Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 14. Потребление. Сбережения. Модель кейнсианского креста
Классическая модель макроэкономического равновесия. Склонность к
потреблению и сбережению Основной психологический закон Дж. Кейнса. Модель
кейнсианского креста. Модель закрытой экономики без государства. Эффект
мультипликатора. Экономика с государственным сектором. Влияние фискальной
политики на макроэкономическое равновесие.
Классическая модель макроэкономического равновесия.
Основные положения классического подхода к макроэкономическому равновесию
были рассмотрены нами ранее. Отметим только, что классическая модель экономики - это
модель, изучающая ее со стороны предложения, основанное на законе рынков Ж.-Б. Сэя:
предложение благ предлагает спрос на них. Жан-Батист Сэй - французский экономист
начала XIX в. - утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку
каждый субъект рынка является одновременно и продавцом, и покупателем.
Также, по мнению классиков, расходы всегда равны доходам. Инвестиции всегда
равны сбережениям, поскольку владельцы сбережений всегда являются инвесторами.
Напомним также, что экономика в классической модели функционирует в условиях
полной занятости ресурсов, то есть объем выпуска всегда предполагает использование
всех имеющихся в национальном хозяйстве потенциальных ресурсов. Отклонения от 100
% занятости возможны, но они имеют естественный характер. Достижение общего
равновесия в процессе взаимодействия рынков и адаптации цен к изменению
соотношения между спросом и предложением происходит в течение длительного периода
времени. Так как классическая модель - это модель поведения экономики в долгосрочном,
периоде (long-ran), то линия совокупного предложения имеет вид вертикали и
обозначается LRAS (рис. 1).
P
LRAS
Y*
Y
Рисунок 1. Совокупное предложение в классической модели
Модель кейнсианского креста.
Несостоятельность постулатов классической модели, прежде всего принципа
автоматического рыночного саморегулирования, обнаружилась в период Великой
Депрессии в 1930-е годы. Возможные пути выхода из кризиса были предложены
английским экономистом Дж. Кейнсом в книге «Общая теория занятости, процента и
1
денег», вышедшей в 1936 г. В ходе критики классических взглядов Кейнс отмечал: «на
ваших долгосрочных интервалах мы бы все вымерли».
Именно работа Кейнса позволила выделить макроэкономику в самостоятельный
раздел экономической теории.
Кейнс описывает поведение экономики в краткосрочном периоде (short-run)., что
это связано с необходимостью проведения стабилизационной политики государства. При
этом Кейнс соглашался, что в долгосрочном периоде кривая совокупного предложения
имеет вертикальный вид и объем выпуска находится на потенциальном уровне,
определяемом качеством имеющихся в экономике ресурсов. Однако у Кейнса была иная
задача: в условиях депрессивной экономики определить меры, которые обеспечат
достижение потенциального уровня выпуска в условиях полной занятости экономических
ресурсов.
В отличие от классиков, Кейнс доказывает, что не совокупное предложение
определяет спрос, а наоборот - совокупный спрос определяет уровень экономической
активности, так как фирмы готовы произвести ровно столько продукции, сколько у них
захотят купить.
Модель кейнсианского креста базируется на допущении о том, что уровень цен
не чувствителен к изменениям совокупного спроса в коротком периоде 1.
Одной из причин негибкости цен являются издержки, связанные с изменением цен
(издержки на рекламу, ценники и т.д.). Другой причиной негибкости цен является наличие
контрактов, в которых оговорены цены на некий период (например, трудовые контракты).
При данном допущении кривая совокупного предложения в краткосрочном
периоде является горизонтальной при некотором уровне цен (рисунок 2). Так как цены не
являются гибкими, то в роли инструмента приспособления равновесия выступают не
цены, а выпуск.
Рисунок 2. Реакция экономики на увеличение совокупного спроса в кейнсианской модели
Для того, чтобы продолжить рассмотрение, необходимо ввести еще некоторые
понятия.
Склонность к потреблению и сбережению
Как уже отмечалось, располагаемый доход домохозяйств направляется на потребление и
сбережения. То есть, чем большая часть дохода потребляется, тем меньшая его часть
направляется на сбережение.
Негибкость цен не означает, что цены никогда не изменяются: предполагается, что цены
являются негибкими только в краткосрочном периоде (например, пока не закончится срок действия
контрактов), а в долгосрочном периоде цены все же реагируют на изменения спроса и предложения.
1
2
Возникает вопрос: в какой пропорции увеличиваются сбережения и потребляемая часть
дохода в случае его общего роста? Ответ на этот вопрос сформулирован в основном
психологическом законе Кейнса: «Психология общества такова, что с ростом
совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой
же мере, в какой растет доход». Это значит, что с ростом совокупного дохода, темпы
роста потребления растут более низкими темпами, что определяется так называемой
склонностью к потреблению.
Предельная склонность к потреблению (Marginal Propensity to Consume, MPC) равна
отношению прироста потребляемой части дохода (АС) к приросту всего дохода в целом
(AY), то есть доля прироста потребления в любом изменении располагаемого дохода:
MPC =
ΔC
ΔY , где
ΔС – прирост потребления
ΔY – прирост располагаемого дохода
Величина МРС показывает направляемую на потребление часть дополнительного дохода.
Очевидно, что 0<МРС<1, поэтому можно сказать, что:
если МРС = 0, то весь прирост дохода направляется на сбережение;
если МРС=1, то весь прирост дохода потребляется.
Аналогичным способом можно определить и предельную склонность к сбережению
(Marginal Propensity to Save, MPS):
MPC =
ΔS
ΔY , где
ΔS – прирост сбережений.
Наряду с предельными используются и средние величины: средняя склонность к
потреблению и сбережению:
Средняя склонность к потреблению (Average Propensity to Consume, APC) – доля
располагаемого дохода, направляемая на потребление:
АPC =
C
Y
Средняя склонность к сбережению (Average Propensity to Save, АPS) – доля
располагаемого дохода, которую домохозяйства сберегают
АPS =
S
Y
Модель Кейнсианского креста призвана увязать планируемые расходы с фактическими
расходами или выпуском в экономике
Модель закрытой экономики без государства.
3
Под планируемыми расходами будем понимать сумму, которую домохозяйства,
фирмы и правительство рассматриваемой страны планируют потратить на приобретение
товаров и услуг (как потребительского, так и инвестиционного характера) при данном
уровне доходов.
Поскольку экономика закрытая, то совокупный спрос является суммой лишь двух
компонент: расходов на потребление и инвестиций. Обозначив планируемые совокупные
расходы через AE, мы можем записать:
AE = C + I
(1)
Для построения модели нам необходимо задать функцию потребления и функцию
инвестиций. Кейнс предложил считать потребление функцией располагаемого дохода.
Поскольку государство отсутствует, то доход будет совпадать с личным располагаемым
доходом (Y = YD).
Увеличение дохода должно вести к росту потребления, однако увеличение
располагаемого дохода на единицу ведет увеличению потребления менее, чем на единицу.
Обозначив для простоты предельную склонность к потреблению MPC через c, запишем
следующую функцию потребления:
С(Y) = C + c × YD = C + c × Y
(2)
где C - автономное потребление, а 0Y 1 . В экономике наблюдается ситуация
избыточного спроса. Избыточный спрос приведет к тому, что фирмы будут распродавать
ранее сделанные запасы и наращивать выпуск. Рост выпуска будет сопровождаться
ростом доходов, и, соответственно, будет расти и величина совокупного спроса. В
результате экономика будет двигаться по направлению к равновесному выпуску Y*. И
наоборот.
Рисунок 4. Установление равновесия в модели Кейнсианского креста
Эффект мультипликатора
5
На основе модели Кейнсианского креста проанализируем, как изменится
равновесный выпуск в ответ на увеличение автономных расходов. Идея Кейнса состояла в
том, что для вывода экономики из депрессии нужно стимулировать спрос.
Стимулирование спроса в рассматриваемой модели можно смоделировать как рост
автономных расходов.
Предположим, что автономные расходы выросли на 1 млн. руб. Прямое
воздействие автономных расходов приведет к тому, что выпуск возрастет на 1 млн. руб.,
чтобы удовлетворить возросший совокупный спрос. Это так называемый прямой эффект
роста автономных расходов.
В дальнейшем автономные расходы более не изменяются, но приспособление
дохода продолжается в силу наличия косвенных эффектов.
Увеличение выпуска, а следом и дохода на 1 млн. рублей ведет к росту
потребления на величину, меньшую, чем само увеличение дохода, так как предельная
склонность к потреблению меньше единицы: ΔC 1 = c×ΔY 0 < ΔY 0 .
Для того чтобы удовлетворить спрос выпуск снова должен возрасти, но на этот раз
на величину c×ΔY 0 , то есть на меньшую. Рост выпуска снова приведет к росту дохода, а
это будет снова стимулировать потребление, и так далее. Просуммировав все изменения в
выпуске, получаем:
ΔY = (1 + c + c 2 + ...)Δ A 0
ΔY =
1
ΔA0
1− c
Таким образом, выпуск изменится на величину большую, чем исходное изменение
автономных расходов. Этот эффект называется эффектом мультипликатора автономных
расходов и отражает тот факт, что первоначальное изменение автономных расходов
умножается или мультиплицируется в конечном изменении выпуска.
Собственно мультипликатор автономных расходов можно определить через
отношение изменения выпуска к вызвавшему его изменению автономных расходов:
ΔY
1
=
Δ A0 1 − c
(5)
Итак, мультипликатор автономных расходов показывает, на какую величину
изменится равновесный объем выпуска при увеличении автономного спроса на единицу.
Можно заметить, что чем больше предельная склонность к потреблению, тем
больше величина мультипликатора. Это объясняется тем, что при прежней величине
прямого эффекта, будут наблюдаться большие косвенные эффекты (рост дохода на
единицу приведет к большему увеличению потребления и, соответственно, большему
изменению выпуска).
Экономика с государственным сектором
В этом случае следует принять во внимание, что государственные закупки
являются компонентой планируемых расходов: AЕ = C + I + G.
6
Также в этом случае появляется различие между доходом и личным
располагаемым доходом, поскольку государство собирает налоги и осуществляет
трансфертные платежи. В результате располагаемый доход будет равен: YD = Y + TR –
TA.
В этом случае функция потребления как функция располагаемого дохода:
С(Y) = C + c × YD = C + c × (Y − TA + TR)
(6)
Далее необходимо задать основные характеристики фискальной политики
государства, то есть политики государства в отношении государственных закупок,
трансфертов и налогов.
Предположим, что госзакупки и государственные трансфертные платежи задаются
экзогенно, то есть:
G = G , TR = TR
Государство может устанавливать два вида налогов: пропорциональные доходу со
ставкой подоходного налога t (0≤t<1):
TA = tY
И паушальные (фиксированные), не зависящие от уровня дохода:
TА = TА
Тогда
TА = TА + tY
Тогда функция потребления:
С(Y) = C + c × (Y − (TA + tY) + TR )
(7)
Тогда функция планируемых расходов совокупных может быть записана как:
AE(Y) = C + c × (TR − TA) + I + G + c(1 - t)Y
AE(Y) = A + c(1 - t)Y , где
(8)
A = C + c(TR − TA) + I + G
Следует отметить, что кривая совокупного спроса будет более пологой, чем в
случае экономики без государства, то есть при t=0 (рисунок 5).
7
Рисунок 5. Совокупные планируемые расходы для экономики с государственным
сектором при наличии пропорциональных налогов в сравнении с экономикой без
государственного сектора.
Как и раньше, найдем равновесие в модели с государством, приравняв совокупные
планируемые расходы к выпуску:
AE(Y*) = A + c(1 - t)Y *
Откуда, получаем:
Y* =
1
A
1 − c(1 - t)
(9)
Соответственно мультипликатор в модели с государством равен:
ΔY
1
=
Δ A0 1 − c(1 - t)
(10)
Как мы можем заметить, рост подоходного налога ведет к уменьшению
мультипликатора. Это позволяет сделать вывод, что пропорциональные налоги
выполняют роль автоматического стабилизатора экономики, то есть механизма, который
ослабляет реакцию выпуска на изменения в автономных расходах.
Влияние фискальной политики на макроэкономическое равновесие
Рассмотрим основные варианты фискальной политики: изменение величины
государственных закупок, изменение трансфертов и изменение ставки подоходного
налога.
• Увеличение государственных закупок на величину ∆G ведет к такому же росту
автономных расходов, а значит, в результате выпуск изменится пропорционально
мультипликатору:
8
ΔY* =
1
ΔG
1 − c(1 - t)
Графически рост государственных закупок сдвигает вверх кривую совокупного
спроса на величину ∆G , в результате при прежнем уровне выпуска возникает
избыточный спрос, что ведет к росту выпуска (рисунок 6).
Рисунок 6. Влияние роста государственных закупок на равновесный доход
• Увеличение государственных трансфертных платежей влечет увеличение
автономных расходов на величину предельной склонности к потреблению, которая
меньше единицы, так как трансферты влияют на планируемые расходы не
непосредственно, как государственные закупки, а опосредованно через потребление. В
результате эффект от увеличения государственных закупок на единицу будет в 1/c раз
меньше, чем от повышения государственных закупок на такую же величину:
ΔY* =
с
ΔTR
1 − c(1 - t)
• Увеличение паушальных налогов эквивалентно снижению государственных
трансфертов: рост паушальных налогов ведет к сокращению выпуска.
• Влияние ставки подоходного налога. Ставка подоходного налога не оказывает
влияния на автономные расходы, а изменяет величину мультипликатора. Ее рост ведет к
уменьшению мультипликатора и к снижению равновесного выпуска. Геометрически
увеличение ставки подоходного налога влечет уменьшение угла наклона кривой
совокупного спроса (рисунок 7).
9
Рисунок 7. Влияние роста ставки подоходного налога на равновесный доход
Подведем итог. Фискальная политика может использоваться для стабилизации
экономики. В частности, когда наблюдается спад производства, то следует уменьшать
ставку подоходного налога или увеличивать государственные расходы, причем эффект от
увеличения государственных закупок будет выше, чем при таком же увеличении
государственных трансфертов. В случае, когда, напротив, наблюдается "перегрев"
экономики (экономика на подъеме), то, повышая налоги или сокращая государственные
расходы, мы можем вернуть экономику в состояние полной занятости.
Влияние фискальной политики на состояние государственного бюджета
Мы анализировали различные варианты фискальной политики, не рассматривая
при этом, в какую сумму та или иная политика обойдется государству. Теперь мы
займемся непосредственно вопросом доходов и расходов государства.
К доходам государства мы относим налоговые поступления, а к расходам государственные трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Превышение
расходов над доходами называют бюджетным дефицитом (BD). При принятых выше
предположениях относительно фискальной политики выражение для бюджетного
дефицита принимает следующий вид:
BD = tY + TA − TR − G
(11)
Превышение доходов бюджета над его расходами или отрицательный бюджетный
дефицит называют профицитом бюджета (BS): BS ≡ - BD.
Проанализируем, как различные варианты фискальной политики сказываются на
величине профицита бюджета.
Увеличение государственных закупок.
С одной стороны, государственные закупки являются расходной статьей
государственного бюджета и их государственных закупок должно вести к сокращению
профицита бюджета (или увеличению дефицита бюджета). С другой стороны, имеется
косвенный эффект их воздействия на бюджет, поскольку увеличение государственных
закупок положительно влияет на равновесный доход и, значит, увеличатся налоговые
поступления, что вызовет обратную тенденцию (увеличение профицита). Несложный
10
расчет покзволяет сделать вывод, что прямой эффект от повышения государственных
закупок является доминирующим.
Аналогично, увеличение государственных трансфертов также приведет к
сокращению профицита госбюджета, причем снижение профицита будет большим, чем в
результате повышения государственных закупок на такую же величину. Это объясняется
тем, что прямое воздействие от увеличения трансфертов в точности совпадает с прямым
эффектом от роста государственных закупок. Однако косвенный эффект, связанный с
ростом налоговых поступлений, будет меньшим, поскольку равновесный доход
увеличится не так сильно, как при аналогичном изменении государственных закупок.
Повышение ставки подоходного налога. Как и в предыдущих случаях, мы
наблюдаем две противоположные тенденции. Прямой эффект состоит в том, что в
результате повышения ставки подоходного налога растут налоговые поступления для
данного уровня выпуска, что положительно влияет на профицит бюджета. Однако имеет
место и косвенный эффект, связанный с тем, что рост ставки подоходного налога ведет к
падению равновесного дохода, что сокращает налоговую базу, что ведет к уменьшению
профицита. Доминирующим все же будет прямой эффект, что приведет к росту
профицита бюджета.
Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Как увеличение государственных закупок, так и снижение налогов (как
паушальных, так и пропорциональных) ведет к снижению профицита государственного
бюджета.
Все перечисленные выше меры относятся к стимулирующей фискальной политике,
то есть, политике, направленной на рост выпуска. Таким образом, стимулирующая
фискальная политика или, фискальная экспансия, негативно влияет на профицит бюджета.
И, наоборот, фискальная политика, направленная на снижение выпуска (фискальная
рестрикция) ведет к росту профицита бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета
Рассмотренные выше варианты экономической политики, как мы могли заметить,
не являются нейтральными по отношению к государственному бюджету. Предположим,
что мы хотим, чтобы воздействие на выпуск не изменяло бы сальдо госбюджета или
иными словами было бы нейтральный к государственному бюджету. Рассмотрим
увеличение государственных закупок за счет роста налоговых поступлений. При этом
будем считать, что в экономике действуют лишь паушальные налоги. Рассмотрим такое
изменение паушальных налогов, которое нейтрализует влияние роста государственных
закупок на профицит бюджета, то есть государственные закупки и налоги изменяются
таким образом, чтобы при прежнем уровне дохода госбюджет оставался бы
сбалансирован:
∆BS = ∆G − ∆TA = 0
Как в этом случае изменится равновесный выпуск? Рост государственных закупок
приводит к увеличению равновесного выпуска, а снижение паушальных налогов - к
уменьшению равновесного дохода. Какой эффект будет доминирующим?
Заметим, что увеличение государственных закупок на единицу ведет к такому же
увеличению совокупных планируемых расходов, а снижение паушальных налогов на
единицу приведет к сокращению планируемых расходов лишь на с, поскольку налоги
11
влияют на планируемые расходы опосредованно через потребление. Таким образом,
величина совокупных планируемых расходов при каждом уровне дохода увеличится на
величину, равную c ∆G , поскольку
∆AE (Y ) = ∆C + ∆G = −c∆TA + ∆G = (1 − c)∆G
В результате кривая совокупных планируемых расходов сдвинется вверх и
равновесный выпуск увеличится.
Интересно было бы подсчитать величину мультипликатора при сбалансированном
увеличении государственных расходов. Поскольку в равновесии величина планируемых
расходов должна быть равна выпуску, то мы можем записать выражение для приращения
равновесного выпуска:
c∆Y * + ∆G − c∆TA = ∆Y *
откуда, с учетом сбалансированности бюджета, находим:
∆Y * 1 − c
=
=1
∆G 1 − c
Итак, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, то есть рост
государственных закупок на единицу (при одновременном повышении налогов) ведет к
увеличению равновесного выпуска ровно на такую же величину.
Вывод: мультипликатор сбалансированного бюджета меньше обычного
мультипликатора, поскольку рост налогов ведет к уменьшению располагаемого дохода и,
следовательно, к уменьшению потребления и совокупных планируемых расходов, что
имеет воздействие, противоположное росту государственных расходов, но полностью
эффект от роста государственных расходов не подавляет, так как рост налогов
воздействует на планируемые расходы опосредованно.
Профицит бюджета при полной занятости
Как мы уже убедились, фискальная экспансия приводит к сокращению профицита
государственного бюджета, а жесткая фискальная политика, напротив, - к увеличению
профицита бюджета. Это позволяет сделать вывод, что профицит бюджета мог бы
служить простым и удобным показателем проводимой фискальной политики: рост
дефицита госбюджета давал бы основание оценивать фискальную политику как
стимулирующую, нацеленную на рост выпуска.
Однако этот индикатор проводимой государством фискальной политики страдает
серьезным недостатком. Профицит бюджета может измениться в результате колебаний
автономных расходов, не связанных с проводимой экономической политикой.
Более того, известно, что экономика подвержена циклическим изменениям
выпуска. Если экономика вступает в период спада, то налоговые поступления
уменьшаются и, как следствие, сокращается профицит бюджета и, наоборот, при подъеме
экономики профицит бюджета растет, хотя при этом может не происходить никаких
изменений в фискальной политике.
Поэтому для оценки фискальной политики нужен индикатор, не зависящий от
стадии экономического цикла, на которой находится экономика (спад или подъем). Таким
12
индикатором может служить профицит бюджета при постоянном уровне выпуска. В
качестве неизменного уровня выпуска выберем уровень выпуска при полной занятости
(то есть, в условиях максимального потенциального выпуска). Тогда этот показатель
будем называть профицитом госбюджета при полной занятости. Обозначив величину
профицита при полной занятости через BSf.e.. запишем:
e
BS f .e. = TA + tY f − G − TR
13