. Для диалога характерны следующие признаки: свернутость высказываний, распространенность неполных конструкций, вопросно-ответный стиль. Обдумывая ответ, собеседник помнит высказывание партнера. Диалог весьма ситуативен, поэтому диалогическая речь непроизвольна, реактивна. Многое не проговаривается, а подразумевается благодаря знанию ситуации и широкому использованию невербальных форм коммуникации Собеседники с полуслова понимают друг друга из-за высокого уровня эмоционально-экспрессивного взаимодействия Диалогическая речь, как правило, просто организована. Высказывания несложны по конструкции, часто встречаются грамматические ошибки, используются словесные шаблоны и привычные реплики. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Эта речь строго поострена, четко оформлена грамматически, часто спланирована и заранее подготовлена. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность монологической речи создается языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего); неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией). Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения. Информативность речи зависит, прежде всего, от ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению. Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, вовторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. Действенность монологической речи определяется состоянием слушателей, которое меняется от « отрешенности до суггестивности». Наиболее слабое воздействие оказывается, когда информация обращена к интеллектуальному уровню, эмоциональная окраска высказывания увеличивает силу воздействия. Использование историй, аллегорий, метафор еще более усиливает воздействие, так как адресуется не только к сознательному, но и бессознательному уровню. Наибольшая действенность монолога имеет место тогда, когда задействован опыт слушателя. Письменная речь – общение вербальное (словесное) посредством письменных текстов. Письмо бывает отсроченным и непосредственным (обмен записками во время заседания). Отличается от устной речи не только использованием графики, но и типичными для нее синтаксическими конструкциями и специфичными функциональными стилями. Ей свойственна сложная композиционно – структурной организацией, которой необходимо специально овладеть; отсюда – особая задача обучения письменной речи в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят единовременно или «большими кусками», восприятие письменной речи и речи устной сильно отличаются. Письменная речь позволяет выстроить не только опосредованную коммуникацию, но и способствует консервации знаний. Слово обозначает понятие или образ, предложение – сообщает мысль, абзац – содержит развернутую мысль, а текст – композицию мыслей. Письменная речь существует в следующих формах: пиктографическое письмо – это рисуночное письмо, выстроенное из изображений отдельных объектов. Последовательность пиктограмм представляет собой рассказ в картинках. Идеографическое письмо схематически представляют только важные и повторяющиеся элементы объектов. Комбинации идеограмм, первоначально изображающие только конкретные предметы, постепенно превращаются в новые и более устойчивые знаки. Иероглифическое письмо представляют собой предельно ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) схематизированные идеограммы (например, китайское или египетское письмо, шумеро-вавилонская и ассирийская клинопись) Силлабическая (слоговая форма) представляет собой сопровождение идеограмму фонетическим знаком последнего слога, это позволяло больше варьировать и дифференцировать сообщение. Алфабетическая (буквенная) форма письма позволяет свободно комбинировать элементы. Из ограниченного количества букв (алфавита) появляется практически неограниченная возможность составления слов. Внутренняя речь – беззвучная, отличается отрывочностью, свернутостью, в виде диалога и монолога. Внутренняя речь – это интериоризированная речь, обращенная во внутрь субъекта. Ее главная функция регуляция. Это особый вид речевой деятельности, который осуществляется через размышление, планирование действий, диалог с самим собой, беседу с воображаемым партнером. Она выступает также как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. Внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю речь (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими. Внутренняя речь – беззвучная, отличается отрывочностью, свернутостью, бывает в виде диалога и монолога. С помощью внутренней речи происходит логическая перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе. Она – весьма сложное явление, где мысль и язык связываются в неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. Благодаря этому, словесно выражаются процессы восприятия мира, действий и переживаний личности, формируются ее установки и отношения к миру, развивается способность к саморегулированию поведения. Выделяются три основных типа внутренней речи: ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru)  внутреннее проговаривание – "речь про себя", сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации (произнесения звуков); типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;  собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи.  внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Эгоцентрическая речь занимает промежуточное положение. По форме она внешняя, а по сути - внутренняя. Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Одна из форм детской речи, впервые описанная Ж. Пиаже. Наблюдается в возрасте трех – пяти лет. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько тем не беспокоясь. С возрастом проявления эгоцентрической речи снижаются и к шести – семи годам исчезают. Итак, эгоцентрическая речь рассматривается как переходный этап от внешней речи к внутренней. Мышление - это субъективное психическое отражение существенных связей и отношений между явлениями действительности в опосредованной и обобщенной форме. Мышление «опосредовано» мыслительными операциями и речью. Мышление рассматривают как процесс, а мысль как результат этого процесса. Благодаря мышлению формируется новая, мыслительная репрезентация или концепция мира. С помощью мышления знания, полученные при непосредственном взаимодействии с реальностью, углубляются, расширяются и преобразуются в сбалансированную систему. Такая система личных знаний, выраженная в речи, может передаваться другим людям, а в результате интегрирования знаний многих людей образуется опыт всего человечества, который становится базой для индивидуального опыта каждого человека. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Мышление выполняет следующие функции: 1. Познание того, что недоступно непосредственному восприятию 2. Систематизация знаний и опыта 3. Обеспечение целостности психической жизни человека во времени 4. Участие в регуляции поведения и деятельности 5. Обеспечение связи между индивидуальным и общественным опытом и знанием Мысль может быть воплощена только в трехчленном предложении. В слове мысль получает материальную оболочку (объективируется). У всех народов во все века мысль выражается в трехчленном предложении, в котором представлены - 2 соотносимых объекта – «операнта» и акт их соотнесения – «оператор», иными словами, подлежащее, сказуемое или связка. Результативная сторона мышления - область интересов не столько психологии, сколько логики, которая описывает основные формы мышления и его продукты. Мышление протекает в двух основных формах – суждений и рассуждений, которое представлено умозаключениями и обоснованием. Главными единицами этих операций выступают понятия. Формы мысли и продукты мыслительной деятельности: понятия, суждения, рассуждение. Понятие - это обобщенное знание о группе однородных объектов, объединенных характерными для них признаками. Оформление и закрепление знаний, заключенных в понятиях, происходит путем их словесного обозначения. Отраженные в понятиях общие характеристики реальности проявляются только через специфические конкретные формы. Их невозможно увидеть услышать потрогать, их можно только понять. Общие понятия охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. В них отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены этим понятием (деревья, мебель, люди) Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Например, «Санкт-Петербург», «Байкал», и др. Единичные понятия ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по территории России. Общие понятия возникают на основе единичных. Путь формирования понятий — это движение от частного к общему, т. е. через обобщение. Формирование понятий процесс различения «того, что похоже», от «того, что непохоже». Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий. Усвоение понятий — это сложный многоэтапный процесс. На первых этапах формирования понятия усваиваются не все существенные признаки. Часто существенное и несущественное путается. Основой формирования понятий является практика, поэтому при нехватке практического опыта понятия имеют искаженный вид, они могут быть сужены или расширены. Усвоить понятие можно либо путем специального обучения, либо стихийно с опорой на собственный опыт. Специальное обучение научает «ядрам понятий» (общим понятиям), тогда как в личном опыте усваиваются «прототипы» (единичные понятия). Ядра и прототипы понятий взаимосвязаны. Их соотношение определяет адекватность представлений о явлении или предмете. Как показали экспериментальные исследования, только к 10 годам у детей проявлялся сдвиг от прототипа к ядру как окончательному критерию в решениях о понятии. Один из способов усвоения понятий – стратегия экземпляра. Например, ребенок усваивает понятие «мебель». Когда ребенок встречает известный пример, или экземпляр, стол - он сохраняет его образ в памяти. Позднее, ребенок должен решить, является или нет новый элемент - другой стол — примером мебели, он сравнивает этот новый объект с хранимыми в памяти образами мебели, включая образ стола. Стратегия экземпляра лучше работает с типичными примерами. Другая стратегия – проверка гипотезы основана на абстракциях и предполагает знание признаков объекта и их поиск в другом объекте. Анализируя новые объекты, отыскивая в них критические признаки, человек сохраняет выдвинутую гипотезу, если она ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) ведет к правильной категоризации нового объекта, или заменяет ее, если она не подтверждается. Эти две стратегии имеют различные физиологические механизмы. Стратегии приобретения Активизация отделов центральной нервной понятий системы: Стратегия экземпляра структур медиальных отделов височной доли и гиппокампа Стратегия проверки структуры лобных долей больших полушарий гипотезы мозга. Условия, способствующие успешному формированию понятий:  Варьирование признаков предмета, чем с большим числом признаков приходится встречаться в практическом опыте, тем более полное понятие будет сформировано.  Использование наглядности при усвоении понятий позволяет сформировать образы, дающее знание признаков предмета, его качеств и свойств.  Применение понятия на практике в различных условиях. Суждение - основной акт мыслительного процесса. В суждениях, выраженных в словесной форме, раскрывается содержание понятий. В логическом плане суждение – высказывание, устанавливающее связь между двумя понятиями. Первое – предмет суждения (логический субъект), второе – предикат (логическое сказуемое) В психологическом объективном плане суждение – отражение отношений между объектами. Оно может быть истинным (верным) и ложным (неверным) В психологическом субъективном плане суждение – это установление отношений субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом объекте других людей. Оно характеризуется той или иной степенью достоверности ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) По уровню обобщенности различают суждения общие, частные и единичные. Общие суждения касаются всех объектов, частные – представителей группы объектов, а единичные относятся только к одному объекту. Суждение редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде, чаше оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. Рассуждение – работа мысли над суждением, направленная на установлении его истинности или ложности. Рассуждения могут проводиться в двух направлениях: в прямом - от исходных посылок к новому суждению-выводу и в обратном – от выводов к посылкам. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления. Умозаключение приводит к новым знаниям, не вытекающим из непосредственного чувственного взаимодействия субъекта с окружающим миром. Это «суждение о суждениях». Число посылок и выводов в умозаключениях может быть различным. Если имеется одна посылка и один вывод, то такое суждение приближено к ассоциативному процессу памяти. Наиболее распространено умозаключение из двух посылок и одного следствия. Умозаключения бывают индуктивными (от частного к общему), дедуктивными (от общего к частному) и трансдуктивными (от частного к частону) Обоснование – рассуждение, вскрывающее посылки (основания) имеющегося знания. Обоснование подкрепляет или разъясняет имеющиеся старые знания Понимание. «Суждение» и «понимание» тесно связаны друг с другом. Если понимание — это способность, то суждение — это результат данной способности. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Понимание характеризуется:  Глубиной. Более глубоким считается понимание, когда осмысливаются не только общие, но и специфические особенности предмета, отличающие его от сходных предметов. Углубляет понимание переход от общего, недифференцированного восприятия чего-либо к осмыслению каждой отдельной части и взаимодействию этих частей, свойств предметов и явлений, их отношений между собой, а также причин происхождения того или иного явления.  Отчетливостью осознания связей и отношений. Понимание развивается от смутных ощущений до ясного постижения смысла явления.  Полнотой осмысления. Чем сложнее предмет или явление, которое надо понять, тем выше значение этой характеристики.  Обоснованностью т. е. осознанием оснований, в силу которых понимание предмета или явления следует считать верным, но не всякое понимание может быть обоснованным Выделяют несколько видов понимания. Для непосредственного понимания характерно то, что оно достигается сразу, почти моментально, не требуя усилий. Для опосредованного или дискурсивного понимания требуются значительные усилия. Такой вид понимания предполагает наличие ряда умственных операций, в числе которых сравнение, различение, анализ, синтез и др. Мыслительные операции 1. Анализ – систематизированный процесс расчленения (разъединение, разобщение) целого на части по определенным признакам и принципам, помогает выделить главные, существенные характеристики. Мысленный анализ допускает производить разъединение, которое в реальности невозможно. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) 2. Синтез – процесс объединения, обобщения процесс обратный анализу. частей в единое целое, Эти две мыслительные операции взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных ранее частей. Одни люди склонны к анализу, другие – к синтезу. Познание осуществляется в последовательности: «синтез – анализ – синтез». Первоначально происходит предварительное «схватывание» объекта как целого, затем детальное ознакомление с объектом путем его анализа, и наконец, отдельные стороны объекта опять объединяются в целое. Виды мыслительных операций по виду связи между понятиями • сравнение ( по сходству - различию) • группировка (объединение - разъединение) • отвлечение о реального (абстрагированиеконкретезация) • выделение существенного (обобщение - разобщение) 3.Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Чтобы сравнить два объекта, их надо выделить из среды, сличить их отдельные характеристики и свойства, и вынести суждение об их сходстве и различии. 4. Группировка – комплектование множества объектов по каким-либо критериям. Группировка может производиться как по наличию признака, так и по его отсутствию. Группировка базируется на процессе сравнения. Способы группировок классификация типологизация систематизация ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Классификация – разнесение однородных объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков. В качестве критериев классификации выступают какие-либо значимые признаки. Классификационная процедура – это дедуктивная операция деления: множество элементов по определенному признаку делится на подмножества (классы). Элементы, выходящие за границы определенного класса, помещаются в другие классы или выпадают из классификации. Классификационный критерий выбирается заранее и он для всех элементов множества един. Если в качестве основания классификации выбирается существенный признак, то классификация называется естественной. Если критерий не существенен для объектов, а удобен для их упорядочивания, то получают искусственную классификацию. Типологизация - это группировка объектов по существенным системам признаков. Предварительная типологизация заключается в формировании ряда объектов, отличающихся друг от друга по набору признаков. В результате получают совокупность типов, ее называют типологией. Это подобно процессу классификации, только не по одному признаку, а по нескольким. Основная типологизация заключается в группировке множества объектов вокруг эталонных образцов (типов) - это операция индуктивная (композиционная). При выявлении типов задается их структура. Систематизация – это упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов. На практике это выливается в многуровневую классификацию. 5. Отвлечение от реального – процесс отвлечения, от каких либо свойств, присущих объектам. Полюсами этой операции выступают абстрагирование и конкретизация.Абстрагирование – выделение из совокупности характеристик объекта какой-то одной или нескольких при игнорировании остальных. Рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях. Уровень абстракции может быть различным. Предельно абстрактные понятия ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) – «число», «ничто», «бесконечность». Конкретизация – это обращение к реальным совокупностям и применение обобщенного знания к конкретному случаю. Фазы мыслительного процесса Первая фаза: осознание проблемной ситуации Первым этапом любого мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Индикаторами проблемной ситуации являются удивление или заинтересованность, раздражение, чувство опасности. Первоначально у субъекта должна возникнуть потребность в преодолении каких-либо затруднений. Затруднения возникают как рассогласование между известными принципами и способами достижения поставленной цели и новыми условиями, препятствующими их применению. Проблемная ситуация - это положение, при котором возникающие новые цели не могут быть достигнуты известными способами и средствами деятельности. Первоначально проблемная ситуация проявляется как смутное впечатление, сигнализирующее о том, что «что-то не так, как надо». Вторая фаза: постановка задачи. Задача – конкретизация проблемной ситуации. Ее постановка предполагает разведение известного («того, что дано») и неизвестного («того, что требуется найти»). Предварительная ориентировка в условиях задачи – обязательный начальный этап всякого процесса мышления. Сформулировать, в чем вопрос – значит понять проблему. Мыслящий человек умеет понимать «непонятность». Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов – индикатор отсутствия работы мысли. Ориентировка в условиях задачи предполагает выделение и анализ существенных и несущественных компонентов. Этому способствует процесс «переформулирования». Переформулирование помогает отыскать скрытые свойства объектов, существенные для задачи. Для этого объект включается в другую систему связей, на него как бы смотрят со стороны. В речевом варианте «переформулирование» предстает как изменение логических и грамматических конструкций высказывания, что позволяет подойти к ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) выделению инварианта всех формулировок. Понимание заключается в выделении общего принципа решения задач данного класса. Третья фаза: решение задачи. Процесс решения сложное занятие, требующее энергетических затрат. В процессе решения происходит:  Подготовка и сбор информации. Информация извлекается из долговременной памяти, а наличная мотивация направляет этот процесс. Процесс мышления включает в себя произвольные и непроизвольные компоненты. Произвольные компоненты связаны с мыслительными операциями, а непроизвольные - с неуправляемыми ассоциациями. Неуправляемые ассоциации определяются индивидуальным опытом человека (у каждого профессионала сформирован свой стереотип мышления, имеются также индивидуальные шаблоны решения проблем), а также работой бессознательного (процесс мышления не полностью осознаваем, поэтому в голову могут приходить странные идеи, а иногда решение проблемы приходит во сне, считается, что «утро вечера мудренее»). В результате сбора информации разрабатываются варианты решения.  Оценка вариантов решения. Оценка каждого варианта решения проводится по различным критериям: своевременности, экономичности, экологичности, индивидуальной предпочтительности и др. Оценка вероятности пригодности вариантов проводится на основании жизненного опыта.  Выбор одного варианта из множества альтернативных вариантов труден, поэтому процесс решения требует участия воли. Важным фактором является текущее состояние субъекта, если это состояние мобилизации сил, то выбор происходит быстро и эффективно. Апатия, депрессия, усталость затрудняют принятие решения.  Учет возможностей реализации выбранного решения, уточнение и внесение разнообразных поправок (иногда требуется возврат на предыдущие этапы)  Формулирование решения (вынесение суждения). Ответ на поставленный вопрос, речевое оформление суждения по данному вопросу. Способы решения задачи: ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Метод проб и ошибок заключается в бессистемном применении различных способов решения, когда правильно решение обнаруживается случайно. Таким способом задачи решают животные, дети и взрослые люди, когда им недостает опыта и знаний. Последовательный перебор гипотез. Гипотеза – это высказывание вероятностного характера, требующее проверки. Гипотеза может относиться либо к результату решения задачи, либо к условиям от которых результат зависит. Наиболее важны гипотезы относительно принципа решения задачи. Гипотезы бывают общие, частные и конкретные. Очередность проверки устанавливается по мере появления догадок или в последовательности от наиболее к наименее правдоподобным гипотезам. Гипотезы обеспечивают избирательность процесса мышления, они считаются механизмом мышления и движения мысли. Логический вывод это способ решения задачи, основанный на глубоком понимании ее сути и использованием логических рассуждений. Понимание рассматривается как процесс, состояние и свойство. Понимание как процесс – это проникновение в сущность предметов и явлений, раскрытие их функции, внешней и внутренней структуры. Внешняя структура отражает связи объекта как целого с другими объектами, внутренняя структура отражает связи между частями и элементами объекта. Понимание как состояние субъекта проявляется как уверенность в правильности решения. Понимание как свойство субъекта это способность постигать значение и смысл чего-либо. Понимание соотносится со знанием. Знание – это совокупность сведений, в которых субъект не сомневается. Однако, возможно понимание без знания (интуитивное усмотрение) и знание без понимания (речевая форма мысли). Четвертая фаза: Выбор и подготовка средств реализации решения. Пятая фаза: Исполнение решения. При нахождении правильного решения необходимо его исполнить. При решении простых задач этапы мыслительного процесса не осознаются, при решении сложных задач это осознание наступает. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Виды мышления. Первая классификация строится по критерию выделения детерминант мыслительного процесса: в качестве детерминант выступают - предметы, образы и понятия и соответственно различают предметное, образное и понятийное мышление. Данная классификация отражает нарастание сложности психической активности, повышение уровня абстракции и обобщенности, произвольности, преднамеренности и целенаправленности психической деятельности. Поэтому можно говорить не только о видах, но и уровнях мыслительного процесса. В такой последовательности эти виды мышления появляются и развиваются в филогенезе и онтогенезе. 1. Предметное или наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. 2. Образное или наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется не в реальности, а в плане образа. 3. Понятийное или вербально - логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при работе с понятиями при помощи логических операций. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Вторая классификация строится в зависимости от вида деятельности и типа решаемых задач, которые определяют вид мыслительной деятельности и форму процесса. 1. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, в теоретическом мышлении - это научные понятия, а в эмпирическом – житейские, ситуационные обобщения. 2. Практическое мышление – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Некоторые авторы предлагают дифференцировать мышление и в зависимости от специфики деятельности: мышление техническое, военное, научное, житейское. Однако такая классификация используется редко. Третья классификация строится по критерию осознанности и развернутости мыслительного процесса. Различают мышление логическое (дискурсивное) и мышление интуитивное. Таблица: Сравнение логического и интуитивного мышления. критерий сравнения уровень протекания время протекания структура процесса интуитивное мышление неосознаваемый процесс быстрота протекания этапы не выражены дискурсивное мышление сознательный процесс развернуто во времени выражены этапы процесса Четвертая классификация принимает во внимание включенность в процесс мышления творческого компонента. По этому признаку различают мышление репродуктивное (конвергентное) и продуктивное (дивергентное) или творческое. Важным основанием для различения в этом случае является «степень новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта. Кроме того выделяют мышление реалистическое и аутистическое. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) желаний человека (когда желаемое выдается за действительное). Аутистическое мышление функционирует во внутренней жизни и способствует «уходу» из внешнего мира. Между аутистическим и реалистическим мышлением не существует непроходимой границы, так как в реалистическое мышление легко проникают аффективные элементы. На определенном этапе развития аутистическая функция присоединяется к реалистической и затем развивается вместе с ней. Повышается возможность влияния эмоционально окрашенных энграмм из прошлого и эмоциональных представлений, относящихся к будущему. В этом случае предвосхищение удовольствия вынуждает к размышлению и тем самым подготавливает действие и приводит в движение энергию. Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека. Определение внимания Внимание – выделение актуальных, личностно значимых сигналов. Это сквозной психический процесс, присутствующий на всех уровнях психической организации. Он определяет направленность психической деятельности и ее сосредоточенность на объекте, имеющем для личности определенную значимость. Внимание осуществляет выбор информации для последующей обработки. Если представить сознание графически, то следует нарисовать два круга: один в другом. Большой круг будет называться зоной неясного сознания, а малый круг — зоной ясного и отчетливого сознания или зоной внимания. Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. Но говоря о двух зонах ясности и отчетливости сознания, следует иметь в виду, что в неясной зоне сознания существуют свои области смутности и неотчетливости. Как и в поле зрения, чем ближе к центру, тем более отчетливо осознаются те или иные явления. ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Рисунок. Зона внимания и неясного сознания. Функции внимания. 1. Отбор значимых для субъекта воздействий среды 2. Торможение (устранение) конкурирующих для данной психической деятельности воздействий среды 3. Удержание текущей деятельности до достижения цели 4. Регуляция и контроль протекания психических процессов, включенных в деятельность. Характеристики (свойства) внимания Направленность внимания – это выбор его объектов. Он может совершаться произвольно или непроизвольно, что является проявлением избирательности психической деятельности. Направленность внимания заключается также в поддержании сделанного выбора в течение определенного времени. По направленности, внимание подразделяют на:  однонаправленное и распределяемое,  направленное вовне и внутрь,  направленное на процесс и на результат деятельности. Объем внимания (пространственная характеристика) - это количество однородных предметов, которые охватывают внимание в единицу времени. Иными словами, объем информации, на котором субъект может сосредоточиться на короткое время, чтобы успешно ею оперировать. У взрослых он составляет - 4-5 объектов, у детей 2-3 объекта, не связанных ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) между собой. Объем внимания может быть увеличен только за счет объединения разрозненных объектов в целостные образования (системы) Избирательность внимания (пространственная характеристика) – способность выбора из множества раздражителей одного или нескольких наиболее актуальных. Остальные выступают в качестве фона. Измеряется избирательность скоростью (количественный параметр) и точностью (качественный параметр) Сосредоточенность и концентрация внимания – энергетическая характеристика, отражающая степень ясности и отчетливости содержания, находящегося в фокусе сознательного опыта. Сосредоточение – суть внимания, его сущностная характеристика. Это количество ресурсов, вкладываемых в переработку информации. Оценивается по уровню и глубине этой переработки. Сосредоточение внимания предполагает также отвлечение (торможение, игнорирование) посторонней деятельности, за счет этого повышается эффективность переработки информации. Противоположным явлением считается рассредоточение психических сил. Посторонние объекты выступают в этом случае как помехи. В связи с этим различают:  поверхностное внимание;  глубокое внимание. Теснота связи субъекта с объектом (или его образом) характеризуется показателем концентрации внимания. Чем меньше объектов в поле внимания, тем выше концентрация. Устойчивость внимания - временная характеристика, это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими и центральными факторами. Длительность привлечения центрального внимания, по мнению С.Л.Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание. Устойчивость внимания зависит:  особенностей стимула;  от личностных особенностей (интереса к объекту);  введение мыслительного компонента ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) Динамической стороной устойчивости являются колебания внимания. Колебания внимания - это пространственно-временная характеристика, то непроизвольное изменение степени (или напряженности) внимания. Внимание подвержено периодическим колебаниям с периодом 2 - 3 секунды, мах 12 сек. Эти колебания связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Колебания можно рассматривать как смену фигуро-фоновых отношений. Когда внимание смещается с нужного объекта, отвлекаемость внимания – это непроизвольный акт. используется термин Его произвольный аналог носит название переключаемость внимания. Переключаемость внимания - пространственная характеристика, заключающаяся в сознательном намеренном переносе внимания с одного объекта на другой, быстро выключаться из одних условий и включаться в новые, скорость перехода от одного вида деятельности к другому. Переключение может быть полным и неполным, незавершенным. В процессе переключения выделяют две стороны – инерционность, которая характеризуется временем отрыва от предшествующей деятельности и аккомодация, которая определяется временем настройки на новую деятельность. Данная способность также упражняема. Показатели, оценивающие переключение внимания:  Время переключения – сколько времени затрачено на переход от одного вида деятельности к другой  Точность переключения - количество ошибок при переходе от одной работы к другой  Произвольность переключения – показатель отражает насколько изменяется эффективность деятельности в условиях с переключением внимания по сравнению с той же деятельностью без переключения внимания  Субъективная трудность переключения внимания. Распределяемость внимания – пространственная характеристика проявляется в одновременном совершении нескольких рядов действий или ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) слежении за несколькими независимыми процессами. Эта способность удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно зависит от степени автоматизированности действий и от связанности объектов. Эта способность весьма упражняема. Виды внимания Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное, рефлекторное) внимание определяется особенностями объекта как раздражителя. Раздражитель вызывает ориентировочную реакцию благодаря интенсивности воздействия, важна не абсолютная величина стимула, а его соотношение с другими воздействиями. Раздражитель может быть новым, незнакомым, привлекает внимание необычное сочетание привычных раздражителей. С эффектом новизны связаны и непредвиденные изменения характеристик раздражителя, их увеличение или уменьшение, появление или исчезновение. Новизна действует какое-то время, после чего реакция на раздражители притупляется. Такой процесс называется привыканием. Непроизвольное внимание вызывает движущийся объект, что предопределено филогенетически, а также значимый биологически или социально, вызывающий эмоции и чувства. Важным фактором является соответствие интересам личности. Произвольное внимание (преднамеренное, сознательно направляемое, регулируемое) определяется целью и условиями деятельности. Оно всегда сопровождается чувством усилия. Служит для достижения заранее поставленной цели. Разделяют на три разновидности произвольного внимания:  собственно произвольное внимание. Служит для достижения заранее поставленной цели.  волевое внимание - сопровождается чувством усилия, борьбы с самим собой, чувством напряжения.  выжидательное внимание проявляется в операторской работе при решении задачи ожидания объекта. Послепроизвольное внимание – первоначально преднамеренно вызываемое и требующее некоторых усилий со временем переходит в ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru) Дистанционное обучение (do.eeip.ru) непроизвольное внимание, его иногда называют – вторично-непроизвольное внимание. Вопросы для самопроверки: 1. Как соотносятся язык и речь? 2. Каковы функции речи? 3. Какие существуют виды речи? 4. Что такое мышление? Какие функции оно выполняет? 5. Каковы формы мысли и продукты мыслительной деятельности? 6. В чем суть понимания? 7. Какие бывают мыслительные операции? 8. Какие выделяют фазы мыслительного процесса? 9. Какие известны виды мышления? 10.Что такое внимание? Каковы его функции? 11.Перечислите характеристики внимания? 12.Какие бывают виды внимания?
«Познавательная сфера: высшие психические функции (речь, мышление, внимание).» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot